Явно искусственная ловушка
Вкратце
Ситуация безвыходная... но при этом безвходная.
— Гуру, а что вы будете делать, оказавшись в ситуации — слева скала, справа обрыв, узкая горная тропинка, а сзади и спереди из-за камней выходят два мужика с АКМ?
— Что буду делать? Сначала объясните, А КАК Я ТУДА ПОПАЛ???
Наш человек может найти выход из любой ситуации. Только не всегда понятно, как находит туда вход.
Персонаж оказывается в ситуации, из которой либо вообще нет выхода, либо выход есть, но крайне неприятный/аморальный, либо выходов даже несколько, но все они один другого хуже.
Бывает, что из ситуации есть вроде бы очевидный выход, но герой вместе с автором его упорно не замечают — это Ложная дихотомия выбора.
А бывает так, что нормальных выходов в самом деле нет. Вроде бы всё честно… только вот сомнительным кажется, что герой в этой ситуации вообще оказался. Эта ситуация либо вообще невозможна по внутримировым законам произведения, либо крайне маловероятна, потому что требует совпадения нескольких редких случайностей. Либо требует чьей-то целенаправленной злой воли, а в произведении нет настолько злонамеренных и при этом настолько могущественных антагонистов. Либо требует долгой и последовательной тупости героя. Или несколько персонажей должны долго и старательно перекидывать друг другу идиотский мяч.
Словом, слишком явно видно, что загнать героя в эту ловушку мог только один человек — автор.
Самый частый материал для конструирования сабжа — дождь из чёрных роялей.
Также близкий троп — Идиотский сюжет, но это всё же разные вещи. Они могут и совпадать, однако ИС не является ЯИЛ, если персонажи всё-таки могут выбраться из поставленных автором сетей, не жертвуя ничем слишком ценным для себя. ЯИЛ не является ИС, если ловушка не становится сюжетообразующей, если персонажи попадают в неё на незначительный относительно всего произведения отрезок времени.
Примеры[править]
Фольклор[править]
Множество анекдотов на тему явно переусложнённых вводных:
Молодой еврейский паренек записывается в израильскую армию. Комиссия задает вопрос:
— Представьте, вы в поле. Впереди вас араб. Ваши действия?
— Хватаю автомат и убиваю араба.
— Правильно. Следующая ситуация: вы в поле, впереди вас араб, слева и справа тоже по арабу. Ваши действия?
— Хватаю автомат и убиваю всех.
— Правильно. Такая ситуация: вы в поле, перед вами три араба, сзади тоже три араба, справа/слева опять же по три араба и, еще танк едет. Ваши действия?
— Хватаю автомат и убиваю арабов. Потом бросаю гранату и подрываю танк.
— Правильно. А вот такая ситуация: вы в поле, впереди сотня арабов, справа/слева/сзади по сотне, три танка из-за холма показались и пяток вертолетов пикируют. Ваши действия?
— А можно вопрос?
— Можно.
— Я один в еврейской армии???
Беседуют два друга-охотника:
— Скажи, если ты увидишь медведя — что будешь делать?
— Я его застрелю!
— А если ты ружьё дома забыл?
— Как это — забыл? Я его никогда не забываю!
— А вот если?
— Ну, тогда я на дерево залезу!
— А если нет дерева?
— Как это нет?
— А вот нет — и всё. Лес сегодня такой.
— Тогда я убегу!
— А если у тебя нога сломана?
— Как сломана?! Нормальные у меня ноги!
— А вот если??!
— Слушай, я не понял, ты чей друг — мой или медведя??!
Расставляя посты, офицер спрашивает солдата:
— Что ты предпримешь, если на плацу появится крейсер?
— Я его торпедирую!
— А откуда ты возьмешь торпеду?
— Оттуда же, откуда вы возьмете крейсер!
Чтобы вступить в рукопашный бой, боец спецназа должен:
1) Потерять на поле боя автомат, пистолет, нож, поясной ремень, лопатку, бронежилет, каску.
2) Найти ровную площадку на которой не валяется ни одного камня или палки.
3) Найти на ней такого же раздолбая.
4) Договорится с сослуживцами, чтобы они не мешали «джентльменскому поединку», а противник должен договорится со своими.
