Bokurano

Материал из Неолурк, народный Lurkmore
Перейти к навигации Перейти к поиску

Смерть одного человека — это трагедия

Смерть миллионов людей — это статистика

Смерть десяти миллиардов — это Bokurano

— Краткое описание

Bokurano (яп. ぼくらの Бокура но, досл. «Наше») — манга авторства Мохиро Кито, ежемесячно публиковавшаяся в журнале «Ikki» с 25 ноября 2003 года по 25 июня 2009. Всего было издано 10 томов. В 2007 году вышел адаптированный аниме-сериал режиссёра Хироюки Мориты. Продюсером выступила студия Gonzo. Похже по мотивам манги была выпущена шеститомная лайт-новелла Bokura no: Alternative (яп. ぼくらの〜alternative〜 Бокура но Оруганатибу) автора Рэндзи Оки.

Сюжет[править]

Пятнадцать подростков во время отдыха в летнем лагере попадают в пещеру, в которой находят странного человека, который предлагает им сыграть в игру. В игре надо управлять гигантским роботом, и с его помощью защитить Землю, победив по очереди пятнадцать врагов. Вскоре оказывается, что игра на самом деле является настоящей войной, в которой будут творится разрушения и гибнуть люди, а однажды зарегистрировавшись, выйти из неё нельзя.

Суть игры в следующем. Короче говоря, в Мультиверсуме существует множество Вселенных. В результате того, что вроде бы как избыток параллельных миров начал нагружать мироздание, Богу захотелось проредить их, отобрав самые достойные жизни, а остальные уничтожить. Чтобы определить "лучшие" миры, Бог даёт каждой Вселенной ОЧБР-а. Для управления выданной Богом мехой должны вызваться пятнадцать добровольцев-смертников, которые будут по-очереди пилотировать меху. Сама меха при этом работает, поглощая жизненную энергию пилота, и её пилотирование является летальным в 100% случаев даже в случае победы. Управляя мехой, добровольцы должны будут одержать пятнадцать побед в пятнадцати боях, где их противниками станут такие же мехи, управляемые смертниками из других миров. Место боя выбирается рядом с местом нахождения одного из пилотов на момент начала боя. Для победы над вражеским ОЧБР-ом следует убить вражеского пилота. Чаще всего это делается путём уничтожения его жизненного центра — белого шарообразного Кокпита, в котором сидят его пилоты. Мир, чья меха потерпела хотя бы одно поражение, немедленно уничтожается. Если сражение ОЧБР-ов продолжается больше 48 часов, то уничтожению подлежат обе Вселенных.

Персонажи[править]

Список персонажей вынесен в отдельную подстатью.

Тропы и штампы[править]

