Буйное помешательство
Почему-то многие писатели и сценаристы совершенно уверены в том, что если их персонаж сошел с ума и потерял связь с реальностью, то он непременно будет агрессивен, жесток и начнет кидаться на окружающих, даже если раньше ни в чем таком замечен не был.
Более того: совершенно безобидный герой (скажем, Дональд Дак), автоматически впадет в ярость при первых признаках душевной болезни. Если уж персонаж таит в себе зачатки безумия, то по какой-то неведомой логике он вместо того, чтобы приняться на пике ярости ожесточённо сражаться против своих врагов, непременно обратит оружие против друзей.
Экранные сумасшедшие, иллюстрируя собой словарный термин «состояние аффекта», как правило, дерутся лучше обычных людей и наносят более серьёзные увечья противникам. Они невероятно выносливы, бесшумны, отлично обращаются с ножами, топорами, бензопилами и прочими, порой весьма неожиданными, подручными средствами. Совсем не похоже на хилого больного, страдающего галлюцинациями и ругающегося с фонарным столбом.
Самое страшное в безумцах — они непредсказуемы. Многие фильмы о маньяках-убийцах построены на подобном клише: злодей совершает на первый взгляд совершенно непрогнозируемые кровавые вылазки на улицы города, мирное население в панике, и только смекалистый детектив (чаще всего сам непростой) сможет найти закономерность в действиях психопата и обезвредить чудовище.
Двухминутка реальности: по некоторым данным, психически больные люди (за вычетом наркоманов) менее склонны к насилию, чем нормальные обыватели. Но каждый криминальный случай при участии душевно нестабильного автоматически распаляет толпу журналистов. В конце концов, публике гораздо интереснее читать не просто об убийце, а об убийце-психе. И опять-таки, садист-параноик, социопат с пограничным расстройством или обладатель гневливой мании — вполне себе буйнопомешанные и опасные персонажи.
Стереотип работает и в обратную сторону: человека, совершившего нечто ужасное, зачастую называют безумцем и таким образом объясняют в глазах общественности его преступление.