Справочник автора/Архитектура/Подземные выработки

На самом деле эта картинка, как и часто бывает, путает землянку и блиндаж.
Есть два способа построить подземное сооружение: открытый и закрытый. Открытый — это когда выкапываем котлован, строим в нём сооружение и накрываем перекрытием. Закрытый — сверху нетронутая толща земли. По-хорошему, подземной выработкой называется только второе, но в статье будет всё.
Это только заготовка! И притом плохо обтёсанная, поэтому допиливайте статью на здоровье. К тому же делает её непрофессионал и на голом энтузиазме.
Простейшие убежища[править]
Перекрытая щель[править]
Из-за эффекта голубого щенка это название вызывает смех. А ведь это — самое простое противоатомное укрытие, не рассчитанное на долгое пребывание: уже на следующий день, когда упадут радиоактивные осадки, надо собрать всех обитателей, сориентироваться и идти на чистую территорию. Состоит из траншеи в человеческий рост и земляных мест для сидения. Также защищает от ручного оружия и небольших (до 45 мм) снарядов. Щель на самих себя откапывается за пару часов.
Ах да, для чего нужны противоатомные укрытия. Свет и проникающая радиация движутся со скоростью света, но они «чисты» — нахватавшись того и другого, можно получить ожоги и облучение, но не начинаешь фонить. Так что первая задача — нахвататься поменьше, для этого и придумали «duck and cover». Электромагнитный импульс, у которого тоже скорость света, на людей практически не действует. А через секунды приходит ударная волна, которая движется несколько быстрее звука и на тех расстояниях, где всё это пощадит человека, тоже чиста. Через часы начинается fallout — радиоактивные осадки, то бишь опадание поднятой взрывом радиоактивной пыли. Принося эту пыль на предметах, ты начинаешь фонить. Получая эту пыль с едой, водой и воздухом, ты получаешь внутрь источник жёсткого излучения — так что надо высидеть, пока короткоживущие изотопы распадутся, а долгоживущие прибьёт к земле, а затем выбраться на чистую местность.
Так что идея противоатомного убежища на 1000 человек и десятки лет в Fallout как минимум негодная: убежище должно быть где-то рядом, чтобы выжившие после ударной волны могли по подпорченному городу добраться до убежища раньше, чем придут осадки. И живут в простейших убежищах дни, в капитальных максимум недели. Не удивительно, что в Fallout 2 смысл убежищ переделали в социальный эксперимент.
Простая нора землянка[править]
Сразу хочу ответить на вопрос, зачем в наше время нужна землянка. Во-первых, она отлично подойдёт для убежища во время какой-нибудь катастрофы (если, конечно об Землю не Ё#@$т астероид), так как землянка хорошо защищает её обитателей от проникновения радиации, светового излучения, отравляющих веществ и частично — от ударной волны. Во-вторых, быстро и дёшево строится. Ну и в-третьих, чтобы поприкалываться и захотеть отделиться от остальных, живущих в надземных домах. Блиндаж — землянка, построенная как укрепление — незаметен ни с воздуха, ни с земли (землянка всё-таки выдаёт себя холмом и трубой).
Перед тем, как строить землянку, необходимо отметить её будущее расположение на местности. Землянка должна находится на глубине 1…2 метра. Если хочется, чтобы вход в землянку был на уровне земли, а не заглубленный, то лучше строить её на наклонной поверхности, например, на холме.
Землянка вместимостью больше 30 человек должна проветриваться естественной вентиляцией через приточный и вытяжной короба, причём для снижения давления вытяжной короб должен располагаться примерно на 1,5-2 метра от приточного. На наружных выходах вентиляционные короба делают «крыши»-козырьки для защиты от осадков.
Землянка — жилище, а не укрепление. Она рассчитана на долговременное проживание без защиты от снарядов. Потому стены обязательно обшиваются брёвнами или досками, площадь достаточна для жизни, и даже самый высокий встанет там в полный рост. Из той же земли делают нары и скамьи, так же обшитые досками. Крыша строится по обычным кровельным правилам — стропила, конёк, обрешётка… В правильно сделанной землянке не холодно, не жарко и не сыро. Стандартная землянка на стрелковое отделение имеет размер 5,5×3,7 м, глубина — около 1 м, высота до конька — не менее 2 м. Землянку на самих себя под руководством опытного инженера можно построить за один день! Впоследствии земляночный городок обрастает баней, медпунктом и прочим — в тех же землянках. О проникновении в землянку грунтовых вод — а это бич всех укреплений — из-за столь малой глубины даже говорить не нужно.
