Не в ладах с оружием/Отечественные фильмы

Материал из Неолурк, народный Lurkmore
Перейти к навигации Перейти к поиску

Это подстатья к статье «Не в ладах с оружием». Плашки и навигационные шаблоны тут не нужны.

Фильмы СССР[править]

  • «А зори здесь тихие…» Ростоцкого — зенитчицы били по германским самолётам из пулемёта Владимирова, разработанного лишь через два года после событий.
    • Васков в книге пользовался трофейной финкой, а в фильме на поясе таскал послевоенный охотничий нож с неслабым таким перекрестием. Впрочем, немец в эпизоде с уничтожением патруля тоже был вооружен не кинжалом парашютиста, а парадным эсесовским (стилизаций швейцарского кинжала Гольбейна).
  • Иван Васильевич меняет профессию — в машину времени влетела алебарда, а не бердыш — у того нет шипа. Впрочем, Шурик не историк, мог и не знать.
  • «О бедном гусаре замолвите слово» — тут вообще многообразная самоклюква (несуразно высокий чин Мерзляева; «пыточная машинка из Англии»; шрамы юного гусара после нападения игривого медвежонка; награды полковника Покровского; сексот-крепостной, отдающий приказы жандармам; да и вся фабула в целом), частью из-за демонстративного невежества авторов, частью же из-за производственного ада, жёсткого прессинга цензуры и нервозной атмосферы на съемках. И в этот цирк с конями отлично вписывается сабж статьи. Расстрел (пусть и понтярный, холостыми) из… пистолетов? Тогдашних? Не из карабинов? Серьёзно?..
    • И как они собирались это делать? Предполагалось, что гусары будут думать, что расстрел настоящий и заряды боевые. Но всё равно, с какой же дистанции стрелять? Десять шагов и более? Глупо и сразу выдаёт факт понтярности расстрела. С такого расстояния пули (если бы они были) с огромной вероятностью улетели бы в белый свет, а не попали бы в цель. И как тогда? С пяти-шести шагов? Так в те времена никогда не казнили даже профессиональные расстрельщики, во избежание последующего ПТСР. А тут вдобавок расстреливать заставляют боевых гусарских офицеров (на них поступил донос, их надо «проверить»), что само по себе достаточно клюквенно.
    • И что толку нанимать на роль «расстреливаемого заговорщика» актёра, который убедительно прикинется убитым? Входного отверстия-то не будет, и гусары, люди военные, сразу это увидят! Входные отверстия в то время были ох и немаленькие.
    • Далее — в некотором роде субверсия тропа. Бубенцов отчаялся, ему уже всё равно, жить или умереть, холостой там заряд или боевой — он приставляет ствол себе прямо к сердцу и чик!.. Совершенно понятно, почему пожилой Бубенцов вскоре после этого умер от инфаркта. Испуг испугом, но вдобавок… детонация тяжеленного пистолета (ствол-то прижат вплотную!), плюс пороховые газы, неслабо так «толкнувшие» человека прямо против сердца, пусть даже и сквозь тогдашний плотный пыж. Не случайно в кадре допущена условность: пистолет не «выстрелил холостым» (как предполагалось по сюжету) и даже не сымитировал такой выстрел с помощью какого-нибудь киношного пиропатрона (какие нафиг пиропатроны 1980-х возле тела, прикрытого лишь крестьянской рубахой, без скрытой брони?!), а всего лишь «пшикнул» порохом, вспыхнувшим на полке. Киносъёмочный инструктор по технике безопасности наверняка бдил, и в планы Рязанова тоже вряд ли входило всерьёз лишить жизни Леонова (или создать такой риск).
