Ислам — это круто!
Ислам — одна из крупнейших мировых религий. В результате религиозных войн, вторжений турок и арабов в Европу (очень долгое время бывших экзистенциальной угрозой для большей части христианского мира) и более поздних конфликтов на Ближнем Востоке и за его пределами в западном обществе был сформирован образ врагов, нередко попадающих под троп достойный противник.
В то же время Европа долгое время (и особенно после крестовых походов) относилась к мусульманам как к диковинным мудрецам из экзотических стран. При этом веками практически все более богатые, образованные, грамотные, процветающие города света были на исламских территориях. Больницы, медшколы, обсерватории, бани и культура их частого употребления, великолепные ремёсла и оживлённая торговля, изобилие товаров, которые были для Запада безмерной роскошью, почта, публичные библиотеки, полиция, освещённые по ночам улицы, блистательнейшая столица средневековья — Багдад… Всему этому европейцы открыто завидовали, а приезжие крестоносцы за пару поколений перенимали местный, более удобный, санитарный, здоровый и, чего уж там, более утончённо-культурный образ жизни. Очевидно, что в мировой культуре достаточное количество положительных образов мусульман.
Примеры крутых мусульман[править]
Общее[править]
- «Живые» и анимационные экранизации различных арабских сказок.
Литература[править]
- Песнь о Роланде — да, мусульмане плохие (чего и следовало ожидать от средневекового европейского творчества), но насколько же крут их предводитель эмир Балиган! Старик, который старше Гомера, пачками укладывал славных рыцарей и победил бы самого Карла Великого, не помогай тому высшие силы. Прямо назван в тексте и мудрым, и храбрым, и вообще единственный его недостаток (по мнению автора поэмы) — он не христианин.
- «Витязь в Тигровой Шкуре» Руставели. Главный герой Тариэль — идеальный образец воина, друга и влюблённого — мусульманин, как и его возлюбленная Нестан-Дареджан.
- Многочисленные произведения о крестоносцах и Ричарде Львиное Сердце (в том числе написанные современниками) — Саладин. Изображается обычно как достойный противник для героев-рыцарей и крутой король.
- В частности, «Талисман» Вальтера Скотта.
- Л. Соловьёв, «Повесть о Ходже Насреддине» — разумеется, заглавный герой. Несмотря на всю свою нелюбовь к муллам и прочим деятелям ислама, он — истинно-верующий мусульманин. А уж насколько он крут!
- Крутость бесспорна, а вот принадлежность к исламу (не внешняя, а внутренняя, по зову души) довольно сомнительна, особенно, если вспомнить разговор Насреддина со старым дервишем.
- Однако же он раскрутил Агабека на пожертвования на ремонт мечети.
- Там есть и более точное попадание в троп — Ядгорбек.
- Конечно же, Дюна. СФК, но всё же.
- У Кира Булычёва («Алиса и крестоносцы») Саладин и вовсе показан как единственный нормальный человек среди палестинских феодальных сеньоров и поехавших сектантов-исмаилитов. Не считая, конечно, попаданцев из будущего.
- Юрий Никитин, «Русские идут» (тетралогия) — новоизбранный президент (пародия на Лебедя?) внезапно проникается пониманием, что ислам — это вау, что братушки-мусульмане приведут Русь к процветанию, ибо они с кредита процент не берут, а кредитуют только единоверцев. Много исламоклюквы.
- «По ту сторону огня» Василия Головачёва — Хасид Хаджи-Курбан, откуда-то из Ирана (не то перс, не то курд). Его многочисленные родственники тоже «дали прикурить» местным злодеям.
- Латынина в большинстве произведений противопоставляет крутых и мужественных мусульман разжиревшим алкашам-славянам.
- Метавселенная Рудазова — Каф и населяющие его джинны, а также Империя Сварог. Ислам у тех и других, конечно, очень отличающийся от земных аналогов, но Аллаха и Мухаммеда чтят свято.
- Средневековая китайская новелла (короткий рассказ) про мусульманина Ша. «Мусульманин Ша» — это его прозвище, так как китайцы не смогли осилить произнести его длинное имя или фамилию, и для удобства сократили до «Ша», а поскольку он мусульманин, то прозвище содержит уточнение, чтобы не перепутали с китайцем по фамилии Ша. Главный герой рассказа является могучим высоким силачом, к тому же являющимся мастером кунгфу владеющим искусством «железной рубашки».