Говорят, в ВОВ палатки ставили только на марши и для журналистов[1]. А жили в землянках, чей комфорт мало отличался от казарменного. Вероятно[2] , палаточные городки для беженцев (в нашем климате) — взывание к милосердию и распил денег. Один военный инженер, вагон досок и несколько дней работы мужской половины — и вся беженская компания обеспечена неплохим жилищем[3]. Реально палатки оправданы в одном случае: когда крыша, какая придётся, нужна сразу же (на маршах, в МЧС). Ну и на летних сборах, которые в принципе расценивают как пикник.
В простейшем виде блиндаж — сруб, полностью заглублённый в землю. Крыша — сплошной слой брёвен (а то и не один) и полметра-метр земли. Такой блиндаж защищает от прямого попадания снарядов среднего калибра (осколочных — до 100 мм, фугасных — поменьше[4]) и небольших авиабомб. В блиндаже 3×1,5×1,8 м (стандартный размер) можно при желании посадить до 6 человек лёжа и ещё двоих сидя. Но жить долго в такой тесноте невозможно — это только рабочее место командиров, место отдыха на передовой да убежище на случай обстрела. Своими силами, без землеройной техники и умелых плотников, построить блиндаж крайне сложно. Стараются готовить блиндажи из полуфабрикатов, которые делают в тылу и подвозят на передовую.
Сейчас военный смысл землянок и блиндажей ослаб. Мобильная армия всё больше полагается на современную технику, быстрый марш и внезапный удар по самой уязвимой точке. Да и не хочется заставлять профессиональных «новых ландскнехтов» махать лопатой. Но если уж надо — подвозят полуфабрикаты и строят. Сейчас есть бетонные блоки, сварочные аппараты и трактора «Беларусь», снаружи обделывают рекламными баннерами, а изнутри ковролином — так что уверен, что опыт Украины 2014—… впишет новые страницы в наставления по фортификации.
Типичные ошибки
- Путать землянку (помещение для проживания), блиндаж (помещение для защиты от обстрелов) и дзот (деревянно-земляную огневую точку). Землянки «в три наката» не бывает, тремя слоями брёвен покрывают блиндаж.
- Землянка не на возвышенности.
- Вход в блиндаж не с тыловой стороны.
- Не рассчитать водосток. Обычно это водоотводная канава куда-то в низину.
- Если у землянки земляные стены — это преувеличенная перекрытая щель! Стены землянки деревянные.
Горные выработки[править]
Каменоломня[править]
В каменоломне добывают мягкий камень наподобие мрамора и гипса. Это самая простая из истинно подземных выработок: иди себе, копай, камень достаточно мягкий, чтобы подаваться кирке, и достаточно твёрдый, чтобы не бояться обвалов. Когда необходимость в каменоломне исчезает, она может превратиться в катакомбы.
Средневековый подземный рудник[править]
Рудники известны с каменного века. Но реально искусство рудников развилось в позднее средневековье: потребовалось идти за новыми рудами, да и в Англии случился первый в мире крупный энергетический кризис (повырубали весь лес).
Современная шахта[править]
Обычно имеет несколько горизонтов (горизонтальных подземных тоннелей квадратного сечения). Между ними — метров двадцать камня. Сбоку на полу есть канавки для отвода воды. Через каждые 20 метров на стене — цифра, отметка маркшейдера, по ним можно понять, как далеко ты от входа. Не стукнись головой, потолок невысокий. Без каски не пускают и запрещают крик, чтобы не вызвать обвал. Мраморная выработка выглядит как огромный зал со здоровенными колоннами породы. Их оставляют поддерживать свод, выбирая камень вокруг. Автор этих строк прикидывает высоту потолка в сто где-то метров.
