Главный Гад
Свершилось! При помощи волшебного артефакта/верного Кольта/доброго меча злодей повержен. Герой хотел бы расслабиться и закурить/выпить/обнять боевую подругу/боевого коня/забавную зверушку, но не тут-то было! Умирая, злодей сообщил, что за его, гада, спиной все время стоял еще более Главный Гад (английское название — Big Bad, или сокращенно BBEG — от "Big Bad Evil Guy"; русскоязычное сокращение — ГлавГад), уже не о трех, а о семи/девяти/двенадцати головах, и рано ты, герой, радуешься, вот уж с ним-то тебе точно не справиться! Что ж, герой горестно вздыхает, нахлобучивает покрепче свой шлем/стетсон/малахай, обнимает на прощание боевую подругу, садится на боевого коня (не перепутать!) и скачет навстречу новой, еще более страшной, опасности.
И кто же его ждет?[править]
Иногда автор ощущает (или продюсер ему подсказывает), что одного злодея недостаточно, особенно если книга/фильм/игра имели успех, и зритель жаждет продолжения. Иногда этот успех даже планируют загодя, и тогда уж точно злодей, с которым в первой части столкнется протагонист, будет лишь первым звеном цепочки, на конце которой — главный гад, воплощение всех самых худших кошмаров героя. Классический случай — додекалогия «Меч Истины» Терри Гудкайнда. Злодей Даркен Рал, убитый героем в первой книге, оказывается всего лишь слугой Владетеля Подземного Мира. Но покончить с — ни много, ни мало — антибогом мира уже во второй книге Гудкайнд не решился, и ввел главного гада Джеганя-Сноходца, с которым герои боролись остальные десять частей.
Иногда — как правило, в очень долгоиграющих сериальных проектах — ГлавГады сменяют друг друга. Хороший пример — сериал «Сверхъестественное». ГлавГад первых двух сезонов — Желтоглазый демон Азазель, в третьем и четвёртом появляется демоница Лилит, в пятом — ни много ни мало, сам Люцифер, в шестом —Рафаил и Кроули (Кас, как ни крути, тянет на ГлавГада только в последних сериях, да и то с натяжкой. Альф пытал Кроули, Винчестерами (и Кэмбеллами) манипулировал Кроули… А Кас просто нагло захапал все души по завершении работы), в седьмом — Левиафаны, в восьмом — снова Кроули, в девятом Метатрон и Абаддон, в десятом его... нет, в одиннадцатом - Анти-Бог Тьма, в двенадцатом - Люцифер (опять) и Доктор Хесс, в тринадцатом - вновь Люцифер и Михаил из Альтернативной реальности, в четырнадцатом его опять нет (Джек на него... не особо походит, а Бог появился только в конце), а в пятнадцатом и последним - сам Бог
Также неплохим примером является сериал «Долина Волков». В первых трех сезонах антагонистом был Мехмет Караханлы. В 4 сезоне антагонистом стал Низаметтин Гювенч. В 5-8 Искандер Буюк и Арон Феллер. В 10 сезоне Шамир и Шахмаран. В 11 сезоне Сенжер и Пойраз. В 12 сезоне Хармовники. 13 с натяжкой Сагир Хокка, Садык Британец и Шедид. В 14 сезоне Голге, Ариель и Dark River.
В манге и аниме — классическим примером является серия «Блич» Кубо Тайто. В ней Итиго Куросаки, пробившись через сплоченные ряды бойцов и капитанов Сэйрэйтэй, чтобы спасти Рукию Кутики, обнаруживает, что сорванная им казнь Рукии — лишь часть хитрого плана, составленного Сосукэ Айдзэном, который и оказывается ГлавГадом сюжетной арки. После успешного побега Айдзэна Итиго снова вынужден пробиваться к нему через полчища врагов, а когда с Айдзэном в конце концов удается покончить — на горизонте появляется новая сила, во главе которой тоже явно кто-то стоит. И все это — не считая ГлавГадов промежуточных филлерных арок.
В больших мультивселенных, разрабатываемых множеством авторов, ГлавГады могут образовывать целый гадский ансамбль — в этом случае они не сменяют друг друга, а действуют параллельно, не давая многочисленным героям скучать.
Или не ждет…[править]
Наличие Главного Гада в каждой уважающей себя саге настолько примелькалось, что его образ все чаще подвергается деконструкции: например, в саге Дж. Р. Мартина «Песнь Льда и Пламени» Главный Гад отсутствует как таковой (вообще-то там есть Ужасный И Великий Бог Тьмы, Зла И Холода Великий Иной, Чьё Настоящее Имя Запретно, но он себя еще не проявлял вообще никак и, очень может быть, кроме речей жрецов не существует нигде), в «Хранителях» Алана Мура Главным Гадом оказывается один из героев (если его можно так назвать, там сложновато с этим понятием), а в «Волшебнике Земноморья» Урсулы Ле Гуин — «тёмная половинка» самого героя.
Пожалуй, самая впечатляющая деконструкция — пьеса Е. Шварца «Дракон»: сразив Дракона, благородный рыцарь Ланцелот во втором действии сталкивается со спасенными им жителями города, которые оказываются еще страшнее, чем поверженное чудовище. И вообще, есть бродячий сюжет о рыцаре, который, победив дракона и возжаждав его сокровищ, сам становится драконом. Таким образом, деконструкция образа Главного Гада — старше, чем грязь.