Справочник автора/Зороастризм
В храме иранского города Йезда священный огонь горит уже более полутора тысячи лет.
Вступление[править]
Давным-давно, в далёкой-далёкой Галактике… Нет, не так. Давным-давно, на бескрайних просторах Туркмении и Иранского нагорья жили-были кочевые индоиранские племена. Быт у них был примерно такой же, как у остальных евразийских собратьев по бронзовому веку — суровый, боевой, примитивный, мало похожий на жизнь цивилизаций Плодородного Полумесяца. По меркам вавилонян, ассирийцев и египтян, народов весьма продвинутых в науках и искусствах, это были обычные воинственные полукочевые дикари, одетые в шкуры и поклоняющиеся многочисленным богам с труднопроизносимыми именами. Индре или Агни, например. Но что-то такое было в этих чудесных воинственных людях, что они взяли, назвали себя арийцами («арья»), затем (в попытках выяснить, какой же ариец — истинный) раскололись на несколько непохожих друг на друга ветвей, основали кучу религий и завоевали неслабые пространства, от тернистых джунглей Юго-Восточной Азии до богатого Вавилона. Наша статья сфокусирована на той ветви индоарийцев, которая в мире известна под обобщающим названием персы, а вернее на их религии, которую с лёгкой руки греческих переводчиков принято называть зороастризм. Данная статья — справочно-просвещающая. Здесь автор может почерпнуть все необходимые сведения о зороастризме. Начнём?
Сны-Близнецы, борьба братьев, или «откуда есть пошла вера маздаяснийская»[править]
Как он говорит в Авесте, Авеста — это объяснение обоих: одного того, который постоянен и безграничен во времени,— ибо Ормазд, место, вера и время Ормазда были, есть и всегда будут, — и Ахримана, который во тьме, невежестве, страсти разрушения и бездне был, есть, но не будет.
Человеческие общества склонны отражать в своих культурах и религиях противоположности. Вода против огня, свет против тьмы, земля против неба и так далее. Почему люди так делают? Это риторический вопрос, так что перейдём к предмету нашей статьи. В какой-то момент упомянутые выше дикари-индоевропейцы, расселившиеся на территории Иранского нагорья и занятые, в основном, оседлым скотоводством (в отличии от кочевых индоиранцев, например скифов) начали осознавать себя как единую общность, союз племён, с единым самоназванием — airya, арии тобишь. Да-да, те самые арийцы, имя которых через тысячу лет присвоят вот эти нордические ребята (исключительно в пропагандистских целях), да ещё и придумают им такую внешность, какой оригинальные древние арии не обладали, ой навряд ли. Не та погода на песчано-степном Юге, знаете ли. Древние индоарийцы были весьма среднего роста с индосредиземноморской внешностью, а это примерно как небезызвестная Шарбат Гула или любой горный пуштун. Что-то есть от цыган, не так ли?
Заметно прокачавшись, монолитная община раскололось. Часть ариев откочевала в Индию, где завоевала то немногое, что осталось от умершей Индской цивилизации Мохенджо-Даро. Другая ушла к своим кочевым собратьям, включившись в общий хоровод индо-иранских кочевых племён — скифов, саков, сарматов (роксоланов, алан), парфян, массагетов. А третья вообще никуда не уходила. Она осталась сидеть там, где сидела, и начала готовить плацдарм к завоеванию обширных территорий Месопотамии. Именно этот переломный период зародил такую бурю в умах ариев, что они ненароком стали создателями нескольких мировых религий.
Прямо как асы и ваны, боги ариев делились на несколько ступеней — асуров (слово примерно переводится как «здоровый, обладающих живительной силой») и дэвов (сияющих, светлых). В бесписьменный (увы!) период своей истории арии, скорее всего, вообще не делали особой разницы между ними, да и не до того было родоплеменной общине. Но на стадии формирования классового государства ребром встал один вопрос — кто круче? Привёл ли вопрос к расколу, был ли он его частью… . Короче! Для одних асуры стали Ктулху с побитой мордой, и мы знаем этих милых людей как современных последователей индуизма (буддизма тоже, ага) а для других — дэвы. Это первая ось дуализма, её важность прослеживается в очень далёких религиях и сектах, связанных с индуизмом-зороастризмом. Но за ней последовала другая. Мироздание в умах ариев раскололось на два враждующих лагеря — страну Ариев (для персов это Иран), где молятся асурам/дэвам, и земли, где живут anairya, которые в зороастризме называют просто — Туран. Для последователей индуизма анариями были (в годы завоевания) местные дравидийские племена, для зороастрийцев — народы «туров», которые почти всегда описываются как кочевые скотоводы (те же скифы, ага). Такая вот кровно-родственная вражда. И это у народов, которые почитали аж двух богов, связанных с общинным единством, коллективизмом, коммунизмом.
