Частная мораль против общей

Материал из Неолурк, народный Lurkmore
Перейти к навигации Перейти к поиску

«Что улью не полезно, то пчеле не на пользу»

— Марк Аврелий

Ситуация морального выбора между благом для ближних (семьи, друзей, сограждан) — и благом для других людей, страны, мира в целом.

«Прикрыть» ли перед органами близкого человека, совершившего преступление, или сдать его полиции? Если враги напали на родину, отсидеться ли в тылу с семьёй и детьми или пойти на фронт с риском погибнуть и оставить детей сиротами? Закрыть ли глаза на военные преступления своего государства или солидаризироваться с пострадавшими, но с ненулевой вероятностью, что эти пострадавшие, защищаясь от агрессии, начнут боевые действия уже на вашей территории? Сохранять ли отношения с лучшим другом детства, если он на последних выборах проголосовал за Саурона Волдемортовича Гитлера, и помогать ли ему в трудную минуту — или плюнуть ему в лицо и сказать, что он это заслужил?

В моральном плане это очень сложная и поэтому интересная для авторов ситуация, не имеющая однозначного решения. С одной стороны, для людей естественно ставить на первое место ближних, а не «дальних» и не моральные абстракции, и человек, который без колебаний пожертвует семьёй, друзьями и согражданами ради абстрактной справедливости или чужих людей, будет для многих выглядеть как законопослушный дурак с ригидной моралью, а то и как Смердяков[1]. С другой стороны, если речь идёт об особенно чудовищных преступлениях, то содействие им даже по такому мотиву может восприниматься как однозначный переход морального горизонта событий. При столкновении частной и общей морали часто рождается двойная мораль.

Более общим случаем, когда выбор не обязательно между частным и общим, является троп Кому сохранить верность.

Частная мораль может приводить к тропу Один брат — партизан, другой брат — полицай.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Сага о ведьмаке — краснолюд Золтан Хивай решительно высказывается в пользу частной морали: «Мой колоссальный недостаток, — пояснил он, — в неизбывной доброте. Я прямо-таки не могу не творить добро. Однако я — краснолюд разумный и рассудительный и знаю, что быть добрым ко всем невозможно. Если я попробую быть добрым ко всем, ко всему миру и всем населяющим его существам, то это будет то же самое, что капля пресной воды в соленом море, другими словами: напрасное усилие. Поэтому я решил творить добро конкретное, такое, которое не идет впустую. Я добр к себе и своему непосредственному окружению.»
  • «Американская пастораль» Филипа Рота — дочь главного героя под впечатлением от войны во Вьетнаме и преступлений американских военных становится леворадикальной террористкой. Вместе с товарищами они совершают несколько терактов, причём направленных не против государства, а против обычных граждан — вероятно, полагая, что «шоковая терапия» будет способствовать изменению политики государства. А на самом деле в шоке оказывается сам ГГ, когда узнаёт об этом.
  • «Имперский маг» Оксаны Ветловской. По сути, для главного героя это основной конфликт цикла, и, с учётом страны, примат частного над общим оказался скорее положителен. Как довольно эффективный оккультист главный герой многое мог сделать для Третьего рейха, и делал, несмотря на то, что его идеи не поддерживал, но всё-таки считая его родиной. Сомнения были всегда — сначала из-за презрения к нацистам, после посещения Равенсбрюка — ещё и от мук совести. Но окончательно он сломался, когда у него при помощи одного из изобретений появилась возможность не просто помогать стране, при этом неся относительно мало ответственности за свои действия, но положить конец войне — увы, в пользу нацистов. После этого он уничтожил то изобретение, которое ему помогло бы в этом, и остаток цикла и войны посвятил уничтожению своих прошлых изобретений и спасению своей славянской любовницы и семьи, плюнув на страну.
    • Его ординарец Хайнц пережил этот же конфликт, но в куда менее яркой форме, пройдя путь от преданного гитлерюгендовца, хоть и с натяжкой (из-за интеллигентности, привычки думать своей головой и ареста приятного ему еврея), но верного Рейху и готового пожертвовать за него жизнью, до человека, сливающего секретные документы из оккультного НИИ агенту союзников, из смешанной мотивации: подпортить жизнь не оправдавшей его ожиданий стране, выгородить себя заранее перед будущими оккупантами и скуки. Даже отказ сливать документы своего начальника уже исходил из личных причин — нежелание предавать искренне уважаемого им человека, а не родину.
  • Владислав Крапивин, «Великий Кристалл» — упоминаются как минимум три позиции движений Командоров. Основная гласит о необходимости защиты детей как носителей будущего, особенно со сверхъестественными способностями. Радикальные Командоры Полуострова во главе с Кантором пошли дальше: стали отбирать детей и пробуждать в них способности шоком от смерти родителей (на деле выбрасываемых в другую грань Кристалла), после чего воспитывать в интернате как будущих лидеров духовного обновления погрязшего в потреблении общества. Наконец, откололась от официального движения и группа «Белые гуси» Корнелия Гласа — защищать нужно всех детей независимо от их способностей.

