Кто-то должен умереть
— Что это за игра, где никто не умирает? Живут без конца!.. Пусть умрёт кого жалко.
Читатель любит приключения. Это увлекательно.
Читатель любит хэппи-энды. Это приятно.
Но приключения — штука опасная, и выживание всех хороших вызывает недоверие.
Чтобы его подавить, придётся кем-нибудь пожертвовать. Желательно не совсем белым, а сероватым. И желательно в конце.
К тропу не относятся случаи, когда смерть обусловлена сюжетом. К примеру, в «Трудно быть богом» Антон-Румата сорвался в ГЭС именно потому, что убили Киру. Если бы погиб Пампа или Пашка, он бы сильно переживал, но не пошёл бы убивать направо и налево…
Также к тропу не подходят исторические романы, основанные на реальных событиях, где автор описывает гибель героев, потому что так было в реальности. К примеру, Олимпиада Шишкина при всём горячем желании не могла написать, чтобы Михаил Скопин-Шуйский остался жив, раз в реальности он умер совсем молодым. По той же причине Дюма не мог оставить в живых герцога Бекингэма, а Людмила Шаховская — Турна Гердония. Все эти авторы ведь не историческую альтернативу с выжившими героями писали.
Возможно, что погибший — жертвенный агнец или жертвенный лев. Связанный троп — Плохой хороший конец.
Примеры[править]
Литература[править]
Русскоязычная[править]
- Внезапно совcем не жанровая литература — И. С. Тургенев, «Отцы и дети». Евгению Базарову совcем не обязательно было резаться скальпелем во время вскрытия трупа умершего от тифа. Момент характеристики или автор проcто не знал, что дальше делать c героем?
- «Кондуит и Швамбрания» (см. эпиграф). «Сыпняк поставил на все красный крест. …Статистика правдоподобия требовала смертей. …Мы долго выбирали, кого же похоронить. Я пытался отделаться мелкими швамбранами, …кровожадный Оська был неумолим. …После продолжительных и тяжких сомнений в Швамбрании скончался Джек, Спутник Моряков. Умирая, Джек воскликнул над последней страницей словаря обиходных фраз: — Же вез а… Я иду в… их гее нах!.. Ферма ля машина!.. Стоп ди машина!..»
- В реале из тех, кого жалко, убивают Стёпку Атлантиду. Но это основано на реальных событиях.
- А. П. Гайдар, «Военная тайна» — на финальных страницах Гайдар убивает одного из главных героев, шестилетнего мальчика Альку. Как сам он объяснял, такое решение было принято, чтобы вызвать у читателя жалость, придать концовке драмы.
- Капитан Циничность не может не отметить, что теперь у протагонистки Натки куда больше возможностей и поводов утешить перспективного жениха.
- Братья Стругацкие, Мир Полудня:
- «Страна багровых туч» — пилот Богдан Спицын пропал без вести. Конечно, его можно было бы уползти в фанфике, но, во-первых, герои были прописаны хреновато (за исключением разве что POV’а Быкова и пижона Юрковского), а во-вторых, Венера неудобна для ползания.
- Существует фанон, в котором Спицына «уползли»-таки, но приписали ему участь хуже смерти — он попал в лапы к злодейской организации («Тёмным Странникам», которые противостоят обычным и ответственны за устроение на Венере совсем не такого климата, какой известен IRL учёным ныне, а заодно и за «конвейер» на Сауле, за прогерию на планете Надежда, и много ещё за что). По этой версии, мерзавцы будут использовать Богдана для бесчеловечных опытов — если, конечно, его кто-нибудь не спасёт из их лаборатории (например, нормальные Странники — те, «неофиты» которых появляются в «Волны гасят ветер»). Фанон основан на признании Бориса Стругацкого: «Мы подумывали ввести постоянных злодеев — нечто вроде космических пиратов со сверхсилами, они же и неэтичные учёные. Но по ряду причин эта тема так и не была развита».
