Засунуть лампочку в рот
«Не влезай, убьёт, мудила!» —
Ну конечно, влез… Убило.
Следом лезет обормот
С криком: «Всех не перебьёт!»…
Что бы там ни говорили — несгибаемый народ!
Говорят, что если лампочку вставить в рот, то её нельзя вытащить назад… Да ну, это полная фигня, объём же у неё не меняется, значит, она должна в обе стороны проходить легко. Ну-ка, попробуем… Вставили успешно, теперь вытаскиваем… Ыыыгрх… Пффф… Тьфу ты, неужели придётся ехать в травмпункт?
В общем, перед нами частный случай тропа «Проклятие по эстафете», когда именно неверие и желание развенчать миф, любопытство «ну-ка, а что там на самом деле?» или гордость (уж я то точно смогу её вытащить!) становится тем крючком, на который попадаются всё новые и новые жертвы.
Родственный троп — Ловушка для любопытных.
Примеры[править]
Во многих историях персонажа так и тянет — к примеру — шагнуть в люк, около которого написано «Осторожно! Смертельно!», или нажать на кнопку с надписью «Не нажимать!», или сотворить Непозволительное Заклятье, и т. п. Запретный плод сладок, любопытство даже с «обычно умным» носителем разума может сыграть дурную шутку. А уж если он прост, наивен и непосредственен, как дитя… а уж если он ещё и негативист…
Фольклор[править]
- Народная сказка «Золотой гусь», известная в версии братьев Гримм.
- Также позаимствована Джеймсом Крюсом в «Тим Талер, или Проданный смех» в качестве вставной новеллы. Насколько помнится автору правки, в экранизации упоминается даже больше, чем в первоисточнике.
- Та самая история про лампочку, один из вариантов.
- А какова правда? True or false?.. Если у вас огромный рот — может и прокатить (отсюда и сенсации всяких там «разрушителей легенд»). Но если у вас рот нормального размера или вовсе маленький — даже и не пробуйте, очень вероятен рефлекторный спазм, который действительно не выпустит лампочку обратно (нервная система подсознательно боится тонкой и хрупкой стекляшки во рту, пусть и еще не лопнувшей, но могущей сделать это в любую секунду). Кончится всё роторасширителем, и молитесь, чтобы эта лампочка у вас не «хрустнула».
- Дело не в размерах рта (если он слишком маленький, чтобы вынуть лампочку, ее и засунуть не получится), а именно в психическом настрое. Если вы не склонны паниковать, то, разумеется, «что входит, то и выходит». Особо хитрые сначала проводят опыт на груше, чтобы убедиться в безопасности опыта. Но груши-то нервная система не боится, груша заведомо не «хрустнет»…
- А какова правда? True or false?.. Если у вас огромный рот — может и прокатить (отсюда и сенсации всяких там «разрушителей легенд»). Но если у вас рот нормального размера или вовсе маленький — даже и не пробуйте, очень вероятен рефлекторный спазм, который действительно не выпустит лампочку обратно (нервная система подсознательно боится тонкой и хрупкой стекляшки во рту, пусть и еще не лопнувшей, но могущей сделать это в любую секунду). Кончится всё роторасширителем, и молитесь, чтобы эта лампочка у вас не «хрустнула».
- Советские страшилки «Случай на советско-польской границе» и «Таинственный колодец»: про некие фотоснимки, при взгляде на которые люди либо умирают от ужаса, либо превращаются в страшных чудовищ.
- Анекдот-страшилка (с элементами пародии на таковые) про номер с дурной славой. Каждый живший там повесился на дверной ручке… из любопытства, как же это возможно. Это происходило и с теми из постояльцев, которые уверяли, что не суеверны и не мнительны.
- Что характерно, повеситься на дверной ручке вполне реально. Точнее, удавиться: с позвоночником ничего не сделается, а вот пережать сонную артерию и потерять сознание прежде, чем начнёшь спасаться, шансы весьма велики. Так что не пытайтесь повторить.[1]
- Ручка, говорите! Тут каждый год детишки да подростки гибнут от такого весёлого развлечения, как простое пережимание сонной артерии рукой товарища для кратковременной потери сознания и весёлых глюков. Большинство, конечно, особо не страдает, но тем, кто таки помер, от этого не легче. Будущего знаменитого певца Игоря Талькова брат когда-то еле-еле откачал.
Кому суждено быть застреленным, не удавится
Литература[править]
- Стивен Кинг, «Н.»: к врачу пришёл пациент, страдающий от иррациональных страхов, видений и невроза навязчивых действий; всё это появилось у него после визита на некое заброшенное поле Акермана. В конце концов он дошёл до самоубийства, и на поле приехал уже врач…
- Каганов, «Заклятье духов тела». Умирающий друг главного героя прямо указывает на причину смерти — свой дипломат, просит его уничтожить, не копаясь в содержимом, и, главное, ни в коем случае не читать документы.
- «Возвращение пираньи», Бушков. Именно лампочку главный герой (офицер спецназа ВМФ) использовал в качестве и кляпа и ограничителя подвижности для одного из местных герильерос, захвативших его с коллегой на аэродроме в джунглях. Подсвечено автором, что теперь извлечь можно только если аккуратно вывихнуть челюсть.
- С. Лем, «Блаженный» («Собысча»): «А если вмонтировать в обыкновенную совесть усилитель ее угрызений, чтобы недобрый поступок терзал виновного тысячекратно сильнее? Но тогда, из чистого любопытства, каждый сразу же сделает что-нибудь гадкое, дабы проверить, в самом ли деле новые угрызения угрызают так нестерпимо, и будет потом до конца своих дней метаться, как бешеный пес, искусанный упреками совести...»
