Чистилище
Для лучших вод подъемля парус ныне,
Мой гений вновь стремит свою ладью,
Блуждавшую в столь яростной пучине,
И я второе царство воспою,
Где души обретают очищенье
И к вечному восходят бытию.
— Здесь изображён последний день на Земле. Когда людей будут судить за грехи, которые они совершили, и всё такое.
— Ага. Будут решать, кого отправить в ад, а кого в рай?
— Да.
— Но есть же одно место. Как оно называется?
— Чистилище.
— Чистилище, да. Чистилище вроде как посередине. Г*вном ты не был, но и до вершин не добрался. Как «Тоттенхэм».
Во многих религиях существует концепция загробного суда, который определяет посмертный удел человеческих душ. Одни, при жизни бывшие хорошими людьми, возносятся в рай. Других, натворивших много зла и не сумевших заслужить прощение даже смертью, отправляют прямиком в ад. Но что делать, если судимый покойник — антигерой, который находится посередине шкалы добра и зла? И в рай его просто так не пропустишь, и для адских мучений он слишком хорош… В некоторых сеттингах на такой случай существует чистилище. Это мир (или состояние души), в котором пребывают души людей, которые умерли в мире с добрым богом Господом, но нуждаются в очищении от последствий совершённых при жизни грехов.
Чистилище — это особое место в загробном мире, где люди должны раскаяться в своих грехах, прежде чем будут допущены в рай. Как правило, здесь человек должен пройти испытания по очищению своей души от грехов. Какие это будут испытания и как будет выглядеть само чистилище — зависит от фантазии автора. От загробной канцелярии с неотличимой от земной жизнью до фэнтезийной фантасмагории или даже пребывания в пустоте. В некоторых случаях Чистилище является единственным местом в загробном мире, где души ожидают перерождения.
Отдельного упоминания заслуживает Лимб (лат. Limbus, англ. Limbo), который некоторые авторы описывают как разновидность Чистилища. Однако в «Божественной комедии» Лимб является первым кругом ада, куда попадают добродетельные нехристиане.[1]
Чистилище это спорный мир. В оригинальных иудейских текстах про него почти ничего не сказано. Авраамические религии по-разному классифицируют чистилищ. Например, в католицизме никто не считает Чистилище отдельным миром, а настаивает на том, что это состояние души умершего человека.
Канон[править]
Согласно вероучению католической церкви, в Чистилище после смерти попадают те, кто умер в мире с Богом (то есть не был атеистом, сознательным сатанистом, еретиком, неверным или отмороженным злодеем), но имеет за душой непрощённые грехи, в которых не успел покаяться при жизни. Для них на том свете организовано семь кругов искупления, на каждом из которых даётся возможность осознать соответствующий грех (из канонического списка), раскаяться в нём и очиститься (отсюда, собственно, и «чистилище»).
Чистилище — место между адом и раем, однако вектор движения здесь всегда восходящий. Души испытывают мучения, но, в отличие от ада, эти муки временные. Все, попавшие в Чистилище, в конце концов окажутся в раю, в чём им могут помочь молитвы живущих на земле и святых на небесах.
Концепция Чистилища отсутствует в Ветхом (хотя концепция ада в позднем иудаизме формировалась примерно в том же направлении, см. ниже) и Новом Завете (там говорится только о загробном очистительном огне), а сложилась только к XII веку, после чего была закреплена несколькими соборами и официально принята папской буллой в 1254 году.
Современное католическое богословие не полагает Чистилище конкретной локацией (см. ниже про Данте), а утверждает, что это скорее состояние, чем место. Чистилище просуществует до Страшного суда, когда ад будет окончательно запечатан, а вместо рая спасённым душам будут предложены для вечной жизни новое Небо и новая Земля.
Альтернативные точки зрения[править]
- Православные отрицают доктрину католиков, но пользуются собственной концепцией под названием мытарства (греч. τελώνια, буквально таможенная застава, где взимают подать). В полуфольклорном и официально не догматизированном виде они представляют пространство между землёй и небом («воздушная сфера», ср. Еф.2:2), где душу по пути в рай встречают заставы злых духов, припоминающих новопреставленному все его земные делишки, в которых он не исповедался. Бесы-прокуроры читают списки грехов, ангел-хранитель отмазывает напоминанием о добрых делах. Если последних оказывается недостаточно и не хватает также ходатайственных молитв церкви, душу сдёргивают крюками и тащат в ад под плач ангела. Зато вот из ада грешника можно вызволить молитвами церкви. С богословской точки зрения мытарства являются не чистилищем, а образом частного суда по смерти. Разница, как уже говорилось, в том, что в чистилище попадают только спасённые, нисходящего вектора движения оттуда нет.
