Смерть героя
И Одо-героя домой отнесли,
Туда, где резвился он в малые лета.
С ним шляпа навыворот рядом лежит,
И сломана палочка, грустно всё это.
В точности то, что написано на упаковке — главный герой произведения погибает. Погибает по-настоящему, без всяких там чудесных воскрешений, дешёвых смертей и излечений. Обычно это случается в конце произведения и может принимать формы коронной смерти, героического самопожертвования, хорошего плохого конца или всего сразу. Иногда просто плохого конца, если автор претендует на реализм или обладает склонностью массово убирать своих персонажей[1]. По уму, сабж должен быть логичным итогом развития героя как персонажа (в жанрах/произведениях, где это развитие есть) или его образа (если развития нет), но в реальности это не всегда получается. А получается обычно:
- Героическая гибель - стандартный исход чего-то эпического, ещё с мифологических времён. Кроме самопожертвования возможны и смежные тропы. Логичность исхода вариативна.
- Родственные предыдущему варианты "умри, но сделай" и "дело сделано, можно и умереть" - так сказать, эгоистичные отражения героизма.
- Символическая смерть - герой является воплощением некоторой идеи - и его смерть должна показать нежизнеспособность этой идеи. Чуть реже символом становится сама смерть (обычно в антивоенных романах, антиутопиях итд).
- Искупительная смерть.
- Логичная смерть - все эти вот несовместимая с жизнью гордость, несовместимая с жизнью похоть, несовместимая с жизнью глупость и прочее мортидо.
- Историческая смерть - тут всё просто, герой умер (не столь важно как) в этом месте в реальности. Если автор не смог свести этот итог к какому-то пункту выше, то обычно выходит или плохой конец, или неудачное произведение целиком. Биография реального человека, убитого случайно упавшей сосулькой, может быть интересной, но осмысленность произведения в целом будет под вопросом.
- Автор так решил - а вот тут никто автора не заставлял ронять сосульку на голову, но уж очень захотелось. Причин может быть много - надо как-то закончить (а идей нет), герой (а то и вовсе писательство) надоел, необходимо сменить героя, жанр обязывает, слезогонки не хватает...
Порой приводит к передаче мантии героя другому персонажу, если авторы не хотят бросать франшизу.
Примеры[править]
Мифология[править]
Почти все мифологические герои умирают (если изначально смертны). Рано или поздно. Внезапно, в мифах умирает Геракл (ладно, этот не так внезапно - миф о его смерти достаточно известен - и не так чтоб совсем умирает), умирает Тесей (кто-то помнит, что было с ним после Лабиринта?), умирает Язон, умирает Дедал (не в том же мифе, что Икар, но всё-таки), умирает Кухулинн, умирает Зигфрид... Иногда умирают даже бессмертные. Иногда, конечно, случается участь хуже смерти. Чаще, правда, до смерти проходит больше одного мифа (а известен обычно один - и не последний). Но даже умерев, можно не попасть под троп. Например, если смерть - не конец мифа (Сизиф и Тантал, например). Или если смерть происходит в чужом мифе (для которого умирающий герой - часть массовки).
- Целый ряд героев вообще только умирает. Первый момент характеристики оказывается последним. Например, Гиацинт. В меньшей степени - Адонис или Нарцисс.
- Из греческих героев достойна отдельного упоминания смерть Мелеагра. Поскольку у него один миф - и он в нём умирает - но не как результат собственного героизма.
Театр[править]
- Античные трагедии. На то они и тра...
- ... ан, нет. Античные трагедии писались на мифологические сюжеты, поэтому спойлером был не жанр, а даже просто название/имена героев, поскольку зритель сам сюжет представлял. Суть трагедии была в демонстрации характеров и конфликтов. Драматургу же приходилось подбирать подходящий миф для своей идеи.
- Трагедии Шекспира. На то они и трагедии, в конце концов!
- А вот тут - таки оно. Поскольку в шекспировские времена стало можно именно писать сюжеты - зрители уже их не знали заранее. В том числе, менялись собственно мифы для подгонки их под идею. Например, в мифологической истории Британии король Лир и Корделия выживают, а сам сюжет с отречением, дочерней неблагодарностью и возвращением не очень и трагедийный. Так что троп там именно стараниями Шекспира и именно в трагедии.
Литература[править]
- Романтизм и родственные ему направления зачастую тяготели к использованию классических театральных сюжетов в романах, что приводило к тропу, если брался трагедийный. При этом в романе герой обычно имел развитие, что приводило порой к откровенно неудачным комбинациям.
