Зловещий карлик
От усталости и смеха
Несчастный люд изнемогал,
Валялись стражники в доспехах,
И каждый страшно хохотал…
Не стало больше короля,
Все, как один, сошли с ума.
Летели месяцы, года
В весёлом царстве карлика-шута!
Не смейтесь над его малым ростом и несуразной внешностью. Во-первых, издеваться над физическими недостатками (впрочем, это может быть и гном, которому и положено быть таким) — гнусно. А во-вторых — вы рискуете нарваться на зловещего карлика. У этого маленького человечка руки крепки, как стальные клещи, сердце змеиное, ум изощрённый, а память хорошая. Если вам совсем уж не повезет — он может обладать и магической силой…
Карликовость, как и все прочие физические недостатки, в стародавние времена зачастую считалась происками нечистой силы. Плюс отношение к таким людям было настолько скотским (служить шутом у чванливой знати считалось для карлика вершиной жизненного успеха), что логично было ожидать от них камня за пазухой. Опять же, тогдашний люд боялся и гномов, бо до рождения Толкина оставалась чёртова прорва лет, и любые dwarves, как представители волшебного народца, являли собой потенциальную опасность. Словом, в массовом сознании человечества недоверие к коротышкам отложилось крепко, и в наше цивилизованное время нашло отражение в культуре.
Собственно, плохие гномы в этот троп тоже входят, но по причине распространенности идут лесом в соответствующую статью.
Пересекается с тропом Злодейская сутулость.
Примеры[править]
Фольклор[править]
- В некоторых страшилках фольклориста Георгия Науменко попадается такой персонаж, как зловещий карлик в черных очках.
- Попобава, демон-насильник из танзанийского фольклора, нападающий на мужчин по ночам, изображается как одноглазый мохнатый карлик с крыльями летучей мыши.
Литература[править]
Русскоязычная[править]
- А. С. Пушкин, «Руслан и Людмила» — злой колдун Черномор именно что карлик. Зато бородища у него — ого-го!
- В бороде Черномор копит «ману», если её срубить — становится просто низкорослым дряхлым стариком.
- А. Блок «В кабаках, в переулках, в извивах…»
- «Хрустальный ключ» Тамары Крюковой — там есть не только добрые трудяги-гномы, но и мерзкие жестокие карлики — прислужники злой ведьмы Морры.
- Анатолий Брусникин, «Девятный Спас». Яков Срамной — слуга и главный помощник антагониста Автонома Зеркалова. Искренне предан своему господину, в остальном — беспринципный и жестокий. Хитрый, ловкий, сильный, владеет боевыми искусствами. Мастер пыток.
- Нуйкин, «Посвящение в рыцари» — злобный и безжалостный правитель Вымрукинии Карлик Седьмой, который калечит и жестоко наказывает своих подданных за мельчайшую провинность, с помощью инъекций или не даёт детям вырасти (то ли просто из-за своего наполеоновского комплекса, то ли из тех соображений, что детей проще запугивать и обманывать), или превращает их в тупых громил-стражников, а также запрещает дружбу и любовь. Ну, и его подручные — горбатые карлики-вымруки, циники, садисты, бюрократы, лицемеры и абсолютно бессердечные мерзавцы. Впрочем, чего ещё ожидать, если произведение — явная сатира на страны третьего мира, принявшие советскую идеологию: в первую очередьКамбоджу, местами на КНДР. В режиме педаль в пол. Вымруки… вряд ли от слова «вымирать», скорее облагороженное сокращение «высшие руководители», просто «высрук» звучит как-то не очень)…
- Ужас у холодильника: а как население Вымрукинии ещё не вымерло (пардон за каламбур), если дети в этой стране не дорастают до возраста полового созревания, а после инъекции сразу начинают стариться? Видимо, приток населения идёт за счёт таких же несчастных, как главные герои, которых туда заманил вымрук Эдик, и согласись герои на предложение Карлика, они неизбежно бы превратились в вымруков сами… и это им ещё повезло бы, потому что кто поглупее и помладше пополнил бы ряды простых жителей страны. Система, похоже, обкатана, судя по тому, как мастерски шпион Эдик внедряется в простую семью и склоняет героев отправиться в путь…
- Роман Злотников, «Грон» — брат Эвер с Тамариса, эмиссар местного ордена стагнаторов.
- Метавселенная Рудазова:
- «Паргоронские байки» — в демоническом мире Паргороне обитают бушуки, высшие демоны, выглядящие как красноглазые рогатые карлики. В прямом сражении от них толку мало, но в том, что касается волшебства и договоров, они заткнут за пояс кого угодно. Особо одиозен демолорд (то есть архидемон) Каген, по прозвищу «Паргоронский Купец», занимающий в фольклоре смертных народов Парифата ту же роль, что и наш Мефистофель.
