Загробный суд
Обязательный элемент работы любой загробной канцелярии — суд над почившими, определяющий, отправится ли душа вверх или вниз. Проще говоря, загробный суд. Следует отметить, что в древнейших религиях понятие вознаграждения или наказания за прижизненные поступки почти отсутствовали — считалось, что все люди, независимо от их деяний, попадают в один загробный мир, где и будут прозябать всю оставшуюся вечность. Однако уже там были идеи о возможности улучшить своё посмертное существование за счёт деяний на этом свете. Первопримером загробного суда как такового можно считать древнеегипетскую мифологию, где боги взвешивали сердце усопшего на специальных весах и решали, куда его девать. Аналогичный элемент вскоре появился у греков, а через много веков его у них позаимствовали и развили первые христиане, создав учение о Божьем Суде с распределением людей по Раю и Аду.
Где встречаются[править]
Мифология и фольклор[править]
- Как уже было сказано, в египетской религии боги Тот и Анубис взвешивали сердце (воплощение души) вместе с пером богини истины Маат на специальных весах. Если сердце перевесит, значит, оно полно дурных страстей и грехов, а его обладатель пойдет на корм чудовищу Амат с задницей гиппопотама, львиной гривой и крокодиловым шячлом. Если перевесит перо, то человеку будет дозволено наслаждаться на полях Иалу. Взвешиванием занимался бог Анубис, Тот записывал результаты процедуры, после чего вердикт выносил владыка Дуата Осирис.
- У греков судом над душами занималась либо троица царей в лицах Миноса, Эака и Радаманта, либо лично Аид. В остальном эллинский суд мало чем отличался от египетского, разве что был все же милосерднее — тех граждан, которые «ни то, ни сё», никаким чудовищам не скармливали, а отправляли гулять в беспамятстве по Асфоделевым полям.
- А вот у ацтеков все было гораздо веселее — Рая у них вообще не было, все души попадали в Ад и должны были на своих двоих добраться до судей через кучу монстров и ловушек. И лишь потом судья решал, на какой аналог адского круга отправить несчастного жмурика.
- Впрочем, даже им далеко до японских буддистов. Собственно, путешествия под дружные тычки демонов-стражей, преодоления адских рек и адского же таможенного контроля уже достаточно для загробного наказания. Но нет, это только Мэйдо, японский аналог Чистилища, где решают, куда человек отправится отрабатывать карму.
- Стандартная христианская мифология без этого тропа — не стандартная христианская мифология. Обычно в качестве духовного судьи выступает апостол Пётр, реже — кто-нибудь из архангелов. Что самое смешное, в канонiчном христианском учении души людей будут куковать в ожидании до Судного дня (в «преддверии» рая или ада у православных, в чистилище у католиков), и лишь после этого Бог распределит их, куда нужно, причём будет бессовестно им подсуживать. И нет, праведники получат не рай, а новую пересотворённую Землю, свободную от грехов и зла, как во времена сотворения мира.
- В одном из местных вариантов христианства (на Балканах) суд проходит в автоматическом режиме — надо пройти по тонкому (вплоть до остроты) мосту надо огненной рекой; чем меньше грехов, тем это легче сделать.
- Возможно, позаимствовано из ислама, где этот мост называется Сират.
- Что исламом, в свою очередь, позаимствовано из зороастризма, где этот мост называется Чинват.
- Возможно, позаимствовано из ислама, где этот мост называется Сират.
- В одном из местных вариантов христианства (на Балканах) суд проходит в автоматическом режиме — надо пройти по тонкому (вплоть до остроты) мосту надо огненной рекой; чем меньше грехов, тем это легче сделать.
Литература[править]
- «Божественная комедия» — собственно, именно благодаря этому произведению христианское учение о загробной жизни было значительно расширено (в частности, католики признали Чистилище). Из конкретных примеров можно отметить Миноса — гиганта с длинным хвостом, сидящего в первом круге (Лимб) и отправляющего грешников в другие круги, в зависимости от их природы их прегрешений.
- Джон Р. Р. Толкин, «Лист работы Ниггля» — после смерти художник Ниггль попадает на нечто среднее «между медицинским консилиумом и судебным заседанием», и слышит, как его обсуждают два голоса: суровый — обвинителя и ласковый — защитника.
