Героецентричный сеттинг
Люди любят наблюдать за людьми. Это одно из самых древних и проверенных развлечений: охотничьи байки у костров, сказки, драматургия, литература, кино и видеоигры используют это качество.
Стоит ли удивляться, что большая часть перечисленных форматов строится как раз на героях и конфликтах? А остальное — так, антураж. Одень римских легионеров в космическую броню — центральная часть всё равно останется.
Одной из характерных особенностей героецентричного сеттинга является «динамическая генерация мира». Иными словами, мир пишется вокруг героев, и чаще всего автор не просто не знает, что там, «за горизонтом», но даже и не задавался этим вопросом.
Но встречаются и дотошные авторы, желающие создать прежде всего мир, а потом уже в получившийся зоопарк завести героев, см. Мироцентричный сеттинг.
Не стоит считать, что какой-то подход «плохой», а какой-то «хороший». Мироцентричный сеттинг может страдать от того, что герои там пластмассовые и вообще не нужны, либо героев может быть просто ну ОЧЕНЬ много. Настолько, что они, даже будучи личностями, становятся проходными. Подумаешь, еще одного зверски сварили в смоле!.. Их там еще сто штук. Героецентричный — от того, что связи в мире не простроены, и всё происходящее — сплошной оркестр в кустах. Плюс именно героецентричные сеттинги чаще всего пестрят дикими нелогичностями, разрывами канвы и прочими «озарениями у холодильника». Пока вы читаете произведение — вы увлечены, так как построение сеттинга вокруг героев чаще всего делает произведение более увлекательным. Но после того, как восторг проходит...
Важно понимать, что, независимо ни от чего, все упирается в талант автора. И вполне может получиться подробный, цельный, расписанный в деталях и с объемными персонажами мир... по которому написан скучный и занудный талмуд (как, например, получилось с «Колесом Времени»), или наоборот, рваный, призрачный, почти неосязаемый мир, но увлекательный и захватывающий роман — как это получилось с «Хрониками Амбера» Желязны (к слову, Желязны — эталонный пример автора, пишущего «от персонажей», и нельзя не отметить, что чаще всего, результат не столь хорош, как в случае с «Амбером»...).
Примеры[править]
Мифология и религия[править]
- Германская мифология. Есть Мидгард — обжитый людьми, то есть самими германцами, мир. Остальные — божественный, адский, огненный, ледяной и эльфийские, хоть и доступны для посещения, но представляют собой отдельные планы бытия. А все истории — про то, что сделали боги в очередной момент времени.
- Библия. Все ключевые события происходят на смешном по площади клочке суши в районе Ближнего Востока. И центральный герой тоже вполне угадывается — Яхве (в Новом Завете — Сын Божий; плюс пророки, цари, апостолы, без которых развитие мира немыслимо). Мораль — серобуромалиновая[1], в Новом Завете значительно ближе к чёрно-белой.
- Троп выводится на новый уровень если осознать, что здесь героецентричный мир. Есть Бог, есть его особенное творение по образу и подобию, о котором он всячески заботится, а всё остальное это для него, человека (и лично Бога, конечно, тоже), существует. В языческих же мифологиях, включая вышеупомянутую, больше боги мутят свои божественные дела и люди нужны им постольку поскольку.
- Но вообще не забываем, что во времена массового создания мифов любой народ знал об окружающей территории довольно мало, поэтому всё и крутится вокруг своих. А за пределами обжитого и знакомого — максимум абстрактные орки, драконы, псоглавцы и всё такое, которые там просто затыкают дыру.
Фольклор[править]
- Все народные сказки, а также большинство их адаптаций. В некотором царстве-государстве (а неважно каком) жил-был
Иван-дуракХ. Далее раскрывается характер протагониста. Появилась проблема Y. Описание проблемы. Чтобы решить её, надо уконтрапупить антагониста Z. Герой Х отправляется в путешествие. Посещает избушку А, помогает на мельнице B, вытаскивает из болота C, и далее по алфавиту. Как вариант, персонажи из локаций K, L и W помогают протагонисту замочить главгада. Далее локация Z уже не нужна, оттого рушится царство кощеево. Х возвращается домой, тут и сказочке конец.
Драма[править]
Драматургия в целом, возможно, за редкими исключениями. Если у кого-то в несколько часов получилось уместить и героев с их конфликтами и целый мир — будет интересно узнать.
Литература[править]
- Братья Стругацкие, Мир Полудня — всё вращается вокруг героев, а атрибуты сеттинга изобретались по мере надобности. Впоследствии фанаты обнаружили массу микротрещин в канве. Однако талантища у братьев не отнять, так что мир получился достаточно цельным.
- «Тёмная Башня». Поход былинного героя к былинной же цели, деконструкция пути Средневекового Крутого Воина Добра, но основные вехи тут сохраняются. Есть и дуальный конфликт добра-зла, и центр типа мирового древа (собственно, Башня), и натуральное вытаскивание героев-попутчиков для миссии откуда угодно. Поскольку главный герой — мироходец, автор бы просто замаялся описывать каждый мир.
- «Основание и Империя» из цикла Foundation Азимова. Психоистория и весь мироцентризм разбивается о Мула. Хотя сам цикл при этом повествует об абсолютно безличном процессе противостояния физиков и лириков на протяжении тысяч лет. Вот такой вам бутерброд.
