Женственное Добро, мужественное Зло
Тысячи лет в человечестве преизбыточествовало мужское, мужественное начало: сила, дерзость, гордыня, отвага, стремление вдаль, жестокость, воинственность. Существует испанская поговорка, удручающая сознание и возмущающая совесть: «Мужчина должен быть свиреп». Увы: народ, создавший эту поговорку, вполне ее оправдал. Бесчеловечность конквистадоров и зверства испанской инквизиции украсили страницы всемирной истории картинами такой свирепости, что зло, от них излучающееся, не перестаёт воздействовать на души до сих пор.
…
Робкое, загнанное в глубь семейных ячеек, женственное начало убереглось от уничтожения лишь потому, что без него сам мужчина бесплоден, как свинец, и потому что физического продолжения человечества без женщины не может быть. До сих пор провозглашалось, что не только мужчина, но и женщина обязана быть мужественной. Если под мужественностью понимать смелость и стойкость в жизненной борьбе, то это, конечно, так. Но если под женственностью понимать не стиль манер и поведения, не жеманство и сентиментальность, а сочетание сердечной теплоты, внутреннего изящества, нежности и способности повседневно жертвовать собой ради тех, кого любишь, то не только женщина, но и мужчина должен быть женственен.
Мужественность традиционно ассоциируется с воинственностью, а женственность, наоборот, с мягкостью, любовью, материнством, и др. Поэтому авторы с пацифистскими взглядами зачастую склонны придавать Добру феминные черты, изображая его в лице Богини-Матери, мудрой волшебницы или кого-то вроде. Зло же у них, напротив, имеет маскулинно-брутальный вид: воина в рогатом шлеме, храмовника, и так далее. Как правило, он убийственно серьёзен в своём фанатизме, а условная добрая волшебница как раз нередко смотрит на его потуги с мягко-ироничной улыбкой.
Часто пересекается с тропами Ангел и демон и Женщины мудрее. Если добро и зло состоят в романтических (или ещё более близких) отношениях, то, скорее всего, он в чёрном, она в белом.
Троп играется на минималках, если персонажи, олицетворяющие «мужское» и «женское» начало, биологически одного пола: скажем, женственная леди против брутальной воительницы или сентиментальный сказочный принц с андрогинной внешностью против агрессивного солдафона «дачётынемужикштоле».
Противоположный троп тоже существует.
Родственные тропы — Мрачный мальчик, весёлая девочка, а также Красавица и чудовище.
Примеры[править]
Мифология и фольклор[править]
- Русские сказки. Баба-Яга может выступать и в качестве доброй стороны (хотя зачастую и опасной), помогающей герою, а вот Кощей Бессмертный или Змей Горыныч всегда зло однозначное.
- Ангелы в христианской иконографии подчёркнуто андрогинны, тогда как демон всегда могуч, вонюч и волосат.
- Для кого-то это может быть неожиданностью, но это Новый Завет. Из многочисленных женщин Евангелия только две — отрицательные персонажи (Иродиада и её дочь, виновные в смерти Иоанна Крестителя), а все женщины, которые встречали Иисуса Христа, откликались на Его проповедь живой верой, искренней добротой и сочувствием к Его страданиям. Не говоря уже об особенной чести Девы Марии. Даже во время суда и распятия никто из женщин не злословил Иисуса Христа, они следовали за Ним и оплакивали Его, а жена Понтия Пилата даже пыталась склонить мужа к оправдательному приговору. Зато фарисеи, саддукеи, римские воины и даже один из повешенных разбойников остались непримиримыми врагами Христа, и даже апостолы оказались трусливее женщин — непоколебимыми проповедниками они стали позже.
- Немецкая народная сказка «Златокудрая принцесса»: замораживающий путников король Зимы и размораживающая их королева Лета.
Литература[править]
- «Три мушкетёра» — неоднозначный пример: романтичная и страстная Анна Австрийская, которой и служат мушкетёры, против прагматика-государственника Ришелье. Дюма авторским произволом раскрасил Анну в белый цвет, а Ришелье в чёрный, при том, что интересам Франции служил именно Ришелье (но романтически настроенным читателям и читательницам было бы неинтересно болеть за него). Противоположный троп тоже в наличии: коварная соблазнительница Миледи против мушкетёров с их честью-верностью-отвагой.
- Впрочем, если уж говорить о Ришелье, то, когда во второй книге ему на смену пришёл Мазарини, главчетвёрка запоздало схватилась за голову: ой, какие ж мы были идиоты, что не ценили предыдущего кардинала… А что касается королевы — есть весьма распространённое мнение, что разгадка таится всего-навсего в роялистских взглядах Дюма.
- Трилогия «The Illuminatus!» — богиня-трикстер Эрида и её противник Груад Серолицый.
- «Пелагия и красный петух» — на минималках, поскольку и положительный пророк Эммануил, и нанятый его убить отрицательный Яков Михайлович — оба мужчины. Но на стороне Эммануила при этом выступает главная героиня Пелагия, сам он рассуждает про то, что женщины добрее и самоотверженнее мужчин, а самое главное — в критический момент он убеждает киллера раскаяться, заговорив с ним голосом его матери.
- «Девочка Шестой Луны»: главное воплощение Добра — Матерь Алхимиков Этерея, и среди служащих ей героев есть аж три девочки (сама Нина, Фьоре и Рокси). Зло же возглавляет князь Каркон, и его приспешники преимущественно мужчины.
- Марк Леви, «Семь дней творения» — ангел София и демон Лукас.
- Лене Каабербол, «Когти орла» — жестокий воин Когтерукий и мудрая и добрая Хромоногая. В конце они помирились, и Хромоногая стала советницей Когтерукого.