- «Преданья» — Сам-с-Ноготь, старейшина уральских горных карлов, и Джуда, кавказский копиркин Черномора и тоже на четверть гном.
- Тайный город — Божественный лорд Нур, последний из уничтоженной семьи Тать. Имеет непропорционально развитый плечевой пояс, отчего с лёгкостью убивает даже без магии, а также падок на женский пол.
- А. Белянин, «Рыжий рыцарь» — злобный карлик-маг Щур. Кстати, силой по воспоминаниям его господ тоже обладает немаленькой, спокойно ломает пальцами подковы.
- Валерий Роньшин, «Тайна прошлогоднего снега» — за героиней охотится наёмный убийца, карлик по фамилии Большаков. Когда героиня была в Гавре, он притворился тонущим ребёнком и чуть не утопил её в Ла-Манше, после чего ей самой пришлось его утопить.
- «Черепашки-ниндзя и карлик Кон» — главный злодей, карлик Кон. Гораздо более мрачный образ по сравнению со своим прототипом.
- Дмитрий Емец, «Мефодий Буслаев» — горбатый карлик Лигул, глава Канцелярии Тартара.
- Юрий Петухов, «Звёздная месть» — мерзкий карлик Авварон Зурр бан‑Тург, шестое воплощение могущественного демона Ога Семирождённого. Есть и инверсия тропа — каторжник Цай ван Дау, один из самых положительных персонажей романа.
На других языках[править]
- «Путешествия Гулливера» (часть 2, «путешествие в Бробдингнег, страну великанов») — карлик, бывший придворный шут королевы, самый маленький (до появления ГГ) человек в Бробдингнеге: ростом всего с двухэтажный домик. Из зависти к Гулливеру (после его появления про карлика все забыли и перестали баловать) пытался всячески навредить последнему, например, утопить его в кружке с чаем. Весьма пакостный персонаж, от которого после этого избавились (всего лишь сбагрив одной знатной придворной даме).
- Гофман, «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» — опять же с прикрученным фитильком: протагонист просто умственно отсталый и не понимает природы своих действий, которые совершает под влиянием магии.
- Эдгар Аллан По, «Прыг-Скок» — король плеснул вином в лицо подруге карлика Пушинке и вообще всячески оскорблял её. В отместку тот подговорил короля и семерых его министров нарядиться для карнавала скованными орангутанами, смастерив костюмы на дёгте и пакле. После чего подвесил их на цепи от люстры и поднёс факел… Симпатии автора и многих читателей всецело на стороне карлика.
- Чарльз Диккенс, «Лавка древностей» — Дэниел Квилп собственной персоной, пример из палаты мер и весов. Он садист по натуре и живёт по принципу: Что бы такого сделать плохого? В те редкие моменты, когда не творит большого зла, развлекается мелкими пакостями. Например, завидев издали в глухом переулке случайного прохожего, подкрадывается к нему сзади и испускает пронзительный вопль, нагоняя на беднягу «смертельный ужас». «Тут карлик окончательно приходил в хорошее, бодрое настроение, и на душе у него становилось удивительно легко». А ещё он любит проглатывать варёные яйца целиком, со скорлупой, сидеть на спинке стула и спать на столе, но эти чудачества окружающим людям кажутся не смешными, а страшными. В своём ли он уме? Человек ли он, или живое воплощение Дьявола? Этими вопросами задаются многие герои романа, да и его читатели.
- Дафна Дюморье, повесть «Не оглядывайся» — герой несколько раз замечает на улицах зимней Венеции детскую фигурку в красном плащике, похожем на плащик его недавно умершей дочери. Однажды он видит, как за девочкой гонится какой-то мужчина, и решает, что это маньяк, орудующий в городе последние несколько месяцев. Вместе с малышкой он запирается в её комнате — вот только «девочка» оказывается на самом деле отвратительной старой карлицей, которая и совершала убийства, а её преследователь был полицейским… Герой гибнет от её ножа.
- Нобелевский лауреат Пер Лагерквист, «Карлик» (1944) — исторический роман от имени зловещего карлика в услужении у герцога (прототипом которого явно был Чезаре Борджиа). И если читатель ждёт, что зловещая репутация главного героя окажется незаслуженной и у него найдётся что-то хорошее в душе, то читатель сильно обломается. Одной из творческих задач Лагерквиста было как раз реалистично изобразить образ мыслей подлинно и искренне бесчеловечного человека. На дворе был, напоминаем, 1944 год.