Подземные сооружения[править]
Тоннель[править]
Метро[править]
Начнём с важного градостроительного вопроса: нужно ли метро? Есть ли такие пассажиропотоки, что не поможет легкорельсовый транспорт — что угодно внеуличное, но без сложных железнодорожных правил движения, как бы его ни называли: «скоростной трамвай», «монорельс», «метротрам»? Метро с интервалом 10 минут в час пик никому не нужно. В современной (2019) России споры идут вокруг Челябинска. А в СССР — «бичёвские» районы Киева Борщаговка и Троещина обслуживались (и сейчас обслуживаются) трамваями. Из трамвая на Борщаговку в 2010-е пытаются сделать второе метро, дело осложняется принятыми в разное время компромиссами и отсутствием хороших пересадочных хабов. Разумеется, прикидка пассажиропотоков тоже не панацея, ибо времена меняются. Кто мог подумать в 1980-е гг. в Самаре, что отказ от строительства метро в центре (с уже построенным тоннелем) в пользу прокладки метро от заводов к людям приведет его довольно скоро к хронической кататонии, когда заводы встанут, а метро будет вести от края жилого квартала в никуда? Строят станции, известно, не только к существующим, но и перспективным пассажиропотокам в расчете на застройку — еще «Юго-Западную» открывали фактически в деревне, а рядом с «Беляево» еще лет двадцать был коровник. Правда, далеко не всегда надежды оправдываются, а иногда строительство метро мотивировано и чисто политическими мотивами — например, экстренно выстроенная за 11 месяцев к выборам мэра киевская станция «Вырлица».
Итак, метро нужно. Есть четыре способа сделать его: наземный, открытый, полуоткрытый и закрытый.
Наземное метро делают нечасто: не хочется делить город на куски. Обычно если есть подходящая складка рельефа (часть метро Вены — река Вена и Дунайский канал[5], киевский «Днепр» — днепровская круча), или в новой застройке, когда сразу же закладывается много-много мостов (левобережная часть киевской Святошинско-Броварской линии). Любят наземное метро в Юго-Восточной Азии: там города контрастов, и всегда найдутся районы, которые можно снести и перестроить. Существует также метро на эстакадах, но оно дорогое, шумит и вмешивается в пейзаж — потому применяется как крайняя мера (хотя кольцевую линию Ташкент строит именно так). Наземным и эстакадным чаще делают легкорельсовый транспорт.
Полностью открытым методом метро строят в безлюдных районах. Оксюморон, конечно — метро и безлюдно — но бывает, если перегон проходит через незастроенный пустырь, или метро делают вместе с застройкой. Так сделаны немалая часть харьковского, киевское от «Оболони» до «Героев Днепра». Открытый тоннель имеет квадратную форму (бетонный лоток с крышкой), поверх такого тоннеля обычно сразу же проектируют дорогу. Открытые станции бывают трёх типов:
- Колонная станция мелкого заложения — плоская крыша, колонны.
- Однопролётная — плоская крыша, без колонн.
- Односводчатая станция мелкого заложения — сводчатая крыша, без колонн.
Полуоткрытым (тоннель копают проходческим комплексом, станции — открытым способом) — метро мелкого заложения в готовой застройке, когда есть подходящая трасса для тоннелей (обычно большая дорога). Все новые станции киевского метро сделаны именно так: Святошинско-Броварская линия начиная от «Берестейской», Оболонско-Теремковская от «Демеевской», Сырецко-Печерская по всему левому берегу. Станции такие же, но тоннель уже круглый. Популярность таких линий возросла за счёт технологии top-down (сверху—вниз), когда сначала строятся наружные стены станции заглублением, укрепляются расстрелами, чтобы не сложились, а потом уже выбирается грунт. Плюс такой технологии — не нужно рыть широкий котлован, можно заглубляться довольно далеко. Минус — нужно больше беспокоиться за гидроизоляцию.
Закрытым (метро глубокого заложения) — в старой застройке, когда невозможно копать тоннели под дорогами, в сложном рельефе, а также если хочется использовать метро как атомное убежище. Так сделаны все центральные станции киевского метро (кроме наземных). И тут есть три способа сделать станцию закрытым путём.
- Пилонная станция — самый простой способ. Копаем параллельно три тоннеля. Затем выкапываем перемычки между ними. Недостаток — станция получается тесная.
- Двусводчатая (первые лондонские, киевская «Арсенальная») — если совсем уж тяжело копать, центральный зал уменьшается до аванзала.
- Колонная станция глубокого заложения — требует особых тоннелепроходческих комплексов, но даёт просторную и достаточно дешёвую станцию. Представляет собой три пересекающихся тоннеля, нагрузки воспринимаются стальными колоннами. Пример — киевская «Золотые ворота». Часть колонн могут дополняться тонкими, но прочными стенами, это называется колонно-стеновая станция.