  • Антигерой — педаль в пол. Считая, какой ценой пилоты спасают свой мир, оно самое.
    • Некоторые выделяются своим антигеройством даже на фоне остальных. Третий пилот, Масару Кодама, которого сражение застигло в городе, специально творил как можно больше разрушений, оправдывая это тем, что смерть десяти тысяч — небольшая цена за спасение человечества. И что чем больше зданий будет разрушено, тем больше будет прибыль компании отца. По иронии, в конце боя Зеарс упал, раздавив его отца.
    • Исао Како узнав, что его после боя ожидает смерть, сошёл с ума, в манге начал избивать Кирие прямо в Кокпите и был зарезан Тизуру; в аниме попытался изнасиловать Тизуру, и был ею убит.
    • Тизуру Хонда использовала Зеарса, чтобы расправиться над своими обидчиками. Передавив по ходу много непричасных людей. Бонус за то, что главного обидчика убить так и не смогла.
    • Дзюн Усиро жестоко обращался со своей сестрой. Бонусом то, что в манге ему пришлось собственноручно убивать всех людей на альтернативной Земле.
  • Аргумент мультиверса — оно самое.
  • Враждующие фэндомы — с «Евангелионом», ясное дело. Деконструкция глубже, проблемы у персонажей острее, безысходность безысходнее, и к тому же «Бокурано» не попса, вот!
  • Героическое самопожертвование — деконструкция. «Герои» записались в «героев» совершенно не зная, на что они подписываются. А мир спасают ценой разрушений в своём и уничтожения других миров.
    • В аниме Кана изначально не записалась в игру и избежала участи пилота благодаря Мати и простившему сестру Дзюну, который именно что героически погиб в битве за Землю, а не геноцидил параллельный мир.
  • Графон не нужен — автор не старался сделать бои полукилометровых громадин зрелищными. Потому что они и не должны быть зрелищными.
  • Деконструкция — на памяти автора правки единственная меха, где масштабные битвы металлических колоссов показаны ни в коей мере не эпично, а страшно и жестоко.
  • Детская неуязвимость — аверсия. Жестокая и 100%-ая. Это ж Мохиро Кито.
  • Злой бог — Кем надо быть, чтобы придумать такую игру?
    • Впрочем, если таким образом Бог действительно спасал Мультиверсум от перенагрузки, то это уже ближе к другому тропу.
      • Заодно к ужасу у холодильника. А как проводится прополка Вселенных, где нет разумной жизни? Не может ли оказаться так, что никакой перенагрузки Мультиверсума на самом нет, а Бог(и) просто решил(и) например устроить себе пир из гуголов душ жителей проигравших миров, оставив несколько "на разведение" до следующего пира? Или таким извращённым способом выяснить на практике, какой ОЧБР сильнее?
    • Впрочем, возможен вариант и с безликим физическим законом или чем-то подобным вместо Бога, предположение о котором высказывает Коэмуси, после приобретения тела.
  • Идиотский сюжет — немного закрался даже сюда. Например, почему дети так легко согласились с предложением Кокопелли участвовать в игре?
    • Также, если робот появляется возле того места, где живёт пилот, то почему никто не додумался вывести детей за город?
    • Более того, судьба мира зависит от того, решится ли очередной смертник-подросток отдавать свою жизнь за мир, и сможет ли одержать победу в бою. По-нормальному, как только военные узнали, кто управляет Зеарсом, стоило вывести смертников обратно на остров, и содержать их там по высшему разряду, заодно тренировать в боевых искусствах.
  • Кармический Гудини — учитель Чизуру Хонды Морихиро Хатагай, местный концентратор ненависти, педофил и пособник насильников (продавал влюблённых в него школьниц педофилам), был причастен к распространению нежелательной информации о пилотах Зеарса. Его пытались убить и Тизуру, и Кирие, но сжалились по разным причинам. Правительство также ничего не сделало. Под конец манги стал личным секретарём какого-то чинуши. Притом, за всё время, ничуть не раскаялся в содеянном.
  • Козёл — Навозник. Бонус за говорящее имя. В аниме он ещё и полноценный злодей, в манге скорее серобуромалиновый трикстер, причём с золотым сердцем.
  • Королевская битва — педаль в мультиверсум.
  • Магию может победить только магия — а сверхьестественного боевого робота только другой аналогичный робот. Даже атомное оружие не оставляет ни царапины на металлических монстрах. Считая, что Зеарс на тоненьких ножках не проваливается под Землю, а некоторые враги натурально летают, не факт что даже тактика «уронем врага, взорвав у него под ногами ядерную бомбу» сработает.
