Атеисты верят в мистику
Когда люди перестают верить в Бога, они не перестают верить во что-либо — они верят во что угодно
Наш герой — несомненный атеист, никогда не только не совершавший религиозных обрядов, но и не признававший никаких высших сил. Но почему он трижды плюёт налево, пытаясь не допустить сглаза, стучит по полу упавшей вилкой или ножом, смотрит в зеркало, когда что-то забыл и оказался вынужден вернуться, а перед экзаменом зовёт Халяву и кладёт под пятку пятак? Ух ты, на шее-то у него висит кроличья лапка, а около постели — ловец снов!
А если серьёзно, почему научный атеист может верить в не имеющие рациональной основы приметы или, например, карму? Тут есть несколько разных вариантов:
- Эмоциональная выгода. Подход, мало понятный нормальному человеку, но прямо вытекающий из неверия. Если за обрядами на самом деле нет никакой мистической силы, то почему бы не использовать те из них, которые приносят пользу или удовольствие? Просто развлечение, способ бороться с тревогой или отгонять мысли о страдании и смерти — для такого пустого человека нет никаких причин не использовать те или иные методы просто потому, что когда-то они были связаны с какой-то религией. Один парень даже свою религию на этой основе попытался создать.
- Высокорисковая деятельность способствует этому. У лётчиков, космонавтов, сапёров и других специалистов, чья жизнь подвергается риску, формировался свой набор примет, которые они соблюдали, чтобы успокаивать себе нервы (сакраментальный «крайний полёт» и прочее).
- «Мистикой» заклеймили опровергнутую наукой, маловероятную или просто не доказанную — но научную — гипотезу. На самом деле атеизм — это вера в отсутствие сверхъестественных, не подвластных обычным законам и научному исследованию сил. Он никак не связан с отрицанием сил, которые пока не были описаны наукой, или, например, были описаны неправильно — если, конечно, речь не о плоскоземельном атеисте. Таким образом, атеист вполне может «верить» в йети, инопланетян или цилиндры фараонов — до тех пор, пока он считает это вполне естественными явлениями, атеизму оно не противоречит. Человек, пытающийся измерить вес души весами, исказить или затормозить её магнитными полями, а то и провести эксперимент, доказывающий его воззрения, оперирует «душой» научно, а не мистически. Он может быть неправ, малообразован, туп или безумен — но менее атеистом от этого не становится. Наоборот, образ атеиста как поклонника Великих Научных Истин, записанных в одной большой Книге Настоящей Науки малым количеством Великих Учёных — результат попыток верующего судить по себе, представляя атеизм как некую атеистическую церковь со своим, безбожным, писанием. Настоящий учёный не боится проверять самые безумные гипотезы — даже если они считаются «мистикой», и не считает зазорным верить в то, что кажется правдой на основе доказательств. В принципе, таким образом атеист и в бога может верить — если это «материальный» бог, гипотеза существования которого фальсифицируема.
- Некоторые вообще определяют атеизм как неверие конкретно в богов, которыми понятие сверхъестественного не ограничено. То есть, религия без веры в бога, внезапно, атеистична, но мистикой быть не перестаёт.
- Автоматизмы. Люди воспринимают себя на сознательном уровне далеко не во всех действиях. Если кто-то привык стучать по дереву или не обдумывал рационально какой-то вопрос — он может продолжать стучать по привычке и доверять по наитию. Безотносительно рациональных убеждений.
- Социальная выгода. Выгодно не провоцировать благородных верующих, не раздражать зазря знакомых. А уж как выгодно бывает наживаться на чужой доверчивости! Разнообразные гуру и выбегаллы вполне могут быть атеистами наедине с собой, но на людях разыгрывать даже не веру, а точное знание сверхъестественной механики.
И это всё — про сеттинги, в которых атеизм принят как истина. Если же сеттинг реалистичный (с доминирующей религией), а то сказочный или фэнтезийный, то вполне возможно, что разнообразной мистики там довольно много.
Но определение атеизма можно расширить и включить в него всякие виды неверия в высшие силы, могущественные и сверхъестественные. В таком случае ничто не мешает назвать атеистом человека, у которого интуиция преобладает над «логикой». Такие люди не склонны во всём искать логику, а «ну я чувствую, что всё именно так!» для них вполне достаточно, а поэтому обусловленные магическим мышлением приметы и суеверия и вера в не познанные рационально шкажошные шушества, не являющиеся богами, для них могут быть приемлемы, особенно если этот сеттинг — фэнтэзийный. А в материалистическом сеттинге неверие в Бога вполне может сочетаться с верой в нефальсифицируемые и неверифицируемые гипотезы — например, в ту же гомеопатию, опирающуюся на чисто мистическое представление о памяти воды.
Троп распространяется на агностиков и деистов, а также сатанистов, буддистов и представителей других подобных религий.
Инверсия — верующий материалист. Чтобы предотвратить вывих мозга, сразу надо сказать: речь о людях, убеждённых в том, что бог есть, но и законы природы (включая, например, естественный отбор) действуют. Противотроп — плоскоземельный атеист. Родственный троп — атеист-диссидент.