- Отдельным пунктом идёт неканоническое предание о милостивом блуднике, который был добродетельным, раздавал щедрую милостыню, но до старости пребывал в грехе блуда. После его кончины Бог открыл верующим его посмертную участь: до самого Страшного Суда пребывать меж раем и адом, не попадая ни туда, ни туда.
- В иудаизме ад скорее похож на чистилище. Только величайшие грешники попадают в ад навеки, остальные — не больше, чем на год.
- Не знаю, как в современном иудаизме, но в ветхозаветном был просто загробный мир aka Ад, просто этот Ад имел несколько отдельных подразделений, от самого лайтового - Лоно Авраама, где можно было даже немного лицезреть Б-га, до полнейшего ангста с плачем и зубовным скрежетом, а также огненной рекой и возможностью лицезреть тех кто был на Лоне Авраама.
- Это если буквально истолковывать. По факту же всё может быть и проще и сложнее одновременно.
- Не знаю, как в современном иудаизме, но в ветхозаветном был просто загробный мир aka Ад, просто этот Ад имел несколько отдельных подразделений, от самого лайтового - Лоно Авраама, где можно было даже немного лицезреть Б-га, до полнейшего ангста с плачем и зубовным скрежетом, а также огненной рекой и возможностью лицезреть тех кто был на Лоне Авраама.
- В исламе на эту тему особо не заморачиваются, хотя Пророк в Коране упомянул о некоей «Преграде» (Аль-Араф) между адом и раем, на которой, как мальчишки на заборе, сидят неопределившиеся души, созерцая обе перспективы одновременно. Они хотят в рай (куда их не пускают) и боятся преисподней, от чего начинают взывать к Аллаху значительно усерднее, чем при жизни. В конце концов Аллах всех помилует.
- Протестанты вообще исключают промежуточные сферы: в Библии об этом не написано,
умер так умерили ад, или рай — третьего не дано. - В других религиях (индуизм, буддизм, некоторые ветви зороастризма) задачу посмертного исправления души грешника выполняет цикл перевоплощений.
- Японское чистилище — Мэйдо — в чём-то хардкорнее христианского ада, судите сами. Нужно это чистилище затем, чтобы разобраться, в каком из миров должен переродиться покойник. Многие попадают в Дзигоку.
- Некоторые считают, что в буддизме чистилище называется Бардо и означает состояние между смертью и перерождением. На самом деле этим тибетским словом называется любое промежуточное состояние души, в том числе между рождением и смертью, между засыпанием и пробуждением, между началом и окончанием медитации.
В искусстве образ Чистилища часто используется как метафора суровых испытаний и неприятных перипетий, которые обрушиваются на героя стремительным домкратом — иногда как кармическое возмездие, иногда просто вследствие несовершенства мироздания. Не смертельно, но долго, муторно и обычно связано с внутренней переменой (не всегда к лучшему).
Примеры[править]
Театр[править]
- В. Маяковский, «Мистерия-буфф» — с прикрученным фитильком: в аду персонажи видят дверь с надписью «Чистилище» и выходят оттуда именно через неё, но само пребывание в чистилище никак не показано — в следующем действии они уже в раю. Возможно, автор подразумевал, что это лишь незначительный «тамбур» между адом и раем.
Литература[править]
- Данте, «Божественная комедия» — кодификатор. Автор описывает Чистилище как огромный остров в океане с семиярусной горой в центре. Гора представляет собой горб земли, вспучившейся посреди южного полушария после падения Люцифера. По другую сторону шарика, в противолежащей точке, находится собственно место падения — такой же семиярусный кратер, упирающийся в центр Земли. На дне застрял дьявол, а по стенкам ютится ад.
- Шарль де Костер, «Легенда об Уленшпигеле» — зигзаг в видении Сооткин о посмертной участи императора Карла V. С одной стороны, герои к тому моменту уже протестанты, отрицающие чистилище, и согласно этому видению Карл отправляется «в самую глубь преисподней». С другой — прямо сказано, что по прошествии трёхсот лет мучений он может исправиться и всё-таки попасть в рай, что скорее соответствует именно чистилищу.