    • Тем не менее, в бою Каны Усиро враги при помощи обычных дронов создавали туман, чтобы помогать своему роботу победить.
    • В аниме с фитильком. Зеарса невозможно поцарапать ядерной бомбой, но 100%-й теплоизоляции он не обеспечивает. Во время боя Йоко Мати та расковыряла врага до Кокпита, но не смогла его достать. Однако, из-за взрыва ядерной бомбы вражеские пилоты поджарились.
  • Мехаон — также педаль в пол. Робот — созданный Богом сверхъестественный монстр, жрущий жизни пилотов. Сами пилоты — смертники, с очень «героическими» характерами вроде малолетнего недоманьяка, потенциального насильника или жертвы изнасилования, а вселенная устроена так, что шанс выжить — один из 32768. Имеется в виду шанс Вселенной выжить, у пилотов его нет в принципе.
  • Музыкальный символ — разве мог
  • Общеизвестный спойлер — дети, пилотирующие Зеарса, обречены. Другие неприятные подробности сеттинга известны меньше.
  • Одноногая собачка — аниме-адаптация с фитильком. Возможно, авторы аниме хотели поддать трагичности, сделав судьбу Комоды, Анко и Каджи более трагичными (в манге большинство людей, узнав правду, приветствуют их как героев, а в аниме наоборот, отвергают). Но в итоге получилось куда менее эмоционально насыщено, чем в оригинале. Кроме того, бои Комоды и Анко в аниме — наиболее неумело поставленные.
    • Более того, если из манги можно попытаться выжать какую-никакую мораль — дескать, более сплочённые сообщества выживают, то в аниме аналогичные эпизоды выглядет весьма, мягко говоря, странно. Если бы пилоты несмотря на ненависть к ним со стороны людей, продолжали бы спасать их, уничтожая чужеродных пришельцев, то это было бы нормально. Но здесь Комода обрекает на смерть десять миллиардов человек, поддерживающих своих пилотов просто потому, что её убитый отец любил родной мир. Что, в садистском выборе кого убить — неблагодарное быдло или общество людей с развитой взаимовыручкой — действительно стоит выбирать второе, просто потому что они из твоей Вселенной?
  • Орлангур — очень неудачный пример в аниме-адаптации. Вместо недосягаемого и непонятного Бога — какая-то иномировая, но более-менее похожая на людей цивилизация. Причём они выкачивают энергию из победивших миров при помощи программы Зеарса, которую запустили на обычном земном компьютере… Что за бред? А случайно из мельницы, запуская Windows Vista на деревянных счётах мельника, там никто не додумался ветровую энергию выкачивать?
    • Плюс в аниме-версии пилот-победитель в открытом финальном бою выживает. Понятно, создатели аниме-адаптации попытались сделать историю Кокопелли позакрученнее (Так, он участвовал в двух боях, чтобы спасти подписавшую контракт дочь. ИЧХ, у него не получилось), но это ломает канон со 100%-й летальностью пилотирования.
  • От плохого к ужасному — вся история. Особенно манга: вы думали, что после вот-это-поворота хуже быть уже не может? Ещё как может!
  • Пощадить в адаптации — Кана Усиро осталась жива в финале аниме. Впрочем, концовка адаптации сама по себе получилась светлее и мягче.
    • Если отплясывать от хронологии выхода (см. ниже), то это скорее противотроп: автор манги убил персонажа, которого пощадили авторы аниме.
  • Репортёр в красной рубашке — встречаются на эпизодических ролях.
  • Садистский выбор — каждый бой, по сути, им и становится.
  • Сезон по недописанной книге — смотрим на даты выхода манги и аниме, сверяем. И если аниме оканчивается на относительно светлой ноте, то манга… смотри выше.
  • Смерть под софитами — каждого персонажа раскрывают именно тогда, когда становится понятно, что именно ему или ей пилотировать Зеарса в следующем бою.
  • Спаситель-разрушитель — Зеарс. В отличие от большинства примеров тропа, погибшие в ходе разрушения люди (исчисляемые сотнями, а то и тысячами) прямо упоминаются, а кое-где и показываются.
  • Топливо ночного кошмара — Бой Дзюна Усиро в манге. Даже такую сволочь, как Навозника, пробрало.
    • Вот бой Маки Ано в аниме-адаптации получился не только лучше оригинала, но и тоже попадающим под троп.
  • Твист Крапивина — а вы правда поверили, что дети будут играть в игру и спасать Землю?