Примеры[править]
Фольклор[править]
- Герои современных страшилок могут быть крепкими атеистами, но при встрече с нечистой силой начинают в неё верить. И даже вспоминать молитву «Отче наш», хвататься за повешенный на шею мамой крестик, хватать иконку из угла избы.
- Рассказывают, что известный физик Нильс Бор прибил над дверью подкову на удачу. А на закономерные вопросы отвечал, что он-то сам в эту чушь не верит, но подкова работает вне зависимости от того, веришь в неё или нет.
Литература[править]
- Джек Лондон, «Алая чума» — постапокалиптический мальчишка отказывается верить в то, что сам не видел (в том числе в существование микробов). Что не мешает ему плевать через плечо от сглаза.
- Г. К. Честертон, рассказы об отце Брауне — регулярно попадаются атеисты, которые легко готовы поверить во всякую мистику, тогда как заглавный герой, католический священник, рядом с ними остаётся единственным «материалистом».
— А я думал, что вы верите в чудеса, — не выдержал секретарь.
— Да, — ответил отец Браун, — я верю в чудеса. Я верю и в тигров-людоедов, но они мне не мерещатся на каждом шагу. Если мне нужны чудеса, я знаю, где их искать.
- Строго говоря, среди героев Честертона крайне редко встречаются атеисты в современном смысле слова — люди, для которых отсутствие высших сил является существенной частью их убеждений. Многочисленные честертоновские джентльмены, легко принимающие на веру истории про фамильных призраков, вещих собак, зловещих доппельгангеров, проклятые книги и прочую мистику, не имеют каких-то устойчивых религиозных/атеистических убеждений. А пустоту легко заполнить красивой историей, после чего начинает работать самосбывающееся пророчество… А отец Браун, абсолютно уверенный, что некоторых чудес не бывает! может отложив в сторону мистические объяснения, прорабатывать неочевидные материалистические версии или, не накручивая себя, открыть «проклятую книгу», якобы губящую всякого ее читающего, и тем экспериментально опровергнуть мистическую гипотезу....
- Впрочем, как говорится, если убеждения не противоречат ни одному свидетельству, значит, это не убеждения, а факты.
- Николай Гоголь, «Мёртвые души» — Ноздрёв: «не верит в бога а верит что если чешется переносье то непременно умрет».
- По умолчанию в книгах советских писателей все советские дети — атеисты, иначе автор бы обратил на это особое внимание. Поэтому любой советский школьник, верящий в приметы, подходит под троп:
- Самуил Маршак, «Приметы» — школьница «готовится» к экзаменам, подстраивая себе хорошие приметы, в отличие от одноклассниц, повторяющих пройденный материал. Финал немного предсказуем: «Но другие ученицы / сдали все предметы, / а у Вали — единицы… / Вот вам и приметы!»
- Аналогично и Елена Хоринская, «Чёрная кошка». Девочка Света уверена, что это плохая примета. Когда перед контрольной Свете перебежала дорогу чёрная кошка, она была расстроена, но получила за контрольную пятёрку. В другой раз она шла на контрольную, не подготовившись, но с пятаком под пяткой, перед уходом её обругал брат, и кошки не было. В результате — двойка!
- Н. Носов, «Приключения Толи Клюквина» (см. эпиграф). Когда четверокласснику Толе перебегает дорогу кошка (даже не чёрная, а серая!), он сворачивает и идёт другим, более длинным путём. В результате Толя опаздывает на встречу с другом, тот уходит без него. Возникшая вследствие этого цепь событий приходит к тому, что Толя наживает себе кучу неприятностей и в конце концов едва не попадает под колёса автомобиля (к счастью, водитель успевает затормозить). А ведь кошка была даже не чёрная. После этого Толя резонно решает завязывать с глупыми предрассудками.
- Владимир Высоцкий, «Письмо в редакцию» — сумасшедший ругается на передачу «Ведь нельзя же! — год подряд // То тарелками пугают — // Дескать, подлые, летают, // То у вас собаки лают, То руины говорят!».
- И кто здесь верит — сумасшедший или авторы передачи?
- Песня — «натебейка» для передачи выпуска «Очевидное — невероятное» 1976 года где приглашённый уфолог рассказывал про «тайны Бермуд». Высоцкий в это время от увлечения фантастикой и паранормальными явлениями перешёл к скептическому отношению к этой теме, так как вокруг неё собралось множество шарлатанов.
- И кто здесь верит — сумасшедший или авторы передачи?