- Сага о ведьмаке — первую половину, там где о Геральте, ещё можно отнести к мироцентричному произведению… Но когда в дело вступает Цири, дитя пророчества, Старшая Кровь, разбойница-бисексуалка-мироходец-принцесса…[2]
- Гарри Поттер — волшебный мир крайне обширен, а сведения о нём продолжают поступать и в седьмой книге, и после неё (Гарри даже немного это подсвечивает), однако дырок в сеттинге полно. Чего стоит их экономика, на которой при этом много чего завязано… Да и способ подачи страдает: если для этой книги нужны маховики времени — они будут только в этой книге. Грифоны? Ок, сейчас прилетит. Автор подыгрывает героям, но не опускается до роялей в кустах.
- Харуки Мураками, в частности «Кафка на пляже». Мир нарочито плохо проработан, настолько, что пальцем ткни — порвёшь ткань мироздания. Это создаёт сюрреалистичное, мистическое настроение, в котором лишь герои реальны.
- «Хроники странного королевства» — хотя за тринадцать томов мир был описан почти полностью (а немного и пара соседних миров), герои все же первичны. И в большинстве случаев первое, что мы скажем, описывая, скажем, королевство Ортан — либо «туда переместилась Ольга», либо «им правит Шеллар».
- «Космоолухи» — описаны лишь те планеты, на которых побывал «Космический Мозгоед».
- «Нарния» — в первую очередь, сказка о приключениях детей в волшебной стране. А уж как там устроена эта страна и как она живёт в отрыве от героев, на то исключительно воля Аслана. По мере написания книг, впрочем, география и хронология мира более-менее оформились.
Аниме, манга, ранобэ[править]
- Code Geass. География намеренно упрощена. Попытка же создать спин-офф без Лелуша оказалась… Не то чтобы совсем уж провальной, но с исходным аниме и рядом не лежала.
- Gundam, прямой предок Гиасса. Из-за почти 50-летнего развития мультивселенной ситуация достаточно сложная: UC, оригинальный сеттинг первых сериалов, первоначально был крайне героецентричным, однако к тому времени, как его временно положили на полку, обзавёлся подробной хронологией лет на 200, кучей не менее важных, чем Амуро и Чар, персонажей, и, в общем, вполне дорос до звания мироцентричного. Многочисленные тамлайны гандамов 90-х — снова героецентричные. CE, сеттинг Сида — сразу был прописан серьёзнее, чем какой бы то ни было из предыдущих сеттингов гандамов, и тем не менее, имел ярко выраженного центрального персонажа, так что можно считать его мироцентричным с фитильком. С AD примерно та же история, даже больше, так как там нет протагониста, а AG — опять героецентричен: вся вселенная нужна в основном как игровая площадка для личностного роста и любопытных конфликтов трёх поколений семьи Асуно. А прочие гандамы новейшего периода автор правки и не смотрел.
- Pandora Hearts. География мира почти неизвестна, мы не знаем даже названия страны, в которой происходят события (хотя возможно это альтернативная Британия). Есть и другие страны, вскользь упомянутые в сюжете, но никакой информации о них не дано — зато их представители активно участвуют в происходящем. В целом, история почти полностью концентрируется на персонажах и их внутреннем мире.
- Dragon Ball — как выразился один блогер, бывают аниме про боевые искусства, а «Драконий жемчуг» — это аниме про героев, которые очень любят боевые искусства. Здесь есть большая вселенная, даже мультиверс, который за столько-то арок успел обрасти подробностями, но всё в нём достаточно условно и «камерно». Даже вполне приятные сами по себе пейзажи пусты и являются лишь аренами для очередных сражений. Бонус за то, что начиналось-то всё подражанием «Путешествию на Запад», этакому путеводителю по миру китайских мифов.
- Neon Genesis Evangelion - образы героев стали культовыми, но что именно происходит в этом мире, так и осталось толком непонятным. Недаром среди фанфиков по этому фандому особо популярны истории в духе «те же герои в другом сеттинге».
Комиксы[править]
Многие, за исключением двух крупнейших франшиз, ну вы поняли.
- Fables, к примеру, делает большую заявку на становление мироцентричным произведением, но всё равно — от первого и до последнего номера мы следим или за Снежкой, или за Бигби.
- На самом деле есть большая арка про Джека, но основными героями является все-таки сладкая парочка — Белоснежка и Волк.
- Спаун. Назван по имени — и всё о нём, родимом.
- «Ходячие мертвецы». Мир лежит в руинах, зомби — совершенно не субъектны. Всё завёрнуто вокруг личностных конфликтов. Неудивительно, что по «Ходячим» сделали не MMO или онлайн-шутер, а стандартный интерактив от Telltale Games.
Музыка[править]
- Оперы Филипа Гласса, особенно «Эйнштейн на пляже». Кто сказал, что в опере вообще нужны декорации?
- Пародия в «Прелюдии к Эйнштейну на сосиске» П. Д. К. Баха.
Видеоигры[править]
- Обе части Dishonored и дополнения к ним. Редкий случай, когда органично сочетаются героецентричный и мироцентричный варианты: в зависимости от действий игрока меняется уровень хаоса в играх, а в зависимости от уровня хаоса меняются уже ситуации, в которые попадает игрок в процессе прохождения.
- Сложный случай. Описывая мир, почти все начнут с «странного ворвань-панк с примесью мистики», китобоев и чумы — и вряд ли с Императрицы или Корво. Да и в самом мире можно рассказать множество интересных историй и не про главных героев. Здесь скорее влияет восприятие через призму игры от первого лица. Книгу с таким сюжетом вряд ли бы назвали героецентрической.
Примечания[править]
- ↑ Для нынешнего обывателя мораль рабовладельческого общества кажется чуждой и лишенной логики и разобраться, чем герои отличаются от злодеев во многих местах непросто
- ↑ Нет, не каноническая Сью, хотя опасно приближается к статусу таковой