- Главная суть рассказа Доктора Сьюза «Bartholomew and the Oobleck». Только роль лампочки играет настоящий апокалипсис.
- Сергей Михалков, «Фома» — с прикрученным фитильком, так как крокодил съел его во сне.
- П.П. Ершов, «Конёк-Горбунок» — с прикрученным фитильком: «много-много непокоя принесёт оно с собою» — таки принесло, но зато он в конце сделался царём.
Кино[править]
- «О чём ещё говорят мужчины» — герой Алексея Макарова по пьяни отыграл троп буквально. Чтобы вынуть ему изо рта лампочку, пришлось вызывать спасателей.
Телесериалы[править]
- «Глухарь» — обыграна легенда о лампочке. У Насти Клименко рот был нормального размера, а вот ума — не вагон…
- «Американская история ужасов» — на подобном принципе строились первый (Дом-убийца) и шестой (Роанок) сезоны.
Мультфильмы[править]
- Экранизация сказки «Теремок». Медведя неоднократно предупреждают, что он в теремок просто не поместится. При этом очевидно, что если он будет пытаться — дому кранты. Но мишка упорно лезет внутрь теремка, благодушно и настойчиво рыча «Ну я уж как-нибууудь…» (стало мемом).
- Экранизаторы приделали хэппи-энд: звери построили другой дом, такого размера, чтобы места хватило всем, включая и медведя.
- В оригинальном «Теремке», помещённом в хрестоматию для младших классов советских школ, опубликованную при Сталине, все звери, кроме медведя, погибли.
- А какой именно «Теремок» считается оригинальным? Cкaзки-то известны во множестве вариантов, обработок и пересказов.
- В оригинальном «Теремке», помещённом в хрестоматию для младших классов советских школ, опубликованную при Сталине, все звери, кроме медведя, погибли.
- Экранизаторы приделали хэппи-энд: звери построили другой дом, такого размера, чтобы места хватило всем, включая и медведя.
Мультсериалы[править]
- «Фриказоид», эпизод «Candlejack»: если произнести вслух имя того самого Джека, то он явится и заберёт тебя. А давайте попробуем: Кэндлдж
Музыка[править]
- Парень с лампочкой во рту появляется в клипе «ЗОЖ» группировки «Ленинград». Конец немного предсказуем.
Реальная жизнь[править]
- «Мост глупости» в Петербурге, расположенный на пересечении Софийской улицы с Ленсоветовской дорогой, под которым по неофициальным подсчётам застряло больше 180 ГАЗелей… несмотря на предупреждающий знак и большой баннер с надписью «ОПАСНО! НИЗКИЙ МОСТ! ГАЗЕЛЬ НЕ ПРОЕДЕТ!»
- В 2021-м таки поставили на ремонт. Сам мост поднимать не будут, а углубят проезд под ним, так что будет там знатная лужа. Куда ни кинь — всюду клин, «газелисты», осваивайте подводное плавание. Да, на момент начала ремонта у моста уже 204 фрага.
- Не менее знаменитые «Американские мосты» на набережной Обводного канала Петербурга. Под двумя из трёх фура проехать ещё могла, а вот третий по ходу следования был, как назло, слишком низким, а места вырулить там не предусмотрено, потому много лет там стабильно собиралась ежедневная пробка. В какой-то момент всё же решились и углубили проезд.
- Аналогично мост «11 футов 8 дюймов» (11 foot 8 bridge) в Северной Каролине, он же «Консервный Нож» — ловко срезает крыши с грузовых фургонов, пытающихся под ним проехать. Один товарищ установил возле него камеру и с 2008 года выкладывает на ютуб компиляции многочисленных аварий.
- А уж насколько любопытство подвело мужика с полным ртом монтажной пены…
- Куча распространённых гастрономических вызовов, как то.
- А что будет, если залпом выпить два стакана водки и остаться сидеть на солнцепёке? В принципе, ничего отличного от просто нажраться как свинья. Только вот стоило того?
- Запью-ка перцовку, а ещё лучше самогон, молочком, а ещё лучше кефирцом, проверю, будет ли расстройство желудка. Ты бы, парень, лучше сперва это дома проделал, а не в гостях себя на посмешище выставлял. Кстати, лактозу организм разных людей усваивает по разному. Человек, выросший на парном молоке, может без последствий запить кефиром не только сэм, но даже селёдку с квашеной капустой. Но это не повод за ним повторять.
- А что будет, если я наверну вот этой острой штуки ложкой, без закуски да натощак? У меня друг её лопает, чем я хуже? Ну, во первых, рецепторы вкусовые работают по разному. Ваш друг, может, сожрёт и не поморщится, а вы опорожните трубу водоканала. В лучшем случае. Может, вы способны прожевать и проглотить эту смесь, но в какой-то момент с непривычки кашлянёте и обожжёте носоглотку (несколько дней неприятных ощущений!). А ещё терпимость вкусовых рецепторов к остренькому вовсе не означает такую же терпимость у стенок ЖКТ, так что увлёкшись можете угодить к гастрологу.
- Даже если сьесть вполне вменяемое количество перца сюрприз будет ждать в другом конце пищеварительной системы.
- Кола и ментос. Нет, желудок не разорвёт, но конкретно вас заставить прорваться может.
Примечания[править]
- ↑ По словам отца автора правки, в его детстве таким образом покончил с собой его сосед. Но, возможно, тут ненадежный рассказчик, а то и не один: автор правки так и не поняла, откуда ее отец знает такие подробности, а тема для него явно неприятная и допытываться не хочется; возможно, это просто была локальная легенда.