- Д. Андреев, «Роза Мира» — все нижние слои, за исключением последнего, где происходит окончательная смерть души — именно чистилища, где срок пребывания конечен. Даже для Иуды Искариота. Таковыми чистилища стали лишь после нисхождения в них Планетарного Логоса, а до этого были вполне себе адскими кругами для вечного там пребывания. Точнее даже, к пребыванию там отягощенных грехами человеческих душ они никем не назначались, так вышло само собой по законам местной метафизики, и всех устроило.
- Дж. Р. Р. Толкин, «Лист работы Ниггля» — смерть и посмертие главного героя описаны весьма иносказательно, однако он явно пребывает какое-то время в чистилище.
- Александр Рудазов, «Призрак» — протагонист, помыкавшись после смерти по Земле и нескольким загробным мирам, пристраивается на работу именно в Чистилище с прицелом через несколько десятков лет выслужить пропуск в Рай. Их там много таких — с прицелом. Причём если Ад и Рай механически срисованы у Данте, то Чистилище… ну как бы тоже, но всё-таки сильно изменилось за прошедшие восемьсот лет, потому что изменились представления о действительности у новопреставленных — а Чистилище под них подлаживается.
Кино[править]
- Военная драма Александра Невзорова «Чистилище» (1997), посвящённая войне в Чечне. Не очень понятно, что хотел сказать автор этим названием — судя по обилию чернухи, речь скорее идёт о каком-то из кругов ада, но название «Ад» Глебыч уже использовал для документалки 1995 года. Ждём не дождёмся фильма «Рай» на ту же тему, как завещал великий Данте.
Телесериалы[править]
- «Топи» — посмертие представлено как некий аналог чистилища, или, как его называет один из персонажей, СИЗО.
- «Люцифер» — в троп постепенно перерастает здешняя версия Ада. Он и исходно представляет из себя не столько стереотипные «адские вилы и котлы/сковородки», сколько психологические мучения душ, вновь и вновь переживающих по циклу фрагменты своей жизни, за которые чувствуют свою вину, и Люцифер однажды объясняет, что двери мучений каждой души открыты для её выхода — но за всё существование Ада до тех пор никто не оказался способным это совершить. В начале 5-го сезона владыка Ада с тоски по земной возлюбленной питается расследовать смерть грабителя-недотёпы Ли Гарнера a.k.a Mr Said Out Bitch, между делом подсвечивая тому, что основное, что отягощает его душу, даже не грабежи, а удаление от семьи — а в конце сезона, устремившись в Рай, чтобы вернуть Хлою Деккер, неожиданно встречает там первым именно его. Найдя через какое-то время в Аду душу погибшего незадолго до того Дэна Эспиносы, Люцифер уже сознательно запрещает демонам мучить своего друга (правда, тысяча лет по здешнему времени игр в пинг-понг против демона без малейших к нему способностей тому тоже оказываются не в кайф) и инструктирует его постараться выяснить свою вину и очиститься от нее, что уже напрямую называет чистилищем (изобретённым конкретно под Дэна). Наконец, дальнейшие события и память об этих двух случаях приводят Люцифера к переосмыслению сказанного ранее его отцом «Аду более не нужен смотритель/тюремщик» с раннего понимания «обойдется без руководства вообще» на «ему нужен целитель», что он и принимает как своё настоящее призвание.
Аниме и манга[править]
- Angel Beats! — представляет собой имитацию школы-интерната, населённый местным подобием NPC.
- Death Parade — а вот здесь Чистилище выглядит как бар, где умершие вынуждены участвовать в различных играх. Именно благодаря смертельным играм судьи могут определить, кто достоин перерождения, а кто пойдёт в небытие.
Видеоигры[править]
- Limbo — название как бы намекает.
- Grim Fandango — для коммивояжёра Мэнни Калаверы посмертный контракт по препровождению усопших в загробный мир служит своего рода Чистилищем (отработкой кармического долга, по завершении которого его душа получит освобождение).
Изобразительное искусство[править]
- Иероним Босх, «Сад земных наслаждений». Правая сторона триптиха посвящена как раз Чистилищу (по другой версии, всё-таки Аду) и представляет собой реальное топливо для ночного кошмара.
- ↑ Собственно ныне не актуально, точнее так, согласно современному католическом богословию, Лимб это место, где пребывали праведники до того как в Ад сошёл Иисус, после этого он увёл всех там находившихся в Рай. Ныне, добродеятельные нехристиане по милосердию Божьему тоже попадают в Рай, но только если они не были в полной мере знакомыми с концепцией христианства т.е. если не перешли в иную религию их Христианства. В последнем случае, даже при полной праведности их ждёт Ад, как вероотступников