- «Стажёры» — тот же планетолог (и высокопоставленный чиновник
Роскосмоса) Владимир Юрковский и штурман Михаил Крутиков, товарищи Спицына, погибли. Это было немного предсказуемо: исследовать кольцо планеты-гиганта на маленьком космическом катере — занятие нездоровое, хотя и интересное.- Михаил Харитонов уполз Юрковского в «Факапе», но поскольку весь этот фанфик переворачивает сеттинг с ног на голову, то и уползание герою досталось соответствующее.
- «Страна багровых туч» — пилот Богдан Спицын пропал без вести. Конечно, его можно было бы уползти в фанфике, но, во-первых, герои были прописаны хреновато (за исключением разве что POV’а Быкова и пижона Юрковского), а во-вторых, Венера неудобна для ползания.
- Братья Вайнеры, «Эра милосердия» — Варя Синичкина, хнык-хнык. И Левченко.
- Вадим Панов, «Анклавы» — решив, что у героев всё слишком хорошо складывается, автор натянуто избавляется от Го и Грязнова. Чайка — пример с прикрученным фитильком: ему пришлось умереть, чтобы воплотился в жизнь общий план.
- Алексей Свиридов, «Малый типовой набор для создателей фэнтези» — у Верного Спутника также возможен Предмет Любви, но он нежелателен, так как создает излишнюю нервозность. Хотя, будучи убит врагами, оказывает благотворное влияние на моральное состояние Спутника.
- «Сварог» — Странная Компания долго страдала от унылой непобедимости… пока не пришла пора идти убивать Воплощение Воздуха самого Великого Мастера! Назад вернулся лишь один ГГ, да и тот едва живой.
- Учитывая, насколько бредовыми были предсказания их смертей, то где ещё могли выстрелить эти ружья?
На других языках[править]
- Мартин. Дед в Кровавой Кепке. На том и стоим!
- «Роб Рой» — Вальтер Скотт угробил разными способами аж шестерых молодых людей. С прикрученным фитильком, потому что сюжетная цель автора — чтобы их кузен, главгерой Фрэнк Осбальдистон, унаследовал замок и поместье. Но все шесть за короткий период? Перебор, сэр. Тем более Фрэнки, сын богатого купца, мог и обойтись без наследства.
- Майн Рид:
- «Всадник без головы» — Исидора. Разве вам её не было жалко?
- «Белая перчатка» — аналогично Бет.
- Жюль Верн, «Таинственный остров» — из всех колонистов погиб только орангутан Юп, потому что его не так жалко, как человека.
- Роберт Льюис Стивенсон, «Остров сокровищ» — погибшие слуги Редрут, Хантер и Джойс были введены, а затем «убиты» автором явно для того, чтобы показать всю серьёзность положения героев на острове, в то же время никто из протагонистов не погиб. Хотя Грей, тоже статист, для разнообразия был оставлен в живых.
- «Капитан Сорвиголова» — Поль Поттер. Видимо, убивать французов перо не поднялось.
- И Патрик Ленокс, но он тут сбоку припёка.
- Джек Лондон, «Сердца трёх» — Торрес убил Ту, Что Грезит. Обоснуй — чтобы Френсис, ранее женившийся на ней, мог составить счастье Леонсии. Обоснуй сомнительный — в отечественной экранизации индейская жрица спокойно осталась в живых и вышла за Генри, потерянного брата Леонсии.
- «Одиссея капитана Блада» — женщина Арабелла. Не та, что в шёлке, а та, что в парусине.
- И мужчина Натаниэль Хагторп, один из офицеров Блада.
- «Властелин колец» — в порядке исключения не в конце, но Боромира всё-таки жалко.
- И даже не столько Боромир, у которого искупление равносильно смерти, сколько Хальбарад — вот он именно что ПРОСТО попал в жернова Пеленнорской битвы.
- «Хоббит» — Торин, Кили и Фили в финальном сражении пяти воинств. У нас тут война, сынок, а не воскресный пикничок.
- Джанни Родари, «Приключения Чиполлино» — паук Хромоног.
- «Гарри Поттер» — мама Ро выполнила и перевыполнила план.
