Машины-реликты
Распространённая ситуация в постапокалиптическом мире. Реже — сюжет, когда рукотворные мыслящие существа переживают своих создателей, в зависимости от конкретного случая и уровня развития разума оставаясь либо безынициативными охранниками руин, либо же занимая место погибшей цивилизации. Один из способов показать, что мир будет существовать и без человечества, в зависимости от конкретного произведения — будет ли это осознанное или бессмысленное существование/функционирование. Часто, чтобы подчеркнуть эту мысль, машины показывают не обладающими даже базовыми реакциями, которые позволяют отличить мёртвого человека от живого и пр.
! Важным признаком тропа является то, что такие машины являются наследниками человечества не вполне: т. е. не могут быть просто такой же цивилизацией, но из другого материала. Обычно они лишь отчасти разумны и безынициативны, занимаясь только обслуживанием, охраной и ремонтом.
Примеры[править]
Литература[править]
- Брэдбери, «Будет ласковый дождь» — весь рассказ посвящён описанию того, как автоматические системы дома готовят завтрак, убирают дом, заправляют постели и моют посуду, обращаясь к людям и не подозревая, что от их хозяев не осталось ничего.
- Его же «Город». Марсиане вымерли начисто, но кое-что после себя оставили…
- Клиффорд Саймак:
- «Город» — повествование ведется от лица робота, который в последних частях уже намного пережил человечество (спящих вечным сном, т. е. с таймером пробуждения поставленным на бесконечность, не учитываем, а сбежавшие на Юпитер и мутанты, ушедшие к звездам через Двери (!), уже не человечество).
- «Возвращение со звёзд» — мозги роботов то ли вечны, то ли попросту неизмеримо более долговечны, чем тела роботов (в «Городе» также есть намёк на подобное). Так что впавшие в варварство земляне используют красивые блестящие штуковины в качестве кирпичей для пирамид/курганов. Заезжий телепат приходит в ужас: эти кирпичи по-прежнему ясно мыслят.
- Станислав Лем:
- «Кибериада» и «Сказки роботов».
- Сатирический «Мир на Земле» и «твердый» «Непобедимый».
- 11-е путешествие из «Звездных дневников Ийона Тихого» — интересный поворот. Изначально Калькулятор осел на планете и наплодил роботов-человеконенавистников. Проект космической разведки назывался «Карелирия» — калькуляторных реликтов репатриация (в другом переводе — Ворекалия — Возврат Реликтов Калькулятора). Но потом выяснилось, что все не совсем так, а точнее, совершенно не так.
- Братья Стругацкие:
- «Попытка к бегству» — на планете Саула остались функциональные машины Странников.
- «Обитаемый остров» — с прикрученным фитильком: на Саракше люди не вымерли, но на Юге после войны осталось множество автоматических оборонных систем, значительная часть которых ещё работает.
- Кир Булычёв, цикл про Алису — планета Шелезяка. «Полезных ископаемых нет. Воды нет. Растителности нет. Населена роботами». А раньше-то всё было, вплоть до примитивной органической цивилизации, только прилетели (точнее, потерпели кораблекрушение) автономные роботы и переработали всю планету с биосферой в таких же роботов. Точнее, роботам биосфера была до лампочки, а довели они планету, растратив все ресурсы. Когда спохватились — оказалось поздно.
- Встречаются у Шекли. Самые, наверное, яркие примеры — «Абсолютное оружие» и «Прелесть».
- Гм… «Машинность» абсолютного оружия неочевидна (нанороботы?). А «Прелесть» — это и вовсе Саймак.
- С прикрученным фитильком — «идеальный город» из «Координат чудес». Не реликт, просто покинут населением.
- Также с прикрученным фитильком — машины из сборника «Справочник настоящего бизнесмена», а именно рассказы «Лаксианский ключ», «Мятеж шлюпки», «Самое необходимое»/«Необходимая вещь».
- Артур Кларк:
- «Город и звёзды» — эпизодическое появление (по дороге из Диаспара в Лиз) некоего заброшенного города машин. Несмотря на миллиардолетнее запустение и огромную скорость, протагонист всё же способен различить, что движется над некими крупными машинами. Также корабль Мастера и его робот.
- «Свидание с Рамой» — в первой книге Рама представляется землянам именно такой машиной-реликтом с давно вымершим населением.
- Роджер Желязны:
- «Жизнь, которую я ждал» — на Земле остались только машины, а судьба человечества неочевидна — хотя, похоже, последние люди на Земле одичали и вымерли. Главный герой, искин Фрост, изучает человечество, пытаясь восстановить человеческий образ мышления.
- «Пиявка из нержавеющей стали» — на Земле остались только роботы. Последний человек недавно умер, и от человечества остался только последний вампир, который угасает от голода и учит бракованного робота «вампирить» энергию из других роботов.
- «Тёмная Башня»: собственно, сама Башня — изобретение Древних. Плюс бродячие роботы, плюс поезда с ИИ, плюс Северный Центр Позитроники.