Ключевая священная книга зороастризма называется Авеста. В ней, а также во множестве других священных текстов, излагается основная религиозная мысль Благой Веры (Дине Бехи) — о существовании Снов-Близнецов, двух братьев, которые ещё до начала времён разошлись во мнениях. Один стал Творцом, Богом, вдохновителем жизни, красоты и порядка — его бехдины-зороастрийцы и почитают под именем Ахура Мазды, Здравого (Благого) Мудрого. Второй Сон стал бедственной сущностью, лишённой творческой фертильности, способной только портить и искажать творения своего Брата. Его имя Ангро-Майнью, «злой дух» тобишь. Сразу ликбез — нет, это не два равных бога, эта мысль зародилась вообще в другой религиозной системе. Для бехдинов Ахриман — это чёрное пятно на белой одежде, это школьный сосед Вася, который стал олигархом, пришёл с наёмниками в вашу квартиру, загадил обои, перебил посуду и изнасиловал всех домашних животных. Станет ли кто считать Васю богом? Обязательно станет, и эта религиозная система будет ещё одной частью дуализма. Бехдины называют её «даэва-ясна», почитание дэвов. Минуточку. А кто такие бехдины?
Пророк, Книга, Община[править]
Бехдины (буквально с персидского «благоверные») это и есть последователи Благой Веры (Дине Бехи), известной западному читателю под грекоподобным названием «зороастризм» — от эллинской передачи имени пророка — Зороастр. Второе распространённое среди верующих самоназвание — маздаяснийцы (от авестийского «vahvi daena mazdayasna» — «благая вера почитания Мудрого»). Теперь, когда эти термины получили своё разъяснение, они будут преобладать в следующей части статьи.
Кстати!
|
---|
В итоге подобная транскрипция имени Зартошта сыграла с эллинистическим миром злую шутку. В какой-то момент всем открылась страшная истина — в имени «Зороастр» скрыто слово «звезда» (astro на латыни, и αστερ на греческом). После этого за «огнепоклонниками» закрепилась слава астрологов, гадателей и волхвов — это при том, что оригинальные священные тексты строго-настрого запрещают любую магию, особенно желчно проходясь по астрологической традиции… но об этом позже. |
Пророк[править]
Тот найден мной здесь, единственный, кто слушает наши наставления –Заратуштра Спитама. Он нам, о Мазда, и Аше желает
Воспевать гимны, чтобы я обрел сладость его речи.
Когда на самом деле родился праведный Заратуштра? Мнения серьёзно расходятся. Кто-то говорит «за два века до Сашки», но мы предпочтём старое-доброе Давным-давно, чтобы не смущать ум весьма туманными датами. Так получилось, что творение ждало рождения Зартошта с самого начала времён. Когда Ангра-Майнью сумел повредить творение Ахура-Мазды, в том числе убил двух священных созданий — первочеловека и первобыка, душа последнего вышла из тела и начала очень громко вопить о несправедливости происходящего. «Где тот праведник, которого ты обещал поставить заботится о творении? Что за зло произошло?». Ормазд объяснил, что смерть — это та болезнь, что принёс с собой Злой Дух, и что создать праведного спасителя вот так, сразу, попросту невозможно. В ответ Душа Быка начала путешествовать по Вселенной, неистово голося. Когда в своём желании пожаловаться Душа Быка обошла всю солнечную систему, Ахура Мазда явил ей фраваши (термин поясню позже) невероятной силы и чистоты, сотворённую им задолго до всего произошедшего и сказал «Эта фраваши принадлежит Заратуштре Спитаме. В свой час он родится в мире, чтобы проповедовать чистоту и заботится обо всём творении». Только после этого Душа Быка успокоилась и пообещала вскормить творение, так сказать присмотреть за происходящим, и ждать появления Зартошта.
Что ж… она присмотрела.