Шкала человечности нежити
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Нежить, как известно, отличается от прочих видов нечистой силы тем, что её ряды пополняются из числа умерших людей. Но вот насколько сохранились их прижизненные черты личности?
Градации[править]
- Пустая оболочка. От прежнего человека остался только внешний облик; обычно такие представители нежити появляются не поодиночке, а целой толпой, и ведут себя все одинаково. Призраки воют и пугают, зомби набрасываются и съедают заживо без малейшего намёка на рефлексию.
- Слабые проблески. Тот же случай, но иногда всё же появляются проблески прежней личности; могут напоминать умственно отсталых или тяжёлых душевнобольных. В моменты просветления могут даже просить себя убить окончательно, дабы избавить от мучений.
- Смерть портит характер. Интеллект и воспоминания сохранены, а вот личность — увы… Либо их теперь волнует только поддержание существования, и ради этого они пожертвуют кем угодно («извини, ничего личного, но я тоже хочу жить»), либо одержимы ревностью/жаждой мести за действительные или мнимые обиды и без колебаний убьют тех, ради кого раньше сами готовы были жизнь отдать. Этот вариант нередко встречается во всевозможном фольклоре и страшилках, где описываются в принципе положительные люди, после смерти превращающиеся в воплощённое зло. Другой, не менее популярный в фольклоре и масскульте вариант — нежитью способен стать только изначально порочный человек. В этом случае его личность особо не меняется, но от этого не легче.
- Прежняя личность. Личность и интеллект полностью сохранены. При этом новая биохимия может и давать о себе знать, но они учатся с этим справляться. Хочется пить кровь? Устроюсь работать в медпункт. Нужна жизненная энергия? Буду брать у смертельно больных, чтобы скорее избавить их от мучений. Ну, или всегда можно заняться вигилантством.
- Люди-плюс. Мало того что сохраняют прежнюю личность, но ещё и наделены некоторыми дополнительными способностями, не говоря уже о том, что неубиваемы. Либо вообще поднимают уровень доброты и становятся в моральном плане выше смертных (если максимально широко трактовать понятие нежити, то всевозможные ангелы-хранители представляют собой именно вариант 5). Обычно вовсю наслаждаются не-жизнью и категорически отказываются от предложений воскреснуть или окончательно упокоиться. Вызывают мысли в духе «чтобы я так
жилумер».
Примеры[править]
Фольклор[править]
- Советские страшилки часто эксплуатируют вариант 3:
- «Золотой костыль»: да, украсть костыль из гроба у мёртвого отца — это подлость высшей пробы. Но и вернувшийся с того света папа хорош: из-за украденной вещи убить родного сына, казалось бы, в загробном мире должно быть не до этого. Впрочем, мы не знаем, каким он был при жизни…
- Возникает резонный вопрос — в чем подлось-то? Зачем трупу костыль в гробу? Предаваться анальным утехам, что ли?
- «Вещий сон»: опять же, вернувшийся с того света муж убил жену и детей. Хотя жена успела подглядеть, что вместо ног у него копыта, что может намекать на имперсонацию.
- «Покойная мать»: а здесь тем же самым отличилась покойная мать ребёнка.
- «Золотой костыль»: да, украсть костыль из гроба у мёртвого отца — это подлость высшей пробы. Но и вернувшийся с того света папа хорош: из-за украденной вещи убить родного сына, казалось бы, в загробном мире должно быть не до этого. Впрочем, мы не знаем, каким он был при жизни…
Литература[править]
Русскоязычная[править]
- Юрий Нестеренко, «Нижний город» — главный герой, попавший в жуткую альтернативную версию Нью-Йорка, встречает ходячих мертвецов где-то в диапазоне 1-3: некоторые кажутся малоразумными, а другие — вполне разумными, но откровенно зловредными. В конце оказывается, что он сам стал одним из них, и вот он как раз вариант 4: его личность никак не изменилась.
- «Чёрная Топь» — здесь мертвецы представляют собой вариант 4, но дело в том, что им для поддержания существования необходимо периодически вытягивать из людей жизненную энергию, тем самым убивая их. Для беспринципных советских функционеров это не проблема, а вот доброй девушке Лиде это очень претит… но она слишком боится умереть окончательно.
