Засветился перед смертью
— Эй, чувак, никак эмоционально не связанный ни с кем из других персонажей! Неужели ты появился исключительно для того, чтобы умереть прекрасной трагической смертью?
Третьестепенный, почти эпизодический персонаж внезапно получает толчок к развитию. У него появляется какая-то личная жизнь, какие-то отношения, он начинает изменяться… и вскоре гибнет.
Почему это происходит? Обычно потому что автору срочно требуется жертвенный агнец или жертвенный лев, чтобы слегка встряхнуть аудиторию, но изначально предназначенный в жертву агнец или лев слишком полюбился зрителям, убийство же третьего эльфа в пятом ряду не вызовет должной эмоциональной реакции. Второй вариант: персонажа нужно срочно посадить в автобус, потому что актёр отказался продолжать контракт либо попал в какой-нибудь форс-мажор. Он достаточно важен для сюжета, и его нельзя просто выкинуть на мороз, поэтому его уход требуется сюжетно замотивировать, и, таким образом у него вдруг начинается бурная личная жизнь. Третий вариант: это адаптация произведения, в котором был некий жертвенный персонаж, но его убрали — следовательно, надо срочно слепить an hero из первой подвернувшейся под руку красной рубашки.
Четвёртый вариант, киношный: сценарист нормально развивал своего жертвенного льва, но на стадии монтажа он просто не поместился в тайминг, и от него остались лишь сцена смерти и сцена, где зрителю напоминают, кто он такой вообще. Пятый, книжный: автор, увлечённый приключениями остальных персонажей, спохватывается о своём жертвенном третьем эльфе в пятом ряду, только когда наступает пора его убивать. Ёпрст, говорит себе автор, и спешно начинает дописывать эпизоды с ним, чтобы он погиб не совсем уж статистом и что-то затронул в душе аудитории.
Если такого персонажа нужно убить в самом начале, то может дойти до смешного: кино- и телезрители давно заметили, что когда команда отправляется на опасную миссию, то убьют именно того, кто разоткровенничался о своей личной жизни, которая в последние дни была слишком радужной: он влюбился/женился/обзавёлся потомством.
Не путать с тропом Фальшивый протагонист.
Где встречается[править]
Литература[править]
- ПЛиО. Мартин внезапно делает ПОВами двух до того практически не упоминавшихся персонажей, княжеского телохранителя Ариса Окхарта и младшего дорнийского принца Квентина Мартелла, и вскоре они умирают.
- Впрочем, другие новые ПОВы внезапно не умирают, поэтому угадать «обречённых» не так уж и просто.
- Не являвшийся ПОВом Оберин Мартелл тоже подходит под троп.
- Эйвон Ларак в «Отблесках Этерны». До четвёртого тома выполнял главным образом функцию «приведи-уведи» для Дика Окделла, иногда работая для читателя мистером Экспозиция. В четвёртом томе автор выводит его на авансцену, организует ему роман с одной из ключевых героинь, после чего… упс!
- Впрочем его оживил Алва.
- Вера Камша любит этот троп. Например, Леонард Манрик получил единственную главу POV и погиб, но обрел симпатии немалого числа читателей, притом, что до смерти успел и накосячить, и накозлить. Дриксенский вояка Зепп Канмахер: сражался смело и стойко, погиб достойно — успел перед смертью дать залп по врагу.
- Л. Н. Толстой, «Война и мир» — Петя Ростов.
Кино[править]
- «Горячие головы» (Hot Shots): пародируется. Персонажа Мертвеца (Deadmeat) совершенно очевидно по сюжету готовят к героической смерти. Перед последним вылетом Мертвец говорит жене, что он как раз нашёл ключевую улику в своём частном расследовании убийства Кеннеди, а также решил проблему глобального потепления. Все материалы он, конечно, берёт с собой в самолёт: «Я же в самолёте, что со мной может случиться?»
- «Отряд Самоубийц» — инверсия: погиб тот, кому обрезали биографию и про которого зрители в результате ничего не узнали.
- Avengers: Age of Ultron — Весь фильм намекают, что это будет Соколиный Глаз. Показывают его семью, он дает жене обещание непременно вернуться, идут разговоры о том, как нелегко ему быть чуть ли не единственным простым крутым смертным в команде… И когда он уже совсем готов героически пожертвовать собой, под пули вместо него встает Пьетро Максимов.
- Avengers: Endgame — Наташе Романовой уделили очень много времени в течение первого часа картины. Больше, чем любом из мстительских фильмов.
