Налоговый инспектор

Материал из Неолурк, народный Lurkmore
Перейти к навигации Перейти к поиску
Я приду, и нет причин,
Чтобы мне вы были рады,
Но я себе не господин:
Мне собрать налоги надо!

Никто почему-то не любит платить налоги. Даже те, кто честно отсчитывает государству полагающийся процент, делают это без малейшего энтузиазма. А уж тех, кто по долгу службы следит за этим — и подавно не выносят.

Ну а так как писатели — тоже люди, подлежащие налогообложению, они регулярно и с чувством высказываются о налоговых инспекторах, фискалах и прочих мытарях в своих произведениях, поэтому специально для них был введен п. 3 ст. 221 НК РФ, уменьшающий им налог с продаж книг на 20% просто так, без причин.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Библия. Отношение к мытарям в Иудее было… гм-м… Это не стоит пересказывать, это надо читать.
    • Всё потому, что мытарь — это не налоговый инспектор (госчиновник), а откупщик, то есть частный коллектор, который купил у государства право собирать налоги на определённой территории. Можете вообразить размер возможностей для злоупотреблений, особенно учитывая, что местные власти практически всегда были с откупщиками в доле, и управу на бандитов с государственной лицензией можно было найти только в Риме, если повезёт. Современным людям это кажется дикостью.
    • Откуп как форма сбора налогов имеет давнюю историю — как минимум с древних персов, — был распространен практически повсеместно и в том или ином виде просуществовал вплоть до Новейшего времени (до конца XIX века точно). Именно так собирали налоги и греки, и римляне, и Европа, и монголы (а вслед за ними — Русь[1]/Московское царство/Российская империя). Конкретно иудейских мытарей не любили не только за собственно сбор мыта, но и за то что собиралось оно для римлян-оккупантов (и с помощью римских солдат же). Таким образом, в глазах местных жителей мытарь выглядел еще и грабителем собственного народа.
    • Иудеи в своем отношении к мытарям не одиноки. Понятно, что «никто не любит фининспектора», но иногда эта нелюбовь доходит до края: так например, во время Французской революции указом ревтрибунала ВСЕ генеральные откупщики были казнены.
    • Аналогичное отношение было к мельникам. Потому что собирать оброк с урожая чаще всего доставалось им. К тому же, работавший с механизмами мельник казался самую малость, но колдуном.
  • Анекдот. Цирковой силач выжимает лимон в большой стакан, после чего обращается к публике: «Кто после меня выжмет из этого лимона ещё хоть каплю сока — тому серебряная монета!» Из публики выходит щуплый, плюгавенький мужчина… и, не напрягаясь, выжимает из того же лимона ещё полстакана! Всеобщий «ааах!». Силач с вытянувшимся лицом и вытаращенными глазами отдаёт серебряную монету: «Волшебник, что ли?» — «Никоим образом. Просто сборщик налогов».
  • Ещё один анекдот. Начальник подходит к пожарным и говорит: «Ребят, тут здание налоговой инспекции горит… Собирайтесь потихоньку».
  • И ещё. Звонит телефон, трубку снимает горничная. «Хозяин дома?» — «Нет, что ему передать?» — «Передайте, что звонил его друг!» — «Друг? Вы ошиблись номером — здесь живёт налоговый инспектор».

В армии, сержант — новобранцу:
— Кем ты был на гражданке?
— Налоговым инспектором.
— Будешь по утрам кричать «Подъём!»
— А почему я?
— Ты уже привык к ненависти окружающих…

Литература[править]

Русскоязычная[править]

На стене клопы сидели
И на солнце щурились,
Фининспектора узрели —
Сразу окочурились…

— И. Ильф, Е. Петров, «12 стульев»

Косые, недобрые взгляды
Ловя на себе в деревнях,
Снуют по округе отряды
На сытых, тяжёлых конях.
Их меткою дьявол пометил:
Везде, где проедут — беда!
Рыдают голодные дети:
Последнее батя отдал.