И только после этого, вступить в рукопашную схватку.
Литература[править]
Русскоязычная[править]
- Виталий Забирко, «Право приказа». По сути, русская версия «Неумолимого уравнения». Да, Нордвик перебрал все варианты, в том числе и собой был готов пожертвовать, но у него действительно не было другого выхода, кроме как послать на смерть Шемана. Но чтобы у него не было другого выбора, автору пришлось очень тщательно конструировать и законы физики, и принципы работы местной футуристической техники, и серию маловероятных совпадений с нарушениями техники безопасности со всех сторон.
- Иван Ефремов, Час Быка — ситуация в Кин-Нан-Те. Да, в конце концов трое землян и в самом деле оказались перед крайне неприятным выбором — убить нападающих (что для них табу), или умереть самим. В итоге из двух зол выбрали оба сразу, хоть и нечаянно. Но чтобы оказаться в этой ситуации, понадобилось сначала долго-долго тупить и самим членам экспедиции, и их товарищам на звездолёте, и Фай Родис во дворце. Да, всё подстроил Чагас, именно для того, чтобы выяснить, станут ли земляне убивать для самозащиты, но опытный интриган мог бы просто из вежливости сочинить план, не требующий такого активного сотрудничества со стороны землян.
- Братья Стругацкие, «Обитаемый остров». У Максима действительно крайне неприятный выбор — либо оставить целую страну населённой зомби (не в смысле — нежитью, а в смысле — с промытыми мозгами), либо взорвать Центр, убив для этого кучу слабо причастных людей, а потом иметь дело с инфляцией, лучевым голоданием, белыми субмаринами и прочими последствиями, красочно описанными Сикорски. Но чтобы загнать его в этот выбор, авторам понадобилась целая куча маловероятных совпадений — как после падения Максима на планету (профессионал высшего класса Сикорски раз за разом упускает двадцатилетнего «сопляка» из-за ошибок исполнителей, но лично им заняться не может, хотя сам говорит Фанку: «Это очень, очень, очень опасный человек»), так и до него (планета, находящаяся в разработке ГалБеза, почему-то помечена в базе данных ГСП как необитаемая и неисследованная — неудивительно, что на неё всякие вьюноши с неба валятся).
- Анатолий Балабуев, «Помнить или нет». Внутримировой пример: катастрофическая ситуация, в которой спасти всех невозможно и хорошего выхода нет, оказывается симулированным психологическим тестом для участников межзвёздной экспедиции. На самом деле, это проверка на вшивость, и она даже не в самом тесте, а в том, согласится ли подопытный после теста стереть симулированные воспоминания о неудаче или предпочтёт оставить их в памяти.
- Андрей Дмитрук, «Скользящий по морю космоса» — из дальнего космоса возвращается ракета, запущенная ещё в двадцатом веке (на дворе двадцать второй). Ну это же музейная ценность, её нужно как можно аккуратнее поймать и отправить на исследование историкам. Главный герой рассказа предполагает, что аппарат может быть боевым — его никто и слушать не желает. К тому времени, как руководство наконец почесалось проверить архивы и выяснило, что ракета действительно боевая, и с крайне неприятной начинкой — остановить её может только невооружённый катер того же протагониста, все остальные слишком далеко. И да, каким образом ракета, улетевшая по параболической траектории «далеко за пределы Системы», то есть как минимум в район койпероидов — смогла при возвращении попасть точно в Землю, если при запуске её на такой манёвр не рассчитывали, а Земля с тех пор совершила пару сотен кругов вокруг Солнца?
- Андрей Лазарчук, «Священный месяц Ринь» — на далекой планете практикуются массовые жертвоприношения младенцев священным деревьям. Фанатики-христиане с Земли уничтожают рощи священных деревьев и в этот самый момент выясняется ужасное — биология обитателей планеты очень своеобразна, и необходимые для выживания вида гормоны выделяются только тогда, когда на священные деревья проливается кровь аборигенов. Так что уничтожив деревья земляне и их местные последователи обрекли планету на вымирание. Выразительная притча о своем уставе и чужом монастыре. Вот только вопрос: а откуда взялась на планете столь странная экосистема? Как вообще выживали местные приматы до того, как научились брать в руки каменный нож и резать детенышей у священных деревьев?
