Живых надо бояться
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Опасайся живых!
— Отрёкшиеся, World of Warcraft
Сколько землю топчу, ещё ни один мертвец мне не гадил так, как живые!
— Волкодав
Вокруг вас — зомби-апокалипсис. Кругом бродят толпы голодных мертвецов. И встретив посреди этого ужаса живого человека, вы поневоле проникаетесь к нему доверием. А зря. Потому что даже среди зомби-апокалипсиса плохие люди остаются плохими. К этой категории относятся:
- Разнообразные бандиты и мародёры;
- Агрессивно настроенные военные и/или наёмники;
- Дезертиры, представляющие собой гибрид предыдущих двух категорий;
- Выживальщики, не желающие делиться убежищем и запасами провизии;
- Маньяки, для которых апокалипсис — не причина бросать любимое занятие;
- Правительство;
- Безумцы и сумасшедшие, с которыми не повезло оказаться наедине;
- И просто обычные люди, которые, собравшись в толпу, под действием постоянного страха могут полностью потерять человеческое лицо.
Столкновение с любой из перечисленных личностей отнюдь не способствует вашему выживанию. А если ещё и трупы от такого столкновения могут стать зомби или пойти им на корм…
Где встречается[править]
Литература[править]
- Старинная японская повесть Санъютея Энтё «Пионовый фонарь». Может быть, О-Цуи, которая являлась своему возлюбленному Хагиваре буквально с того света, и свела бы его в могилу, но не со зла, а потому что такова природа призраков. Погиб он гораздо раньше, от руки живого предателя.
- Р. Л. Стивенсон, «Остров сокровищ» — именно такой вывод следует из присловья Билли Бонса «мёртвые не кусаются».
- Джон Уиндем, «День триффидов» — герои научились справляться с хищными растениями триффидами, но вот от агрессивных солдат новообразованного деспотического государства им приходится удирать.
- Стивен Кинг, повесть «Мгла» и её экранизация — про то, как жители типичного «где все всех знают» городка в итоге докатились до религиозной истерии с человеческими жертвоприношениями.
- Владислав Крапивин, «„Я больше не буду“, или Пистолет капитана Сундуккера» — Зоя Ипполитовна Корягина прямо цитирует троп.
- Мария Семёнова, «Волкодав. Право на поединок» — когда герой со товарищи, удирая от недобро настроенных горцев, у которых они умыкнули приговорённую к казни женщину из вражеского племени, вынуждены искать убежища в якобы населённой призраками пещере, спутники колеблются, отчего Волкодав в сердцах восклицает: «Сколько землю топчу, ещё ни один мертвец мне не гадил так, как живые!» Справедливости ради, в этой вселенной бывают и ожившие мертвецы, и злые духи, представляющие реальную опасность, но от них хотя бы можно оборониться сравнительно несложными ритуалами.
- Сергей Лукьяненко, Ник Перумов, «Не время для драконов»: самая большая опасность для нежити — живые мародёры. Именно поэтому границу охраняют потомки живых солдат той битвы, где были воскрешены те несчастные.
- «ПЛиО»:
- Толпы упырей и даже Иные — не единственная опасность, которую можно встретить за Стеной. Нарваться на банду особо отмороженных одичалых или на дезертиров из Ночного Дозора может быть не менее опасно.
- Арья Старк в Харренхолле также приходит к выводу, что призраков прежних хозяев бояться не стоит — обитающие в нём живые люди намного опаснее.
- Макс Брукс, «Мировая война Z» — мертвяков, конечно, следует опасаться, но они хотя бы предсказуемы. Сумасшедшие квислинги 1) малопредсказуемы; 2) не замерзают при отрицательных температурах; 3) их рты полны бактериями[1][2].
- Дэвид Вонг, «Эта книга полна пауков» — здешние зомби технически не мёртвые, но тем не менее: паника и ксенофобия, поднятые распространением инфекции, творят примерно на три порядка больше вреда, чем сами заражённые.
- А. Круз, Цикл «Эпоха мёртвых» — в отличие от фильма «28 дней спустя» и спин-оффов «Ходунцов», военные оказались едва ли не единственными приличными людьми.
- Ричард Матесон, «Я — легенда» — то, что произведение подпадает под данный троп, становится понятно только в самом конце. Населяющие теперь Землю разумные вампиры научились справляться с неразумными вампирами, но вот живой человек — это действительно страшно. Он же нападает днём!
- С.Лем "11-е путешествие" из "Звездных дневников И.Тихого". Тихий приходит к выводу, что в государстве Калькулятриция люди, переодетые роботами, опаснее чем настоящие роботы. Любого человека со временем перевербовывал Калькулятор-Калькулятриций А робот вполне мог быть вольнодумцем и оппозиционером. Но на тот момент ни одного робота там уже не было. И не известно были ли вообще когда-то.