Кино[править]
- «Белое солнце пустыни» — Саид.
- «Приключения Али-Бабы и сорока разбойников» (советско-индийский 1979). Здесь положительные герои — мусульмане, что в индийской, более длинной, версии подсвечивается не только именами и неопределённо-среднеазиатским антуражем. Когда разоблачённый Абу-Хасан кидает в Али нож, попадая в заслонившую его Фатиму (крутость которой показывается в этой же версии «секир башка и другие органы», которое она устраивает окувшиненным разбойникам чуть раньше), та умирает с шахадой на устах (Alibaba Aur 40 Chor).
- «Жемчужина Нила» — местный духовный лидер, этакий арабский Ганди, враг хусейноподобного шейха-диктатора.
- «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» — Саллах, друг Индианы. Он, пока Инди за танком гонялся, норовил угнать верблюдов в уплату за взорванный фашистами автомобиль, он же помогал выкапывать Ковчег, а его детишки устроили операцию «живой щит», не давая Инди утащить в ад компанию.
- В следующем по хронологии сюжета (но не по времени выхода) фильме, «Индиана Джонс и последний крестовый поход», Саллах опять появляется.
- «Робин Гуд: Принц воров».
- «Тринадцатый воин» — главный герой, будучи культурным арабом, поначалу не рад опасному путешествию в компании грубых викингов, но быстро осваивается и защищает поселение вместе с ними.
- «Мумия» — Ардет-Бей.
- «Кольцо дракона» — мавританский воин Тарек.
- «Мусульманин» 1995 г.
- «Кромешная тьма» и «Хроники Риддика» — имам Абу Аль-Валид. Особенно эпичны его последние слова, сказанные некромонгеру (члену воинственной религиозной секты, поклоняющейся Смерти): «Меня после смерти ждет вечная жизнь в раю. А что ждёт тебя?»
Телесериалы[править]
- «Lost» — Саид.
- SKAM — Сана, самая острая на язык и рассудительная из всей компании девчонок. Что поделаешь, даже в мультикультурном современном Осло нужно как-то защищаться как от расистов и булли, так и от религиозных ханжей. За своих друзей стоит горой — облила водой альфа-суку Ингрид только за то, что та обозвала Еву «шлюхой».
Мультфильмы[править]
- «Вор и сапожник»: собственно сапожник и принцесса.
- «Имаа’ра, героиня Эмиратов». Берет поверх хиджаба в комплекте.
Комиксы[править]
- Marvel Comics: супергероиня Пыль, она же Сурайя Куадир.
- Там же: Камала Кан, новая Мисс Марвел, а также ее брат, который хоть и не супергерой, зато точно крутой и точно благоверный мусульманин.
Видеоигры[править]
- The Suffering: Ties That Bind — Хеджира, сосед протагониста по дому, не боится монстров и помогает от них отбиться, да ещё и боец весьма неплохой (имеет много здоровья). Всё это делает его одним из самых крутых компаньонов во всей игре.
- Osman ака Cannon Dancer — Кирин. Кстати внешне чем-то похож на анимешную версию диснеевского Алладина.
- Stronghold: Crusaders — Султан. Автора правки при прохождении основной кампании впечатлило, как он дрался на верхушке башни один против десятка мечников, одолел их всех и только тогда уже, израненный, пал от шальной стрелы.
- Это могла бы быть субверсия, так как Cултан — противник протагониста. Но во вводной прямо указывается, что правитель он более чем приличный и уважаемый в народе.
- Тем не менее, правитель из него никудышный. Возможно, в этом плане он даже хуже Крысы — последний хотя бы пытается организовать более-менее вменяемую оборону замка (пусть и с поправкой на постройку лестниц на стены с внешней стороны); Султан же просто ставит стены маленьким кругом и выставляет пращников и чуть-чуть лучников на стены, на замке держит арабских мечников (медленнее их только европейские) и огнеметателей (которые бьют по площади и могут спалить свои же строения и юнитов). Ну и хозяйство у Крысы как-то получается вести, в то время как у Султана казна и амбар легко могут опустеть даже без попыток саботажа его экономики (уничтожения производственных зданий или тамошних работников).
- А вот Саладин стопроцентно попадает под троп. Педаль в пол: является вторым по крутизне противником-ботом; единственное, чем он существенно уступает Волку — так это в нужде в большом объёме денег для успеха.