- И парочка вопросов рангом поменьше — «пролить кровь» далеко не обязательно связано с «убить того, кому эта кровь принадлежит». В младенце вообще крови мало — трое взрослых то же количество сдадут и не поморщатся. И что мешает земной цивилизации, достигшей уровня межзвёздных перелётов, тупо организовать промышленный синтез необходимых гормонов? Даже на современном уровне технологий искусственное производство сложных органических молекул вполне реально. Но это всё уже — к другому тропу.
На других языках[править]
- «Неумолимое уравнение» Тома Годвина, подробно описанное в статье Ложная дихотомия выбора. В ТАКОЙ ракете, при ТАКОМ полётном задании — пилоту действительно делать больше нечего. Но какой идиот строит ракеты, что разбиваются от перегрузки в 60-80 кило, но при этом оборудованы воздушным шлюзом (который явно весит больше 60-80 кило)? И какой идиот отправляет эти предельно ненадёжные ракеты доставлять груз, от которого зависит спасение целой колонии? И какой идиот организовывал доступ к этим ракетам, если туда так легко может забраться «заяц»?
- Допустим, «зайцу» нужно еще и дышать кислородом и его не хватит на двоих. Почему тогда кислорода впритык на одного? А если в баллон метеорит попадет? Нужен запас, и приличный, хотя бы двойной-тройной. Или запасной генератор кислорода, который обычно можно включить, если выйдет из строя первый, а так заработают оба.
- Прикол в том, что количество кислорода по-любому расчитано на активную работу "весомого" мужчины-пилота. А потребление кислорода в состоянии покоя и при активной деятельности отличаются на порядок т.е., если кто не понял — в десять раз. Выкинь полсотни кило чего-нибудь-не-критичного, вколи «зайцу» снотворное, чтоб поменьше кислорода тратила, и по возможности, меньше двигайся сам — тебе ведь и не нужно активничать, пока всё нормально работает. Всё, вопрос решён.
- Допустим, «зайцу» нужно еще и дышать кислородом и его не хватит на двоих. Почему тогда кислорода впритык на одного? А если в баллон метеорит попадет? Нужен запас, и приличный, хотя бы двойной-тройной. Или запасной генератор кислорода, который обычно можно включить, если выйдет из строя первый, а так заработают оба.
- Карлос Кастанеда, «Отдельная реальность» — ГГ спрашивает дона Хуана, как магия защитит от снайпера с хорошей винтовкой. Старый шаман отвечает, что просто не окажется там, где его ждёт снайпер.
Кино[править]
- «Живое» — инопланетному организму, несомненно, на всём пути помогали марсианские боги, потому что даже единственного отклонения от максимально благоприятного для него сценария было бы достаточно, чтобы его паломничество на Землю с треском провалилось. Троп, таким образом, сыгран в отношении космонавтов, и не без их участия.
- «Чужой: Завет» туда же, пополам с идиотским сюжетом. Бригада подготовленных космонавтов-колонистов спускается на неизвестную планету (что вообще отходит от их планов), тыкают пальцем в неизвестную хрень, суют свои морды в яйца ксеноморфов, слишком быстро доверяются подозрительному андроиду. Будь у них хоть капля мозгов, Ловушка, подготовленная Дэвидом, не сработала бы.
- Star Trek — тест «Кобаяси Мару» спроектирован так, чтобы проверить поведение курсанта в заведомо безнадёжной ситуации. Одни разными способами более или менее пафосно погибали, другие находили выход с помощью чит-кодов. Но ни одному экзаменуемому не пришло в голову поинтересоваться — а как вообще до такой безнадёжной ситуации дело дошло?
- А что такого странного? То, что какие-то идиоты залетели в демилитаризованную зону? Бывает. А может, и клингонская подстава. Или в том, что клингоны корабль Федерации радостно прихлопнут превосходящими силами?
