ПТСР — это смешно

Материал из Неолурк, народный Lurkmore
Перейти к навигации Перейти к поиску

…Дедушка был тих и мил,
Он до сих пор бомбил Берлин
Но от этого грома сошел с ума
Забегал по комнате с радостным криком: «Война!»

Агата Кристи, «Праздник семьи»

В это время проходил
Мимо старый дед Кирилл,
Нёс на дачу он лопату и киянку.
Вдруг фашистов увидал,
Снова на войну попал —
И у деда будка улетела на х%й.

Есть вещи, ржать над которыми просто недопустимо, но если талантливо — то можно. А если нет — то все-таки недопустимо, ибо кощунство, но кого это колышет, если всё равно ржут? Война, фашизм с Адиком во главе, изнасилование, смерть ребёнка — это ж уржаться!

Так вот, дорогие товарищи, ПТСР — это тоже очень, очень смешно! Разумеется, не для тех, кто сам очутился рядом с пэтээреснутым на всю голову индивидом, которому за каждым кустиком мерещатся враги, и любая мелочь может послужить триггером для возобновления боевых действий в условиях городской среды. И тем более — не для его близких. Но публике, надёжно отделенной от поехавшего четвёртою стеной — очень даже.

Как и множество чёрноюморных тропов, сабж возник в первую очередь в качестве естественной психологической защиты (ибо на самом деле такого состояния врагу не пожелаешь). Хотя нет, как раз-таки пожелаешь, и это уже вторая причина появления тропа. А кроме того, огромное количество произведений, эксплуатировавших эту трагичную тему с разной степенью достоверности, не могло не породить великого множества штампов, которые, в свою очередь, сам Бог велел всячески высмеивать.

+ комический эффект может достигаться за счёт того, что персонаж явно неадекватно реагирует на внешние раздражители. И неплохо бы напомнить, что ПТСР развивается не только у солдат, не только на войне и проявляется не только в стремлении покрошить всех в поле зрения. Дедок, который когда-то пережил бомбардировку и теперь при любом звуке пролетающего над деревней аэроплана прячется в погреб — это тоже сюда.

Более общий троп: Безумие — это смешно.

Важное примечание: если над несчастным смеются другие персонажи в рамках произведения — это не наш троп. Смешно должно быть публике.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Явные признаки ПТСР наблюдаются у ветерана из известного анекдота:
«

Пригласили ветерана войны на урок истории в третий класс. Учительница просит его: — Расскажите самый запомнившийся вам бой. — Ну эта, значит, попали мы в окружение под Минском. Х%як — слева немцы, х%як — справа немцы. И спереди немцы. П%здец… Учительница в ужасе: — Вы что, это же дети! — Какие на%уй дети?! Фашисты, б%%дь!

»

Литература[править]

  • Иштван Эркень, «Семья Тотов» — майор Варро. Выглядит очень милым и по-своему симпатичным человеком, приехал в тыл отдохнуть и подлечиться после потрясений Восточного фронта. Очень быстро оказалось, что потрясения Восточного фронта приехали вместе с ним.
  • Эд Макбейн, «Алый король» — от рук ветерана Корейской войны с тяжелейшим ПТСР гибнут: пожилая леди — за то, что с хлюпаньем прихлебывала чай; молодой спасатель — за то, что мог бы обогнать протагониста в скоростном заплыве; парень с бензозаправки — за то, что посмел спорить насчёт оплаты… Последней жертвой должна стать соседская девочка, слишком громко играющая на рояле. Капитан Очевидность уточняет, что смешны не сами убийства, а поводы для них.
  • Аластор «Дурной Глаз» Грюм регулярно отыгрывает троп: то расколотит подарок на день рождения, вообразив, что внутри хитроумно замаскированное яйцо василиска, то ещё что… Кукуха у него полетела, правда, не в армии, а в магической полиции, но магическая Британия пережила такую гражданскую войну, что это, как минимум, не удивительно. В итоге получилось, как с тем поцыком, который кричал «Волки, волки!»: когда Пожиратели Смерти его одолели и подменили двойником, тот на голубом глазу заявил подоспевшим на шум мракоборцам, что кто-то влез к нему на двор и заколдовал мусорные баки, так что пришлось отстреливаться. Мракоборцы привычно покрутили пальцами у висков и махнули на бешеного деда рукой, а зря. Справедливости ради, когда в следующих томах Грюм появляется во плоти, становится понятно, что двойник немного переигрывал: настоящий Аластор оказывается в разы хладнокровнее и адекватнее.
    • Двойник и сам, скорее всего, страдает нехилым ПТСР, да и «Пожирателей Смерти, оставшихся на свободе» имеет повод искренне ненавидеть, только не по той причине, что настоящий Грозный Глаз.
  • Борис Привалов, «Нестерко — мужик озорной»: для пана Кишковского кнопкой берсерка стали ВСЕ слова, в которых есть звукосочетание «рим» (даже «поговорим», «закурим» и так далее). А всё потому, что крестьянин Римша как-то раз всыпал пану Кишковскому берёзовой каши за всё хорошее. Собственно, пан буквально окочурился из-за очередного триггера, хотя народная молва приписала это радостное событие очередной порке от Римши.
  • Антон Иванов и Анна Устинова, «Тайна адмиральской дачи» — старушка-домработница, прошедшая снайпером всю Великую Отечественную. По-военному строит свою хозяйку, другую старушку. Часто распевает песни о трагической гибели бойцов, и судя по всему, они её не печалят, а развлекают. Надеется, что снова случится какая-нибудь война. В общем и целом, получилось не очень смешно.