- Юрий Нестеренко, «Рукопись, не найденная никогда» — отряд выживших в местном зомби-апокалипсисе имеет больше проблем от других людей, нежели от заражённых, да и сами доставляют проблем окружающим и друг другу. Педаль в пол давит Том — наплёл с три короба про выживших за океаном и свои якобы навыки в пилотировании самолётов (из-за чего выжившие влезли в, как оказалось, самоубийственную авантюру) просто чтобы его накормили и взяли в группу!
Кино[править]
- Трилогия Джорджа Ромеро «Ночь живых мертвецов», «Рассвет мертвецов» и «День мертвецов» положила начало тропу. В первом фильме живым антагонистом был мерзкий обыватель, во втором — банда байкеров-мародёров, в третьем — тупая и злобная военщина.
- «Книга Илая»: радушные хозяева оказались людоедами и… в это время на дом с людоедами напали бандиты.
- «28 дней спустя»: военные оказались страшнее заражённых.
- «Планета страха»: зомби, конечно, плохие, но абсолютно каждый человек здесь принёс куда больше бед.
- «Карнозавр» (Carnosaur, 1993): для героев оказываются опаснее не массово расплодившиеся динозавры-дейнонихи и даже не тираннозавр, а проводящие биологическую зачистку солдаты.
- «Ворон» — подсвечено Сарой, мирно уснувшей на кладбище: «[Кладбище] — самое безопасное место на земле. Все уже умерли».
- «Разделитель»: ядерная война — это, конечно, страшно. Но вот что полезло из недавно вполне добропорядочных американских граждан, запертых в тесном бункере — намного страшнее.
- «Бремя» — зомби тупы, медлительны и могут разве что покусать, а вот живые люди куда изобретательнее.
- «Мгла» — постепенно большая часть укрывшихся в супермаркете превращается в разъярённую секту, готовую, ради своей «защиты», принести в жертву даже ребёнка.
Телесериалы[править]
- «Ходячие мертвецы» — от начала и до конца об этом. От повального собственного долбоебизма — главгерои, впрочем, защищены сюжетной броней.
- «Американская история ужасов».
- «Комиссар Рекс» — именно эту фразу произносит патологоанатом доктор Граф, когда Мозер спрашивает, не боится ли тот, что кто-нибудь схватит его из-под простыни.
- «Ликвидация» — фраза Штехеля при отказе подельника («Я мертвяков боюсь!») забрать сумочку у зарезанной Иды. Штехель идёт забирать её сам и, отойдя на достаточное расстояние, получает пулю от этого самого подельника.
- Z Nation почти весь фильм. А особенно «очаровательна» коммуна людоедов, которые пожирают свои жертвы заживо, отрезая по кусочку, ибо мертвые тут же обращаются в зомби и мясо соответственно становится непригодным для употребления в пищу.
- «Пищеблок» — сцена, в которой вожатые и дети из отряда устраивают Валере коллективный разбор полётов, выглядит страшнее и неприятнее, чем все предыдущие сцены с вампирами вместе взятые.
- И туда же — момент, когда Валера пытается сбежать домой, но старшая вожатая Свистунова с парой мужиков из персонала ловят его, скручивают и зажимают рот, чтобы крики вырывающегося ребенка не услышали присутствующие на родительском дне взрослые.
- «Сладкоежка» — не то, чтобы в этом сеттинге существовали зомби или аналогичные твари, и не то, чтобы обычные обыватели здесь творили вещи похуже солдат Генерала или мародёров. Но то, КАК обыватели творят эти вещи…
Мультфильмы[править]
- Backwater Gospel — инфернальный Гробовщик никого не убил и даже не собирался. Он просто приехал туда, где люди будут массово резать друг друга. «Люди» его не разочаровали.
Мультсериалы[править]
- RWBY — главными врагами человечества в сеттинге являются бездушные монстры гримм, но антагонистами в каждом сезоне являются бандиты и террористы из числа людей и фавнов. Самая главная «гримесса» Салем, кстати, тоже человекообразная, что намекает…
- Тем более, что когда-то она и была человеком.
Комиксы[править]
- Crossed — многие здоровые люди вытворяют ничуть не меньше мерзостей, чем «крестанутые», да и сами заражённые не делают ничего такого, на что не способны обычные люди.
Аниме и манга[править]
- Highschool of the Dead
- Моя девушка - зомби: протагонисту путешествующим по зомби-апокалипсису приходится сталкиваться со всем (от каннибалов до безумных ученных)
Видеоигры[править]
- The Last Of Us: от военных не стоит ожидать похвалы, если вы нарушаете общественный порядок, и стоит бояться, если ходите на заражённую территорию. В остальном они не самое большое зло среди бандитов и мародёров, идейных террористов, тупых выживальщиков и даже сектантов-людоедов. Но Дракман сказал — «зладеи!».
