Морской хоррор — это специфическая разновидность ужасов, в которых главную или решающую роль играют море, океан и все связанные с ними элементы. Корнями этот троп уходит в глубокую древность — людей всегда пугала незнакомая среда, которую они не способны контролировать и где они не более чем (пардон за каламбур!) песчинки в море. И мировой океан подходит под эти критерии сильнее, чем многие другие места планеты — даже сейчас мы исследовали его лишь на ничтожные десятки процентов и куда больше знаем о поверхности Марса, нежели о том, что находится в морских глубинах. И хотя уже никто, кроме различных чудаков, не ожидает всерьёз встретить на океанском дне Ктулху, это самое дно по-прежнему будоражит умы творцов как бы не сильнее, чем просторы космоса. Не стали исключением и авторы хорроров, делающие морскую стихию главным действующим лицом своих произведений.
Жуткий маяк — маяк, служащий путеводным огнём до кораблей, может быть использован и во зло. Например, чтобы заманивать суда к рифам. Не говоря уж о том, что он также может быть обителью различной сверхъестественной жути.
Зловещий остров — если главному герою удалось-таки достичь клочка суши, то не факт, что это к добру. Это вполне может быть безжизненная куча камней и песка, где велик риск умереть от голода и жажды, а то и нечто более страшное — например, прикорнувшее громадное чудовище…
Летучий Голландец — встреча с кораблём-призраком уже много веков как считается крайне дурной приметой. Но иногда дело может не ограничиться одними только знамениями — подобный корабль может служить пристанищем для нежити, чудовищ, а то и сам окажется злобной Буратиной, наделённой разумом.
Морское чудовище — ещё один древний страх мореплавателей. И в самом деле — что может быть страшнее, чем исполинское и кровожадное чудовище, способное небрежным движением обратить в кучу хлама даже самый прочный корабль, а то и вовсе проглотить его, словно малька? Особо ленивым авторам даже придумывать ничего не надо — достаточно открыть любой мифологический словарь или загуглить старинные карты, чтобы глаза на лоб полезли.
Морской народ — ладно, с неразумных чудищ спрос невелик, так, может, хоть разумные обитатели окажутся договороспособными? Ага, держите карман шире: у подводных жителей, как правило, абсолютно чуждое людскому мышление, и в обитателях суши они видят только еду и/или инкубаторы для создания детей-гибридов.
Отдельно следует отметить русалок и сирен. Если по каким-нибудь рыболюдям обычно сразу видно, что добра от них ждать не стоит, то эти водяные красотки могут успешно использовать свою внешность и чары, чтобы заманивать к себе людей.
Морская нежить — «мёртвые не кусаются», как гласит старинная пиратская пословица. Но иногда — ещё как кусаются. Это могут быть как обыкновенные пустоголовые зомби, которые атакуют всех, кому не повезло на них наткнуться, так и ревенанты или призраки, мстящие своим убийцам или просто губящие всех, кто мимо проплывёт.
Пиратская нежить — пираты и в живом состоянии отнюдь не подарок, а уж в качестве живых мертвецов… Как и в случае с морской нежитью, пираты-мертвецы могут быть как обычными зомби, плавающими на ржавом корыте, так и вполне разумной, смертоносной нежитью, уничтожающей всё, что только попадётся им на пути. +5 очков, если они ещё и владеют магией (особенно Вуду).
Чужеродный корабль — обычно этот троп применяется в научной фантастике и космических хоррорах, но коли космос — это океан… Подобный корабль может просто выглядеть совершенно неестественно и чудовищно, так и маскироваться под обычное судно, заманивая жертв на борт.
И наконец, главным источником ужасов может выступать само море. Бурные ураганы, громадные волны и исполинские водовороты, способные играючи отправить ко дну даже современный корабль — уже само по себе страшно. А когда персонаж оказывается посреди океана без каких-либо источников пищи и пресной воды, без возможности позвать на помощь или элементарно зацепиться за что либо — то тем более.
Штиль — штука не менее страшная, чем шторм. Безделье утомляет, дисциплина падает, бочки с водой показывают дно одна за другой, и никто не знает, сколько это продлится. Матросы уже исскребли ножами мачту, в карцере сидят трое, подравшиеся из-за спора, как правильно высвистывать ветер. По всему кораблю матросы ищут Иону — проклятую душу, от которой Бог отвернул своё лицо, и что особенно неприятно, вчера третий помощник за обедом заметил, что в этом, возможно, есть смысл. Корабельный доктор изничтожает запасы лауданума, боцман спит в обнимку с двумя заряженными пистолетами, капитан приказал сдать гандшпуги и свайки в оружейную морским пехотинцам. Пока никого не убили, но что будет раньше — начнётся бунт или поднимется ветер?
Ну и конечно, людей тоже опасаться стоит. Уже упомянутые пираты, морские и береговые, готовые поступить с вами явно не по-джентльменски? Ха, видели бы вы, что готовы творить друг с другом обезумевшие от страха пассажиры тонущего корабля или застрявшие без пищи и воды посреди океана те, кому посчастливилось пережить кораблекрушение! А злобные дикари, живущие на островах и норовящие подплыть ночью и утащить всю команду с целью съедения или жертвоприношения? А охрана суперсекретных морских баз или плантаций наркотиков, которая определённо будет стрелять на поражение в нежеланных свидетелей?