Уличный мальчишка
Здесь тоже бывало по-всякому: случались драки, обиды и затяжные ссоры. Но были здесь и незыблемые правила мальчишечьей жизни: игра — это игра; а если драка, то голыми руками и один на один. И главное — не без причины, а если уж очень накипело. Здесь могли отобрать или даже стащить самодельный пистолет или рогатку, но никому бы в голову не пришло отнимать копейки или купленную игрушку. Здесь твердо знали, что нельзя нападать сзади, бить лежачего, жадничать, хвастаться обновками и бросать человека в трудную минуту.
Нет, это не обязательно беспризорник. Дело в другом. Помните выражение «влияние улицы»? Речь об этом.
Для него нормы и ценности, существующие в мальчишеской компании, гораздо важнее всех прочих. Чистить зубы? Умываться? Не драться? Хорошо учиться? Не таскать сладости (когда он помладше) и сигареты (когда постарше)? Фи, это для девчонок (к которым он относится обычно как к слабым, которых нельзя обижать) и всяких там маменькиных сынков, очкариков-зубрил.
В отличие от маленьких гадёнышей и небезнадёжных хулиганов, уличные мальчишки никогда не совершают серьёзных правонарушений. Ну, максимум заберутся в чужой сад за яблоками или половят рыбку в частном водоёме. Неудивительно, что подавляющее большинство из них вырастает нормальными людьми, хотя кто-то может перейти в стадию пацаны с раёна.
Примеры[править]
Литература[править]
- Виктор Гюго, «Отверженные» — Гаврош.
- А. И. Гончаров, «Обломов» — Андрей Штольц в детстве и юности.
- Марк Твен, «Приключения Тома Сойера» — пожалуй, кодификатор. Как и все его приятели. Хотя Том вполне домашний по сравнению со своим приятелем Геком Финном, бродягой.
- Джеймс Гринвуд, «Маленький оборвыш» — главный герой и его новые друзья, Рипстон и Моулди. Причём протагонист, изначально домашний мальчик, разлучившись с приятелями, окунается в уголовщину куда глубже, чем более опытные и рассудительные беспризорники со стажем.
- Мало того, смог чуть ли не в последнюю минуту исправиться как раз под влиянием одного из этх опытных, тоже уже полностью завязавшего и честного.
- Поль Берна, «Лошадь без головы» — компания с Лювиньи-Сортировочной, разнополая и разновозрастная, но улица им всем — дом родной.
- Истории о Шерлоке Холмсе — с прикрученным фитильком, ибо великий детектив постоянно использует уличных мальчишек для разведывания обстановки и передачи информации, пользуясь их способностями и многочисленностью, но сама их жизнь практически не показывается.
- Иногда беспризорники работают и на Остапа Бендера.
- «Песнь Льда и Пламени» — аналогично на Вариса-Паука. Только на него — не «иногда», а постоянно.
- В. Катаев, «Белеет парус одинокий»: Гаврик и по мере возможностей — Петька.
- В «Зимнем ветре» эстафету принимают младший брат Петьки Павлик и племянник Гаврика Женька.
- Л. Кассиль, «Кондуит и Швамбрания» — большинство гимназистов. Особенно колоритен Стёпка Гавря.
- Внезапно — А. Гайдар, «Тимур и его команда». Ребята Тимура действуют настолько независимо от взрослых, что невольно создают о себе у последних впечатление хулиганов. Ну а Квакин со своей шайкой — и есть хулиганы.
- Он же, «Школа»: Борька и Федька — классический сабж. «Мы смастерили два лука, запаслись десятком стрел и отправились в перелесок. В запасе у нас было несколько „лягушек“. „Лягушками“ назывались бумажные трубочки, сложенные в несколько раз, туго перетянутые бечевой и начиненные смесью бертолетовой соли с толченым углем. Мы привязывали „лягушку“ к концу стрелы, один натягивал бечеву, другой поджигал у „лягушки“ шнур. Тотчас же стрела взвивалась в небо, и „лягушка“, разрываясь высоко в воздухе, металась огненными зигзагами, спугивая галок и ворон. „— Он один раз подарил мне резинку для рогатки. Хорошая была резинка. Только ее потом мать в печку выбросила — будто бы я камешком у Басютиных стекло разбил. — У меня мать две стрелы с гвоздем сломала да потом крысу из клетки выкинула. А один раз еще хуже было… Свинтил я шарик пустой. Сижу себе, достал селитры, угля. Ну, думаю, начиню шарик порохом, а потом в перелеске взрыв устрою“».
- «Республика ШКИД» Белых и Пантелеева.
- Венгерский писатель Ференц Мол(ь)нар, «Мальчишки с улицы Пала» — повесть о борьбе двух группировок уличных мальчишек за пустырь, который они зовут Отечеством; озорные приключения с плохим концом.
- А. Н. Толстой, «Золотой ключик, или Приключения Буратино» — заглавный герой. Образцовый сабж, даром что деревянный.
