Заложник
Заложник — персонаж, находящийся в неволе, которого используют для манипулирования кем-то. Часто заложником бывает дева в беде. Заложник может быть как добровольным, так и захваченным силой. Также у заложника может развиться стокгольмский синдром, благодаря которому жертва будет всячески выгораживать своего тюремщика, а иногда даже помогает ему в борьбе с теми, кто пытается ее освободить.
Если заложников берут публично (скажем, уголовные преступники для получения выкупа или террористы для воздействия на правительство), то в дело вступает переговорщик, который пытается разрешить ситуацию миром. Не получается — его сменяет спецназ, который подготовлен для подобных операций. NB: в Израиле принципиально не вступают с переговорами, а сразу начинают штурм и мочат всех гадов. Поэтому израильтян шантажировать таким образом смысла нет. А вот Шамиль Басаев успешно провернул подобную штуку с Ельциным-Черномырдиным.
В средние века заложником для укрепления перемирия с врагом часто отправляли сына. А вот дочь обычно заложником не делали, а просто выдавали замуж, что считалось лучше заложничества сына, хоть и не мешало устроить красную свадьбу.
В Российской империи также использовали заложников (аманатов), которых брали из родных (обычно тоже сыновей) вождей покорённых народов Кавказа и Сибири/Дальнего Востока.
Иногда, правда, оказывается, что заложник приносит больше проблем, чем пользы.
Надтроп, когда в положении заложников оказывается целая группа людей, иногда довольно многочисленная — коллективная ответственность.
Примеры[править]
Литература[править]
- Г. Сенкевич, «Камо грядеши» — лигийская царевна Лигия Каллина еще ребенком была отдана римлянам как заложница, но на момент действия это не имеет значения: на ее родине власть уже давно сменилась.
- О. Генри, «Вождь краснокожих» — деконструкция. Мальчишка, украденный для выкупа, вил из своих похитителей верёвки и буквально ездил на них.
- А. Гайдар, «Бумбараш». Сеттинг — Гражданская война в России. «Тургачевские орудия по тюрьме не били, потому что сидели в ней заложниками жена Тургачева и ее сын Степка». Да, Гайдар не знал, что во взятии заложников есть что-то плохое — и откровенно писал.
- Вы не забывайте, в качестве кого Гайдар прошёл упомянутую Гражданскую войну.
- Р. Сабатини, «Одиссея капитана Блада». Заглавный герой очень любил эту фишку. То возьмёт в заложники Диего Эспиносу, то полковника Бишопа, то уважаемых граждан Картахены… А то и вовсе кардинала — правда, не настоящего.
- Впрочем, с заложниками Блад обращается всегда вежливо и деликатно, и помимо помершего со страху дона Эспиносы ни один пленник у него не пострадал.
- А. Шперль, Сыновья Будивоя — Завиша в плену у короля Вячеслава, использовавшего его как заложника, чтобы заставить сдаться родственников и союзников витигонцев. «Они укрепились на своих горах, их амбары и погреба переполнены. А мы тихонько подходим, произносим одно только словечко и подводим одного только жалкого пленника. Мы берем его за подбородок, поднимаем его лицо кверху, а сзади ставим человека обнаженным мечом: и словно у нас волшебные палочки! Подъемные мосты скрипят, ворота настежь растворяются… Мы продолжаем путь и машем волшебной палочкой перед следующим замком».
- Перед последней крепостью Завиша запретил своему брату Витигону сдаваться и был казнён.
- Марио Пьюзо, «Крёстный отец» — семья Боччиччио зарабатывает, предоставляя своих членов в качестве заложников другим враждующим семьям на время переговоров. Если одна сторона кинула другую, те убивают заложника, и виновник получает таааааакую вендетту… потому что данная семья, в целом мелкая и маловлиятельная, в смысле кровной мести имеет репутацию полных отморозков, которых ничем не умаслить и не запугать.