- Так, например, «Королевская собственность» Мэрриэта является, по сути, романом о становлении личности, который заканчивается совершенно неуместной и нелогичной трагедией. Героя по незнанию убивает отец его невесты, что полностью обнуляет вообще всю тему взросления (для которой куда лучше подходит героическая гибель). Впрочем, возможно, кому-то удалось понять замысел автора романа лучше, чем автору правки.
- Р. Олдингтон, «Смерть героя». Любопытно, что главный герой погибает уже на первой странице романа, то есть читатель всю дорогу в курсе, что герой не переживет войну.
- «Песнь о Роланде» же! Отважный рыцарь отказывается позвать на помощь, чтобы не замарать честь дяди. Старше, чем печать.
- Не дяди, честь того больше пострадала бы от поражения, а свою. Отчим Роланда из мести разыгрывает там гамбит ксанатоса - или маркграф гибнет, или оказывается обесчесчен. Впрочем, это не сильно помогает Ганелону, когда предательство вскрывается.
- Г. Х. Андерсен явно любил этот троп.
- Э. Сетон-Томпсон — тоже.
- Э. Л. Войнич, «Овод» — главного героя расстреливают.
- Э. Юдковский, «Меч Добра».
- М. Уэйс, «Звезда Стражей».
- Виль Липатов, «И это всё о нём» — интересный зигзаг. Смерть Евгения Столетова служит завязкой сюжета, причём погибает он до начала повествования, таким образом перед нами персонаж-призрак, живущий и действующий только в воспоминаниях других персонажей. И всё-таки именно он — главный герой романа, что подсвечено названием: его судьба в центре сюжета, на него замкнуты все коллизии, и даже протагонист (следователь уголовного розыска, ведущий дело о гибели Евгения) выглядит на его фоне как бы вторично.
- Гончаров, «Обломов» - типичная символическая смерть.
- Тургенев, «Отцы и Дети» - в принципе, аналогично (но почти что зеркально по смыслу).
- Его же «Рудин»
Кино[править]
- «Аты-баты, шли солдаты» — в неравном бою с фашистами погибает весь отряд.
- «Рваные башмаки» — в финале фильма во время демонстрации рабочих полицейским убит один из главных героев, четырёхлетний малыш, который продолжал шагать после приказа: «Ни с места!».
- «Ханс Вестмар — один из многих» — нацистский пропагандистский фильм. Учитывая, что главный герой списан с Хорста Весселя, в конце фильма он погибает, как и его прототип.
- «Леон».
- «Танцующая в темноте».
- «Храброе сердце».
- «Тельма и Луиза».
- «Гражданин Кейн» — при чём в самом начале.
- Такой же приём использует и «Лоуренс Аравийский».
- «Гран Торино».
- «Достояние республики» — один из трёх героев, Маркиз.
- «О бедном гусаре замолвите слово» — смерть антигероя. Афанасий Бубенцов умирает от сердечного приступа.
- «Терминатор 2». Что бы ни говорили, фильм-то про киборга-убийцу. Спорный момент касается другого: киборг ведь не человек, он вообще не живой.
- С другой стороны, после того как у него из мозга убрали заглушку (каковая сцена в сокращённой версии фильма, увы, отсутствует), он вроде бы не просто «начал себя вести», но и обрёл душу вкупе с разумом, в частности понял, почему люди плачут. Так что, можно сказать, сделался аналогичен людям, из чего бы там ни было сляпано его тело. Коли так — то в финале произошла, что ни говори, всё-таки смерть: дух отлетел, разум функционировать перестал.
- «Чужой 3». Но впоследствии внезапно субверсия: главную героиню клонировали, и этот клон появляется в сиквеле.
- «Дитя человеческое» — Тео умирает от ран в конце фильма.
- «Пролетая над гнездом кукушки».
- «Лицо со шрамом» — в обоих версиях.
- «Элизиум».
- «Петля времени».
- «Звёздные войны: Изгой-один».
- Азиатские кинематографисты обожают этот троп. «Герой», «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», «Кулак ярости» и прочие.
- «Герой» всё-таки, пусть и очень отдалённо, но основан на реальном историческом эпизоде.
- «Заплати другому».
- «Контроль» — как и в реальной истории.
- «Дорз».
- «Дорога на Арлингтон».
- «Мёртвая зона».
- «Сид и Нэнси» — смерть Нэнси в фильме была показано, а про смерть Сида говорится лишь перед титрами.
- «Лабиринт Фавна».
- «Бегущий по лезвию 2049».
- Смерть V, наверное, многих заставила пустить слезу. Но умер он эпично и красиво.