- «Вэйская Империя» — Шаваш, очень талантливый (научился самостоятельно читать, живя на улице).
- «Элениум» и «Тамули» Эддингса. Талэн. Всё шесть книг. Педаль во ффффссё!!
- Приключения Молли Блэкуотер — Билли Мюррей. Увы, во второй книге продался властям.
- В серии «Последний из джедаев» Расширенной Вселенной Star Wars — Тревер. Ещё и вор и торговец чёрного рынка.
- Садов, «Рыцарь Ордена» — Рон, несмотря на наличие официального опекуна (интересующегося лишь деньгами и периодически порющего Рона «для его же пользы») и знакомство с более домашними детьми.
Кино[править]
- «Бриллиантовая рука». В Стамбуле целая стайка таких показывала дорогу заблудившемуся Геше Козодоеву. Вероятно, из-за дорогого заграничного костюма они приняли его за туриста из капстраны (а он из соцстраны) и стали вымогать сувениры. Геша не дал им никаких сувениров — вместо этого он замахнулся на них.
- «Зита и Гита» Чино/Чинна, помощник Гиты и Раки, крутой шкет.
- «Вторая попытка Виктора Крохина» — герой фильма, боксёр-чемпион, воспитывался на улице.
- «Продавцы новостей» (англ. «Newsies») — музыкальный фильм о действительно имевшей место в 1899 году в Нью-Йорке забастовке уличных мальчишек-газетчиков.
- «Терминатор 2» — Джон Коннор.
- «Комиссар полиции и Малыш» — ватага беспризорников с окраины Бухареста, к которой Малыш принадлежит. Их поначалу опекают уголовники — Лимбэ и отчасти старший брат Малыша Рико Пазарин — но ближе к середине фильма шефство над ними берет комиссар Миклован, чтобы выйти на последнего.
- «Часы капитана Энрико» — главный герой Томиньш.
- «Проект „Флорида“» — совсем маленькие уличные ребята из неблагополучных районов современной Америки. Главная героиня, кстати, шестилетняя девочка.
Телесериалы[править]
- «Trailer Park Boys» — «бутылочные дети», шпана, у которой любимое занятие — появляться из ниоткуда и забрасывать людей стеклянными бутылками. Главные герои даже пару раз использовали их в качестве наемников (за пакет чипсов).
Мультфильмы[править]
- «Белка и Стрелка. Звёздные собаки» — Стрелка хоть и девочка, но потерялась, стала беспризорницей и вынуждена была принять все жестокие правила уличной жизни.
Мультсериалы[править]
- «Симпсоны» — Барт Симпсон. Nuff said.
- Впрочем, по сравнению с Нельсоном и некоторыми другими персонажами он очень даже домашний.
Комиксы[править]
- «Квик и Флюпке» от Жоржа Реми — собственно два главных героя. Практически — отмороженная версия будущих польских Болека и Лёлека.
Аниме и манга[править]
- Hanada Shounen-shi: Главгерой — Итиро. Формально домашний, но явно с «уличным» воспитанием.
- Tekkonkinkreet: главгерои — одичавшие сироты, живущие на улицах большого бурлящего города.
- Kaiketsu Zorro: собственно сайдкик Зорро — Малыш Зорро, в «миру» — Бернардо.
Видеоигры[править]
- Discworld — первая из трёх игр-квестов о Плоском мире. Среди NPC есть «Симпатичный уличный пацан», который предпочитает, чтобы его называли не «уличным», а «переулочным». (В оригинале — непереводимая игра словами urchin и starfish. Urchin — это и морской ёж, и уличный мальчишка, и фольклорный «шиш» или «хохлик», т. е. мелкое сверхъестественное существо-трикстер.)
- Final Fantasy XII — Ваан.
- Fallen London — несколько соперничающих групп беспризорников образуют полноправную внутриигровую фракцию. Они знают крыши города как никто иной, а некоторые из них гораздо, гораздо старше, чем выглядят.
Визуальные романы[править]
- Rewrite — Харухико Ёсино. Впрочем, несмотря на уличное воспитание, оказывается тайным маменьким сыночком.
Реальная жизнь[править]
- Во Франции таких называют titi. Некоторые из них точно соответствуют тексту в шапке статьи. А некоторых уголовники используют как «форточников» или даже растлевают в сексуальном отношении.
- Да большинство мальчишек во все времена же! Даже сейчас, несмотря на стереотип «современные дети в планшеты уткнутся и сидят». До планшетов, в детстве автора правки, компьютеры и приставки в том же самом обвиняли. (А ещё раньше — телевизоры (а до этого - книги, шахматы, ШКОЛУ!). Возможно, и ты, посмотрельщик, был таким (и даже с ностальгией вспоминаешь времена, когда самой серьёзной проблемой в твоей жизни была грядущая взбучка от родителей за опоздание вечером или полученную двойку в школе).