- The Last Stand: Union City: именно неэтичные учёные из HERC стоят за зомби-апокалипсисом в Юнион-Сити.
- Модификация Arma 2, DayZ — квинтэссенция тропа. «Фрэндли-фрэндли, подходи…»
- S.T.A.L.K.E.R., особенно «Чистое Небо»: да, есть мутанты, аномалии, радиация и пси-излучение, монстры и зомби. Но сплошь и рядом приходится палить по всевозможным врагам-людям — от банальных бандитов до сектантов из «Монолита». Тем более, что мутанты, аномалии, радиация и пси-излучение появилась в Зоне именно благодаря людям.
- Франшиза Half-Life: военные и инопланетяне намного страшнее, чем хедкрабовые зомби. Во второй части на Землю инопланетный Альянс Систем впустил доктор Брин, вполне себе человек. И даже стал инопланетянским наместником.
- Resident Evil: изначально это была серия игр про зомби, но ближе к 6-ой части они ушли на второй план. Люди самых разных цветов кожи и мутаций куда опаснее, да и зомби придумали они. А самым опасным врагом был учёный-мутант Альберт Вескер(вполне живой человек, только мутант из пробирки) и его сестрица...
- Silent Hill: в большинстве случаев не стоит доверять людям, оказавшимся в городе-призраке. В лучшем случае, это психически нестабильные люди, в худшем — маньяки или кровожадные и фанатичные сектанты. В экранизации 2006 года педаль в асфальт.
- Франшиза Fallout: люди — одна из основных угроз в серии, и они не намного лучше супермутантов и гулей.
- Fallout 2: в этой игре главные злодеи — человеческое государство-анклав, изобретательно названное «Анклав». Причём его обитатели — даже более «чистые» люди, чем главный герой.
- В мире Пустошей ходят слухи, что ядерную войну развязали разумные компьютеры. Но слово Божие это опровергает — это люди виноваты в апокалипсисе и больше никто.
- Skyrim: дохлая Матерь Ночи — ваш союзник, подгонщик денежных контрактов и разок спасительница. А от живой и внешне адекватной Астрид вы поимеете серьёзных проблем.
- LISA — за очень редким исключением мутанты (бывшие наркоманы, зависимые от местного наркотика под названием Радость) — это хоть и невероятно сильные, но безынициативные и равнодушные ко всему, кроме мусора на песочке, горы разросшейся плоти, которые не нападают, пока их в упор тыкать не начнёшь. А вот бандиты, мародёры, сектанты, маньяки и просто постепенно сходящие с ума в разлагающемся мире живые люди — это по-настоящему страшно! Педаль в пол: даже солдаты варлорда-миротворца и светлейшего персонажа Рандо за милую душу отберут у протагониста подаренный паёк, едва только начальник отвернётся
- The Walking Dead от Telltale Games. В одном только первом эпизоде можно наткнуться на каннибалов, бандитов, поехавшего маньяка, парочку предателей и целую кодлу разнокалиберных козлов и коз. И бесполезных придурков. С такими выживальщиками иногда диву даёшься, как Ли удавалось с полгода обходиться без травм и ранений и оберегать Клементину — 8-летнего ребенка — при том что он слабо себе представляет, как это делать.
- Дальше накал идиотии только растёт. Вплоть до противостояния неведомо как выжившей школоты группе вполне организованных рейдеров, поголовно вооруженных калашами и старыми карабинами М1. Само-собой школота с луками, ножками от стула, боевыми малолетними лесбухами и ловушками из мультика «Road Runner» наперевес — побеждает.
- Corpse Party — в школе, полной трупов и опасных привидений, девочке Юке повстречался выживший школьник Юйа Кизами… который сам оказался едва ли не лучше этих привидений, поскольку несколько встретившихся погибших учеников именно на его совести.
- Dead Rising — поскольку игра японская, психопатов и прочих интересных личностей тут более чем хватает, и проблемы тут героям создают исключительно люди. К тому же практически все боссы являются людьми, в то время как зомби слабые, медленные и хрупкие (а единственный босс-зомби является разумным зомби).
Музыка[править]
- Ария, «Проклятье морей» — прямым текстом. После жууууткой истории о Летучем Голландце рассказчик так же спокойно, как в начале песни, добавляет: «Бойтесь тех, кто остался в живых, а не мёртвых из древних легенд».
Инверсия[править]
- Pitch Black: казалось бы, Риддик опасный головорез и социопат, которого просто нельзя держать развязанным. Но когда на планете трёх солнц он говорит «Не меня вы должны бояться» — он совершенно прав.
- Можно поспорить с этим. Просто убюдком, среди «живых» (среди людей, если точнее), оказался вовсе не он, преступник и головорез.