Владимир Высоцкий, черновик «Баллады о ненависти» — о средневековых сборщиках

— А вон там Два Брата, — также решил продемонстрировать свои астрономические познания Логмир. — Раньше это были люди, но потом один увёл у брата жену, а тот обиделся и убил брата. И жену убил. А потом пошёл и убил налогового инспектора.
— А его-то за что? — не поняла Ванесса.
— Подруга, ты чего? Это же был налоговый инспектор!
— Я поняла. И что?
На-ло-го-вый ин-спек-тор! — по слогам и очень выразительно повторил Двурукий, ужасно удивлённый, что ему вообще приходится объяснять такие простые вещи. — Как же не убить-то?

  • Михаил Дулепа, «Господин барон». «Их можно узнать в любом обличии, их штампуют в глубинах ада, и эманация боли и ужаса окружает их навечно. Он шёл как злое умертвие из страшной сказки, где он проходил — исчезали улыбки, гасли огни, начинали плакать дети…»
    • С другой стороны, пойманный бароном налоговый инспектор, покусившийся на его замок оказался вполне приятным человеком. А узнав, что помимо отпуска в подземельях Эскленда (которые еще и оплачивались как командировка) ему полагается плата уже от самого барона (как живому экспонату), которая еще и превышает его нормальную ЗП, на коленке соорудил акт освобождающий барона от ряда налогов по причине семейного положения (родители на еждивении, а также наличие двух несовершеннолетних дочерей).
    • А вот его коллега напротив, готов и игрушечное противостояние двух баронов превратить в маленькую гражданскую войну с реальными трупами (благо есть возможность впоследствии выскочить сухим из воды).
  • Николаев Игорь, «Город Тьмы и Дождя» — в альтернативном киберпанк-СССР фининспекция стала… всемогущей спецслужбой. Правда, с прикрученным фитильком, так как журналистов опасаются и всей полнотой информации не владеют (а судя по финалу, могут и врага в своих рядах пропустить).
  • Сергей Лукьяненко, «Геном» — из множества генетически модифицированных «спецов» чувство любви к другому человеку напрочь заблокировано у трёх профессий: пилотов (должны ощущать любовь только к кораблю), следователей (чтобы подозреваемые не соблазняли) и налоговых инспекторов (по неизвестной причине)
  • Ник Перумов, «Хранитель Мечей» — архимаг Игнациус Коппер в одной из глав вспоминает, как в своём родном мире подростком мечтал о том, как станет сборщиком податей — работа была лёгкой, а сборщиков уважали и побаивались.

На других языках[править]

  • Роберт Бёрнс:

Со скрипкой чёрт пустился в пляс
И в ад умчал акцизного,
И все кричали: — В добрый час!
Он не вернётся сызнова!

Мы варим пива лучший сорт
И пьём, справляя тризну.
Спасибо, чёрт, любезный чёрт, —
К нам не придет акцизный!

Есть пляски разные у нас
В горах моей отчизны,
Но лучший пляс, чертовский пляс
Сплясал в аду акцизный!

— Перевод С. Я. Маршака
  • Астрид Линдгрен, «Помперипосса из Монисмании» — единственный пример политической сатиры в творчестве Линдгрен, вдохновением для которого послужил налог в 102 %, которым обложило её доход шведское государство.
  • Анджей Сапковский, рассказ «Вечный огонь» из сборника «Меч предназначения»: новиградский чиновник-налоговик показан не мерзким. Комичным.
  • Терри Пратчетт и Нил Гейман, «Добрые предзнаменования». «Многие явления — войны, эпидемии, внеплановые проверки налоговой инспекции — считаются доказательствами неявного вмешательства Сатаны в дела человеческие». «Это как играть в одной команде с налоговым инспектором. Отлично, когда он играет за нас, но это не тот тип, с кем после игры хочется завалиться в бар и славно потрепаться за кружечкой. Всё равно приходится всё время быть начеку».
  • Терри Пратчетт:

— Мой отец заставил меня поклясться, что я никогда не буду помогать налоговикам. Он говорил, что при одной мысли о них его тошнит. Ещё он говорил, что есть смерть и есть налоги, только налоги гораздо хуже, потому что смерть случается один раз в жизни, а налоги — каждый год. Нам приходилось даже выходить из комнаты, когда он говорил о налоговиках. Мерзкие твари. Вечно суют повсюду свой нос, вечно выспрашивают, у кого что спрятано под поленницами или за потайными дверцами в подвале, хотя их это совершенно не касается.
Она презрительно фыркнула.
Билл Двер был поражён. В устах госпожи Флитворт слово «налоговик» звучало точь-в-точь как «гад», хотя было на целых четыре слога больше.
— Ты должен был сразу сказать мне, кто тебя преследует, — упрекнула госпожа Флитворт. — В здешних местах налоговики популярностью не пользуются. Когда ещё мой отец был жив, к ногам особенно назойливых налоговиков привязывали камень потяжелее и бросали их в пруд.
— НО, ГОСПОЖА ФЛИТВОРТ, ГЛУБИНА ПРУДА ВСЕГО НЕСКОЛЬКО ДЮЙМОВ.
— Да. Было очень смешно наблюдать, как они об этом узнавали.

  • Гарри Гаррисон, «Ты нужен Стальной Крысе». «Пока вы тратили деньги, а не зарабатывали их, вы были защищены от всяких неприятностей. Скоро вы сами начнёте зарабатывать себе на жизнь, и вместе с первой кредиткой, заработанной нелёгким трудом, появится и сборщик налогов. Пронзительно каркая, он станет кружить вокруг, пока не взгромоздится на плечо и не выхватит своим жёлтым клювом большую часть ваших денег».
    • «Стальная Крыса на манеже» — Пьюссанто.
    • В другой книге жену ГГ похищают сотрудники налоговой. Когда он отправляется в училище с требованием досрочно отпустить сыновей, то директор-полковник отказывается… пока Джим не говорит, что жену похитила налоговая служба. Тот тут же подписывает документы.
  • Мигель Отеро да Сильва «Лопе де Агирре, Князь Свободы» — де Аггире был одно время рехидором, выборным налоговым инспектором.
  • Узбек Анвар Абиджан (псевдоним; наст. имя — Анваржан Обитжанов), «Грозный Мешпалван»: в пародийно-богатырской восточной сказке действует и непременный сборщик налогов с говорящим именем Акула. Закономерно скончался от несовместимой с жизнью жадности и тупости — полез в болото за конфетой, привязанной на верёвочку.

Кино[править]

  • «Ужин с придурком» Франсиса Вебера: лейтмотивом налогового инспектора Мориса Шеваля служит не что иное, как главная тема из фильма «Челюсти».
  • «Postal» — секта дядюшки Дейва задолжала правительству три миллиона с небольшим. Так что ближе к концу в резиденцию секты (захваченную к тому времени радикальными исламистами) заявляются два налоговых инспектора.
  • «Персонаж» — угадайте, кем работает главный герой. Так что вопрос, как к нему относятся люди, можно считать риторическим.
  • «Мытарь» — соответственно. Главный герой имеет бесценный для профессии дар предвидения и не менее ценную для профессии неспособность любить (в финале все поменяется наоборот).
  • Японская чёрная комедия Marusa no Onna (A Taxing Woman) — о женщине (не столь уж и отрицательной героине), расследующей случаи уклонения от уплаты налогов.
    • И малоизвестная игра-квест на NES — адаптация фильма.
  • «Главное — не бояться!» — даже Бог не хочет связываться с налоговой инспекцией, поэтому выполняет желание героини о миллионе долларов, предупреждая, что после всех вычетов той достанется лишь половина.
  • «Знакомьтесь, Джо Бэк» — субверсия, и одновременно игра с тропом: в развязке фильма Джо представляется спецагентом налоговой инспекции, потому что «есть только две вещи, встречи с которыми вам не избежать» (см. Реальная жизнь).