- «Досье Дрездена» — не упоминая судей по имени, царь мёртвых Аид говорит Гарри, что он вполне уполномочен карать или награждать всех попавших в его чертоги. Самое мягкое наказание, судя по всему, досталось Сократу. «Ему задают вопросы».
- «Аид, любимец судьбы» — суду Аида над умершими посвящена значительная часть книг. И он сполна оценил плевок со стороны младшего брата в виде назначения его сына Эака на должность младшего судьи (разумеется, не спросив мнения самого Аида на этот счёт).
- Евгений Лукин «Там, за Ахероном» — суд Миноса скорый и… гм… безошибочный. Правда, если подошла сразу большая толпа подсудимых, то Минос устаёт и последним лепит что попало. Главным героям повести по второй ходке достался тот же второй круг, из которого они вышли. Минос тоже работает на святого Павла.
- Карел Чапек, рассказ «Последний суд» — к удивлению подсудимого, его загробное дело рассматривает коллектив обычных людей, которые и при жизни были судьями. Господь Бог вызывается только в качестве свидетеля. Сам Бог сознаётся, что не может судить именно потому, что знает о человеке абсолютно всё, и хорошее, и плохое, и понимает каждого человека. «Ты только не подумай, что на свете есть хоть один законченный негодяй»…
- "Директор Департамента" - "иммигрантов" в Рай проверяет комиссия из апостола Петра и Макиавелли, Торквемады, Тьера и Носке. Судя по составу суда и проживанию в Раю Муссолини и Аль Капоне, суд достаточно мягок. Во время событий книги Петра смещает Макслотер (очевидная пародия на Маккарти) и устанавливает свою диктатуру в Раю для зачистки кущ от коммунистов.
Телесериалы[править]
- Supernatural — как выяснилось в последних сезонах, судом душ после исчезновения Бога руководит языческое божество Анубис. Что характерно, Анубис, наравне с Прометеем и Артемидой, является едва ли не единственным приличным языческим богом в сериале.
- Российский мини-сериал «Небесный суд» с Константином Хабенским и Михаилом Пореченковым — про будни такого суда и распределение умерших между сектором покоя и сектором раздумий
- «Дорогая, я уменьшил детей» — после удара по голове Уэйн Зелински оказывается на устроенном Морфеем суде, где решается вопрос, насколько он греховен и достоин ли вернуться в мир живых или "пойти к Бобу". На стороне обвинения Аристотель, припоминающий ему все совершенные изобретения с неожиданными и неприятными последствиями - на стороне защиты Мария Кюри, доказывавшая, что в каждом случае Уэйн и исправлял совершенные ошибки. В итоге суд завершается в пользу Уэйна, и все оказывается сном.
Мультсериалы[править]
- Чёрный Плащ — в эпизоде, где титульный герой погиб во время погони за злодеем, святой Пётр и Вельзевул устроили настоящую ссору насчёт того, кому должна достаться его душа. Субверсия, ибо всё это оказалось сном.
Видеоигры[править]
- Dante’s Inferno — главный герой может полюбоваться на «судебную процессию» Миноса, после чего с бывшим критским царём придётся сразиться, дабы пройти дальше.
- Peace, Death! — именно судом над умершими и предстоит заниматься игроку, управляющему Мрачным Жнецом на подхвате у самой Смерти. Самый простой способ определить, на какой этаж отправить товарища — посмотреть ему в глаза (они же зеркало души) или на голову, а то вдруг там рога пробиваются?
- Приложение ВКонтакте «Мытарства» позволяет (если, конечно, отвечать честно) примерно прикинуть, за что тебя пошлют на две буквы на Страшном суде. Точнее — на чём ты срежешься сам, когда твою грешную душу на пути к Царствию Небесному будут отвлекать бесы. В точном соответствии с православными канонами, для каждого греха есть варианты ответа не только «грешил» или «не грешил», но и «грешил, но исповедал», который засчитывается наравне с «не грешил», но в конце можно посмотреть статистику. Ну и иллюстрации, сделавшие бы честь Босху и Гигеру, доставляют.