Психоделический хоррор
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Психоде́лики — класс психоактивных веществ, изменяющих восприятие и влияющих на эмоциональное состояние и многие психические процессы. От названия этих веществ жанр получил своё название. Суть жанра состоит в стилизации под наркотический трип, а значит, логику выбрасываем за борт. В психоделике чем меньше логики — тем лучше. Такой приём заставляет чувствовать себя не в своей
тарелке просто от взгляда на картинку и постоянно задавать вопрос: «Под чем были авторы?» или «Вы там совсем обкурились?». Иногда авторы и правда были под веществами. Главные тропы, на котором строится жанр — непонятно — значит страшно и не в ладах с наркотиками.
Жанр является один из самых сложных и требует безграничной фантазии. Противотроп — красивый сюрреализм.
Характерные особенности[править]
- Изобилие сюрреализма и метафор. Надо сказать, что логика в психоделическом хорроре есть, но она размыта и едва уловима из-за перегруженности метафорами.
- Очеловечивание всего, что только можно, включая неживые предметы.
- В противоположность другим жанрам ужасов психоделика предпочитает яркие цвета. Даже если палитра будет в тёмных тонах, всё равно картинка вырвиглазная.
- Иногда эротический хоррор от Диснея.
- Сочетание несочетаемого.
- Взгляд на мир вообще непонятно от кого. Могут быть и элементы обратного хоррора.
- Часто нацелен на детскую аудиторию, потому столько бреда.
Примеры[править]
Фольклор[править]
- Т. н. смертельные файлы нередко содержат элементы сюрреализма. Пример был выше.
- Видео в начале называется «Mereana Mordegard Glesgorv». По легенде, посмотревшие его выкалывали себе глаза.
Литература[править]
- М. Е. Салтыков-Щедрин, «История одного города» — абсурдный юмор с педалью в асфальт переходит в психоделический хоррор, когда речь заходит о Дементии Брудастом. Этот восьмой градоначальник Глупова выделялся тем, что в голове вместо мозга у него был странный приборчик, выдающий «Не потерплю» и «Разорю». Не менее замечателен был Прыщ, голова которого была фарширована трюфелями.
- Роберт Ирвин, «Арабский кошмар» (1983) — обошёлся без веществ, но грань между сном и явью там размыта в такой степени, что они и не требуются.
- John Dies at the End — потянет на эталон из палаты мер и весов, особенно первый том. Балансирование между бредом и реальностью, трипы по иным мирам, Чу-Чу с гротескной анатомией, сочетающие детсадовский юмор и лавкрафтианское могущество… И да, наркотики тут есть. Без них вообще этой истории бы не было.
- Лэрд Баррон временами тяготеет к такой эстетике, в позднем творчестве активнее, чем в первом. Четвёртый сборник состоит из представителей психоделического хоррора примерно наполовину и, вместе с некоторыми другими особенностями, порождает вопрос: «Что это было?»
Кино[править]
- «Андалузский пёс» — классический психоделический хоррор Луиса Бунюэля и Сальвадора Дали.
- Hausu — японский ужастик с сюрреализмом.
- Possibly in Michigan — эталон жанра, и если кто-то перескажет вам сюжет, у вас включится синий экран смерти.
- «Клетка» — в отличие от остальных примеров сюрреализм здесь красивый, картинка не давит на глаза. Но к жанру всё равно относится.
- «Солнцестояние» — некоторые причисляют фильм к жанру.
- Вообще «Солнцестояний» как минимум три — датское 2003, американский ремейк 2008 и шведско-американское 2019. И да, все три можно «причислить к жанру».
Телевидение[править]
- «Страна Грибов» — польский проект-сериал, стилизованный под детские телепередачи 1980-х годов. В главных ролях — Агатка и белка Маргоша.
Мультфильмы[править]
- «Психонавты, забытые дети»: тема наркотиков — одна из центральных.
- «Кровь единорога».
- Neco z Alenky — чешская интерпретация сказки Л. Кэролла. В оригинале психоделики хватало, но здесь на сюжет английского писателя наложился славянский фольклор. Даже Алиса ославянилась и стала Алёнкой, вышло жутко.
- I, Pet Goat II — сумасшедший мультфильм наполненный масонскими и сатанинскими символами.
- Работы Джимми Кримера:
- «Куда покойники уходят умирать».
- «Когда прилетают черные птицы».
Мультсериалы[править]
- Happy Tree Friends — шоу, сломавшее не одну психику.
- «Зелёные обрубки».
Видеоигры[править]
- BioShock — элементы присутствуют.
- Max Payne — когда персонажа обкалывают валькирином.
- We Happy Few — определённо психоделика, но хоррор только на бумаге.
- Hylics — за стилистику и происходящее критики окрестили эту игру «болезненным сном во время малярии».
- Игры художника и коллажиста Джона Клоудера: Middens, Gingiva, Where They Cremate the Roadkill — лучше это один раз увидеть, чем сто раз описывать!
- Alice: Madness Returns - педаль в пол. Наркотики, безумие и взрослая Алиса.
Реальная жизнь[править]
- Во время диктатуры Франко авангардное и сюрреалистичное искусство использовали для пыток. Этот метод разработал Альфонс Лоуренсик, построив камеры в духе авангарда и сюрреализма.