- Сатирический рассказ «Слово на букву 'з'» — «Ничего не изменилось. Ну, почти ничего». Самим зомби кажется, что они представляют собой вариант 4 (и так же положено считать с точки зрения политкорректности), хотя на самом деле ближе к 2.
- «Лекарство от любви» — вариант 2. «Сохраняются физические навыки, какая-то примитивная память, но не интеллект. В грубых аналогиях, получается что-то среднее между маразматиком и дрессированным животным». Полностью утрачиваются творческие способности и способность к обучению. Зато и влюбиться зомби тоже не могут.
- «Джессика» — заглавная героиня представляет собой весь спектр от 3 до 5. Сверхспособности она обрела, но к доброте они никакого отношения не имеют. Само ее посмертное существование (а возможно, не только ее, а всех людей вообще) ближе к участи хуже смерти.
- Первостепь — души умерших людей, пребывающих в загробном мире, представляют собой четвертый вариант: полностью разумны, помнят свои земные жизни, общаются между собой, как правило, в соответствии со своими прижизненными отношениями. Способны также вмешиваться в дела живых, что отчасти намекает и на пятый пункт. Впрочем, это проявляется лишь у тех, кто и при жизни обладали особыми способностями: шаманы сохраняют свою силу, Чёрный Мамонт, «ничуть не изменившийся», устраивает многоходовые комбинации, чтобы получить и удержать возле себя Чёрную Иву. В общем, ведут активный образ жизни.
- А вот Высунутый Язык — живой мертвец, не сумевший покинуть свое тело, похоже, третий вариант: днем мерзнет в своей могиле, бродит по ночами по стойбищу и мечтает схватить кого-нибудь и забрать его жизненную силу, чтобы хоть немного согреться. Как бывших соплеменников, он людей племени почти не рассматривает. Впрочем, он и при жизни был для них чужим, и уже тогда озлобился на всех, так что, может, и четвертый вариант.
- Лев Прозоров, «Евпатий Коловрат». «Поднятые» — убитые головорезами Батыя жители Рязанской и других русских земель, представляют гамму от первого до третьего (впрочем, характер у них «портится» в основном в отношении монголов, убийц и насильников) варианта. А вот те, кто их поднимал — прошедшие чудовищное Велесово посвящение «навьи», воевода Еупатий и его дружина — однозначно пятый (хотя мелькают намеки, что прежняя личность всё же разрушается).
- Его же «Наш старый князь». Разумеется, пятый — князь управляет погодой, контролирует плодородие почвы, может остановить идущий по краю мор на границах своего «охотничьего ареала». Подданные платят искренней преданностью.
- Его же «Только тело». Мёртвая мать главного героя узнаёт сына и невестку, пытается говорить, реагирует на происходящее.
- Метавселенная Рудазова — весь диапазон.
- Первый тип — низшая нежить, поднятая некромантами. Зомби, упыри, некростеры, ревенанты.
- Второй тип — таковы, например, потерянные духи, пытавшиеся захватить тело Аурэлиэль.
- Третий тип — нежить с налётом демоничности, в первую очередь драуги.
- Четвёртый тип, слегка сползающий в третий — вампиры и личи. Само обращение, может, и не очень травматично, да какой же нормальный человек на него пойдёт?
- Пятый тип — эйнхерии, мертвецы-небожители.
- Святогневнев с помощью своей вакцины смог избежать превращения в первый тип и сразу прыгнул на пятый.
- Сергей Лукьяненко, Кваzи - есть обычные зомби (первый тип), но некоторые из них становятся кваzи - пятый тип. Как происходит превращение - основной спойлер произведения.
На других языках[править]
- Джон Мини, «Песнь праха» — Лора Стил, начальница и любовница главного героя, представляет собой вариант 5: она зомби со всем спектром человеческих эмоций (способна на любовь и переживания), и при этом обладает некоторыми необычными способностями. В финале зомби становится сам герой.
- «Гарри Поттер» — привидения представляют собой вариант 4, личность сохраняется полностью. Автору вообще свойственно идеалистическое отношение к смерти, и какие-либо деформации личности исключены самой идеологией произведений.
