Пытки — дело житейское
— Ты что, стальной?!
— Да что я! Вот полковника Петренко однажды посадили на кол. Враги. И ничего! С тех пор только выправка строже!
Пытки — это серьёзно? Пытки ломают личность? Ну… кому как. Кто-то относится к ним по принципу Ничего личного и А для меня это был вторник. Нет, не тогда, когда пытает он сам. А когда пытают его.
Возможно, он суперагент, прошедший многоуровневое кондиционирование. Или попросту Стоик. Или у него Нечеловеческая психология. Или даже Такой психованный, что пытать бессмысленно. Или там все давно уже сломано.
Важно: это троп не о том, будет персонаж говорить или нет. Он о том, будет ли персонаж впадать в ПТСР, думать, что жизнь разрушена, и искать мести палачу. Не будет. А если и будет, то не за пытки, а за что-то другое.
Примеры[править]
Литература[править]
- Гарриет Бичер-Стоу, «Хижина дяди Тома» — Топси. Верите в целительную силу ремня? «Эту девочку били лопатой, кочергой и каминными щипцами». Розги тоже не помогли. Удачи вам в ваших воспитательных потугах.
- Внезапно Джанни Родари, «Чиполлино» — попытка палача вырвать усы у Лука Порея закончилась ничем (палач упал без памяти от усталости, а Лук Порей не почувствовал ни малейшей боли). А всё потому, что жена-Пореиха использовала усы в качестве верёвок для сушки белья — вот и закалила их прочность…
- Братья Стругацкие, «Обитаемый остров» — форсированные методы допроса саракшиан не производят на фукамизированного Максима никакого эффекта: «Подвергнутый форсированным методам, подследственный Сим показаний не дал. В соответствии с параграфом 12 относительно непричинения видимых физических повреждений подследственным, коим предстоит выступить в открытом судебном заседании, применялись только: А. иглохирургия до самой глубокой с проникновением в нервные узлы (реакция парадоксальная, форсируемый засыпает); Б. хемообработка нервных узлов алкалоидами и щелочами (реакция аналогичная); В. световая камера (реакции нет, форсируемый удивлен); Г. паротермическая камера (потеря веса без неприятных ощущений). На этом последнем применение форсированных методов пришлось прекратить». (Личное дело попаданца).
- Впрочем, с Максимом не пробовали никакой грубой физической банальщины типа вотербординга или пытки жаждой.
- Он упоминает, что может двадцать минут ходить по дну озера для тренировки и буквально подавлять чувство голода (жажды, видимо, тоже (загнуться может, расколоться - вряд ли, не чувствует ж ничего)). Может, и пробовали
- Примерно названием тропа на угрозы пыток реагирует Вепрь.
- Впрочем, с Максимом не пробовали никакой грубой физической банальщины типа вотербординга или пытки жаждой.
- Как ни странно, «Путешествие Алисы», Второй и Третий капитаны. Второй Капитан — до самой кульминации ходячий макгаффин, Третий — вообще эпизодический персонаж, и задумываются о том, что персонажи пережили, не все. А ведь в тексте прямо говорилось, что Третьего все четыре года пытали (Второго не пытали, ибо достать не смогли, но несколько лет одиночества тоже психическому здоровью на пользу не идут). Тем не менее, у Второго точно никаких проблем. С Третьим не совсем понятно, возможно, в сценах, где он появляется, держится напоказ, но умом не тронулся точно (автор правки не имеет к психиатрии никакого отношения, но слышала, что в реальности от таких вещей сходят с ума за несколько месяцев). Обоснуй: Третий — инопланетянин, даже толком не гуманоидный, Второй — возможно, человек-плюс, да и технологии землян — не в пример нынешним. Анабиоз, коррекция памяти, отключение эмоций — да мало ли еще что. Хотя в действительности, скорее всего, автор просто не хотел делать акцент на этой ситуации, книга все-таки детская. В фаноне ПТСР на его законном месте.
- В тексте упоминалось, что Второй родом не с Земли (с Земли — Первый), а с Марса (по крайней мере, родился и вырос там). Так что тут тоже всё можно списать на «инопланетность».