- Андрей Ливадный, «Экспансия: История Галактики» состоит из машин реликтов чуть более, чем полностью. На многих местах, где происходили битвы Первой галактической войны, до сих пор гуляют боевые механизмы обеих сторон, сражаясь друг с другом либо уничтожая любого гостя. Некоторым таким механизмам удаётся обрести разум, и им посвящены несколько рассказов. Следует правда заметить, что за сотни лет со времён войны, боевые механизмы не сильно изменились, да и технологии никто не забыл.
- Филип Рив, «Хроники хищных городов» — Сталкер Шрайк (дважды «нет, не тот»).
- Дэвид Брин, рассказ «Lungfish» — космос давно занят самовоспроизводящимися автоматами Тэйлора разных рас, и живым колонистам (даже принадлежащим к расам-создателям этих автоматов) нечего и думать конкурировать с автоматами.
- Д. Давков, рассказ «Обида». Описывается свидание парочки. При этом Она ждет признания в любви и предложения, а Он говорит все о древней цивилизации предтеч. А в конце выясняется, что Он и Она — машины, а предтечи — люди будущего
- Александр Лазаревич, «Червь» — инверсия. Отправленные на Марс роботы должны за полсотни лет выстроить коммунистический рай для возможных беженцев со стремительно тупеющей Земли.
- Саберхаген, серия про Берсеркеров — неизвестно, живёт ли ещё где-то создавшая машин-убийц берсеркеров раса, но Берсеркеры определённо могут действовать в галактиках, где об этой расе не слыхали.
- Пирс Энтони «Не кто иной, как я…» В версии Булычева-Можейко планета Металлика с практически уничтоженной гордой воинственной расой роботов-предтеч и современным на момент действия населением — маленькими зелеными хитрыми роботами. Правда, как они утверждают, появились в ходе эволюции.
Кино[править]
- Искусственный разум — в конце фильма, спустя века после основных событий, Землю, погрузившуюся в новый ледниковый период, населяют только роботы — потомки созданных когда-то людьми машин (так как они даже клонировать человека, чтобы он не умер через сутки, или вывести нового не в состоянии — их вряд ли можно считать полноценными… Или же они не хотят этого делать? Да, они сказали более примитивной модели ИИ, что клоны умирают очень быстро — но это вполне могла была и ложь, и роботы могли сами закладывать в генетические дубликаты этот недостаток! Зачем роботам будущего конкуренты? А желание маленького мальчика-робота они исполнили исключительно в исследовательских целях — получили бесценный материал по тому, что из себя представляла «семья» и «любовь»).
Мультфильмы[править]
- «Будет ласковый дождь» по одноимённому рассказу Брэдбери (см. Литература).
- «9» — техномагические куклы-роботы и уничтожившая местное человечество машина продолжают существование.
Мультсериалы[править]
- Xyber 9 — постапокалиптический мир просто завален механизированными реликтами погибшей цивилизации. В каждой пещере может сидеть свихнувшийся боевой робот, а в скалах, окружающих древние руины наверняка притаилось несколько десятков неубиваемых стражей.
Аниме и манга[править]
- Ergo Proxy — один из городов-куполов населён такими роботами.
- «Небесный замок Лапута» несёт в себе роботов-слуг, обслуживающих одноименную летательную конструкцию давно исчезнувшей/деградировавшей цивилизации.
Видеоигры[править]
- Arcanum — автоматоны-охранники населяют руины Вендигрота, население которого было убито безумным магом Арронаксом.
- Deep Sky Derelicts — собственно «дереликты» — развалившиеся корабли пришельцев. Часто с самими пришельцами, роботами, мародёрами и космическими бомжами. Бортовые компьютеры на них всё ещё работают, и в них скрыта информация о некоем Ковчеге.
- Вселенная The Elder Scrolls — оставшиеся после двемеров разумные полумагические машины, известные среди меров как анимункули (например, в Морровинде), а среди людей как автоматоны (в Скайриме), охраняющие их руины.
- Endless Space — сразу два примера. «Сеятели», оставленные местными Предтечами готовить мир к возвращению хозяев, и «Автоматоны» — создания ещё одной древней расы, занявшие их место.
- Fallout же! Во всех частях можно найти довоенные сооружения, в которых давно не осталось людей и которые населены одними роботами. Если с роботами можно побеседовать, то они, скорее всего, будут вообще не информированы, что произошла атомная война.
- В четвёртой части есть даже отсылка к «Будет ласковый дождь»: один из первых спутников героя — бытовой робот, принадлежавший ему ещё до войны и оставшийся на хозяйстве в руинах дома, пока главгерой лежал в заморозке. Спросив у него, можно выслушать его жалобы на то, как долго он ждал возвращения хозяина и как бессмысленно было подметать пыль в доме с дырявой крышей и полировать ржавую машину.
- В третьей есть прямая отсылка на это произведение — домашний робот пытается выгуливать труп собаки, ходит к руинам магазина за продуктами, а также читает скелетам детей стихи на ночь… Причем какие стихи! «There will come soft rains…»
- Один из наиболее доставляющих эпизодов — робот-кондуктор в метро, населенном мутантами. Если его активировать, он как ни в чем не бывало пойдет проверять билеты… у мутантов! Получив отказ, примется наводить порядок встроенным лазером и, с ненулевыми шансами, наведет. Так или иначе, весьма помогает в данном бою, если игрок сам заблаговременно обзавелся билетиком и робот к нему нейтрален.