- «Сага о ведьмаке» — собственно главный герой. И Йеннифэр вместе с ним. Это если не вспоминать Кагыра, Мильву, Региса…
- В серии игр Геральт, Йен и Регис поправляются, а вот Фольтест, Демавенд, Весемир и Карах…
- Туве Янссон, «Опасное лето» — как бы не тропнеймер. «Это трагедия, дорогая моя, — сказал папа. — И обязательно в конце кто-то должен умереть. Еще лучше, если умрут все кроме одного, но желательно чтобы и он тоже».
- Джим Лонг, «Основное событие» — из «Шипов» в последний момент помирает Ангус. Явно по этой самой причине, поскольку остальные члены отряда худо-бедно раскрыты, а покойник единственный был не-пришей-к-звезде-рукав. И убили его тоже походя.
- Wheel Of Time - пафосное название Последняя Битва как бы предполагает кучу смертей. Но вменяемый обоснуй из "хороших" имеет разве что Гавин Траканд, планомерно шедший к этому в последних книгах. За остальными погибшими (и за большинством[1] выживших), видимо, стоят только план по смертям и брошенные монетки. Автор правки полагает, что к моменту замены в команде авторов у Сандерсона остался выбор между этим и ещё парой томов.
- Крис Банч, "Сага о тёмном короле" - война таки не прогулка, но большинство смертей или обоснованы сюжетом, или незначительны для героя. А вот гибель Биканера (и тяжёлые ранения уползших Курти и Свальбарда) в конце второй книги[2] и Кутулу с Синаит в третьей - именно что нужный троп.
- Черный отряд Кука - все смерти последнего тома, как минимум (кроме Одноглазого). Если подумать, то необходимых/обоснованных смертей во всём цикле не так и много (и часть из них - дешёвые). Просто мир и образ жизни не располагает к долгому существованию.
Кино[править]
Троп весьма популярен в отечественном кино - очень часто в жанрах, предполагающих убийства людей (детективы, боевики) кто-то умрёт ради драмы, и это нормально, однако отечественные киношники продавливают педаль в пол, деля это даже в молодёжных драмах и комедиях. Непременен пафос, с пронзительной музыкой и часто с вертящимися перед глазами берёзками или другими декорациями, что было взято у Калатозова.
- «Новые приключения Неуловимых» — Буба Касторский.
- Было снято два варианта, с погибшим и спасшимся Бубой. Режиссёр сказал «Если на предпремьерном показе попросят Бубу спасти — Буба погибнет». Конец немного предсказуем.
- «Зелёный фургон» (1983) — милиционер Шестаков трагически погибает в финале фильма исключительно ради драмы. В книге и первой экранизации он только ранен и загремел на месяц в больницу.
- Не ахти какое кинцо «Газгольдер» — ЛЯЛИ БОЛЬШЕ НЕТ!
- «Шестой» — ради правдоподобия и драмы погибают четыре сподвижника главного героя. Увы, снято слишком картинно.
- Не так картинно, как в других фильмах Самвела Гаспарова — в его «Забудьте слово Смерть» картинно убьют нескольких детей (в спину и в голову), стариков, сожгут за просто так несколько деревень и в САМОМ конце, на САМЫХ последних секундах кармический гудини-армянин заваливает главного героя!
- В его же «Хлеб, золото, наган» логично погибнут много персонажей, однако Матрос был именно что слит, глупо и странно.
- В отечественном кино про подростковый криминал этот троп постоянен:
- Путёвка в жизнь — первый звуковой фильм СССР и вуаля, сразу же троп — убит Мустафа, перековавшийся герой. Убит трагично, пафосно, и как полагается, главгад спасся.
- Лошади в океане — умирает аж главный герой, тоже на последних секундах.
- Признать виновным — главгерой убивает девушку ножом едва ли не на ровном месте. За что и признали виновным.
- Сто грамм для храбрости — в самом конце, на последних секундах ВНЕЗАПНО умирает герой Михаила Светина. А фильм — комедия.