- А вот инферналы — трупы, воскрешенные тёмной магией, — однозначно первый вариант: в них ничто не напоминает живых людей, которыми они когда-то были.
- «Сумерки» — вампиры представляют собой пятый вариант. Антагонисты (Виктория, Джеймс и др.), очевидно, и при жизни не были ангелами.
- Правда, нежитью их вообще можно назвать с большой натяжкой: да, у них действуют не все свойственные человеку физиологические процессы (и действуют некие НЕ свойственные, судя по всему), но восставшими мертвецами они не являются (обращается вполне живой человек под действием мутагена в слюне вампира), да и вроде как даже потомство иметь могут. Скорее все-таки речь об обычных мутантах.
- Стивен Кинг, «Кладбище домашних животных» — вариант 3. Достаточно толсто намекается, что при воскрешении в тело умершего животного или человека заселяется не прежняя душа, а некая инфернальная сущность.
- Майк Кэри, «Феликс Кастор» — Призраки сосредоточены только на том что имело особое значение для них при жизни или послужило причиной смерти; зомби (призрак вселившийся в своё или чужое мёртвое тело) обычно разум сохраняет, но сохранность разума зависит от сохранности тела — так что холод, консерванты, избегание травм (т. к. нет регенерации) и магические способы поддержания тела; лу-гару — призрак вселившийся в животное, придаёт новому телу человеческую или не очень форму, обычно агрессивны, сильны, быстры, живучи, опасны, могут быстро восстанавливать тело.
- Эрин Хантер, «Коты-воители» — однозначно вариант 4. И Звездное Племя, где обитают души умерших котов, и другие предки, не родственные им, и души преступников из Сумрачного Леса, — все отлично помнят себя и свое земное прошлое, и ведут себя в соответствии с прижизненными характерами.
- Р. Л. Стайн любит эксплуатировать третий вариант:
- «Добро пожаловать в мёртвый дом» — все жители города Тёмные Пороги оказались ожившими мертвецами, которые заманивают к себе новичков, потому что им нужна свежая кровь. Подсвечено самими мертвецами: «Мы все были хорошие, но теперь мы мёртвые».
- «Пляж призраков» — местные подростки, с которыми подружились герои, оказались призраками, и уже приготовили героям могилы рядом со своими… Точно так же призраками оказались их родственники Брэд и Агата, и от них, похоже, хорошего ждать тоже не приходится.
- «Чудесное свидание» — новая пассия героя Роша Нельсон оказалась призраком его погибшей девушки Шерон Нольес, жаждущей отомстить.
- «Призрак по соседству» — здесь, ради разнообразия, четвёртый вариант. Сама главная героиня оказывается призраком; она находит себе друга среди живых и в итоге спасает ему жизнь.
- А вот Том Б. Стоун, знатный деконструктор сюжетных тропов хоррора, третий вариант не жалует; у него обычно четвёртый или пятый.
- «Мумии во мраке» — язвительная девчонка Мортон оказывается ожившей мумией со сверхспособностями, вариант 5. Туда же относится и её пакостный брат (характер у него был гадким ещё при жизни).
- «Бал с привидениями» — все гости на новогоднем балу оказались призраками, которые, похоже, зла никому не желают (а возможно, даже и не осознают, что они призраки). Капризная и злая девчонка Долорес, вероятно, была такой и при жизни, просто теперь у неё появились сверхъестественные возможности.
- «Малазанская книга павших» — жизнерадостная мертвячка Шерк Элалле представляет собой вариант 4. Сама она считает себя даже вариантом 5, потому что хотя её тело и нужно поддерживать искусственно, зато она не стареет и может наслаждаться сексуальными удовольствиями без ограничений. По этой причине наотрез отказывается оживать снова.
- Тлан Имассы — местные «неандертальцы», вместо неизбежного вымирания превратившие себя в нежить — вариант 3. Мрачные воины-скелеты, тысячелетиями преследующие остатки старых врагов (местных не-орков, которые и довели их до вымирания) и не могущие умереть окончательно (сколь угодно повреждённые останки сохраняют самосознание).
- Эми Плам, серия «Ревенанты» — благородные зомби-ревенанты, вариант 5 в чистом виде. Героиня влюбляется в одного из них и в конце сама становится такой.