Кино[править]

  • Экранизация «Американской пасторали» 2016 г.
  • «Предел риска» (2011) — со дня на день ипотечные облигации упадут настолько, что потребуют обеспечения в размере всех активов банка. Спор идет, сливать ли пакет ценных бумаг — продажа настолько огромного пакета спасет банк, но обрушит рынок. В итоге бумаги успешно продают, чем спускают с крючка Мировой финансовый кризис 2008—2010 гг.

Аниме[править]

  • Tenki no Ko — вопреки традиции японской культуры (да и немного западной), Ходака вызволяет забранную на небо Хину и возвращает её на землю. Но ничто не дается даром — вследствие этого спустя 3 года Токио большей частью затоплен, превращаясь обратно в залив Эдо.
  • Kai Byoui Ramune - в 12 серии встает вопрос, насколько доктор должен привязываться к пациентам и жертвовать собой ради них. Наставник Рамунэ Момидзи однозначно говорит, что помогать надо в рамках прямых обязанностей - но не более, иначе никакие деньги не скомпенсируют потерянное здоровье, а уж привязываться к пациентам и позволять им привязываться и вовсе последнее дело, ибо это мешает самому доктору нормально лечить и дальше. Акацуки его в этом плане поддерживает - если расшибешься в лепешку ради одного пациента, последующим десяткам и сотням уже не поможешь. Сам Рамунэ же готов на любые меры, включая самопожертвование (чего стоит многочасовая лежка со сломанной ногой и переохлаждение, чтобы заставить мать и сына услышать друг друга), чтобы вылечить подопечных, даже если те отчаянно упрямятся. Помощник и подопечный Куро в итоге находит компромисс - самопожертвование не нужно, если опираться не только на свои силы, но и на помощь друзей, а с исцеленными можно и на пикник сходить.
  • Classmate, Kamimura Yuuka wa Kou itta — после убийства супервайзерами возлюбленного Яшара Юка Камимура решает добиться успеха в проекте создания искусственного человека...и отомстить супервайзерам за убийство. В итоге супервайзеры убиты, Юка умирает от невозможности вернуть любимого, и возрождение человечества так и не состоится.

Видеоигры[править]

  • Prince of Persia (2008). Всю игру Принц и Элика сражаются с Ариманом, чтобы снова заточить его и избавить мир от аримановой порчи. Они успешно запирают Аримана, но Элика отдаёт свою жизнь, чтобы ритуал сработал. После этого в финале игры Принц… снова выпускает Аримана и такой ценой воскрешает Элику.
    • В DLC — эпилоге Элика долго материт Принца за такое решение, а в конце покидает его.
  • «Beholder» — во все поля! Есть правительство и сопротивление, оба весьма неразборчивы в методах. Есть жильцы дома 6 на ул. Крушвице, многие из которых весьма порядочные люди. И есть семья протагониста. И перед игроком порой стоит непростой выбор, чьи интересы нужно учитывать в первую очередь. Ведь для помощи семье порой приходится добывать деньги далеко не самыми порядочными способами.

Реальная жизнь[править]

  • В советское время активно пропагандировалась идея примата общего над частным, и в качестве положительного примера приводился Павлик Морозов (с ним, что характерно, субверсия: судя по всему, он просто хотел хоть как-то защитить мать и братьев от изверга-отца, и то ли был убит дедом, то ли его убийство вообще было организовано ОГПУ в постановочных целях).
  • В Третьем рейхе те немцы, до которых доходили слухи про концлагеря, зачастую тем не менее проявляли конформизм и не выступали против Гитлера именно по этой причине. В 1930-е годы это было чревато репрессиями со стороны режима, а в 1940-е помогать союзникам означало увеличивать риск того, что Германия подвергнется бомбардировкам и погибнут обычные граждане (что в итоге и произошло).
  • В современных цивилизованных странах принято компромиссное решение: свидетель вправе отказаться от показаний, если обвиняемый — его ближайший родственник, но не вправе лгать.
  • Старый китайский закон запрещает доносить на близких родственников, таким образом отменяя для них другой закон, по которому недоносительство карается так же, как и само преступление. Никаких полутонов не предусмотрено, родственник — доносить нельзя, не родственник — необходимо[2].

Примечания[править]

  1. Естественно, пострадавшие от действий родственников или друзей этого персонажа рассудят иначе — они-то будут недовольны, что преступник уходит от ответственности, так как его отмазали благодаря кумовству
  2. Точнее, так утверждало конфуцианство. Если вас угораздило оказаться в государстве, где господствовал легизм (который во многом противоречил конфуцианству) то недоносительство даже на родного отца каралось смертью