    • В книжной версии, которая легла в основу сценария, логики больше. В частности, роль расстреливаемого штатно и регулярно играл сотрудник жандармерии Артюхов, но он приболел и охрип, потому и Бубенцов понадобился; расстрельная группа была воружена нормальными ружьями; Мерзляев был всего лишь жандармским офицером, а окончательный «расстрел» затеял просто чтобы попугать напоследок счастливого соперника с невестой и Афанасия..
  • «Одиночное плавание» — американские солдаты (не совсем солдаты, а скорее нанятые олигархами бойцы частной военной компании, буквально «наймиты капитализма») вооружены немецкими автоматами G-3, чешскими пистолет-пулеметами Zm.26, английско-чешским пулеметом «Брен» и советским гранатометом РПГ-2. Но это ладно — что нашли, то и сняли, видимо, бутафорских М-16 (переделаны из «Штурмгевера» по принципу «Издалека сойдёт») на всех не хватило. (может, наёмнику «брен» привычнее?) У прапорщика в запасе оказалось два штык-ножа типа 6х2 (к старому АК, хотя морпеи бегали по острову с АКМ) — совсем не глюк, у прапоров/старшин и в реале неучтёнки хватает, так что тут реализмЪ. Кроме того, БПК проекта 1134Б производит пуск торпед из двухтрубных аппаратов эсминца проекта 956, а затем уничтожает американские ракетные катера на дистанции 80 км ЗРК «Шторм» с дальностью не более 55.
    • Этот же ляп встречается в «Случае в квадрате 36-80» (от того же режиссёра): оператор радиолокационного поста докладывает по идущим на корабль ракетам «дистанция 400» — то есть 400 кабельтовых, то есть 74 километра, после чего отдается приказ уничтожить цели (притом даже не «с приходом в зону»), после чего ракеты сбивает БПК проекта 61 из ЗРК «Волна» с дальностью до 24 км (тем более, такие сложные цели, как противокорабельные ракеты).
      • Кстати говоря, противокорабельными ракетами, выпущенными американской подлодкой, могли быть только «Гарпуны», которые только на 40-45 километрах должны были показаться из-за горизонта. В фильме их обнаруживают на «дистанции 1800» — то есть 340 километров.
    • Нет, это не наёмники ЧВК, это определённо солдаты. Во первых у них под контролем ракетная база с обычными боеголовками и ядерными(но охрана склада ядерных боеголовок не подчиняется командиру базы), два ракетных катера(с флагами США, что по сути похоже на ляп, ибо если предполагается что база секретная а США отрицает участие — то и флаги вывешивать незачем) и подводная лодка — наёмникам такое не доверят. Во вторых — у Хэссолта вполне себе есть звание(его повышают от капитана до майора в начале фильма и обещают полковника после выполнения задания) и Краудер отдаёт приказы напрямую ему, а Хэссолт уже напрямую персоналу базы — значит он ею командует. Правда какая-то сильно большая группировка для майора, учитывая что в состав персонала базы входят ещё как минимум две группы спецназа(одна ночью нападала на палатку, вторая — на искавших базу советских морпехов).
      • Точно такие же ляпы повторятся в Скале Майкла Бэя. Бригадный генерал морской пехоты приезжает на склад химического оружия, и ему открывают просто по предъявлению удостоверения личности, еще и под козырек берут. Да и морпехов с генералом пошло почти два десятка.
  • «Мушкетёры двадцать лет спустя» — небольшой момент: последний удар Мордаунта лилльскому палачу колющий (подразумевается, что он оставляет меч в теле), только наносить такой нет смысла: меч палача имеет тупой конец, что можно разглядеть.
    • Чтоб жертва помучилась от множественных разрывов в ране (Мордаунт же) — сойдёт. Практичность же здесь — дело вторичное.