Сетевая литература[править]
- Рассказ Георгия Старкова «Её там не было»: остаётся непонятным, то ли с любимой девушкой ГГ приключился вариант 3, то ли под неё косит какая-то инфернальная сущность. Сам герой уверен, что смерть не может разрушить личность, и поэтому не сомневается во втором варианте.
Кино[править]
- «Повелитель кукол-2» — великий кукольник Андрэ Тулон, боровшийся с фашистами и нежно любивший своих кукол, после воскрешения из мертвых стал хладнокровным убийцей, использующим кукол во зло.
- «Ворон» — четвёртый вариант. Прежняя личность главгероя сохранена, но его убийцам от этого не легче.
- «Прикосновение» — форзи (духи усопших) однозначно представляют третий вариант. Что интересно, их предводитель, Мальцев-старший, при жизни был очень добрым и благородным человеком, а причиной смерти и вовсе стало героическое самопожертвование.
Телесериалы[править]
- «Supernatural», серия «Трупы детям не игрушка»: вариант 3 — Анжела Мэйсон возвращается к жизни в виде зомби-убийцы. И Бобби — возвращается как будто бы в варианте 4, но постепенно начинает сползать к варианту 3.
- «Я — Зомби»: четвертый вариант. После обращения Лив Мур стала малость смахивать на труп внешне и обнаружила в себе тягу к мозгам, но при этом полностью сохранила личность. Проблема с новыми вкусовыми пристрастиями была легко решена путем устройства на работу в морг, а обретенные побочные способности научилась использовать на благо обществу, таким образом, приблизившись уже к варианту пять. С остальными героями-зомби та же история, за исключением того, что большинство из них геройствовать отнюдь не рвется.
Мультфильмы[править]
- «Скуби-Ду на острове мертвецов» — именно на этом строится сюжетный твист. Герои уверены, что бродящие по острову зомби - это нечто в диапазоне от 1 до 3 (то есть добра они им точно не желают). На самом деле они, несмотря на пугающий вид, относятся к варианту 4 (полностью сохраняют прижизненную личность) и всего лишь хотят предупредить героев об опасности.
Аниме, манга и ранобэ[править]
- Shiki — среди персонажей, по ходу сюжета обращённых в вампиров, встречаются представители как третьего, так и четвёртого вариантов. Но сохранивших благородство усопших (вроде самоотверженной медсестры), увы, не так-то и много.
- «Основатель Тёмного пути» — в этом сеттинге большинство душ, вернувшихся с того света, отличаются полным отсутствием разума, жаждой мести и кровожадностью, представляя собой вариант 1. Воссоздание в умершем теле прежней личности — редчайший случай, требующий работы опытного мага, много таланта и сил. Первый и значимый в сюжете случай — Призрачный генерал Вэнь Нин.
- «Империя мертвых» — гомункулы однозначно представляют собой второй тип. Главный герой, доктор Джон Уотсон, ищет способ перевести их в четвёртый тип, чтобы вернуть с того света своего друга.
Видеоигры[править]
- «Новый хит» от Pendulo Studios — ожившая мумия-красотка Кром-Ха представляет собой четвёртый вариант. Характер у неё не сахар, но похоже, что он и при жизни был таким, смерть на ней никак не отразилась.
- Dark Souls — тут есть собственно нежить — Dead и проклятые «немертвые» к которым принадлежит львиная доля NPC и герои первых двух частей — Undead. В третьей части появились и Невозжённые «Ashen One» коим и является ваш герой.
- Dead — это всяческие скелеты, первый тип;
- Undead — обычно начинают с третьего типа (сразу после смерти память и личности более-менее сохраняются, но магические и физические способности ухудшаются), постепенно деградируют умственно и физически к первому типу через второй. Изредка сначала поднимаются до пятого и лишь потом деградируют.
- Ashen One — между 4-м и 5-м типами.
- Darkest Dungeon — Нечисть (Unholy) и Пустые (Husks) — отличный пример твёрдой единички: в них ничего не осталось от тех, кем они были раньше. А вот в Мельнике, обладающим уникальным типом Потерянная Душа (Lost Soul) можно увидеть проблески сознания — он скорбит по погибшей жене, и, если принести в бой с ним её кулон, будет специально ослаблять себя.
