Старая копипаста:Вахтовик
Урай — не рай,
Сургут — не гут,
Нягань — погань…
Случай из жизни[править]
В общем-то, случай из жизни одного шапошного знакомого, так что наматывай на ус, будущий добытчик природных благ. Итак, собирают предположим — банду тех или иных наемников для добыче углерода в каком-нибудь Ватлоре. Обещают, предположим, за работу 200К рублей. Обращу внимание — за РАБОТУ, а не в месяц. Это важно. Потенциальные грунты\полярные дварфы радостно соглашаются. Их радостно, набив тушками бытовку, вывозят из ближайшего аэропорта на какой-нибудь «куст» одним из вышеописанных способов. Держат там недельку. Потом — переводят на более отдаленное место работы, но туда, где еще есть сообщение с цивилизацией, и там они продолжают мерно и уверенно обматывать ватой трубы с газком или нефтьюшкой, если речь идет о нефтяной промышленности. Или делают чего еще. Так проходит недели две. Им честно выдают по 20К аванса на рыло и, опять же радостно сообщают, что с этого момента они все перебрасываются вертолетом на новое место работы, где и будут «мантулить» полгода. В честь этого им выдают официальные, может — даже новые, бушлаты, валенки и хмурым снежным утром грузят полупьяную (хули, все отлично же!) бригаду на вертушку. Которая, кряхтя и попердывая, летит в направлении Северного Ледовитого — туда, где олени пасут моржей.
Все. Дело в шляпе. На месте добычи, в каком-нибудь отдаленном участке лесотуендры, куда даже местное население не ходит по причине пустынности, доблестным работникам сообщают, что 200К — это за полгода работы (ну, дружок, ты ж не бухающий маргинал — и сможешь поделить 200 000 на 6 и понять, что это не так уж и много за работу в тех условиях, где сталь лопается от мороза?), жрать они тут будут теперь — «Доширак» и «Чойс» (ну, еще леммингов и песцов с кедровками, коли поймают), и на «землю» их до конца смены не выпустят. Потому что до «земли» — только на вертолете. Если кто-то хочет — то может идти по тундре. И самое смешное — что некоторые, затарившись бичпакетами и водкой, действительно — сваливают и уходят. Иногда доходят даже до автозимников или трасс! Но не всегда. Большинство же остается.
Например, по легенде, где-то в районе совсем уж арктического ануса России — до сих пор уже три года сидит некий бульдозерист, который работает в долг. Ему ежемесячно начисляют некую сумму, но выдают на руки 5000-6000 деревянных. Иногда вывозят в какой-нибудь Ноябрьск или Ханымей совокупиться с местными ненками и снять психологическое напряжение. Потом, пьяного в кал, грузят на вертушку и везут обратно в тундру. Общаясь с вновьприбывшими, охеревшими от развода любителями «северов» и вроде бы легкой наживы, трясущимися от напора туч гнуса, холода, похмелья и степени наглости работодателей, он говорит, что вот — накопил уже три миллиона, а сейчас на четвертый пошел. И копит даже сейчас, пока ты читаешь все это, аннон — сидя в своем тракторе в сердце Евразии, безымянный миллионер (почти поросенок, и не удивлюсь, если его зовут Петр) наслаждается жизнью в долг. Правда, вряд ли он получить свои кровные, так как обитая так далеко от людей и так близко к Арктике — многие не доживают до выплат.
Причина? Причин много. Алкоголизм, венерические заболевания, циститы-простатиты, язвы-гастритики, банальное безумие и все прочее. Иногда — нападения пьяных или обдолбанных оленеводов, периодически, подобно североамериканским индейцам, набегающих, ворующих провизию, рубящих кабели связи им с веселым хохотом уносящихся на своих мустангах-снегоходах в антарктические прерии. Причин нападений МНСов на вахтовиков множество — от банального слова из трех букв, неосторожно сказанного в адрес какого-нибудь низкорослика в малице на улице райцентра — до глубоко идеологических (типа — шаману внутренности белого святого олежки, закланного на берегу Обской Губы, сказали, что Васю Сидорова надо проучить по закону тундры). Но итог всегда один — становится худо.
А сколько мине таки заплатят?[править]
Я приехал в Мегион
Заработать миллион,
А приехал с Мегиона —
Ни штанов, ни миллиона
Как заплачено — так и захуячено
В целом все квохтания про баснословные бабки — это происки газпромовских петушков. В начале 90-х — действительно, все это было золотой жилой. Но сейчас немного ссучилось, ибо появилось множество «дочек» крупных компаний, посредников и просто — кидал, наживающихся на простых парнях. Хотя, по легендам — где-то есть люди, устраивающие горе-первопроходцев официально в какой-нибудь «Гоблинпром» на условии, что первую и вторую зарплату (а там она в пределах 140 000) вновьиспеченный вахтовик отдает этому, устроившему, человеку. А потом полгода отстегивает30% от своей зп. Но при условии того, что в этом вашем «Гоблинпроме» или «Рюсьнефти» 13-я зарплата — 900 000, плюс отпускные, стабильность и бесплатная жрачка с проживанием — все, прошедшие такой путь с официальным коррупционным трудоустройством — довольны. Однако везет так не многим, так как помимо «добрых», есть и «злые» вербовщики.
Злые вербовщики тоже бывают разные. Например, это бывшие вахтовики, озлобленные Севером и желающие заработать денег. Приехав в какую-нибудь забытую Богом и Путиным деревню на Алтае или в Рязани, они сообщают, что компании нужны мужики со знанием трактора, электрики и киянки, чтобы ехать «на севера». Все население деревни радостно ликует. Гастролер даже устраивает конкурс среди желающих, заносит их имена в липовые анкеты и строго следит, пьющий ли претендент, каковы его характеристики в деревенском сообществе и так далее. Не подходящих по его мнению — отправляет домой (на самом деле, по словам самих же гастролеров, он просто «выбирает лохов», находя из общей массы самых безобидных крестьян). Отобрав паству, он выписывает им пропуска на какой-нибудь КПП в районе ЯНАО (с печатями). И после — спрашивает, кто на чем поедет или полетит. Если кто-то из будущих «работников» желает самолет, то он сдает 15 000 рублей. А если поезд — то 8 000. Все честно, да?.. Обрадованные путешественники, в предвкушении денег, которые они заработают, вынимают из трусов последние кровные и отдают их сборщику. Вместо этого — они все получают автобусный билет до близлежащего города с вокзалом и аэропортом (скажем, до Новосибирска), который стоит рублей 300. Посчитаем? Предположим, у вербовщика было 100 лохов. 50 решили полетать, а 50 — почухчухать. 50 Х 15 000 = 750 000. 50 Х 8 000 = 400 000. 750 000 + 400 000 = 1 150 000. Из этого мы вычтем 30 000 (ну, 100 Х 300 — это общие затраты на автобусные билеты до аэропорта и вокзала из деревеньки).
Итог: 1 120 000 чистой прибыли на руках у смышленого вербовщика. Затем радостные поселяне толпой едут на автобусах в райцентр, где им обещано, что их встретят проводники — представители компании и доведут до трапа или перрона… Стоит ли говорить, что их там никто ни когда не встречает, а загадочный вербовщик — пропадает из деревни вместе с деньгами так же внезапно, как и появился? Но это, скорее, частные случаи, имеющие отношение к «вахте» скорее опосредованно.
И — да, не обольщайся, таких особо хитрозадых товарищей обычно ловят и сдают в потные руки этих же обманутых поселян, уже очистивших от навоза вилы и спустивших штаны в предвкушении анальной кары обманщика.