- Фридрих Дюренматт, «Подозрение» — карлик-убийца на службе нацистского палача Эменбергера. В концлагере Эменбергер, в соответствии с нацистской доктриной, должен был уничтожить карлика, как «неполноценного человека», но сохранил ему жизнь, по собственным словам — «из любви к курьёзам». Карлик был слишком благодарен за милосердие, чтобы отказывать нацисту в небольших «услугах» по устранению слишком любопытных граждан.
- Дюна — во второй книге появляется карлик, созданный Тлейлаксу, служащий своеобразным «активатором» программы гхолы Дункана Айдахо, а заодно и их планом Б. Является частью плана по устранению Пауля Муад-диба.
- «Хроники Нарнии» — случаются.
- «Лев, колдунья и платяной шкаф» — злобный карлик, прислуживавший Джадис.
- «Принц Каспиан» — чёрный гном Никабрик, якшающийся с недобитыми прихвостнями той же Джедис.
- Стивен Кинг, «Бессонница» — зловещий карлик Атропос, ржавым скальпелем перерезающий человеческие жизни.
- «Песнь Льда и Пламени» — именно такая репутация у Тириона Ланнистера. Чуть что — сразу
КосойПолумуж! Сам он считает её незаслуженной, однако это один из наиболее сложных персонажей саги. - Д’Онуа, «Жёлтый карлик» — главный злодей.
Сетевая[править]
- «Великий Генби» — заглавный герой.
- Пыня — интернет-мем, родившийся из карикатуры на Путина. Т. к. мем популярен у его противников (либеральной оппозиции и украинских сторонников Евромайдана), может варьироваться от забавного персонажа (который смешон только своим ростом) до кровавого тирана.
Кино[править]
- Экранизации «Руслана и Людмилы».
- «Финист — Ясный Сокол» — шут колдуна Картауса, представляющий собой его мини-копию.
- В «Маске Красной Смерти» Роджера Кормана введена линия из рассказа По «Прыг-Скок».
- «Последнее дело комиссара Берлаха» — благодаря по-хичкоковски нагнетаемому саспенсу тот самый карлик стал кошмаром для многих советских детей. Правда, в конце он совершает поворот направо.
- «Кровососущие уроды» — гнусный и жестокий карлик-мулат Ральфус, вместе со своим хозяином изощренно истязающий и убивающий похищенных девушек.
- «Регинтруда» — злой волшебник Фойербарт (в переводе с немецкого «Огнебород»)
- «Плохой Санта» — чернокожий карлик Маркус тот ещё жук, но в конце выясняется, что он вдобавок предатель и убийца, готовый застрелить своего друга Уилли, который, по его мнению, пережил свою полезность.
- Трэш-фильм «Без кожи» — карлик-убийца Блюдец, метающий остро заточенные тарелки и блюдца, за что и получил свое прозвище.
- «Уродцы» Тода Браунинга — карлики вместе с другими цирковыми уродцами жестоко мстят бессердечной красотке за попытку сгубить их товарища.
- «И карлики начинают с малого» Вернера Херцога — взбунтовавшиеся карлики вытворяют просто чудовищные вещи.
- Карлики в цикле «Фантазм», созданные Высоким Человеком из человеческих трупов.
- Фильм ужасов Роба Зомби «31» — отмороженный карлик-испанец с кинжалами, косплеящий Гитлера!
- «Через тернии к звёздам» — главгад планеты Десса, Сети Туранчокс.
- «Малхолланд драйв» — зловещую закулису Голливуда символизирует карлик в инвалидном кресле, сидящий в тёмной комнате.
- «Ван Хельсинг» — слуги Дракулы, они же «дверги» (цверги).
- Перестроечный треш «Экстрасенс» — карлик-падший ангел, служащий главному злодею.
- «Феномен» Дарио Ардженто — безобразный сынок одной из преподавательниц в девичьем пансионе в Швейцарии, совершающий убийства девушек.
- Не вполне ясно, какие из них совершал он, а какие его безумная мамаша. Но что карлик лют и ужасен — это точно.
- «А теперь не смотри» Николаса Роуга — экранизация рассказа Дафны Дю Морье «Не оглядывайся».
- «Дитя тьмы» (Orphan, что вообще-то значит «Сиротка»). Девятилетняя сиротка Эстер на самом деле куда старше.
- «Шерлок Холмс» 2013 года (где играют Игорь Петренко и Андрей Панин) — одноглазый Чарли, хозяин притона, где проводятся подпольные кулачные бои.