- Все-таки он именно человек, родившийся и выросший на Марсе, а не марсианин: судя по всему, это не одно и то же. Но отличаются ли колонисты от землян чем-то, кроме специфической внешности — неизвестно, может, они поголовно люди-плюс или транслюди (ну или вообще что-то иное, вроде тех, в кого превратились люди в «Были они смуглые и золотоглазые», но это все-таки маловероятно)… А может, просто суровые места порождают суровых людей, и детство и юность у Второго были такие, что теперь ему только в радость, чтобы его не кантовали как можно дольше.
- Хайнлайн, «Фрайди». Фрайди — кондиционированный суперагент, она понимает, что для палачей это просто работа. Как и для нее. Когда в ходе пыток ее изнасиловали, она лишь отметила про себя непрофессионализм пленителей.
- Гудкайнд, «Правила волшебника». Неважно, по какую сторону пыточного стола находится Морд-Сит, для нее пытки всего лишь унылые трудовые будни.
- Prince of Nothing — Келлхус нимало не ПТСРил ни после того, как его пытали скюльвенды, ни после истязаний, предшествоваших Кругораспятию. Которое он, в общем-то, сам и спланировал… Впрочем, после Кругораспятия у него таки медленно поехала крыша, но не от самой пытки, а из-за того, что он узнал, насколько ужасно устроен тот мир, в котором он живёт.
- Его отец Моэнгхус выжил, побывав в руках у шранков. Даже скюльвенды, обычно кровожадные и беспощадные, настолько удивились, что отбили Моэнгхуса и вылечили. Потом, конечно, обратили в рабство, но и в качестве раба он какое-то время был местной достопримечательностью: выжил и не спятил.
- А Найюра он обрабатывал первое время, позволяя тому себя избивать.
- Ахкеймион после нескольких недель пыток так и не выдал Багряным Шпилям тайны Гнозиса, как и другие его товарищи, из которых её пытались выпытать, поскольку каждую ночь они переживают события Апокалипсиса и видели намного более страшные пытки.
- С фитильком — Моэнгхус младший. Пережил многодневные пытки в руках кунуроев Напевами Принуждения, хотя конечно не так впечатляюще, как его сводная сестра-полудунианка Серве, которая умудрилась довести до слёз самого главного палача. Но всё же там, где у обычных людей ломается личность, у Моэнгхуса лишь подпортился характер. И после этой экскурсии в Иштеребинт ему обычное избиение как слону дробина.
- Его отец Моэнгхус выжил, побывав в руках у шранков. Даже скюльвенды, обычно кровожадные и беспощадные, настолько удивились, что отбили Моэнгхуса и вылечили. Потом, конечно, обратили в рабство, но и в качестве раба он какое-то время был местной достопримечательностью: выжил и не спятил.
- «Тайный Город», книга «День Дракона». После того, что пережил бестелесный дух Ярги во время заточения в Железной Крепости, любые пытки тела его только забавляют. Или даже немного приятны — не то, чтобы Ярга был мазохистом, просто боль позволяет острее почувствовать себя снова живым.
- «Хроники странного королевства» — Кантор сохранил наилучшие отношения с палачом Плюшевым Тедди. А вот дилетанты, которые хотели отрезать ему яйца, сильно его достали.
- Тедди, кстати, тоже. Настолько, что он уволился, не взяв расчёт… А Кантор предъявил свою спину в качестве его портфолио.
- Тедди уволился после того, как наутро увидел то, что осталось от «склада» после визита очень злых мистралийцев и прознал, что Кантор сбежал. Жопой почуял, что при следующей встречи последний припомнит ему и спину и яйца…
- Тедди, кстати, тоже. Настолько, что он уволился, не взяв расчёт… А Кантор предъявил свою спину в качестве его портфолио.
- Костантин Костинов, «Моя не понимать» — лидер революции с позывным Речник не только мужественно сдержал все пытки Шарля и не раскололся, но и потом, после победы революции, в силу обстоятельств хорошо поладил с Шарлем, не держа на него никакого зла, поскольку осознавал, что каждый просто выполняет свой долг.
Кино[править]
- Упомянутая в эпиграфе «Дерибасовская»: агент КГБ действительно стальной, на него ни утюг, ни утопление не действуют.