- Сага о Форкосиганах, «Ученик воина/Солдат-недоучка». Обычно в зоне боевых действий в заложники брали капитанов кораблей, но очень уж понравилась Элен Ботари одному товарищу. Майлз и её отец Константин не согласились с таким раскладом, и пошло-поехало…
- «Волкодав» — у кнеса живет Атталик, сын побежденного им когда-то сегванского кунса. Поначалу парень ведет себя как озлобленный козел, но буквальная оздоровительная порка помогла.
- «Песнь Льда и Пламени» — Теон Грейджой, наследник некогда побеждённого Баратеонами и Старками островного лорда-пирата. Жил, рос и мужал в замке Старков в качестве воспитанника.
- Это вообще обычная практика в Вестеросе. См. хотя бы пятый том, диалог между Джейме Ланнистером и сложившим оружие лордом Титосом Блэквудом.
- А в это время в Эссосе… Дейнерис, королева-революционерка, побрала детей знатных неблагонадёжных семейств в качестве заложников, но чувствует сама, что это не более чем понты — всё равно она не решится ни убивать, ни мучить детишек, даже если их родители поведут себя так, что хуже некуда.
- «Время героев» — в заложниках у англичан оказались жена и сын императора Николая III. Николай, мягко говоря, обиделся.
- «У кладезя бездны» — Ватикан держал в заложниках сына банкира Карло Поллети, как только его освободили — банкир пошел в разнос. Там же — католики пытались взять в заложники сына адмирала Воронцова. Адмирал, предупрежденный все тем же Поллети о методах работы их противников, пришел за сыном лично и всех горе-киднепперов перестрелял.
- West of Eden — Вейнте берет в заложники маленького сына Керрика, Арнхвита, чтобы заставить Керрика сдаться. Освобождать, конечно, никого не собиралась.
- Вернор Виндж «Пламя над бездной»/«Глубина в небе» — прынца скатившейся в варварство планетки звёздные пришельцы забирают в качестве заложника (см. #Реальная жизнь). А прынц умудряется цивилизоваться, реорганизовать звёздный Рабкрин и стать протагонистом двух романов.
- «Цена алчности» Сергея Тармашева — в прологе первой книги протагонист освобождает заложников у типичных террористов. А в конце второй Ферзь прикрывается Лавандой, похищенной ранее из исследовательской лаборатории.
- «Гнев Дракона» Джорджа Локхарда — многократно. Драконы биологически предрасположены защищать детёнышей любой ценой — что делает последних крайне удобным инструментом влияния. Власть Тангмара над драконами держится на том, что все дракончики содержатся в одной крепости и могут быть казнены в случае, если их родичи взбунтуются.
- Мэтью Стовер, "Уязвимая точка" — уникальный случай, который неясно как классифицировать - Мейс Винду, зная, что хоть Депа и практически пала на тёмную сторону, но не позволит ему погибнуть, берёт в заложники самого себя.
Кино[править]
- «Казахское ханство» — в качестве аманата у хана Узбекского ханства ойраты потребовали его новорождённого сына, что порадовало его среднего сына, мечтающего стать следующим ханом.
- «Заложница» — субверсия и Йопт in Translation. В оригинале фильм называется Taken — «Захваченная». И захватили девушку не в заложники, а в рабство.
- «Эвакуация» — бангладешский наркобарон берёт в заложники сына своего индийского конкурента, чтобы поглумиться, пока тот сидит в тюрьме и его банковские счета заморожены.
Телесериалы[править]
- «Место встречи изменить нельзя» — Фокс в ресторане берёт в заложницы официантку, поняв, что его ждут менты.
- «Учитель в законе», третий сезон («Возвращение»), вторая арка («Бенефис Циркача»). Циркач давит на Богомола, держа в плену его сына Ваню и заставляя Богомола выполнять приказы.
- Четвёртый сезон, первая арка («Лужа на пути»). Лужа (Луговской) попытался держать в плену девушку-наркоманку, чтобы давить на её отца — генерала Трубникова. Кончилось трагедией, а лично для Лужи — несколькими крупными обломами.
- «Доктор Хаус» — в девятой серии пятого сезона пациент захватил полный кабинет заложников, выдвинув необычные требования: ему хотелось, чтобы ему наконец-то поставили правильный диагноз.
- «Ханна» — Эрик захватывает Мариссу и обещает отпустить её в обмен на возможность покинуть Берлин.