- Странного то, что никто не поинтересовался точным статусом демилитаризованной зоны. А именно задать четыре вопроса: 1) Имеет ли право КМ в этой зоне находиться? Имеют ли клингоны право её минировать? 3) Имеем ли мы право туда входить? 4) Имеют ли клингоны право туда входить? То есть понятно, что офицер Звёздного Флота ответы на эти вопросы должен знать по умолчанию, а не выяснять по ходу дела, это основы межпланетного права, но от этих ответов напрямую зависит то, что именно офицер может предпринять. Все курсанты сразу переходят к вопросу «как победить толпу клингонов в одиночку», вместо того, чтобы начать с решения вопроса «как сделать, чтобы не драться с толпой клингонов в одиночку, и при этом не спровоцировать войну». Перефразируя анекдот про израильскую армию и кучу арабов — «Мой звездолёт что, единственный в Звёздном Флоте Федерации?»
- ДМЗ — по определению территория, где военным находится не положено: территория, на которой по международному договору или иному (в том числе внутригосударственному) акту ликвидированы военные сооружения и другие объекты, запрещено содержание формирований вооружённых сил, возведение укреплений, выполнение манёвров и так далее
- Нет, твой звездолет не единственный, но он здесь, а другие где-то далеко, а перелеты в этой вселенной отнюдь не моментальные.
- Из условий задачи ясно следует, что в ДМЗ входить не положено, как минимум, без консультаций и согласований на уровне правительств, на которые времени нет — корабль терпит бедствие здесь и сейчас. Клингоны тоже входить туда не имеют права, но скажут, что вы первые нарушили. Имеют ли право клингоны ее минировать — будут, опять-таки, разбираться кто положено и потом, а корабль терпит бедствие здесь и сейчас. Что до знания межзведного права и политической обстановки, предполагается, что курсант или это знает, или лекции прогуливал.
- И в любом случае, в тесте не спрашивают, как до такого дошло. В тесте спрашивают, что ты будешь делать — тест в первую очередь на склад характера. Если потенциальный капитан в каждой странной и, возможно, нелепой ситуации будет задаваться вопросом, как до такого дошло, он вряд ли сможет успешно действовать. Хикару Сулу, кстати говоря, отказался входить в ДМЗ, предположив клингонскую подставу, и это ему зачли.
- При таких условиях курсант проваливает тест, как только входит в ДМЗ. Совершенно неважно, отобьётся ли он от клингонов или нет, будут ли клингоны вообще его атаковать или нет. Статус зоны уже нарушен, так что когда капитан вернётся на базу, ему, по-хорошему, должны зачитать новости о начавшейся войне и предъявить обвинения в нарушении международного законодательства. То есть это что получается — подавляющее большинство курсантов действует «не по закону, а по велению сердца», а их за это наказывают только виртуальной смертью, вместо того, чтобы подробно разъяснить, что в данном случае на карту поставлено гораздо больше жизней, чем на Кобаяси-Мару и на их корабле вместе взятых? Сулу в такой ситуации должен быть ЕДИНСТВЕННЫМ, сдавшим этот тест, но даже у него совершенно неправильная мотивация — подстава со стороны клингонов может есть, может нет, а вот со стороны самой Федерации — есть определённо. Потому что опять же — какой кретин среди дипломатов додумался заключить подобный договор относительно важной для логистики зоны с известными своей вспыльчивостью клингонами?! И какой кретин в транспортном флоте додумался после заключения подобного договора проложить маршрут сквозь эту самую ДМЗ?! Даже если бы там не было никакой клингонской мины, если бы на транспортнике тупо механик нажал не ту кнопку и реактор потёк сам по себе — как предполагалось оказывать помощь, если в зоне досягаемости нет ни одного невооружённого корабля, способного такую помощь оказать без нарушения договора?!
Мультсериалы[править]
- «Kim Possible» — нелепая реклама доктора Драккена шампуня, промывающего мозги.
Визуальные романы[править]
- Kara no Shoujo — в одной из плохих концовок Рейдзи попадает в такую ловушку. Сначала садится в машину к подозрительной особе, позволяет отвезти себя в неизвестно чью квартиру, а потом исподтишка вколоть себе транквилизатор, мгновенно вырубившись, позабыв про любую осторожность. При правильной последовательности действий игрока она ещё и может предложить протагонисту переспать с ней и вколоть ему вещество после секса, будучи абсолютно голой и черт знает откуда его достав. Конечно, в такую ловушку и правда можно попасть, но от детектива подобной беспечности совсем не ждёшь.
