Мужики — расходный материал
Тысяча в белом с поля уходит:
Женское дело — печься о роде.
Так уж устроено природой, что популяция многих видов животных может восстановиться после тяжёлых потерь относительно легко, если лишится половины самцов — но не самок. Отсюда и проистекает этот, с точки зрения современной морали, казалось бы, двойной стандарт: если в сюжете случайно погибает много мелких персонажей, то это будут мужчины, а если нужно показать одну, но трагическую смерть простого человека, то это будет женщина.[1] От мужчин ожидается, что они будут рисковать собой и умирать, а от женщин — нет, потому что мужики — расходный материал.
Также здесь влияет подсознательный Инстинкт защиты женщин, из-за которого смерть и страдания даже незнакомой женщины инстинктивно воспринимается как однозначное зло.
Как следствие этого явления, женщины не теряют симпатию аудитории, если спасаются бегством, оказываются беспомощны или некомпетентны, а мужчины теряют. Чтобы сделать женщину несимпатичной злодейкой, надо очень постараться вымазать её чёрной краской, и даже тогда можно отмыть. Злодеи-мужчины, которые обижают женщин, воспринимаются как более отвратительные, а мужчины-герои, которые не защищают женщин — трусливыми.
И наоборот — даже особо жестокое насилие «слабого» пола над «сильным» воспринимается аудиторией с искренним хладнокровием, если не с равнодушием / поощрением.
При этом, если женщина ведёт себя как мужик и воспринимается как «почти мужик», она выходит из-под защиты данного тропа. Смотри соседний: Васкес должна умереть. Если же автор для драматизма расщедрился на убийство прекрасной дамы, может получиться Женщина в холодильнике.
Кроме того, в большинстве стран с обязательной воинской повинностью, призывное рабство касается только мужчин (за редкими исключениями вроде Израиля и Северной Кореи) и именно мужчины погибали практически во всех реальных войнах,[2] мужчинам дают более строгие уголовные наказания за те же самые преступления, для мужчин, если только они не родились в очень богатой семье, зарплатное рабство почти неизбежно, тогда как для женщин есть вариант удачно выйти замуж и стать домохозяйкой, живя за счёт мужа (в то время как найти жену, готовую тебя содержать, крайне сложно), то есть они могут выбирать между традиционной половой ролью (неработающая жена и домохозяйка) и «эмансипированной» ролью (работать и строить карьеру), тогда как у мужчин как была только одна роль в традиционном обществе (обеспечивать себя самостоятельно), так и осталась в «прогрессивном».
Кроме того, по статистике мужчины составляют в среднем 64 % бездомных, 70 % самоубийц, 93 % заключённых тюрем и 99 % погибших в результате несчастного случая на производстве. Но всё это не мешает феминисткам и левакам кричать о якобы «мужской привилегии». Никто не отрицает, что у женщин выше шанс подвергнуться сексуальному насилию, например — зато мужчины чаще подвергаются физическому насилию, многие считают, что физическое насилие в отношении мужчин — это нечто нормальное и естественное, а если мужчина ударил женщину (даже если она первая начала) — это какой-то ужасный поступок какого-то ужасного морального урода.
Чтобы дискредитировать абсолютно справедливые претензии по поводу данного тропа в реальной жизни, феминистки и сойбои часто выдвигают шедевральные аргументы по типу «Это всё патриархат, сами мужчины виноваты, что создали систему, которая их угнетает!». Хотя во-первых коллективная ответственность нелогична, во-вторых по такой же логике можно возразить в духе «Женщины сами виноваты, что выбирают себе в половые партнёры высокопримативных и социопатических ублюдков (лишь бы красивые и успешные были), которые бьют и унижают их самих, и их общих детей — а потом ноют на абьюзинг и т. д.» (к слову, женщины тоже ещё как могут издеваться над своими детьми). Часто в ответ со стороны радфемок начинается обвинение в «виктимблейминге»: ну то есть тут мы видим типичные двойные стандарты: обвинять женщин в их собственных проблемах — нельзя, ибо Виктимблейминг™, обвинять мужчин в их собственных проблемах — можно, потому что Патриархат™. Что является лишь ещё одним доказательством того, что на самом деле вся эта SJW-свора борется вовсе не за равноправие.
Где встречается[править]
Литература[править]
- Геннадий Авласенко, «Дикие кошки Барсума» — с прикрученным фитильком. С одной стороны, уроженцы мира смерти Нергал служат наёмниками по всей Галактике (но только мужчины), в то время как женщины на их планете считаются чем-то вроде домашней скотины. А на самом Барсуме мужчины находятся в положении рабов.
- Владимир Михайлов, «Завет Сургана» — тот самый завет, которому следует народ свиров, гласит: «Жена же да не прикоснётся к оружию никогда, даже и ради спасения жизни, своей ли, отца или матери, дитяти ли, мужа или иной — ибо сотворена есть лишь для продолжения и умножения рода, и расширения его, и благоденствия, но ни для чего более, ибо сама она есть жизнь и несение смерти противно природе ея». Да вот только однажды мужики в военное время внезапно оказались в дефиците (с чего бы это с такой-то политикой, интересно?). Поставить женщин под ружьё? Да как можно похерить завет великого пророка! Давайте лучше вместо этого переделаем молоденьких девушек в парней при помощи операции — и на фронт их, на фронт!
- Чайна Мьевиль, «Вокзал потерянных снов» — хепри как вид. Женщины у них — гуманоиды со скарабеем вместо головы, а вот мужские особи — просто очень крупные скарабеи, причём разумом не обладающие.