- Это могла бы быть субверсия, так как Cултан — противник протагониста. Но во вводной прямо указывается, что правитель он более чем приличный и уважаемый в народе.
Реальная жизнь[править]
- Традиционные мусульманские школы ушу, появившиеся на китайском участке шёлкового пути.
- Халид ибн аль-Валид (592—642), легендарный сподвижник пророка Мухаммеда. «Я участвовал в 100 сражениях или около того и на моем теле нет места размером в ладонь, которое не было бы покрыто шрамом от удара меча, стрелы или копья. И вот сейчас я умираю на постели, как изгнанник. Пусть глаза трусов никогда не найдут отдыха во сне»
- Аль-Ма́лик ан-На́сир Сала́х ад-Дунийа ва-д-Дин Абу́ль-Муза́ффар Ю́суф ибн Айю́б, прозванный европейцами Саладин (1138-93) — начиная с рыцарских романов и включая Вальтера Скотта. А в кино он впервые появился в 1922 г. в фильме Nathan der Weise.
- Джелал ад-Дин Мангуберди (1199—1231), последний хорезмшах, партизанивший против Чингисхана и его туменов в Центральной Азии. Как говорил сам Чингисхан — «Был бы он моим сыном…»
- Мамлюки: султан Аль-Малик аль-Музаффар Сайф ид-Дин Кутуз (?—1260) и Аль-Малик аз-Захир Рукн ад-дунийа ва-д-дин Бейбарс аль-Бундукдари ас-Салих (1223-77) разбили в конном бою (!) считавшихся непобедимыми монголов! Затем по дороге домой в Каир, султан получил стрелу на охоте, и эмир стал новым султаном, неоднократно бившим монголов, и даже успешно отвоевавшим у монголов часть завоеванных ими земель!
- Знаменитый китайский адмирал Чжэн Хэ (1371—1435).
- Битва при Абу-Клеа (Судан, 1885) — хотя махдисты проиграли битву, но дервиши добежали до заклиневшего из-за песка «пулемёта» (Gardner machine gun) и перебили его расчёт.
- Абд-эль-Керим, «берберский волк», в 1920-е гг. пять лет сражавшийся за независимость Марокко против Испании и Франции сразу. Таки дожил до сбычи своей мечты.
- Его алжирский коллега, эмир Абд-аль-Кадир, продержался против французов 15 лет (с 1832 по 1847 годы). Именно он стал одним из виновников появления Иностранного легиона.
- Мохаммед Али, до принятия ислама в прямом смысле — Кассиус Клей. Легендарный боксёр-тяжеловес. Несмотря на отказ служить в американской армии в связи с войной во Вьетнаме («Лично я с этими вьетконговцами не ссорился»), за что ему пришлось немного посидеть, считается красой и гордостью Америки.
- Ахмад Шах Масуд. Панджшерский лев, который мог забыть где-нибудь автомат, но не книгу, пытался привести Афганистан к миру, выкинуть из страны наркодельцов и шурави, а также разоружить пятидолларовых террористов. Не вышло, ибо убит
кровавой гидрой империализма. А вот его родственнички в составе северной коалиции пытаются разгрести весь этот афганский бардак до сих пор. Несмотря на то, что воевал против СССР, рассматривался советским руководством как потенциальный союзник.- Родственнички разгромлены вместе со всей прочей коалицией, но всё ещё немного партизанят в Панлжшере.
- Элитное иранское подразделение «Корпус стражей Исламской революции» (КСИР). И персонально глава сил «Аль-Кудс» (что-то вроде разведки и спецназа в одном флаконе в составе КСИР) генерал Кассем Сулеймани (RIP −2020), ветеран ещё ирано-иракской войны. Эффективный менеджер, по слухам, стоявший за организацией очень многих процессов в регионе. Например, с иранской стороны именно он заведовал приготовлениями к переброске российского контингента в Сирию в 2015 г. Если верить ряду публикаций в западных СМИ, он и вовсе убедил российский генштаб и лично Путина (!) ввести войска в Сирию. Американцами считался одним из наиболее опасных для их интересов людей на Ближнем Востоке, был ОЧЕНЬ популярен в своёй стране и среди шиитов вообще.
- Знаменитый наёмник Боб Денар (1929—2007) во время «правления» на Коморах принял ислам и взял себе имя Саид Мустафа Маджуб.
- Ряд ближневосточных военизированных группировок вроде хуситов aka «Ансар Аллах» из Йемена или ливанцев из «Хезболлы».