- Deadpool (2016) — с подсветкой: «Когда тебя каждый день пытают на завтрак, обед и ужин, рано или поздно градус становится некуда повышать».
- Фрэнсис-Аякс показал, что есть куда. Но Дедпул обиделся на него не за это, а за то, что при мутации у него оказалось изуродовано лицо.
- «Ермак»:
Иван Грозный: Так что, был сговор? али как?
Ванька Кольцо: Не было сговора, Государь, не было!
Иван Грозный: Хмрффф. Слезай с дыбы, Ваня.
- «Капитан Кронос: Охотник на вампиров» — вытащенная из колодок девушка тут же без труда догоняет отъехавшего спасителя, хотя человек, проторчавший хотя бы часик в такой позе, и ходить-то не сразу сможет.
- «Казино Рояль» — «А теперь почеши мне левое!»
- «Сильминдо»: фильм про то, как в Южной Корее готовили из приговорённых к смертной казни преступников отряд для ликвидации Ким Ир Сена. Во время одной из адских тренировок им заявили, что при попадании в плен их будут пытать, и приложили к ним калёное железо, что выдержали не сходя с места лишь двое, и на вопрос о том, как они это выдержали, один из них ответил, что раньше был главарём бандитов, и выдержать такое ему раз плюнуть, а второй заявил: «Если он выдержал, то и я выдержу».
Телесериалы[править]
- Angel — Спайк с Ангелом столько раз втыкали друг в друга острые и раскалённые предметы, что одной раскалённой кочергой больше, одной меньше — Ангел не обидится. А вот то, что Спайк позволил сильному артефакту попасть в руки вампира-маньяка-педофила, — уже серьёзно.
- Сверхъестественное — когда Дин и Кроули принялись пытать Гадриэля (вселившегося в тело Сэма), дабы выудить из того информацию, тот с искренней улыбкой отвечает, что ему совсем не больно, ибо в небесной тюрьме он каждый день на протяжении многих тысяч лет испытывал куда более серьёзную боль.
- То же самое, но с прикрученным фитильком, действует и для Сэма. Он как-никак сидел в одной клетке с Люцифером и Михаилом. Подсвечивается им самим в разговоре с Антонией Бевелл.
- Person of Interest — Джона Риза в Кандагаре шестнадцать часов пытали электротоком, а он даже имени своего не сказал. Иглу в нерв, заточку в рану, монтировкой по ребрам? Да он только поморщится.
Комиксы[править]
- Marvel:
- Баки Барнс. Прежде чем задавать этому парню вопросы при помощи подручных инструментов, спросите сначала себя: а что вы можете с ним сделать такого, чего с ним еще не делали в ГИДРе?
- Наташа Романова. Она вам еще и обратный допрос устроит.
- Дедпул! «Ну-ка, у кого тут клевая суперспособность делать самому себе больно?»
- С задранным до небес болевым порогом и героической силой воли Стива Роджерса единственное, что вы от него услышите — «Я так целый день могу».
- Ну и Росомаха же! После того, как ему вкачали расплавленный адамантий в кости без анестезии[1], он от пыток становится только злее.
- Strong Female Protagonist — зигзагом от Росомахи, Feral. Тоже регенерирует, тоже невосприимчива к наркозу. Но в отличие от Логана она понимает, что в бою она может только бить морды и ловить телом пули, и … прекращает геройствовать. Узнав, что побочным эффектом её регенерации является статус абсолютного донора, добровольно и осознанно ложится на операционный стол, где из неё ежедневно изымают наборы органов. При полном сознании. А вокруг клиники стоят пикеты идиотов, объявивших её дар человечеству сатанинским искушением.
Реальная жизнь[править]
- Стоик Эпиктет был рабом. Когда хозяин избивал его особенно зверски, он спокойно сказал: «Осторожней, а то сломаешь мне что-нибудь». Через некоторое время, так же спокойно: «Ну вот, сломал». В итоге охромел на всю жизнь, но хозяин сильно устыдился и вроде как с тех пор стал с рабами гуманнее.
Примечания[править]
- ↑ Врачи, которые проводили эту процедуру, и рады бы были все это сделать под наркозом. Да вот только на Логана любая химия действует крайне недолго.