Справочник автора/Теория эволюции/Примеры занятия пустующих экологических ниш
Перейти к навигации
Перейти к поиску
- Уэта — огромные кузнечики, занявшие нишу отсутствующих в Новой Зеландии мелких грызунов.
- Новозеландские летучие мыши — им приглянулась ниша наземных насекомоядных, так что летать очень не любят и занимаются тем, что бегают на четвереньках охотясь на уэта. Ведут в основном наземный образ жизни, но по деревьям тоже лазят, а крыльями в основном пользуются чтобы спрыгнуть с дерева или запрыгнуть на него.
- Какапо — новозеландский попугай, ведущий образ жизни кролика.
- Древесные кенгуру на Новой Гвинее и лемуры на Мадагаскаре в роли обезьян.
Вытеснение из ниши:
- Дикая собака динго — изначально обыкновенная гавкающая собака, завезённая мигрантами из Азии. Позже одичала, вытеснила обитавшего в Австралии сумчатого волка из его экологической ниши (похоже, съев) и превратилась в самостоятельный подвид Canis lupus (к приходу белых сумчатые волки оставались лишь на Тасмании).
- Южная Америка в течении всего периода «после динозавров» — кайнозоя — была огромным островом, примерно как сейчас Австралия. Жившие там потомки примитивных плацентарных заполнили крайне ограниченное число экологических ниш и, в отличии от Африки и Евразии, не смогли полностью вытеснить местных сумчатых. Бо́льшая часть сумчатых вымерла лишь в плейстоцене после создания перешейка с Северной Америкой и проникновения оттуда плацентарных, претендовавших на те же самые ниши. Единственным успешным исключением оказались опоссумы: они не только выжили, но и распространились на север вплоть до нынешней Канады.
- Нишу наземных хищников с самого начала кайнозоя занимал отряд хищных сумчатых — спарассодонтов, давший формы от выдроподобных кладосиктисов до медведе- и собакообразных боргиенидов и даже вплоть до аналогов «саблезубых тигров» — тилакосмилов. Позже их очень быстро смели с лица земли хищники подотрядов псо- и кошкообразных.
- Нишу крупного верхового хищника очень долго держали гигантские хищные журавли — фороракосы.
- Не случайно в Ю. Америке живут самые большие грызуны — от морских свинок внешне похожих на них капибар размером с крупного барана. Практически не подлежит сомнению, что они все — потомки очень небольшого числа ранних грызунов, случайно попавших из Африки в начале кайнозоя, когда пролив между ними ещё не был слишком широк. Там они стремительно заняли все ниши мелких травоядных и даже начали вылезать в средний и крупный размерные классы (доросли до размеров небольшого бегемота), но серьёзно пострадали от обмена фауной с С. Америкой.