Телесериалы[править]

  • «Хранилище 13»: именно сотрудниками налоговой прикидываются сотрудники Хранилища. Как не трудно догадаться, их не очень-то и любят.
  • «Маросейка 12» — сериал о работе специального подразделения налоговой инспекции.
  • «Мыслить как преступник» — одна из серий посвящена убийству коллектора, занимавшегося взыскиванием чужих долгов, которые ранее перекупил у банков. Расследование выявило, что он был убит компаньоном, так как решил помочь наиболее погрязшим в долгах людям.

Мультфильмы[править]

  • «Робин Гуд» — шериф Ноттингемский, собирающий налоги для короля, показан совершенно омерзительным типом.
  • «Nick Knatterton» — один из эпизодов начинается с того, что детектив от души молотит боксёрскими перчатками по неприятной физиономии, и закадровый голос услужливо поясняет, что это налоговой инспектор Зигмунд Шнюффель (фамилия означает «нюхач»), который выписал Нику огромную доплату к налогам. Потом Ник и вовсе сворачивает налоговику шею — это боксёрский манекен со сменными головами, на котором можно отвести душу. Позже Ник попадает в квартиру к Шнюффелю — она вся украшена знаками параграфов, а внушительная библиотека целиком и полностью состоит из законов о налогах.

Комиксы[править]

  • «Добромир». Мытаря Теодора не любят за его ремесло (человек он хороший). Когда он по просьбе главного героя вмешался в важную сделку (как частное лицо) и, подняв цену, «перетянул» товар себе, это вызвало ярость купца, оставшегося с носом. Купец не только побил Теодора, но и обозвал «поганым псом-мытарем». Пришлось герою заступаться…
  • «Хагар Страшный». Визиты налогового инспектора — единственное, чего боится викинг Хагар Страшный. Налоговый инспектор всё время таскает за собой палача, так что есть, чего бояться.

Видеоигры[править]

  • Morrowind — один из самых первых квестов, который протагонист может взять в стартовом городе — это расследование убийства сборщика налогов. Судя по репликам горожан, убитый отнюдь не пользовался особой популярностью в городе, а к его любовнице — смотрительнице маяка — отношение так и вовсе предвзятое.
  • Majesty 2: Monster Kingdom — что характерно, здесь в качестве сборщиков налогов выступают вампиры.
  • «Ведьмак 3: Дикая Охота» — если накопить определённую сумму денег (35 тысяч крон) в Оксенфурте до Геральта может докопаться самый настоящий налоговый инспектор с проверкой. «- Ведьмак. Охотник на монстров. — Ага. Индивидуальный предприниматель. Род деятельности: дезинфекция, дератизация, демонстризация». Надо сказать, докапывается он только до выявленных пользователями способов «незаконного обогащения» в игре, вроде убийства и продажи шкур бесконечно спаунящихся в одном месте коров.
  • Warframe — частые персонажи партизанских вылазок в Долине Сфер, где выступают обычно целями убийства. А всё потому что здесь, в этом островке киберпанка, у неплательщиков могут отобрать протезы, без которых работать невозможно, родные органы и самое худшее — законсервировать мозг.
  • Mortal Kombat 11 — накнаданец Коллекционер, он же Коллектор.
  • Mount & Blade — можно и таким поработать. Офигеннейшая качалка — во-первых там 20 % отката самому персонажу, во-вторых можно использовать эти деньги как кредит на пару жирных торговых операций. Или на то чтобы собрать армию и зачистить бандитов вокруг заплатив с их лута. И в-третьи, деньги можно просто оставить себе. Один и даже пара обиженных лордов в начале невелика потеря, а ведь с двух-трех лордов можно настричь на целую мануфактуру.
    • В последнем случае (и ему подобных) главное — не подходить к лорду и не говорить ему прямо «я тебе должен, но отдавать не собираюсь». Иначе он досрочно включит счётчик. А если он в некий момент констатирует, что квест на сбор налогов вами завален (чисто по таймауту) — он этот счётчик всё равно включит. Впрочем, если это не один из монархов, а обыкновенный лорд, а его вдобавок впоследствии отправят в изгнание (такое везение не обязательно, но вероятно) — одним кредитором станет меньше. А вот если таким образом задолжать некоей августейшей особе — тут уж рано или поздно следует или заплатить (и чем позже — тем больше), или, в Mount & Blade Warband, свергнуть этого типуса с трона, чтобы он свалил из Кальрадии и перестал требовать долг.
    • В мягком варианте можно обернуть этот капитал пару раз на торговых операциях или на минимальном затаривании и выдаче люлей самым наглым бандитам.