- Кстати, ещё есть протектрон в «Супер-дупер-маркте» — если его активировать и не забыть взять лежащее рядышком удостоверение сотрудника, он окажет поддержку в бою с вернувшимися рейдерами.
- Gothic II — в дополнении «Ночь ворона» в Яркендаре появляются големы тамошней цивилизации, скопированные не то с ацтекских, не то с инкских статуй. Впрочем, поговорить с ними не получится, да и противники из них слабенькие — а вы чего хотели от древних каменюк?
- Kenshi — здесь существует множество таких машин, в основном охранных, к примеру механические пауки в руинах старой империи.
- Star Wars: Knights Of The Old Republic — немногие ракатские дроиды, оставшиеся без хозяев многие тысячи лет назад. Все это время продолжали обслуживать технику и защищать объекты от вторжения.
- Во второй части игры должна была присутствовать целая планетарная колония, населенная только дроидами. Все органические жители погибли вследствие аварии, и остались только роботы. Нет, планета называлась не Шелезяка. В окончательный релиз эта планета не вошла, но позже была возвращена неофициальной модификацией.
- KKND — местные сельскохозяйственные машины, серия 9, пережили основное человечество, оставаясь реликтами первую часть и вступив в войну с мутантами и выжившими в бункерах людьми во второй.
- Mass Effect: Andromeda — именно машины и именно Реликты, оставленные местными Предтечами, интересуют главгада, главного героя и многих других и играют большую роль в сюжете.
- Механоиды — после уничтожения человечества обитающие на Полигоне машины обрели самосознание, и вся эта история о превращении их в полноценную цивилизацию.
- Субверсия — человечество не чисто уничтожено, а загнано в каменный век, но с соседней планеты шлют сигналы через 80 лет после крушения там корабля-колонии.
- Также во второй части выясняется, что часть людей на планете, где расположен Полигон, сохранилась в анабиозе.
- Mission Critical — в хорошей концовке происходит нечто вроде сингулярности. Люди с машинами решают дело полюбовно. Человечество живёт себе на внутренней стороне сферы Дайсона вокруг Солнца и безнадёжно отстало от машин. Машины живут на внешней стороне и общаются с какими-то инопланетными расами — но никто из людей уже не в силах разобраться, что они там обсуждают.
- Проклятые земли — големы джунов.
- В Аллодах Онлайн всё куда разнообразней, и нет такой жути от ощущения «свихнувшейся техники».
- Primordia — после ядерной войны планета осталась населенной роботами, часть из которых исповедует религию Человека.
- Starbound — cудя по всему, глитчи. Как и «кибериадские» роботы Лема, впали в средневековье.
- World of Warcraft — все устройства в заброшенных городах Титанов.
- Pillars of Eternity - энгвитанской цивилизации давно уже нет, но аниматы и титаны все еще несут стражу в руинах. Во второй части именно они охраняют город, затерянный в веках.
- Mutant ear zero: Road to Eden — таковыси являются копоботы роботы организации "МИМИР", занимающиеся бесмысленной охраной руин цивилизации Древних в Зоне карантина.
- Horizon: Zero Dawn — звероподобные роботы бродят по буйно разросшимся пейзажам, люди же по уровню развития находятся на уровне общинно-племенного строя.
Настольные игры[править]
- Warhammer 40,000 — оставшиеся ещё с Тёмной Эры Технологий железные люди (например, робот UR-025, исследовавший седьмую Чернокаменною крепость).
- Или каждый второй ковчег механикумов — оставшееся ещё со времён ТЭТ корабли-заводы с размерами в десятки и сотни километров. Да и иных видов техники со сроком эксплуатации в сотни и тысячи лет во вселенной хватает.
Музыка[править]
- Horus — «Пятый Ангел». Сюжет очень напоминает короткометражку ниже. После третьей мировой войны и вымирания человека по небу продолжают летать на автопилоте военные самолёты. Об одном из них эта песня.
Маргинальные примеры[править]
- Мультипликационный ролик «Крепость» («Fortress») и его продолжение «Последний день войны» («The last day of war») — автоматическая военная система продолжает выполнять военный план не смотря на то, что все пилоты-стрелки-персонал давно уже мертвы, технику ремонтировать некому, энергосистемы дышат на ладан, боеприпасов почти не осталось. В продолжении после того, как базу затапливает, и из-за дефицита энергии автоматика отключает часть кластера ИИ, на последнем дыхании запуская последний бомбардировщик — бомбардировщик падает, и ИИ делает вывод, что, поскольку средств продолжать войну не осталось — война окончена. А по руинам, заросшим травой и деревьями бегают непуганные олени, как бы говоря нам, что в этом мире людей не осталось, совсем. Да смотрите сами — видео справа.
- Матрица — машины победили в конфликте природного и рукотворного интеллекта. Человечество по большей части существует, но только как утратившее связь с реальностью население виртуального мира.