Кино[править]

  • Комедия ужасов «Уличный мусор» — дичайше отбитый ветеран Вьетнама Бронсон, огромных размеров бомжара, захвативший власть над автомобильной свалкой. Вьетнамские флэшбеки, мучающие его во сне — отдельная песня, после них он становится особо опасен, так как приберёг с войны коллекцию «лимонок». А на поясе у него висит нож, рукоять которого вырезана из бедренной кости убитого вьетконговца.
  • «Майор Пейн». Просто майор Пейн. У него и сказочки малышам на ночь наглухо контуженные. «Паровозик, который смог» — это просто надо слышать. ПТСР прописан настолько качественно, что кое-кто этот фильм использует как учебное пособие для студентов по курсу «психиатрия». Ну и до кучи — неспособность адаптироваться к мирной жизни — это один из характерных симптомов ПТСР у комбатантов.
  • «Страшилы» — напрочь поехавший агент отдела ФБР по оккультизму Мильтон Дамерс в исполнении великолепного Джеффри «Реаниматора» Комбса. А у вас бы не поехала крыша, если бы вам пришлось ради прикрытия участвовать в ритуальном каннибализме и служить секс-рабом в тоталитарном культе? Помимо душевных травм, сделавших беднягу Мильтона смертельно опасным козлом-параноиком, хватает у него и телесных — его тело, по его же словам, это «дорожная карта боли», а сесть он может только подложив под задницу резиновый бублик, да и то через жестокие мучения. Бонусом служит его имя, составленное из фамилий Джона Мильтона, автора бессмертной поэмы «Потерянный рай», и маньяка-гомо-некро-педофила-каннибала Джеффри Дамера. А ещё он немножко косплеит Гитлера!
  • «Солдаты неудачи» — ох уж этот сержант Четырёхлистник, по чьей «автобиографической» книге снимают фильм… Но не будем спойлерить. А ещё эпический эпиграф о «каждых десяти побывавших во Вьетнаме».
  • «Пыль» — не совсем по теме, но… «Старый диссидент», десятилетиями скрывающийся от вездесущей КГБ и его методы обнаружения слежки, мм… это что-то с чем-то.
  • Голландский «Кровавый Санта» — мальчик, чью семью вырезал с подручными-маврами отнюдь не святой Николай, вырос в угрюмого следака, который, прежде чем открыть рождественский подарок, сперва откроет по нему огонь из табельного оружия.
  • «Горячие головы», особенно part deux. Что командор Харбинджер, что главгерой…
  • «Аэроплан» — Тэд Страйкер.
  • «Американский психопат-2» — с первым фильмом сию комедию связывает только то, что няньку главгероини зарезал главгерой первого «Американского психопата». После этого девочка решила во что бы то ни стало поступить в ФБР и ловить маньяков.
  • «Каспер: Начало» — взрывать дом с привидениями подрядился именно что свихнувшийся на почве ПТСР тип.

Телесериалы[править]

  • «Убойная сила» — подполковник Егоров после командировки в Чечню ходит в камуфляже и говорит что у него «чеченский синдром». Притом что он из поезда даже не выходил.
  • «Бруклин 9-9» — Эдриан Пименто. Просто Эдриан Пименто.
  • «
  • «Бесстыдники» — ветеран Вьетнама (?), в третьем (?) сезоне умудрившийся достать уже и соседей по гетто.