- «Фарго» — в четвёртом сезоне это является одним из составляющих сюжета: местные банды обменивались младшими сыновьями своих руководителей, чтобы обезопасить себя. Опыт взаимодействия между еврейской и ирландской, а также ирландской и итальянкой мафиями показал, что толку от этого метода как-то не особо.
- «Закон и порядок: Специальный корпус» — едва ли кто-то ещё попадал в ситуации с заложниками так же часто, как Оливия Бенсон.
- The Barbarians — Арминий сын германского вождя, который рос у римлян в качестве заложника
Видеоигры[править]
- Dishonored — Эмили Колдуин, аж два раза
- Серия SWAT — заложники являются важной частью геймплея.
- SWAT 2 — при игре за полицейских нужно внимательно следить за тем, чтобы не спутать преступников с заложниками, поэтому действенной тактикой является массовый арест всех, кто попался на месте преступления (что соответствует реальным инструкциям полицейского спецназа). При игре за террористов заложники очень полезны — их наличие в захваченном здании вынудит полицию отложить штурм, в ходе переговоров можно потребовать в качестве выкупа деньги, а каждый уведенный с собой заложник приносит премию по завершении миссии. Более того, если с заложниками хорошо обращаться, потребовать у полиции привезти им еду и раздавать брошюры с террористической пропагандой, у них может взыграть стокгольмский синдром, и при планировании следующей миссии они обнаружатся среди доступных для вербовки боевиков.
- SWAT 4 — заложников на карте всегда много, и во избежание недоразумений всех их нужно арестовать, надев наручники. Если заложник не желает поднимать руки вверх, твердит о своих правах и ругает полицейских сатрапами — его следует опрыскать слезоточивым газом или шарахнуть током. Порядок есть порядок.
- Counter-Strike — карты, начинающиеся с букв cs.
- Crusader Kings 2 — всякому сюзерену полезно брать к своему двору на воспитание детей своих вассалов. Это и культурное влияние, и заложники на всякий случай.
- Серия PayDay — также являются частью геймплея. Можно обменять одного гражданского на одного арестованного полицией соигрока.
Визуальные романы[править]
- Ace Attorney — Майя была заложницей дважды! В обоих случаях — чтобы заставить Феникса защищать виновного.
- Long Live the Queen — если дело всё-таки идёт к гражданской войне, а у вас в гостях оказалась Бриони, внучка зачинщицы конфликта, то можно взять её в заложницы. Это один из способов решить дело миром, пускай и не самый порядочный.
Реальная жизнь[править]
- Это была стандартная практика Йесау Токугавы. Влиятельные роды даймьё обязаны были построить себе дворцы в его столице и жить там с семьями. Когда они на полгода удалялись в родные поместья, семьи оставались в столице для надёжности.
- Конвенции о защите жертв войны запрещают взятие заложников. Что абсолютно не мешает многим неформальным воинским образованиям делать это.
- А в древности случалось давать заложников чуть ли не добровольно, или даже обмениваться заложниками, для взаимных гарантий. Часто бывало, что такой заложник выполнял функции шпиона или просто обучался у «принимающей» стороны.
- В цивилизованных странах принято было заложников из сыновей варварских вождей всячески приобщать к благам цивилизации с прицелом впоследствии получить ценного союзника. Иногда срабатывало с точностью до наоборот: обученный своими «цивилизованными хозяевами» всем тонкостям воинского искусства, бывший заложник во все поля использовал эти знания против них же. Наиболее эпичные примеры — Филипп Македонский (бывший заложником в Фивах и учившийся у Эпаминонда), Масинисса (бывший заложником в Карфагене и учившийся у Ганнибала), Арминий (впоследствии навтыкавший римлянам в Тевтобургском лесу). Случалось и наоборот — узнать воинское искусство варваров цивилизованному заложнику тоже было не вредно: Флавий Аэций много лет был заложником сначала у готов, затем у гуннов — что весьма помогло ему в разборке с Аттилой на Каталаунских полях. Другие примеры — Аттила (а он-то где?) и Влад «Цепеш» Дракула (в Турции).