Телесериалы[править]
- Lost. Эпизодический третьестепенный персонаж Лесли Арцт внезапно становится активным, раздаёт советы и перетягивает на себя внимание. Ой, не к добру это. Так и вышло — разорвало динамитом в клочья в прямом смысле слова.
- Там же. Наряду с главными героями начинают тусить какие-то никому доселе неизвестные Никки и Пауло, как тут будто они тоже главные. Целый филлер им отдали. Но, что позволено Юпитеру, не позволено быку — оказались похороненными заживо.
- Дозорные Гренн и Пип в сериале «Игра престолов». До четвёртого сезона практически никак не выделялись из чёрной массы своих сослуживцев. Но с четвёртого сезона их образы начинают стремительно развиваться… чтобы оба погибли в битве у Чёрного замка в 9 серии. С Гренном классический третий случай: он подменяет Донала Нойе, вырезанного однорукого кузнеца, который по книге погибает именно той смертью, что Гренн в сериале.
- В пятом сезоне внезапно большое внимание уделили развитию отношений Станниса с его дочерью Ширен. Не к добру это оказалось!
- Учитывая то, что Мизинец в каждом сезоне, начиная с третьего, появляется примерно в 5 или менее сериях, в седьмом сезоне его экранное время заметно расширилось. Казнён в финале сезона…
- Впрочем, в поздних сезонах экранного времени стало больше у очень многих. Изрядная часть персонажей перемерла, а новые, в отличие от книги, в дефиците, так что.
- Star Trek Discovery — смерть коммандера Ариам растянули на серию.
Комиксы[править]
- Громовержцы - в одном из составов заглавной команды злодеев/антигероев присутствовал враг Человека-Паука Палач - очередной злодей на пару выпусков, изначально не отличавшийся какой-либо яркой личностью. В Громовержцах его начали потихоньку раскрывать, превращая в любопытного антигероя... и в итоге ровно в том комиксе где он рассказывал о своем тяжелом детстве и продемонстрировал желание стать героем - он внезапно получил пулю в лоб от своего же товарища по команде, которому промыли мозги
Аниме, манга и ранобэ[править]
- «Легенда о героях Галактики»: добрая часть будущих смертников определяется по обязательным обещаниям вернуться, резкому налаживанию личной жизни или другому поводу для счастья, которого раньше у них не было.
- Bokurano — здесь это не баг, а фича. Пара эпизодов перед первым и последним боем каждого из персонажей посвящены именно ему или ей.
- Goblin Slayer — педаль в пол: биографию новичков в начале мы узнаем в тот самый момент, когда их рвут на части.
- Fullmetal Alchemist — Эпизод, где умирает Хьюз, почти полностью посвящен ему.
- JoJo's Bizarre Adventure — перед смертью Какёина рассказывают о его прошлом перед тем, как он встретил прочих крестоносцев звёздной пыли.
- Onepunch-Man — Сайтама в этом плане достатчоно благороден. Постоянно даёт монстрам рассказать зачем им это все надо, чтобы потом убить.
Видеоигры[править]
- World of Warcraft: Warlords of Draenor. Таковым стал воздаятель Мараад, который ранее лишь эпизодически появлялся в Ледяной Короне, а накануне выхода этого дополнения обзавёлся прописанным драматичным прошлым и далее, после вторжения на Дренор, играл одну из активных сюжетных ролей. И всё для того, чтобы спустя небольшое время в Таладоре (ещё до 100 уровня игрока!) героически погибнуть в ходе битвы за Шаттрат.
- Until Dawn. Незнакомец с огнеметом. В течение почти всей игры он следит за главными персонажами и прямо не участвует в сюжете. Ближе к концу игры, когда Эмили убегала от вендиго в шахтах, он спасает её и велит идти куда подальше. Позже Незнакомец находит дом Джоша, где и укрываются все персонажи и рассказывает напуганным ребятам о том, как можно победить вендиго, затем велит всем укрыться до рассвета. Они соглашаются на его условия, но хотят вернуть Джоша, которого связали и оставили в амбаре. Огнеметчик и Крис идут к амбару, однако на их пути появляются вендиго, которые мгновенно убивают Незнакомца. Вот так глупо умирает охотник на вендиго, знающий этих монстров от А до Я, хорошо владеющий оружием и рукопашным боем. Он мог бы реально спасти всех, но...
- Справедливости ради, он умер от внезапного удара, нанесённого по факту из-за спины.