- Виктор Пелевин, некоторые рассказы — утверждается, что советский научный атеизм сильно прижал религию, но вот мистические верования (в т. ч. дорелигиозные и суеверные) при этом расцвели. «Огромные портреты над городами и синие елочки, торжественные заседания и могилы в стенах, бронзовые бюсты и салют — не просто ведь все это так. Этому, так сказать, материальному, — размышлял Маралов, — неизбежно должно соответствовать что-то духовное, сущностное…» («Ухряб») «И вот, когда бульдозер крутится в грязи, разравнивая будущую стройплощадку, происходит нечто совершенно неожиданное: бульдозер вдруг проваливается в подземную пустоту — вокруг оказываются какие-то полусгнившие бревна, человеческие и лошадиные скелеты, черепки и куски ржавчины. Бульдозер оказался в могиле. Ни бульдозерист, ни авторы вдохновивших его брошюр не учли, что когда они сметут все, что по их мнению устарело, обнажится то, что было под этим, то есть нечто куда более древнее.» («Зомбификация»)
- Дмитрий Емец «Мефодий Буслаев» — так описывает Эссиорх Варвару в начале знакомства: «Занятно, как суеверие может существовать без веры. В свет не верят, в мрак тоже — а лишний раз вякнуть боятся. Вроде как соглашаются с тем, что бьет их по башке какая-то рука, а чья рука и за что — непонятно!».
Кино[править]
- «Прикосновение» — следователь Крутицкий не верит в загробный мир и призраков. Поэтому объясняет всю творящуюся вокруг чертовщину происками банды… очень сильных экстрасенсов.
Телесериалы[править]
- X-Files — агент Фокс Малдер в бога не верит, зато верит в инопланетян, оборотней и тому подобную чушь. В противоположность ему глубоко верующая агент Дана Скали, напротив, несуеверна.
- «Топи» — капитан Козлов.
Аниме и манга[править]
- So Ra No Wo To — Рио не верит в богов, однако когда в первой серии услышала горн Канаты, не на шутку перепугалась.
Видеоигры[править]
- Cyberpunk 2077 — шутливо обыгрывается в описании внедорожника «Зверь»: «когда этот чёрный как смоль демон проносится по улицам, даже самые убеждённые атеисты начинают креститься».
- «Клуб романтики: Грешный Лондон» — Ирен по пути Алой тени. Во флешбеках есть выбор: Молить всех богов или действовать своими силами.
Реальная жизнь[править]
Встречается чаще, чем можно подумать. Потому что мнение о высших силах — это одно, а научное или магическое (наш случай) мышление — это другое. А кроме того, вера в высшие силы заложена в человека на весьма базовом уровне.
- Множество современных учений, хотя бы и Нью-Эйдж (если я неправ, поправьте), явно идеалистические и при этом обходятся без богов.
- Нельзя становиться на канализационный люк! (Обоснование — он может быть плохо закреплён, и ты провалишься в колодец).
- У многих людей есть талисманы на удачу, при этом они не обязательно верующие.
- Студенты часто, вне зависимости от религиозной принадлежности, перед сессией проявляют суеверность.
- Мао Цзэдун, воинствующий атеист, верил в загробную жизнь.
- Бытовые суеверия успешно просуществовали весь советский период, и существуют до сих пор. Во времена государственного атеизма получался троп — другое дело, что с возвращением церкви в большую политику значительная часть суеверных атеистов немедленно переоформилась в верующие.
- Нельзя сказать, что советская власть не боролась с суеверностью. Боролась, и активно — даже в детской периодике печатали подробные статьи о том, почему примет" — это «пережиток не то что царизма, а первобытно-общинных времён». Ну боролась, и что толку? Нормальным людям было пофиг.
- С другой стороны, секретность всего и вся в СССР давала почву любым кривотолкам, в том числе и мистическим (теперь из этого целый троп вырос). А власти скрывают!
- В самиздате, как слышал автор правки, в СССР ходила не только и не столько антисоветчина, а всё больше мистика да эзотерика. А чего стоит всесоюзно известный Вольф Мессинг! Фактически именно благодаря ему в 1960-х годах в СССР заговорили об экстрасенсорных способностях.
- Берём любой ежегодник «Эврика» за 1970-е годы — обязательно в рубрике «Идеи» будет что-то околомистическое. Например, в 1972 году — про Лох-несское чудовище[1].
- Советские люди сочиняли мистические истории:
- Городские легенды часто основывались на мистике.
- Пионерский фольклор — намёк на религию выкинут, но творится та ещё чертовщина.
- С дореволюционного периода сохранился такой жанр, как былички. Конечно, религиозности в таких рассказах поубавилось.
- Страшные истории на Святки.
- В Чехии, где атеисты преобладают, популярны гороскопы.
- Гадалки веками пользуются спросом и в религиозных, и в атеистических странах.
- Авраамические религии всегда боролись с суевериями (средневековая церковь, внезапно, отрицала существование ведьм и считала веру в них ересью, а ислам так и вовсе порицает любые приметы). Результат — продвинутые воцерковленные верующие не суеверны (некоторые даже могут высоколобо насмехаться над церковными бабульками), в массах — если общество терпимо к мистике, то всё как всегда.
Примечания[править]
- ↑ С точки зрения экологии возможность наличия крупного животного можно вычислить по пищевой базе — более мелким животным. Реальная гигантская рептилия, без мистических штук типа «порталов в иной мир», в экосистему озера не вписывается.