- «Мальчик в полосатой пижаме».
- «Профессионал» — знаменитая сцена гибели героя под музыку Эннио Морриконе.
- «Мертвец».
- «АдмиралЪ». Конец немного предсказуем. Где-то с середины фильма было такое чувство, что в конце Колчака расстреляют. Так и вышло.
- Без Ъ (голландский биографический фильм про де Рюйтера) — тоже.
- «Гладиатор»
- «Клерки 3» — что ни говори, но главный герой клерков, начиная с первой части это всё-таки Данте, а Рэндалл — его напарник. Так вот «убить» Данте, Кевин Смит планировал ещё в первом фильме — в вырезанном эпизоде его застрелил грабитель. В конце третьего фильма Данте умирает от сердечного приступа, воссоединяясь с Бэкки (до событий фильма её беременную сбил пьяный водитель).
- «Преисподняя». Единственное объяснение тропу — нежелание делать этой депрессивной истории хэппи-энд.
- «Привидение» — Сэм. Причём два раза за фильм, в начале он умирает физически, в конце его душа отправляется в рай.
Телесериалы[править]
- «Коварство гор» — вся команда альпинистов-горноспасателей погибает под снежным обвалом.
- «Зена — королева воинов» — Зену убивают самураи, отрубив ей голову.
- «Спартак: Кровь и песок» — восстание захлебнулось, главного героя и его товарищей казнили.
- Товарищей - да. Главный герои умер на свободе, от полученных в последнем бою ран.
- «Бандитский Петербург 2: Адвокат».
- «Во все тяжкие».
- «Остаться в живых» — собственно, Джека нельзя однозначно назвать главным героем сериала, но, поскольку он имеет наибольшее время на экране среди всех персонажей, а также сериал начинается с него и заканчивается на нём, то под троп этот случай вполне подходит.
- «Сыны анархии» — в последних сезонах частичка Джекса погибает вместе с его самыми близкими людьми. Начало всему положила смерть Рыжего, его лучшего друга. С этого момента он уже никогда не был прежним. После смерти жены Тары Джекс стал совсем неуправляемым психом, а смерть его матери Джеммы окончательно сломила его морально. Лишь в самом конце, раскаявшись в своих поступках, Джекс решается умереть точно так же, как и его отец.
- «Смертельная битва: Завоевание» — педаль в пол. Убили почти всех главных героев — и положительных и отрицательных (Кунг Лао, Сиро, Ташу, Шан Цуна, Китану, Куан Чи, Сиан, Ворпакс, Рептилию), наплевав на канон самым вопиющим образом. А всё потому, что жадные продюсеры не дали денег на второй сезон, и создатели сериала поступили по принципу «Так не доставайся же ты никому»!
- «Ринальдо Ринальдини, атаман разбойников» — погибает заглавный персонаж, убитый своим наставником, причём никто из них не сменил сторону. В общем, надо смотреть.
- «Сверхъестественное» — В финальной 20 серии 15 сезона Дин погибает в битве с вампирами, а Сэм живёт обычной жизнью и умирает от старости, воссоединяясь в небесах с братом
Мультфильмы[править]
- «Притча о мыши».
- «Снегурочка».
- «Пингвины» же!
- «Русалочка» в советской экранизации.
- «Девочка со спичками» в обеих экранизациях, советской и диснеевской.
- «Битва за планету Терра».
- «Heavy Metal» — приносит себя в жертву Таарна, чтобы уничтожить артефакт-сферу из абсолютного Зла. В римейке девушка-воин выживает.
Комиксы[править]
- V for Vendetta — смерть V.
Аниме и манга[править]
Много примеров. Представлены некоторые выделяющиеся.
- Devilman
- Legend of Galactic Heroes.
- Toward the Terra. Субверсия, потому что здесь реально много активно действующих лиц , а героическое самопожертвование совершают номинальные протагонисты-антиподы.
- «Волчий дождь».
- Ai no Kusabi (да и большинство историй такого жанра заранее обречены на плохой конец).
- Hi no Tori, магнум-опус Осаму Тэдзуки.
- «Angel’s Egg» Мамору Осии.
- Его же «Небесные скитальцы».
- «Bobby’s Girl». Примечательно тем, что это простодушное и реалистичное бытовое аниме с ламповой атмосферой японских 80-х.
- «Могила светлячков».
- Death Note, отчасти злодейский вариант тропа.
- Phantom Requiem for the Phantom. В оригинальном романе, впрочем, есть и вариант с хорошей концовкой.
- Shiki.
- Texhnolyze.