- Роберт Сальваторе, «Сага о Дриззте» — у Дроу ядрёный матриархат, и троп проговаривается прямым текстом во время планирования штурма Митрил-холла.
- Нил Стивенсон, «Семиевие» — педаль в пол: гибнут вообще все мужские персонажи, и всё остальное человечество до кучи; Евам приходится восстанавливать Y-хромосому на коленке из подручного материала.
Кино[править]
- «Сексмиссия, или Новые амазонки» — в ходе Третьей Мировой войны вся популяция мужчин на Земле оказалась уничтожена искусственно созданным боевым вирусом, а объединившая уцелевших женщин феминистическая Лига еще и стала убеждать новое поколение, что мужики всегда были исключительно врагами и переходным звеном между женщиной и обезьяной.
Малькольм: «Бог создал динозавров, Бог убил динозавров, Бог создал человека, человек убил Бога, человек создал динозавров…»
Элли: «…Динозавры съедят мужчин и женщины унаследуют землю…»
В самом фильме, что характерно, динозавры действительно жрали исключительно мужчин, и даже от электроизгороди пострадал именно мальчишка.
Комиксы[править]
- Y: The Last Man — из-за неизвестного вируса вымерли все не совсем, кроме главного героя и его ручной обезьянки, мужчины на планете, и женщинам приходится как-то справляться без них. Если верить концовке — всё стало только лучше.
Видеоигры[править]
- Star Control 2: можно спросить у Таланы, есть ли среди сирен мужики. Оказывается, есть — только с той войны мало осталось.
Реальная жизнь[править]
- В случае вида homo sapiens мужчины, к счастью, очень даже нужны для размножения сопоставимо женщинам как генетически, так и чисто эволюционным распределением между полами ресурсной добычи/изготовления, иначе от них давно бы избавились. Но, как указывается в преамбуле, именно мужики погибают в войнах в реальности, и приоритет защиты всегда отдаётся женщинам и детям, так что троп имеется.
- Пчёлы — зигзаг: пчёлы, храбро помирающие при защите улья — бесплодные самки, а самцы-трутни в это время отсиживаются в безопасности. Но зато после спаривания они помирают на месте — матка вырывает их гениталии. А если они не погибнут от любви, то в конце лета их буквально выгонят на мороз. Даже на юге долго не протянут — из-за недоразвитого хоботка они могут брать пищу только из ячеек или от рабочей пчелы. А самки зимуют в улье, питаясь запасами мёда.
- Некоторым богам в индуизме, например, богине Гадхимаи, приносят в жертву быков, то есть самцов, при том, что коровы, то есть самки — неприкосновенное священное животное.
- Знаменитый приказ при кораблекрушениях: «В шлюпки только женщины и дети». Дело пошло с викторианских времен, воскрешавших понятия о рыцарстве. Впрочем, в реальности далеко не все мужчины были готовы быть джентльменами. Пример «Ла Бургони» тому лишнее подтверждение.
- А вот на «Титанике» было отыграно в режиме педаль в пол. Многие мужчины из первого класса сами отказались сесть в шлюпки, пропустив вперёд женщин и детей (опять же первого и второго класса; третий класс — ну извините, как-нибудь сами). Некоторых, согласно обросшим легендами воспоминаниям, уговаривали и загоняли в шлюпки, чтобы было кому грести. А Брюса Исмея, председателя судоходной компании, которой и принадлежал злосчастный лайнер, вообще заклеймили позором за то, что посмел остаться в живых.
- Нет, не за то, что остался в живых. А за то что настоял на том, чтобы его лодку спустили на воду как только он сел и практически пустой, с ним и ещё парой человек, вместо тех 20-30 человек что могли бы ещё там поместиться.
- А вот на «Титанике» было отыграно в режиме педаль в пол. Многие мужчины из первого класса сами отказались сесть в шлюпки, пропустив вперёд женщин и детей (опять же первого и второго класса; третий класс — ну извините, как-нибудь сами). Некоторых, согласно обросшим легендами воспоминаниям, уговаривали и загоняли в шлюпки, чтобы было кому грести. А Брюса Исмея, председателя судоходной компании, которой и принадлежал злосчастный лайнер, вообще заклеймили позором за то, что посмел остаться в живых.
- У турнирных видов — буквально: 95 % мужских особей в том или ином виде получают премию Дарвина в междоусобной борьбе за самок. Зато оставшиеся в строю 5 % стараются за всех.
- Ацтеки приносили в жертву своим богам главным образом мужчин. Обычно вражеских, для чего устраивали специальные войны — и достали ими всех соседей.
- Практически официальная дискриминация мужчин в СССР. Налог на бездетность с холостяков старше 19 лет (женщины платили его только если не обзаводились мелкими после замужества), обязательный призыв в армию, более поздний выход на пенсию (это при том, что средняя продолжительность жизни женщин даже в мирное время существенно выше, чем у мужчин), при бракоразводных процессах — перекос в правах женщины на детей старше 6 лет (до 6 лет они оставались с матерью в силу закона, а после — в силу практического правоприменения, даже если деть предпочёл бы остаться с отцом, чтобы последнее произошло, женщина должна была быть алкоголичкой с официальным диагнозом, осуждённой уголовницей или недееспособной по психической болезни).
Впрочем, такие перекосы имеют место и во многих других странах (так, обязательный призыв женщин в армию почти наравне с мужчинами существует только в Израиле), в последнее время в разных странах мира под давлением радикальных феминисток и «снежинок» к этому добавилось пренебрежение презумпцией невиновности и сроком давности при обвинении женщиной мужчины в сексуальных домогательствах.