Моральный питомец
Если злодей ни с того ни с сего совершает поворот направо кругом, или антигерой столь же внезапно продвигается вверх по шкале героизма, или закоренелый козёл неожиданно превращается в милого и приветливого человека, это смотрится неестественно. Аудитория может сказать, что это прыжок через акулу или что-то в том же духе.
Короче, для реморализации нужен обоснуй.
В качестве такого обоснуя нередко выступает какое-нибудь незамутнённое существо, которое задаёт предназначенному к реморализации персонажу моральный стандарт. Кроме того, персонаж может время от времени спасать или иным способом облагодетельствовать это существо, что подготовит аудиторию к повороту кругом и придаст персонажу положительных черт. Ещё это существо своей правильностью и присутствием рядом может удерживать героя от падения в бездну безнравственности.
Словом, моральный питомец — это воплощение тропа «гладить собаку». Так сказать, собачка для глажки, приданная персонажу на постоянной основе.
Примеры[править]
Литература[править]
- Герберт Уэллс, «Машина времени» — Путешественник во времени старался смотреть на всё отстранённым взглядом, но привязался к элоечке Уине, что заставило его почувствовать некую сопричастность к происходящим в Будущем событиям.
- Стивен Кинг, «Зелёная миля» — Мистер Джинглс сначала для Эдуарда Делакруа, затем для Пола Эджкомба.
- «Гарри Поттер» — домовые эльфы: сначала Добби, а потом Кикимер.
- «Досье Дрездена». В некотором смысле, сам Гарри для своего брата Томаса.
- A Song of Ice and Fire — Давос Сиворт для Станниса Баратеона. Будучи весьма высокоморальным (забавно, что при этом он бывший контрабандист) и преданным человеком, старается удерживать своего сюзерена от совсем уж некрасивых поступков. В том числе готов рискнуть своей шеей для этого (спасение Эдрика Шторма). В свою очередь для Станниса Давос является тем человеком, который действительно способен его устыдить.
- «Ведьмак» — Лже-Цири для Эмгыра. Он сразу понял, что перед ним самозванка, однако относится к ней очень тепло, практически как к настоящей дочери, и отказывается от предложений устранить её, когда настоящая Цирилла будет найдена. В финале, когда Эмгыр уже слегка поднял уровень доброты, его преображение демонстрируется решением жениться на Лже-Цири, к которой он искренне привязался и стал ещё более ласков.
- «Хроники странного королевства» — два примера:
- Жак для Шеллара. В отличие от него, честен, открыт и не склонен «прагматично смотреть на этику». Эти двое — лучшие друзья, и король всегда внимательно прислушивается к советам шкодливого шута. По выражению придворного мага, тот заменяет ему совесть. Ну и наконец, чрезвычайно показателен эпизод, когда Шеллар впервые крепко поругался с женой (она была к нему объективно несправедлива, но её тоже можно понять), то в расстроенных чувствах отправился именно к Жаку. Другое дело, чем этот визит закончился…
- Ольга для Кантора (если к тропу применима реморализация в рамках любовной линии). Утратив бардовский Огонь, Кантор резко поднял уровень козлизма. К Ольге он привязался именно потому, что «его греет её Огонь».
- В еще большей степени - Ольга для Харгана. Вот там реморализация зримая и во весь рост: оставив человечку в живых чисто из любопытства и на спор, демон не на шутку привязывается к своей "домашней зверушке". Чего стоит один только эпизод, когда отравленный наркотой Харган из последних сил доносит Ольгу обратно в башню, хотя гораздо безопаснее было бы бросить женщину, чтобы самому было легче лететь.
- В первом романе серии Глена Кука «Чёрный отряд» один из наёмников Отряда, мрачный тип по прозвищу Ворон, спасает от насильников девочку. Впоследствии эта девочка всюду следует за ним, и Ворон заботится о ней. Но во второй книге становится ясно, что это деконструкция: как отмечает отрядный летописец, Ворон «концентрирует» всё доброе, что в нём ещё осталось, на девочке — и в результате ведёт себя со всеми остальными даже хуже, чем раньше.
- Метавселенная Рудазова — Ванесса для Креола. Архимаг часто и громко возмущается, что эта женщина не даёт ему развлекаться и недоумевает, почему так много ей позволяет, а разгадка одна…
- Правда, в обратную сторону тоже работает и Ванесса со временем переняла некоторые привычки шумерского архимага.
- Павел Шумил, «Стать драконом» — Мрак подбирает раненого драконьего детёныша, чтобы, переселившись в его тело, сбежать с Зоны (промолчим о тех неучтённых факторах, которые обнаружились в последующих томах). Однако в скором времени он привязывается к «Лобастику», как к родной дочери, и прогрессирует с антигероя до козла с золотым сердцем.