- «Год Крысы» — благая богиня-мать Хольга и её супруг и антагонист Саший, который не то чтобы демоничен, но козёл и трикстер тот ещё.
- «Колесо Времени» — инверсия. В незапамятные времена мужская половина местного источника магии была осквернена прикосновением Тёмного, так что все тогдашние маги мужчины быстро посходили с ума и устроили армагеддец. Женская половина осталась нетронутой, поэтому женщины смогли колдовать и дальше, взяв мир под контроль и установив матриархат. Так что к моменту событий цикла в массовом сознании устаканилась чёткая картина: женщина-колдунья — персонаж неприятный, но необходимый, но мужчина-колдун — угроза всему живому. Однако на деле за добро здесь, в первую очередь, сражаются именно мужчины (главные персонажи, все три — мужского пола).
- А. Меррит, «Корабль Иштар» — богиня Иштар против бога Нергала. Правда, люди для обоих как игрушки.
Кино[править]
- В жанре ужасов, особенно именно в кино-формате очень часта ситуация, когда ближе к концу злодею противостоит последняя выжившая девушка, а иногда с самого начала одинокая главная героиня сражается с мужеподобным чужеродным чудовищем или маньяком. Олицетворение зла, в подавляющем большинстве случаев, именно мужского пола или подчеркнуто мужеподобное.
- «Догма» — главный антагонист — демон Азраил и двое падших ангелов Локи и Бартлби. А всемогущий и всепрощающий Господь Бог появляется в образе чудаковатой девушки.
- Но до этого Бог появляется и в образе неизлечимо больного старика. Так что не всё так однозначно.
- «Аватар» — главный герой делает моральный выбор между своей инопланетной возлюбленной Нейтири, мудрой дочерью вождя, и своим командиром-солдафоном Майлзом Кворичем. В пользу Нейтири, разумеется.
- При этом к национальной принадлежности героев троп не привязан: и среди людей есть мудрая Грейс и героическая Труди, и среди на’ви — упоротый традиционалист Цутэй. И не забудем, что сама богоподобная нейросеть Эйва в фольклоре на’ви именно женского рода.
- «Пари с волшебницей» — добрая волшебница замужем за сказочным злодеем и устраивает скандал, когда он похищает очередную красавицу.
- «Кара небесная» — находясь в коме главный герой общался с Богом и Дьяволом, которые не появлялись в кадре, а был лишь слышен их голос. При этом у Дьявола был мужской голос, а у Бога женский.
- «Константин» — женственная ангел Габриэль и мужчина-Дьявол. Субверсия, потому что Габриэль оказыввется главзлодейкой.
- «Живая радуга» — внутримировой пример: легенда о волшебном источнике, с женщиной в героической роли и мужчиной в роли злодея.
Мультфильмы[править]
- «Принцесса и лягушка» — злой колдун Доктор Фасилье и эксцентричная и мудрая волшебница Мама Оди.
Мультсериалы[править]
- «Друзья ангелов» — «команда добра» в сериале представлена лишь очаровательными ангелочками-девушками, среди демонов же хоть и есть пара девушек, но их значительно меньше, чем парней. Впрочем, это на уровне юных главных героев и их коллег-сверстников, зато во взрослом составе инверсия — «добро» представляет мудрый дамблдороподобный профессор Аркан, а «зло» — ехидная демоница Темптель.
- Star Wars:The Clone Wars — В арке Мортиса Светлую сторону представляет ангелоподобная Дочерь, а Тёмную сторону — дьяволоподобный Сын.
Аниме и манга[править]
- Paprika — главным антагонистом является прикованный к инвалидной коляске старик-председатель, а противостоит ему главгероиня Паприка (она же Ацуко). Особенно показательна финальная сцена, где гигантская проекция у главгада сплошь чёрная, а у Паприки — светлая.
- Sailor Moon:
- С прикрученным фитильком в первом сезоне, ибо «начальство» в Тёмном Королевстве всё-таки женского пола (Берилл и Металлия). Однако если не считать их и многих демонов, то противостоят нашим героиням-воительницам четверо колдунов Ситэнно (они же генералы или лорды). Дополнительная перчинка в том, что, судя по намёкам Наоко-химэ в оригинальной манге, в прошлом обе стороны составляли четыре любовные пары (т. н. «генсен»). И это не говоря про финальное противостояние Сейлор Мун и Тёмного Эндимиона (Мамору, одержимого Металлией)…
- Во втором сезоне лидером злодеев является Мудрец ака Призрак смерти. Противостоят ему сначала Нео-королева Серенити, а затем Чибиуса (дочь оной) и Сейлор Мун (более молодая версия королевы).
- JoJo Bizzare Adventures — шестая часть.
- Kuroinu: Kedakaki Seijo wa Hakudaku ni Somaru - зло - поголовно мужчины, добро - поголовно женщины (за очень(!) редкими исключениями).
- Naruto - представлено в основном в боях - Чиё и Сакура против Сасори, Конан против Тоби.
Видеоигры[править]
- «Horizon: Zero Dawn» — за светлую сторону выступают Элой, Элизабет Собек и Гея. За тёмную — Гелис, Тед Фаро и Аид.
- В дополнении «Frozen Wilds» — за светлую сторону вновь Элой, шаманка Оурея и программа CYAN. За тёмную — Гефест.
- Герои асхановского цикла - Асха и Ургаш.
Настольные игры[править]
- Warhammer 40,000 — Адепта Сороритас как явление. Целительницы, учёные и дипломаты — обычные и даже весьма симпатичные дамы, а вот Сёстры Битвы — жуткие мужеподобные бабищи с пылающим в глазах Словом Императорским.