  • Труднодоступное произведение — официальная новеллизация. Нет даже полного перевода на английский.
  • Убей их всех — с фитильком, потому что второстепенные герои всё же доживают до конца.
  • Ужас у холодильника — хотите добавить мрачности в манга-версию боя Дзюна Усиро? Итак, первое. Когда Усиро открыл вражеский Кокпит, то он обнаружил, что вражеский пилот перевязан бинтами. Второе. Нередко жители миров ненавидят пилотов и сгоняют на них свой гнев, потому что бои нередко сопровождаются многочисленными разрушениями и мирными жертвами. Выходит, вражеский пилот специально планировал уничтожить свой мир. А раз не просто дал убить себя, а именно бежал из Кокпита, то он наверняка хотел, чтобы его мир погиб именно таким ужасным образом.
    • Навозник говорит пилотам Зеарса, что он не может телепортировать прочь из Кокпита текущего пилота. Между тем, как он (во время боя Мако Накараи), так и другие Навозники (во время боя Таками Комоды) это делают. Выходит, он знал о возможности устроить то, что случилось во время боя Дзюна, но боялся, что это случится... Кстати, лазеры Зеарса и вражеских роботов способны попасть в любого человека на Земле (причём прицельный выстрел за пределы прямой видимости можно сделать только в человека), а системы Зеарса позволяют пилоту делать десятки тысяч прицельных выстрелов в секунду. Но при этом лазеры не могут пробить броню вражеских роботов. Справедливости ради, они могут пробить голый вражеский Кокпит... Но неужели в случае чего убить всех людей проигравшего мира — их второе предназначение?
    • Навозник говорит, что чем моложе пилот-смертник, тем сильнее будет робот во время боя. Позже, в предпоследней главе манги, мы видим, обратившегося обратно в человека, старого Навозника. И нового Навозника (очевидно, бывшего Сасами), который собрал новых пилотов-смертников. Причём все они — подростки. Да, бывший военный Сасами не будет «давать волю чувствам», и готов добиваться победы любой ценой.
    • Земля может быть не единственной населённой планетой, потому жертв в проигравшей Вселенной может быть гораздо больше 10 миллиардов. Представьте, что вы — обычный инопланетянин, спокойно живёте себе в Туманности Андромеды, ни о чём не подозреваете. И вдруг внезапно всё вокруг вас вместе с вами перестаёт существовать просто потому, что кто-то в другой Галактике на неизвестной вам планете Земля облажался с управлением Зеарсом или другим роботом. Потому для выживания своей Вселенной может потребоваться уничтожить гораздо больше 327 триллионов 670 миллиардов жизней обитателей проигравших Вселенных. Слабым утешением в свете этого факта может быть разве что то, что в вместе со своей Вселенной будет сохранено гораздо больше 10 миллиардов душ.
    • Победа может оказаться совсем несчастливым концом для выигравшей Вселенной. Скажем, наверняка некто из пилотов например попытается использовать своего робота для того, чтобы расправиться с жителями соседнего государства (или своего), устроив в нём то же, что Дзюн Усиро на вражеской параллельной Земле.
    • Навозники могут неограниченно телепортироваться в пределах по крайней мере той планеты, на которой проходит игра. При этом Навозник Коэмуси телепортацией отрубил руку одному офицеру, который пытался выстрелить в него. В манге он лично убил двух человек, а в аниме издевался над Кокопелии и Дзюном, телепортируя их на пару метров над полом, и кидая вниз. Ну а теперь прикинем общее количество ОЧБР, участвующих в игре — наверняка среди приставленных к ним Навозникам найдуться не только козлы вроде Коэмуси, но и настоящие маньяки. Во всяком случае, служба Навозником не располагает к доброте и сочуствию.
  • Хороший плохой конец — все подростки-пилоты погибли, ужасная игра продолжается в других вселенных. Но Земля осталась цела, а пилоты ушли героями.
    • В манге таковой наступил персонально для Анко Токосуми, которая всю жизнь мечтала стать знаменитой, и таки стала перед смертью. Бонусные очки за то, что во время боя источающая кислоту игла вражеского робота пронзила Кокпит Зеарса, и лишила Анко ног, что добавило её бою зрелищности, а Анко — поддержки зрителей.
  • Я умираю, мне всё можно — некоторые из детей реагируют на «радостную» новость именно так.