- Dragonlance — Бупу для Рейстлина.
- С фитильком, поскольку герой и исходно не воспринимался как плохой, но… Рауль де Бражелон для Атоса (он же граф де ла Фер), по крайней мере как повод излечиться от алкоголизма. Подсвечено лично графом.
Кино[править]
- «Стражи Галактики» — Грут для Ракеты.
Телесериалы[править]
- «Зена — королева воинов»: Габриэль — педаль в пол. По ходу сама сильно поднимает уровень крутизны и несколько портится характером.
- «Однажды в сказке» — Белль и Бейлфайр для Румпеля, первая особенно. Генри для Реджины.
- Эмма для Крюка.
- «Великолепный век: Кёсем» — шехзаде Мустафа для Ахмеда: «Мой брат — моя совесть. Если я его потеряю, то стану тираном, подобно отцу».
- «Дневники вампира» — Кэролайн для Клауса. Фанаты помнят, что впервые Клаус кажется человечным, когда дело касается улыбчивой блондиночки, которая может заставить его помочь главным героям, сообщив нужную информацию, рассказать историю из жизни, о которой он никому не рассказывал до нее, и помочь найти платье на выпускной. Все это при том, что он сумасшедший злодей и решает семейные проблемы принципом «поругался с братом? Заколи его» (хотя для его родни-вампиров это имеет слегка иные последствия, чем для людей, но держать родственников в гробах десятилетиями — плохое отношение к семье, согласитесь).
- «Универ. Новая общага»: для Антона сабжем сначала становится Кристина, а потом, после его разрыва с Кристиной, Вика.
- «Школа» — Лана для своих одноклассников, в том числе и для Будиловой.
- Младший брат для Исаева.
- Дэн Шнайдер:
- «АйКарли» — Карли для Сэм. В серии «iChristmas» показано, что в её отсутствие Сэм натворила нечто ТАКОЕ, что её арестовали и надолго посадили в тюрьму.
- «Виктория-победительница» — Кэт-Киса для Джейд.
- В «Сэм и Кэт» Кэт принимает эту роль для Сэм вместо Карли.
- «Последний министр» — Соня Скворцова для Ксении Нечаевой.
Мультфильмы[править]
- Диснеевская Белль (если к тропу применима реморализация в рамках любовной линии) — опять же, педаль в пол: так искусно перевоспитала Чудовище, что тот буквально изменился в лице.
- «Гадкий я» — приемные дочери для Грю.
- «Ледниковый период: Столкновение неизбежно» — Герти и Роджер для Гэвина.
- «Лило и Стич» — Лило для Стича (при том, что именно Стич, по сюжету, является буквальным питомцем Лило).
- «Охотники на драконов» — в приквеле мультсериала эту роль для Гвиздо играет весь его путешествующий коллектив, особенно ближе к концу (успех!!). В свою очередь, для лорда Арнольда таковой долго была его племянница (увы, огрубелому драконоборцу это не особо помогло стать лучше).
- «My little pony» — Флаттершай для Дискорда, таки да.
- Hey Arnold — Фиби для Хельги.
- «Еноты» — Седрик для Сирила.
- Диснеевский мультсериал «Джейк и пираты Нетландии» — Рыжая Джессика для Капитана Крюка.
- «Три богатыря (Мельница)» — Фрося для Князя в «…Коне на троне».
Аниме и манга[править]
- Berserk — Пак. Маленький голенький эльф, которого Гаттс спасает в начале арки «Чёрный мечник» — единственное светлое пятнышко в окружающем героя царстве тьмы. Именно под его влиянием Гаттс, невероятно мрачный и злобный типус, постепенно перестаёт вести себя как козёл и начинает как человек.
- Каска, забота о которой стала стимулом к изменению для Фарнезы.
- Legend of the Galactic Heroes — Кирхайс для Райнхарда. Когда его рядом с Райнхардом не стало, об этом сокрушались все персонажи.
- Charlotte — Аюми Отосака для брата Ю.
- InuYasha — Рин для Сещёмару. Маленькая немая девочка-сирота нашла в лесу чистокровного демона, сильно побитого после битвы с протагонистами, носила ему еду и постоянно приходила, а потом, после того, как он воскресил её (девочку загрызли демонические волки), стала таскаться вместе с ним, и заверте…
- «Волчий дождь» — Тобоэ для Цумэ.
- Shigeki no Kyojin — Армин для Энни. Скорее всего именно из-за этого Энни привязалась к Армину и не хотела его убивать до последнего и многократно щадила, хотя убить она его могла как минимум раза три, а может и больше.