Мультсериалы[править]

  • «Happy Tree Friends» — зелёный медведь Флиппи, ветеран некоей усреднённой войны. И лучше ничем не напоминать ему о той войне, а то пойдут клочки по закоулочкам.
  • «Царь Горы» — в одной из серий Дому ветеранов Второй мировой, в котором состоял Коттон Хилл, из-за нехватки бюджета пришлось объединяться с ветеранами вьетнамской войны, которых Коттон и в грош не ставил. В результате во время пикника «вьетнамцы» сорвались и устроили старикам «Первую кровь».
  • «Американский папаша» — поучаствовав с отцом в реконструкции Вьетнамской войны, Стив словил реконструкционный ПТСР.
  • «Жизнь с Луи» — батя Луи прошёл Вторую Мировую войну, поэтому всегда начеку. Например, пытается держать электродрель на манер пистолета, когда кто-то подкрадывается сзади.
  • «Дарья» — Джейк Моргендорффер страдает затянувшимся ПТСР из-за жестокого обращения со стороны родного отца-военного по прозвищу «Бешеный пёс», которого уже давно нет в живых. Последний, в свою очередь, заработал оный синдром на войне, так что до конца жизни не мог смотреть на лезвие бритвы.
  • «Гриффины» — как же тут без стебалова над «вьетнамским синдромом». Особенно остроумна врезка «ты как американец-азиат после Вьетнама».

Веб-комиксы[править]

  • Самый тупой в мире маг — брат Яйценсен, ветеран войны с Ежиным Сатаной. До сих пор впадает в режим берсерка всякий раз, когда слышит что-нибудь о ежах.

Аниме[править]

  • Full Metal Panic! — у Сагара Соскэ, главного героя, психика явно и глубоко перепахана нескончаемой войной с восьми лет. На том, что он тупит и параноит в обычных, мирных вещах (например, взрывает свой школьный шкафчик, увидев засунутое в него любовное письмо) построена большая часть юмора.
    • Причём юмор тут строится большей частью на том, что он вообще-то работает под прикрытием, притворяясь абсолютно нормальным школьником, а от его выходок всё прикрытие по идее должно бы улететь вслед за его же крышей и кукушкой, но каждый раз он как-то чудом умудряется убедить окружающих в абсолютной нормальности своего поведения, для чего во втором сезоне вообще введён отдельный персонаж-преподаватель, который не просто соглашается с протагонистом, а вообще ставит его поведение в пример остальным, как образец ответственности и предусмотрительности. А так-то сами по себе его выходки проходят по другому ведомству.
      • В качестве подсветки в конце третьего сезона, когда сослуживцы подшутили над Сагарой лазерным прицелом, Чидори вместо того, чтобы, как обычно, весьма комедийно прийти в ярость, таки не выдержала и разрыдалась — почувствовала, насколько на самом деле далеко от неё человек, что ей стал так близок.
  • Не ПТСР, но ситуация сходная — Саша Браус из «Атаки титанов». Её неуёмный аппетит и зацикленность на еде откровенно комичны, вот только подобные особенности психики — яркий отличительный признак тяжело голодавшего человека.
  • City Hunter — Рё Саэба, его придурошное поведение как раз и скрывает прошлое, где он был ребёнком-солдатом.

Музыка[править]

  • Агата Кристи, «Праздник семьи».
  • Красная Плесень, «Дед Кирилл и кинематограф». И дело даже не в том, что дед жестоко триггернул, оказавшись на съёмочной площадке очередного фильма про войну, а в том, что помимо лопаты и киянки у него за поясом боевая ГРАНАТА.

Прочее[править]

  • Всевозможно обыгрываемые в сетевом фольклоре (а то и просто в дискуссиях) штампы кино про 'Nam типа «Джонни, они на деревьях!»
  • Фото людей и даже животных с опустошённым взглядом (так называемый «thousand yard stare») с наложенными на фоне ужасами чего-нибудь. Как рад подсказать Кэп, комический эффект вызывает то, что персонаж с фото физически не мог заработать такую психотравму. Еще этот мем используют, чтобы охарактеризовать воспоминания о каком-то не самом приятном, но заведомо не тянущем на источник реальной психотравмы, опыте (вроде работы над безнадежным проектом в склочной команде). Юмор, опять же, в избыточности реакции.
  • Пародийная реклама Action man: Battlefield casualties.

Реальная жизнь[править]

  • Не смешно. От слова «совсем».
    • С очень сильно прикрученным до практически полного затухания фитильком вылечившиеся от ПТСР ветераны могут временами сами немного юморить на тему своего старого состояния. Автор правки лично знаком с одним таким, со слов которого знает, что есть и ещё такие же. Шуточки, правда, выходят из разряда юмора висельника, но по крайней мере самому шутящему улыбнуться получается.