- Односводчатая станция глубокого заложения — большая редкость, и устроена она примерно так: копают перегонные тоннели, после чего по периметру будущего свода делают выработки и закрепляют в них обделку. Наконец, выкапывают остаток грунта. Большинство таких станций сделано в (тогда ещё) Ленинграде, одна («Тимирязевская») в Москве. На современном этапе от таких станций отказались: они требуют непрерывного строительства, а колонную при нехватке денег можно законсервировать, а потом возобновить.
Гипотетически станции можно перестраивать, но стоит это обычно огромных усилий и средств. Даже в мобилизированном СССР 1950-ых перестройка «Павелецкой» из пилонной в колонную заняла 11 лет и станция все равно осталась недоделанной.
Эскалаторный ход (или наклонный ход) — это такой же круглый туннель, но наклонённый под углом около 30°. Обычно прорубается почти вручную, но при строительстве «Адмиралтейской» в Санкт-Петербурге использовали уникальный немецкий щит, позволивший обойтись сносом всего одного дома на поверхности.
В метро встречаются станции типа «горизонтальный лифт»: в такой станции нет платформ, а на месте дверей вагонов стоят двери. В бывшем СССР это делали в Ленинграде (как разновидность колонно-стеновых станций) для удешевления строительства, но это не оправдалось: поезду требуется специальный доводчик, ставящий его точно под двери, все эти сложные устройства дороги в эксплуатации, а когда один вид поездов устаревает и надо закупать другой — приходится проектировать поезда по специальному техзаданию. Однако горизонтальные лифты (в виде стеклянных стен или невысоких ворот между платформой и поездом) любят в Юго-Восточной Азии: в тамошнем метро часты давки. В жарких странах бывают трёхобъёмные станции, когда между центральным залом и платформами ставят двери — это служит для удешевления кондиционирования.
Отдельно выделим кроссплатформенные станции. По распределению путей чаще встречается тот, где в каждом зале совмещаются направления двух линий в одну сторону («Третьяковская»), но бывает и такие, где каждый зал принадлежит строго своей линии («Деловой центр»). Чаще их делают все-таки из двух отдельных залов, но встречаются и пятипролетные двухплатформенные монстры («Московская» в Нижнем Новгороде, «Нижегородская» в Москве).
Вилочное движение является жарким предметом дискуссий. С одной стороны, вилки действительно увеличивают нагрузку на линию, что при больших пассажиропотоках чревато. С другой, немало метрополитенов (Хельсинский) активно балуются вилочным движением, порой создавая занятные кракозябры. А в Нью-Йоркском метрополитене бывают даже поезда-экспрессы, промахивающие часть станций за счет доп.путей и платформ.
Также издавна идет спор о береговых и островных платформах у станций. На стороне береговых — простота проходки и строительства, экономия времени и ресурсов при прокладке одним большим щитом двухпутного тоннеля, лучшее разведение потоков. На стороне островных — простота пересадки, в целом большее удобство для пассажиров. В Парижском метро изначально приняли за стандарт береговые платформы, в Московском и других советских — островные.
Бункер[править]
Примечания[править]
- ↑ Землянки и блиндажи, как и развитая система полевых укреплений — признак позиционного фронта, никто в ходе наступления заниматься копанием землянок не будет (а в ходе отступления первым делом выроют траншею, и только если удастся закрепиться, дело дойдет и до землянок, разумеется, после выкапывания второй и третьей траншей, ходов сообщения, укрытий и всего прочего).
- ↑ Если ссылаться, то лучше сразу на первоисточник, у Веремеева вообще много интересного
- ↑ При этом в расчет не берутся такие «мелочи», как состояние почвы (удачи покопаться в каменистом грунте или наоборот, в болотистой местности), наличие стройматериалов (как бы в качестве крыши не пришлось использовать еловые ветки, уложенные на каркас из веток березовых) и наличие полноценных рабочих рук (а не стариков, молодежи и женщин)
- ↑ Нет отдельных осколочных и фугасных снарядов, есть осколочно-фугасный. В фугасном режиме снаряд взрывается с задержкой, как раз против блиндажей. В осколочном — сразу.
- ↑ Несмотря на название, это естественный рукав Дуная, а не искусственный канал!
Источники[править]
- В. Ю. Микрюков; Безопасность жизнедеятельности, учебник для средних образовательных учреждений. — «Кнорус», Москва, 2013 год.