- Terraformars — Хонг для Ци Чун-Ли.
- Корейская манхва Noblesse — играется зигзагом. С одной стороны, под троп прямо попадают дети-школьники. С другой, защита детей-школьников — хоть и обязательный, но лишь начальный этап поворота кругом героев, претендующих на звание положительных. Следом за этим следует подселение в дом Франкенштейна — и вот там уже наоборот, свежеиспеченный герой-со-знаком-плюс становится своего рода диким и невоспитанным питомцем для других обитателей «общаги». Какое-то время его тщательно «дрессируют», отучивая от оставшихся со времен злодейства привычек, и только потом окончательно принимают в коллектив. Яркий пример — М-21. Позже — Раэль, на перевоспитание которого ушло особо много времени.
- Fullmetall Alchemist — Игра с тропом: Для фюрера Кинга Брэдли (Также известного как гомункул Гнев/Гордыня, в зависимости от версии) такую роль играет его приёмный сын, Селим. Но в обоих версиях он представляет субверсию тропа:
- В манге и аниме 2009 года, Селим Брэдли сам является гомункулом по имени Гордыня (причём он, не считая Отца, является самым старшим и сильным из гомункулов, а также обладает характером практически полного чудовища), а Гнев у него, по сути, на подчинённом положении (и по сравнению с "сыном", он тот ещё ангел).
- А в аниме 2003 года, Кинг Брэдли (он же Гордыня) лишь изображает привязанность к Селиму, и придушил его, когда тот случайно помешал фюреру.
- Hunter x Hunter — слепая девочка Комуги для короля муравьёв-химер Меруема. Педаль в Австралию: до встречи с ней Меруем был полным чудовищем, а в итоге умер практически святым.
- Там же — Гон для Киллуа. Под его влиянием малолетний убийца очеловечивается. Вплоть до арки муравьев-химер, где Гон заметно скурвился.
- Toaru Majutsu no Index и Toaru Kagaku no Railgun — Ласт Ордер/Последний заказ (20001 клон Мисаки Микото) является такой для Акселератора. Впрочем пару раз и она не справляется, тогда на сцену выходит Тома со своей правой рукой.
- «Паразит: Учение о жизни» — Сотоми Мурано, девушка главного героя и постоянная дева в беде по совместительству, становится моральным питомцем протагониста после его сращивания с клетками паразита.
- Elfen Lied — Нана заменяет Кураме родную дочь, которая тоже является диклониусом. Из всех подопытных Курама выделяет именно Нану, которой благодаря его тёплому отношению к ней нипочём бесчеловечные эксперименты, которыми Курама вообще-то руководит.
- Там же — Кота для главной героини. И Люси, и Ню его очень любят, поскольку он единственный человек который отнёсся к ним с пониманием и заботой
- Sin: Nanatsu no Taizai — набожная Мария Тоцука, вынужденная помогать Люцифер и Левиафан, ибо они забрали ее сердце (в прямом смысле слова), но в то же время заботящаяся о Люцифер и жертвующая в финале ради нее своей жизнью.
Видеоигры[править]
- Final Fantasy XV — учитывая его гнев на Люцис и явную неприязнь к Ноктису, помноженные на должность и излишнюю категоричность суждений, Равус запросто мог скатиться от антизлодея к злодею обычному. Не скатился только из-за сестры, которую нежно любил даже несмотря на все их противоречия (в первую очередь связанные с Ноктисом, мнение о котором у них было диаметрально противоположным). В конце-концов он даже свой поворот направо сделал только из-за неё.
- Fire Emblem: Three Houses — Протагонист в 3 из 4 сюжетных линиях является моральным питомцем для главных лордов.
- Your Turn To Die — в главе 3-1Б Мидори даёт чётко понять, что таковым является Джо для Сары. Это и послужило причиной включить его в Смертельную Игру, дабы подруга не переубивала всех сразу.
Визуальные романы[править]
- Ever 17: The Out of Infinity — Коко для Цугуми в линии Такэси. Именно это жизнерадостное солнышко стало первым, что смогло растопить лёд девушки; Такэси даже подсвечивает, что против жизнелюбия Коко не в силах устоять даже Цугуми. А ещё именно чтобы спасти Коко от валящихся сверху железяк Цугуми получает ранение в духе «перехватить пулю» и рискует навсегда остаться под водой. Да, унеёжрегенерация — но всё-таки…
- В каком-то смысле — и буквальный питомец Чами для той же Цугуми. Сам по себе реморализации не служит, но впервые показывает девушку с настолько милой стороны.