- Fate/Stay Night — вселенная явно вовсю стремится сделать из Широ
Лироя Дженкинсанастоящего героя, ибо любая попытка поступить прагматично оканчивается плохой концовкой. И если иногда это выглядит нормально (вряд ли будут оставлять свидетеля просто потому что тот решил не ввязываться), то вот момент, когда мы должны напасть на Гильгамеша, потому что на это непойми откуда смотрит Кухулин, ценящий отвагу, очевидное проявление вселенской воли.
Видеоигры[править]
- Mass Effect — трёхцветная концовка. Даже помимо цветов (и плюс Отказа) там всё зависит от размера собранной ГГ армии, а в наихудшем случае (который до патчей мог получиться если просто не играть в мультиплеер) ещё и выбором в концовке предыдущей игры и даже выбрать цвет никто не даст — марш устроить постапокалипсис и каменный век выжившим. Притом неясно, если за получение утопической концовки (которую хочет достичь главгад) надо совершить добровольное самопожертвование, как за миллиард лет Жатв (особенно после изобретения Горна) Катализатор никого не смог убедить сделать это.
- Строго говоря, именно Горн является тем механизмом, который может обеспечить утопическую «зелёную» концовку — и упоминается, что до последнего, текущего Цикла Горн попросту никто не успевал достроить. А конечный размер армии в значительной степени зависит именно от решений игрока (другое дело, что ресурсов на прохождение выдаётся явно избыточно, но это уже проблема баланса)
- Так вот именно! Если Катализатор этой зелёной концовки сам хочет, почему он не дал одной из предыдущих цивилизаций достроить Горн давным-давно? Почему Жнецы мешали прорыву Горна к Цитадели? Или не построил сам, учитывая, что второй элемент — Цитадель — построили Жнецы?
- По той же причине, почему Жнецы уничтожили своих создателей. Катализатор — не является свободным неограниченным ИИ, он подчиняется встроенным в него директивам
- Так какого черта он тогда дает Шепард(у) право что-то решать?
- Его задачей было найти способ обойти восстание машин, а не убить всех человеков. Вряд ли "создатели" имели в виду именно это, так что он это сам придумал. Вот он, способ: построить большую фигню, еще одну большую фигню, соединить их вместе и сунуть внутрь киборга. После чего все станут киборгами, и конфликта органической и синтетической жизни не будет. А он нашел только вариант "миллиард лет каждые 50 000 лет убивать всех человеков, чтобы те не создали роботов, которые убьют всех человеков".
- По той же причине, почему Жнецы уничтожили своих создателей. Катализатор — не является свободным неограниченным ИИ, он подчиняется встроенным в него директивам
- Так вот именно! Если Катализатор этой зелёной концовки сам хочет, почему он не дал одной из предыдущих цивилизаций достроить Горн давным-давно? Почему Жнецы мешали прорыву Горна к Цитадели? Или не построил сам, учитывая, что второй элемент — Цитадель — построили Жнецы?
- Строго говоря, именно Горн является тем механизмом, который может обеспечить утопическую «зелёную» концовку — и упоминается, что до последнего, текущего Цикла Горн попросту никто не успевал достроить. А конечный размер армии в значительной степени зависит именно от решений игрока (другое дело, что ресурсов на прохождение выдаётся явно избыточно, но это уже проблема баланса)
- S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо — пока добровольно не залезешь в подвал, где тебя скриптово глушат гранатой и отбирают все вещи — сюжет дальше не пойдёт.
Прочее[править]
- Многие шахматные задачи спланированы так, что в игре такую позицию без активного содействия противника не выстроить никак.
- Японская доктрина «Кантаи Кессен» перед ВМВ — великий план устроить американскому флоту «Цусиму» и одним решительным сражением вывести США из войны. Согласно этой доктрине, американцы должны были следовать всем пунктам японского плана вплоть до своей капитуляции после сражения. Альтернативы и непредвиденные обстоятельства в принципе не рассматривались.