- Hollow Knight — многочисленные Оболочки (Husks), то есть жуки, убитые и воскрешённые в качестве зомби Инфекцией, представляют из себя в буквальном смысле пустые оболочки, бессмысленно повторяющие то, чем занимались при жизни, и поэтому их можно считать первым типом. А вот призраки очень близки к четвёртому типу — личность полностью сохраняется, но многие попросту не помнят, что они умерли.
- Mortal Kombat: Лю Канг и прочие погибшие в девятом выпуске защитники Земного царства в десятом выпуске стали третьим вариантом. Плюс все тот же многострадальный Лю в исходном таймлайне успел побывать первым вариантом.
- Might and Magic: у скелетов и зомби — единица. Они атакуют любого на кого им покажут. У призраков — два с половиной, потому что у некоторых сохраняется память о прежней жизни. У вампиров — три с половиной. Они сохраняют разум, но вынуждены поддерживать своё существование, питаясь кровью и жизненной силой. Некоторые своей нежизнью очень тяготятся. Ну а у личей и рыцарей смерти — твёрдая пятёрка. Они наслаждаются своей новой «жизнью». И пусть личами могут стать только (не)люди с тягой ко злу, после обращения их характер ничуть не изменится.
- Silent Hill: у здешней нежити в основном единица; эта нежить служит в основном орудием всевозможных мраккультистов. Однако среди них затесалась добрая медсестра Лиза Гарланд, которая сама считает себя человеком, а на деле является нежитью типа 4.
- Спорно вообще то, что местные существа являются нежитью в общем смысле слова — большая часть это буквально персонифицированные тараканы местных интересных личностей в параллельных мирах, являющихся проекциями их же очень богатого внутреннего мира. Хотя таки да, часть монстров и персонажей либо тени людей в этом бессознательном знатно наследивших, либо туда так или иначе затянутых, либо буквально воспоминания персонажей о этих людях.
- Touhou Project: цзян-ши (местный аналог зомби) — нечто среднее между типами 2 и 4: прежняя личность сохраняется, но вот уровень интеллекта сильно падает по причине сгнившего мозга (а ещё разум цзян-ши обычно контролируется поднявшим его из мёртвых магом). Призраки, в зависимости от причины смерти, могут быть либо типом 3 (полные ненависти мстительные духи, нападающие на людей), либо типом 4 (точные копии самих себя при жизни, иногда даже не осознающие, что уже умерли). А вот принцесса мёртвых Ююко Сайгёдзи — это уже однозначный тип 5.
- Warcraft — смерть и осознание себя нежитью — это стресс, который отражается на личности. Большая часть разумной нежити — искажённое отражение самих себя при жизни, с такими особенностями, как жестокость и цинизм. Лишь единицы смогли не изменится. А всякие вурдалаки и зомби Плети это твёрдые 1-2.
- Аллоды Онлайн: Восставшие Зэм — от тройки до четвёрки. Личность и воспоминания полностью сохраняются, но пережившие мучительную смерть, воскрешение в мёртвых телах и, нередко, преследования и дискриминацию Восставшие по большей части становятся циниками и скептиками.
- Обычная нежить, вроде поднятых некромантами зомби и скелетов — единица. Разнообразные призраки — от атакующих всех вокруг единиц до вполне разумных четвёрок и даже пятёрок-святых.
- League of Legends — Подавляющая часть тех, кто пал жертвой Погибели или Страховина, стала первым типом. Однако, есть и исключения: Калиста из-за множества поглощённый душ зависла между вторым и третьим типом. Ледрос, Картус, Гекарим, Треш стали третьим типом, но с дико обострившимся сторонами личности (например — у Треша это садизм). Виего застрял на четвёртом уровне, но с той же обострившейся чертой личности (здесь — мания обладания Изольдой).
- Five Nights at Freddy's : Нежитью типа 4 оказался главный герой всей серии — Майкл Афтон. Его убили, его тело сгнило, но после того как с его тела выбрался Эннард, он воскрес с полностью прежней личностью.