Враг-подпорка
Враг не даёт спать спокойно? Он отравляет жизнь, которая без него была бы куда счастливее? Ха-ха, какая чушь. Этот враг оказывает тебе такую услугу, которую окажет не всякий друг.
Каким же образом это происходит? Одним или несколькими из следующих.
- Благодаря этому врагу ты можешь создать хороший образ врага, который и используешь с успехом в своей пропаганде.
- Этот враг действительно достал очень многих, и эти многие рады поддержать тебя.
- Самим фактом своего существования он сплачивает твои ряды, давая тебе цель и смысл жизни.
- На происки врага можно свалить собственные делишки и недочёты.
Для наличия данного тропа необходимо, чтобы враг был действительно врагом и приносил тебе пользу именно посредством своей враждебности. Если же вражда притворная, а на самом деле обе фракции — союзники или вообще возглавляются одним человеком, это борьба нанайских мальчиков.
Родственный троп — Пугать крокодилов, когда главное — не сам враг, а имитация борьбы с ним.
Где встречается[править]
Фольклор[править]
- Сказка про кошку, служившую у льва мышеловом и наставлявшую котёнка, чтобы ни в коем случае не переловил всех мышей.
- «Марш инквизиторов», пополам со Злонамеренная спецслужба: «На учете нашем каждый житель, ни о ком нам нельзя забыть, и пока есть брат наш инквизитор, колдунам придётся быть».
Литература[править]
- Леонид Соловьёв, «Повесть о Ходже Насреддине» — отсылка к фольклорной байке:
— А год назад андижанские стражники били за молитвенный коврик…
— И стражники отпустили тебя? Не посадили в подземную тюрьму?
— Разве ты не слышал сказки о глупом коте? — усмехнулся одноглазый. — У одного человека в доме завелись мыши. Чтобы избавиться от них, он подобрал где-то бездомного ободранного кота. Глупый кот за одну ночь истребил всех мышей; наутро хозяин, видя, что больше никто не будет причинять ущерба его запасам, выгнал кота на улицу из уютного дома, где были мягкие подушки, теплый очаг и блюдечко с молоком… Стражники умнее кота!
- 1984 — тропнеймер и отчасти кодификатор. Пока три сверхдержавы враждуют, они подпирают друг друга, подобно трём снопам.
- Также на Партию работает голдстейнизм, помогая ей разжигать ненависть. Хотя, скорее всего, он выдуман партией.
- Гарри Поттер — сразу три примера в Хогвартсе:
- Факультет Слизерин. Если бы его не было, гриффиндорцы выплёскивали бы агрессию друг на друга и ни о каком единстве речи бы не шло, а злых волшебников меньше бы не стало — они бы просто отправлялись Шляпой в Пуффендуй.
- Соответственно Гриффиндор для Слизерина. Благодаря факультету врагов Слизерин и не стал Мензоберранзаном.
- Северус Снейп. Поддерживает Слизерин, сохраняет баланс очков (много плюсов Слизерину, много минусов другим факультетам), вызывает НЕНАВИСТЬ у большинства учеников (а уж когда директором стал…) и работает на Альбуса Дамблдора, которому всё это выгодно.
- Долорес Амбридж. Поддерживает Слизерин, мучает другие факультеты… Хогвартс объявляет ей войну и начинает усиленно готовиться, и через два года многие уже готовы к войне с Амикусом и Алекто Кэрроу, а потом успешно сражаются с Пожирателями Смерти и самим Волдемортом. (Сами Кэрроу — уже не подпорка, а те враги, против которых подпорка была нужна).
- С прикрученным фитильком, ибо никто (по канону, во всяком случае) ничего подобного не планировал — просто так получилось.
- Факультет Слизерин. Если бы его не было, гриффиндорцы выплёскивали бы агрессию друг на друга и ни о каком единстве речи бы не шло, а злых волшебников меньше бы не стало — они бы просто отправлялись Шляпой в Пуффендуй.
- Братья Стругацкие, «Обитаемый остров» — выродки для Неизвестных Отцов, внезапно, тоже выродков. К тому же часть подполья контролируется спецслужбами, так что ещё и борьба нанайских мальчиков.
- Евгений Лукин, «Алая аура протопарторга» — как раз об этом. Врага надо выбирать тщательно, куда тщательнее, чем друга… Правильно выбранный враг из любой беды вытащит. Что, собственно, и происходит в самом-самом финале.
- Метавселенная Рудазова — именно эту роль сознательно выполняет для всего Парифата тёмный властелин Бельзедор.
Кино[править]
- Цикл смешных переводов «Старые воры». Троп — основная причина оставлять в живых оппозицию, землян и мафию донны Леи.
Видеоигры[править]
- В большинстве игр с элементами RPG есть враги, которые не могут убить или даже сильно ранить персонажа игрока. Они нужны для прокачки, и без них игроку придется туго.
- Alien Earth — мусорщики в городе нужны, чтобы игрок фармил с них лут и продавал на базе, когда не хватает денег на новое снаряжение.
- Crusader Kings 2 — при игре за Арабский халифат таковыми могут оказаться крестоносцы. Их слабость в том, что разрозненные отряды воинов креста приплывают на кораблях и начинают высаживаться на палестинский берег, где их можно без особенных проблем встречать более крупными силами и легко побеждать за счет штрафа за морской десант. В итоге халиф, погоняв незадачливых завоевателей Гроба Господня по пляжу, получает внушительное количество золота и очков престижа, +10 % к моральному авторитету религии и дополнительные деньги от выкупа за пленных вождей крестоносцев. «Приезжайте еще!»
- Fallout: New Vegas — по мнению Улисса именно таким врагом является НКР для Легиона Цезаря, который просто распадется на грызущиеся между собой племена без сильного противника.
- Braid — оттолкнувшись от врага, протагонист прыгает чуть выше обычного, на чём основано решение многих головоломок.
- Ori and the Blind Forest — аналогично предыдущему примеру, после обретения способности Bash очень мало куда получится добраться, не отталкиваясь ею от стратегически развешанных врагов или их плевков.
- DuckTales 2 — чтобы заполучить кусочек карты в замке, нужно перебраться через широкую пропасть, прыгая по летящим над ней призрачным пукам.
- Warhammer: Total War — Хаос. Всем условно «добрым» расам при вторжении Археона вешается особенность «Щит цивилизации», от чего у них резко улучшаются отношения, вплоть до заключения военных союзов. А у подавляющего большинства рас одним из условий победы в кампании выступает контроль над несколькими ключевыми городами по всей карте ЛИБО военный союз с их обладателем. Таким образом, игрок избавляется от необходимости завоевывать какой-нибудь Ультуан на другом конце света.
- При этом в целом военный союз — очень плохая идея, потому что ИИ по-прежнему тянет вас в ненужные войны, но тут из-за массовости явления эта проблема спадает.
- Серия Borderlands — истратив всё здоровье, игрок не погибает сразу, а впадает в состояние агонии и может самостоятельно выйти из него и встать на ноги, если убьёт врага. Именно поэтому у всех (ну или почти у всех) боссов есть свита.
- A Plague Tale: Innocence — полчища чумных крыс можно натравливать на врагов-людей, с которыми порой по другому и не сладить. А после того. как один их персонажей получает способность управлять крысами, те окончательно превращаются из подпорок в полноценных союзников. Это также работает и в обратную сторону: иногда чтобы убрать с дороги крыс, нужно отвлечь их на поедание какого-нибудь инквизитора.