Визуальные романы[править]

— Уехали эти оглашённые? — скрипнуло за спиной, и я обернулся.
— После ужина должны.
— Ну разумеется. Как же не пожрать нахаляву.
— Так говоришь, как будто они за твой счёт жрать будут.
— За мой… Не за мой… У меня к родственникам в налоговую два раза в год такие тунеядцы набегают — пожрут, на теплоходе накатаются — и домой, в Москву, отчёты писать.
— Тогда понятно, почему ты такая…
— Какая?
— А как же. Сердитая и людей не любишь.
«Полюбил девушку, юную, красивую, умную. Дома раздел — оказалась налоговый инспектор. Генетику, брат, не пропьёшь».

— Дмитрий Санати «7 дней лета». Рут Славя-7ДЛ, ветка Локи, день четвёртый.

Прочее[править]

  • Популярная картинка в США XIX века (попала даже на фирменную этикетку напитка «Mountain Dew»): хиллбилли палит из своей ружбайки в перепуганного налогового инспектора.
  • Знаменитая (как минимум в США) и много где обыгрываемая фраза Бенджамина Франклина: «В мире нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов» (In this world nothing can be said to be certain, except death and taxes).

Примечания[править]

  1. Тот самый «ярлык на княжение» в числе прочего обязывал князя собирать дань для хана
Профессии и род занятий
ТехнариГаечкаГикЖестянщик/КузнецИскусный мастер/Ремесленник и воин vs Мастер-ломастерИспытательНевезучий изобретательТехнари
Другие профессионалыАлкаш с золотыми рукамиБезумный художникБесстрашный журналист • Библиотекарь (злойстрогийэксцентричный) • Биржевой игрокКаскадёрКоварный трактирщикКоммивояжёрКрестьяне (Колхозник) • Крутой авиаторМорской волкМТА (Злой писатель) • МТХ/Художник-халтурщикНалоговый инспекторПоэт и воинПромышленный магнатРепортёр в красной рубашкеРостовщикСамодостаточный журналистСказительСпортсмен (Face vs HeelМилый менеджер спортивной командыРестлинг) • Суровый уборщикСутенёрСтриптизёрСценарист-неудачникТоп-менеджерТорговец информациейТорговец органамиТорговец оружиемТюремщикУличный исполнительЧастный сыщикШулер

Кулинары: Злой поварКокКрутой повар vs Повар-катастрофаМастер одного блюдаПотрясающий поварШтатный поварКрутой трактирщик
Моряки: АдмиралБоцманКапитанКокКоммодорМатросПиратЮнга

Музыканты: БардБожественный музыкант vs Ужасный музыкантЗловещий музыкант
Общие понятияБожественный ремесленникДилетант широкого профиля (Тыж) • Добрый начальник vs Злой начальникПрофессиональная деформацияПрофи с причудами (Сам себе мастер)