Нормален лишь в сравнении
Ситуация, когда эксцентричный или даже психически нездоровый персонаж оказывается в то же время единственным нормальным человеком и по факту выступает голосом разума.
Троп обычно отыгрывается двумя способами. В первом варианте эксцентричный, но адекватный персонаж попадает в окружение настоящих безумцев в клиническом смысле: например, чудак, любящий в шутку придумывать странные идеи и вслух разговаривать сам с собой, оказывается в психбольнице в компании людей, которые такие идеи продуцируют на полном серьёзе и точно так же на полном серьёзе беседуют со своими голосами в голове. Во втором варианте чудаковатый или даже имеющий психиатрический диагноз герой противопоставляется тем, кого принято считать здоровыми, но кто по факту таковыми не являются: беспринципным политикам, готовым для достижения своих целей положить кучу народу, военным социопатам, и др. Например, если поставить рядом Гитлера, Пол Пота, Аль Капоне и по-детски наивного пациента психбольницы, который беседует с ангелами и учит всех любить друг друга — то последний будет выглядеть самым адекватным.
Родственные тропы — Житель Страны Эльфов был прав и Я псих, но не идиот. Может пересекаться с тропом уволен из гестапо за доброту.
Примеры[править]
Театр[править]
- Джон Патрик, «Эта странная миссис Сэвидж». Оба варианта. Заглавная героиня, эксцентричная вдова миллионера, тратит наследство на осуществление необычных желаний людей, за что родственники помещают ее в психбольницу. Она выглядит нормальной как на фоне остальных пациентов, с которыми она легко находит общий язык, так и на фоне беспринципных родственников, готовых на все ради денег.
Литература[править]
- «Алиса в Стране Чудес» — на фоне всяких Шляпников и Чеширских Котов главная героиня выглядит вполне здравомыслящей, но вот если взять её в отдельности, то не очень: сочиняет слова, разговаривает сама с собой, да и вообще, на ровном месте такого не приснится…
- «Пелагия и красный петух» — пророк Эммануил/Мануйла, мягко говоря, эксцентричен, но учитывая, что львиную часть персонажей романа составляют религиозные и политические фанатики всех мастей (от обер-прокурора Победина, сдвинутого на идее православия-самодержавия-народности до не менее неприятных евреев-ортодоксов, готовых кидаться камнями в людей), а также просто очень странные люди (например, геи, заново отстроившие Содом на деньги американского мецената), Эммануил на их фоне выглядит чуть ли не самым здравомыслящим.
- «Нулевой номер» — журналистка Майя Фрезия. Часто невпопад высказывает свои мысли (порой необычные и смешные идеи), вообще имеет в себе что-то немного детское, плачет от музыки Бетховена, и в целом слегка напоминает Амели (типаж «социально адаптированного человека со странностями», у которого эти странности всё же иногда прорываются в мелочах). Однако при этом она умна, остроумна, идеалистична и обладает довольно-таки сильным характером, в то время как остальной коллектив редакции составляют мошенники, оппортунисты и безумный конспиролог Браггадоччо.
- «Странствующий рыцарь» Дж. Дж. Миллера — Аркадия Калимондра на фоне прочих лордов ситхов.
- «Сага о ведьмаке» — с прикрученным фитильком: Лео Бонарт на фоне остальных приспешников Вильгефорца. Да, он бесчеловечный отморозок и не меньший садист, чем Риенс и Ширру, но в отличие от них, бесстрашен, способен постоять за себя и точно не является идиотом.
Кино[править]
- «Однажды в… Голливуде» — Линда Касабиан. В реальности она была единственной из четырёх сектантов, кто не совершала убийств в доме Полански. В фильме же Линда и вовсе сбежала, угнав машину своих дружков.
- «Хороший мальчик» 2016г — на самом деле Коля Смирнов не такой уж хороший. Он ленив, труслив и сексуально озабочен. Но всё познаётся в сравнении. На фоне окружающих его безумцев и мерзавцев Коля действительно выглядит неплохим парнем. Просто потому, что почти все остальные персонажи гораздо хуже его.
- Отец Коли эксцентричен до крайности, считает, что спать каждую ночь не нужно, достаточно — раз в двое суток. Сам не спит и семье не даёт.
- Колина учительница английского языка приглашает его к себе домой, напивается допьяна и пытается совратить мальчика, но он убегает.
- Директор Колиной школы уже десять лет изменяет жене с этой развратной учительницей. К тому же он игроман, и Колю тоже «подсаживает» на азартные игры в подпольных игровых автоматах.
- А от хулигана Колю спасает маньяк, который мочится на окружающих. Он писает на хулигана, и тот, униженный, ретируется.
- «Все умрут, а я останусь». Мама Жанны загноблена собственной же дочерью, а Катя так и вовсе являет собой сборник психологических травм. При этом по сравнению с остальными персонажами (не считая отца Жанны и, возможно, матери Вики) они в фильме единственные являются полностью положительными.
- Воздушная тюрьма - играется зигзагом на примере Гарланда Грина (маньяка убийцы). С одной стороны, на фоне безбашенных беглых зеков он выглядит единственным нормальным человеком. С другой - в той же сцене подсвечивается, что он далеко не нормален. Просто у него крыша уехала на порядок дальше, чем у всех остальных.
Мультсериалы[править]
- ATLA — в серии, где Зуко захотел стать учителем Аанга, Тоф одна вступилась за него, сказав, что по сравнению со своей семейкой он ещё вырос нормальным.
Аниме и Манга[править]
- One Piece — Перона. По сравнении с остальными пиратами Мории, кажется единственной нормальной… Но это только по сравнении!
- Пока к пиратам Мугивары не примкнул «рыбопаладин» Джимбей (до отвращения правильный и трезвомыслящий), эту роль играла Нико Робин. В компании шумных чудиков она смотрелась практической нормальной… несмотря на чёрный юмор и необычные представления о милоте.
- KonoSuba — протагонист Сато Кадзума. Хикки, задрот и малость извращенец, тупейшим образом погибший перед попаданием в «прекрасный мир», но на фоне своих сокомандниц и правда самый здравомыслящий.