- Не совсем подходит, но «Человек с золотым пистолетом»: Ник-Нек прислужник главгада киллера Скараманги.
- Лепрекон же! Из одноименного фильма. Кодификатор тропа.
- «Спаун». С прикрученным фитильком — Виолатор зачастую принимает облик мерзкого клоуна-карлика, но в истинном облике он вполне себе большой демон.
- «Гемоглобин» с Рутгером Хауэром (по мотивам повести Лавкрафта «Затаившийся страх» — карлики-гермафродиты, пожиратели трупов (а когда те закончились, перешедшие на человечину). Вывелись в результате многолетнего инцеста.
Телесериалы[править]
- «Твин Пикс» — загадочный Человек-из-Другого-Места. Представляет собою карлика, одетого в красное, любит потанцевать. В отличие от Великана/Пожарного, судя по всему является довольно зловещим персонажем, которого побаивается даже убийца БОБ.
- В третьем сезоне Человек-из-Другого-Места превратился в довольно жуткое деревце с говорящим наростом на верхушке. Это же Линч! Плюс, актер, игравший карлика, наотрез отказался сниматься в продолжении из-за конфликта с Линчем, которому он наговорил гадостей; вот Линч и «отомстил» ему таким образом, обыграв также слова карлика, сказанные агенту Куперу: «Когда мы с тобой снова встретимся, это буду уже не я». Зато в реальном мире орудует кровожадный карлик-маньяк, вооруженный ножом для колки льда.
- «Секретные материалы» — есть там и такие, например не-очень-сиамский близнец, пытавшийся приделать себя к кому-нибудь другому.
- «Sabrina, the Teenage Witch» — Роланд. Правда, не столько зловещий сам по себе, сколько зловеще приставучий.
Мультфильмы[править]
- «Сказ о Петре и Февронии» — Змей в человеческом облике высоким ростом похвастаться не может.
- Шрековский Румпельштильцхен.
- Между прочим, оригинальный тоже.
Мультсериалы[править]
- «Бэтмен» — один из эпизодов посвящён женщине, которая из-за редкого заболевания перестала расти ещё в детстве, выглядя, как обычная маленькая девочка. Это не совсем карликовость, но под троп вполне подходит.
- Extreme Ghostbusters — не то демон, не то злобный бог Калил, повелевающийся собственным измерением, выглядит как мерзкого вида краснокожий карла с непропорционально огромной головой.
- Sonic the Hedgehog SatAM — Снивли, племянник и генерал доктора Роботника. Правда он скорее комичный, но гад и урод внешне и внутренне, этого не отнимешь.
- «Конан искатель приключений» — один из второстепенных злодеев, карлик, коллекционер редких животных и экзотических существ, держащий их в рабстве.
- «Чип и Дейл спешат на помощь» — сумасшедший профессор Нимнул.
- «Коты быстрого реагирования» — древний колдун Часовщик (Pastmaster), случайно оживлённый.
Аниме и манга[править]
- Monster: гангстер-неонацист по прозвищу «Бэби».
- Вообще, это не менее забавно, чем косплеящий Гитлера карлик из фильма Роба Зомби. Ведь согласно нацистской идеологии, как упоминалось выше, карлики подлежали истреблению или стерилизации, как носители ущербных генов.
- Rurouni Kenshin — Бэсими из отряда Онивабан. Адски ловкий ниндзя, метающий во врагов отравленные шипы.
- Berserk — палач на службе у короля Мидланда, искалечивший Гриффита. Коренастый ассасин из Бакирака, орудовавший трезубцем. А также один из помощников инквизитора Мозгуса, попытавшийся щипцами вынуть глаз у Гатца.
Визуальные романы[править]
- Danganronpa V3 — Рёма Хоши — субверсия. На поверку оказывается хорошим парнем с трагическим прошлым, приведшим его в места не столь отдалённые.
Музыка[править]
- Кольцо Нибелунгов — и не просто карлик, а силач!
- Король и Шут — собственно песня «Король и Шут» (см. эпиграф).
- Да и в кукольный театр в одноименной песне всех тоже приглашал карлик. Кто слушал — знают, чем всё кончилось.
- Агата Кристи — в песне «Убитая любовь» упоминается некий «карлик с топором».
- The Dartz — «Песня карлика Бориса».
- НОМ — «Карлик». Заглавный герой перепилил тросы лифта, в котором ехал пассажир, чтобы вывести лифт из строя. Впрочем, пассажир не пострадал, а зашибло лифтом самого карлика.