Телесериалы[править]
- «Место встречи изменить нельзя» — здесь Варю всё-таки пощадили, а вот Левченко — нет. Зачем было его убивать? Чтобы показать беспощадность Жеглова к врагам
революции? Так вроде показали достаточно. Или таки из милосердия?.. - Южноафриканский The Cape Rebel — в последней серии гибнут трое «наших» (и ХЗ сколько ихних). Хэмиш Стюарт — порядочный козёл, попортивший много крови родителям и их спутникам, его не жалко. Смерть Геркулеса Фика обусловлена сюжетно. А вот Бенни Менц — чистый троп, белёхонький, как снег на вершинах гор. Зачем его убил сценарист? Нет ли в этом антисемитизма?..
- «Игра престолов» — Теон, Берик, Скорбный Эд и Мормонты во время битвы с армией Короля Ночи. Особенно жалко Лианну Мормонт — девочку-воительницу, которая и править была горазда.
- «Teen Wolf» — масштабы тропа сравнимы с синдромом Роулинг: в заключительном сезоне сериала сценаристы вернули нескольких второстепенных персонажей исключительно с одной целью — убить их и таким образом повысить ставки. Получилось не очень.
Мультсериалы[править]
- «Легенды Острова сокровищ» — в последней серии убили капитана Смоллетта.
Аниме[править]
- Лелуш. В финале показательно выпилен своим конфидентом по его, Лелуша, инициативе и по высосанной из
двадцать первогопальца причине. Вариант «Лелуш правит долго, мудро и делает мир лучше, как и хотел» авторы, видимо, отвергли по причине тропа, а вариант «Лелуш действительно настолько ожесточился и настолько разочаровался в людях, что ДЕЙСТВИТЕЛЬНО стал злобным тираном, и в итоге его победил новый революционер в маске Зеро» был плох тем, что зрителям могла не понравиться метаморфоза ГГ. Правда, в итоговой концовке никакими смыслом и логикой не пахнет, но логика не главное, а концовка и так зашла на ура, верно же?
Видеоигры[править]
- Mortal Kombat 2011. В ходе объединённого сюжета трёх классических игр погибают лишь несколько героев — совсем немного по меркам турнира Мортал Комбат. Но ближе к концу появляется Синдел, которая навёрстывает упущенное, просто перебив почти всех положительных персонажей по одному, независимо от всей крутизны и живучести, которую они проявили до этого. А всё потому, что она в новом таймлайне дополнительно озлобилась-остервенела (Куан Чи дополнительно её проклял) и перенаворочена (Шао Кан «начинил» её Шан Цуном).
- Mortal Kombat 11 — Ханзо Хасаши, Скорпион, погибает от рук Ди’Воры, однако успевает на сторону хороших ребят перевести версию себя из прошлого. Под конец компании погибает вообще большинство героев и злодеев, однако Лю Кан всё равно перезапускает таймлайн.
- При условии, что не побеждает Шанг Цунг...
- Mortal Kombat 1 говорит, что перезапустить таймлайн удалось им двоим.
- При условии, что не побеждает Шанг Цунг...
- Mortal Kombat 11 — Ханзо Хасаши, Скорпион, погибает от рук Ди’Воры, однако успевает на сторону хороших ребят перевести версию себя из прошлого. Под конец компании погибает вообще большинство героев и злодеев, однако Лю Кан всё равно перезапускает таймлайн.
- Metro Last Light — Ульман, а в плохой концовке и Артём с Мельником и всеми спартанцами гибнут в финальной битве.
- Metro Exodus — Мельник. В плохой концовке ещё и Артём.
- Dragon Age: Origins — Риордан. Если отказаться от ритуала Морриган, то погибнет протагонист или Алистер/Логэйн.
- Dragon Age 2 — Лиандра и Эльтина.
- The Elder Scrolls IV: Oblivion — Мартин. Но его озвучивает Шон Бин, так что никто из игроков не удивился.
- Far Cry 3 — либо Цитра, либо друзья Джейсона и сам Джейсон.
Музыка[править]
- Инверсия в клипе Nickelback: если тебе спасли жизнь, ты должен спасти кого-то еще, чтобы жить нормально.