Постсоветские фильмы[править]

  • «Утомлённые солнцем 2» Михалкова. Знаете же про линию Мажино? Так вот здесь всё наоборот: в чистом поле возвышается Цитадель. Нет, не отдельные укрепленные ДЗОТы и огневые точки, связанные системой тоннелей, а сама инфраструктура — казармы, оружейные склады… и всё это великолепие на уровне трехэтажного дома. Очевидно для того, чтобы сталинская артиллерия (если таковая вдруг появится в сеттинге) уж точно не промахнулась.
  • «Перемена участи», экранизация Сомерсета Моэма. В первоисточнике в оружием всё в порядке, да вот беда: в книге у героини был револьвер, а в фильме оказался «люгер» — при том, что диалоги остались из книги, и героиня, держа «люгер» в руке, говорит почему-то о «патронах в барабане».
  • «1612» — разбойник с арбалетом ныряет под воду, когда устраивает засаду. Тетиву даже под дождем нельзя было мочить, а тут бы она обвисла за секунды. Поневоле начнёшь СПГСить, что «арбалет заколдован» — иначе никак не вытанцовывается и всякое доверие к сюжету стремительно исчезает.
  • «Аванпост» — на постере фильма луч ЛЦУ изображён выходящим из голографического прицела. При том, что ЛЦУ на автомат установлен: вон он, на правой стороне цевья.
    • Как бы есть EOTech`и с ЛЦУ.
    • А еще эти самые ANPEQ — зачем-то присобачены… К шлемам.
  • «Особенности национальной…» — нередко. Тут и водка, заливаемая в бак дизельной подводной лодки в качестве топлива, и запуск ракет одной кнопкой (и главное — попадание), и взлетающий Су-24 после загрузки коровы в Ту-22М3.
    • Обоснуй: сценарий основан на доведении до абсурда армейских баек. Достоверность тут играет далеко не первую роль. Причём в некоторых сценах достоверность как раз детальная — пилоты бомбардировщика не обсуждают сброс коровы, поскольку бортовой самописец зафиксировал бы их переговоры.
  • Федор Бондарчук — мастер тропа! За какой военный фильм бы он не брался, режиссером или продюсером, получается сабж:
    • «9 рота» — очень много: в бою кидают учебную гранату характерного черного цвета, упорно стреляют из ПКМ на вытянутых руках, пластиковую мину взрывают броском на нее камня (в реальности так работают нажимные мины), при стрельбе из СВД глаз прикладывают к прицелу (в реальности так его и выбить можно), вертолёты зачем-то танцуют персидские танцы (в реальности для этого нужно выгрузить боекомплект и иметь неполный бак)… И самый жирный ляп: пулемётчик из-за вороватого интенданта вынужден таскать пулемёт с кривым стволом. Авторы слышали про такой случай на войне, только вот не учли, что ПКМ в кадре имеет воздушное охлаждение и изначально сделан под сменные стволы!
    • «Обитаемый остров» — много. Много! Львиная доля огнестрела вообще непонятно, как может стрелять. Монструозные автоматы, которые обклеили кучей декора, но так и не смогли спрятать обычный калаш[1]. Раздвижные дирижабли. Квадратные танки с непонятными деталями. Но особенно всем понравился ставший мемом облезлый розовый танк, якобы атомный, но при этом с огромными клубами дизельного дыма и с дверью на дверных петлях. Забыли сказать изготовителю, что у автоматического танка все-таки должен быть вход.
    • «Сталинград» — рекорд для режиссёра. На полный глупости фильм только один сильный ляп с оружием: стрельба буквой Г бронебойного снаряда. Анахроничные танки не считаем.
    • «Батальонъ»: самая мощная сцена фильма — стрельба немцев газовыми баллонами по русским позициям! В реальности такие баллоны были, но ими стреляли не немцы, а англичане, и не из пушек, а из газометов Ливенса — вкопанных в землю труб со взрывснарядом для броска, и баллоны не падали в слоумо целехонькие, выпуская газ, а разрывались ко всем чертям. И что это за газ? Выглядит как стереотипный желто-серый хлор, а бойчихи говорят, что он пахнет яблоками. Увы, но яблоками пахнет фосген, причем гнилыми яблоками. И если вы почувствовали запах, минимум тошнота и рвота вам обеспечены.
    • «Спутник» — укороченные калаши 100-й серии (АК-102, 104 или 105, разница только в калибре) в 1983 году, с насадками для стрельбы холостыми патронами, а в одной сцене используются одновременно фонари и ночные прицелы, к источникам света не располагающие.
  • «Калашников» — несмотря на поддержку различных структур, прототипов АК-46 и АК-47 в фильме не наблюдается — только серийные АК и АКС. Причём демонстрируется, что на 9 мая 1945 года у Калашникова уже был готовый АК в железе[2], и это серийный АК первой серии (штампованная ствольная коробка). При этом на чертежах у него — АК третьей серии с фрезерованной коробкой, какой появится только в 55 году.
  • «Ворошиловский стрелок» — у прицела ПСО-1 увеличение не 4-кратное, а как минимум 20-кратное. Дальномерная шкала с середины почему-то начинает идти в обратную сторону, и предполагается, что на дистанции 200 м и 1000 м типовая цель имеет один рост, а на 600 м — втрое меньше. Глушитель в фильме полностью сводит звук выстрела к щелчку затвора, тогда как реальная эффективность ТГП-В считается спорной. Кроме того, Иван Федорович покупает для винтовки обычные и зажигательные патроны, а про спецпатроны для бесшумной стрельбы не сказано ни слова, тогда как при стрельбе обычными патронами со сверхзвуковой скоростью пули глушитель в принципе бесполезен (громкий звук ударной волны), да и опасен — слишком большое давление газов (у неослабленного штатного патрона) может разорвать как сам глушитель, так и разбить автоматику или просто газы могут ударить из затвора в лицо.
  • «Рядовой Чээрин» — практически полная аверсия. Из бросающихся в глаза ляпов — только прицельные сетки от советских ПУ у немецких снайперов.
    • Возможный обоснуй — прицелы их не похожи на Zf.39 и по силуэту куда больше напоминают советские ПЕ[3]. А трофейная оптика немцами очень даже применялась — как по причине не самой удачной конструкции своих прицелов, так и банального их недостатка: винтовок с кронштейнами было выпущено больше, чем прицелов к ним. Советский же прицел на немецкий кронштейн прекрасно ставится: посадочный диаметр у них одинаков.

Примечания[править]

  1. Сравните с «Звездным десантом» и «Чужими», где положенные в основу Ruger и Томми-ган ещё поди распознай!
  2. В реальности на эту дату Калашников к нему даже не приступал: в это время полным ходом шла подготовка к выпуску победившего в конкурсе автомата Судаева АС-44. Калашников включился в конкурс только через год, когда после не самых успешных войсковых испытаний АС и смерти Судаева конкурс был открыт снова.
  3. На самом деле это явно и не он, но издалека сойдёт