- Rainbow Nisha Rokubou no Shichinin. Если считать главным героем Сакураги.
- JoJo's Bizarre Adventure — Первая и шестая части.
- Date A Live — там одного ГГ заменили другим.
- Banana fish — получивший удар ножом в ребро Эш умирает в библиотеке, держа письмо Эйджи в своих руках.
Видеоигры[править]
- Обе игры серии Amnesia:
- The dark decent: Даниэль погибает в трёх вариантах концовки из четырёх, причём в двух из них — по-настоящему и окончательно
- A machine for pigs: Освальд приносит себя в жертву — и это единственный вариант концовки этой игры.
- Metro Last Light: в «плохой» концовке Артём взрывает Д6 вместе с собой и отрядами коммунистов.
- Merto: Exodus — Мельник и Артём, приехавшие в Новосибирск за экспериментальным военным лекарством. Мельник (пополам с героическое самопожертвование), умирающий в любом случае, отдав свой АнтиРад Артёму, чтобы тот смог добраться до «Авроры» и передать-таки лекарство. Сам Артём тоже может скончаться от высокого облучения из-за недостатка крови для переливания (если у героя была недостаточна высокая карма и/или Дамир, Князь и Лёха не остались в экипаже поезда).
- S.T.A.L.K.E.R. Тень Чернобыля: В игре 7 концовок, 4 из которых заканчиваются смертью Меченого (он же Стрелок), и одна — превращением в зомби.
- Хотя есть мнение, что Исполнитель желаний всего лишь насылает на Меченого галлюцинации с целью промыть мозги, поскольку таким образом пополняются ряды монолитовцев. В этом случае нет ни одной концовки, где Меченый гарантированно умирает, а не становится членом О-Сознания или агентом Монолита (опять). Больше подходит наёмник Шрам из Чистого неба, поскольку о нём больше действительно нет упоминаний.
- Со шрамом тоже спорно, возможно, он тоже стал агентом Монолита в конце игры.
- Хотя есть мнение, что Исполнитель желаний всего лишь насылает на Меченого галлюцинации с целью промыть мозги, поскольку таким образом пополняются ряды монолитовцев. В этом случае нет ни одной концовки, где Меченый гарантированно умирает, а не становится членом О-Сознания или агентом Монолита (опять). Больше подходит наёмник Шрам из Чистого неба, поскольку о нём больше действительно нет упоминаний.
- [Hotline Miami 2] - же!
- Mass Effect 3: герой погибает в трёх вариантах из четырёх (в четвёртом же выживает только в самом благоприятном случае и то не факт.
- Dragon Age: Origins — в одном из вариантов концовки Серый Страж героически умирает в финальной битве. Тогда на его похоронах скажут прочувствованную речь. В этом случае события Awakening падают на плечи некоего Стража-орлесианца.
- Heavenly Sword.
- Red Dead Redemption. Обе части.
- L.A. Noire.
- Final Fantasy VII: Crisis Core, впрочем, это приквел.
- Persona 3.
- Игры Дэвида Кейджа, с их вариативностью (особенно, к примеру, Heavy Rain), допускают такой вариант развязки для большинства героев. Причём, несколькими способами!
- The Girl and the Robot: драматизм неожиданной развязки этой «сказочной истории» усугублен нежным возрастом главной героини.
- Chrono Trigger — Необычный вариант. Во-первых, Хроно умирает аж в середине игры. Во-вторых, его можно воскресить, но это опционально.
Музыка[править]
- Предсмертная песня поётся героем накануне этого самого. См. список примеров в вышеуказанной статье — практически все они повествуют о смерти героя, причём от первого лица. Песню о нём иногда поют оставшиеся в живых соратники героя о дорогом покойнике.
- Спародировано в мультфильме «Ранго», где квартет сов-мариачи постоянно пытается спеть песню-эпитафию о погибшем герое. А герой выживает.
- Знаменитая композиция Эдуарда Артемьева из фильма А.Кончаловского «Сибириада» — музыкальная иллюстрация к этой статье.
- Людвиг ван Бетховен. Maestoso andante из 12-й фортепианной сонаты известно как «траурный марш на смерть героя». Какому именно герою посвящено анданте, история умалчивает.
- ↑ На самом деле - если автор не умеет выбирать сюжет под замысел. Или описывает сюжет, который вообще не нуждался в написании/экранизации (когда на вопрос "Зачем
я это прочиталон это написал?" нет вменяемого ответа, особенно этим страдает "реалистичная" чернуха). Если автор этого избежит, то даже массовое вымирание будет иметь какой-то смысл и идею, не сваливаясь в просто bad ending.