Пищеблок
Наконец-то экранизация рута Мику!
Как повяжешь галстук – береги его:
ОН ВЕДЬ С КРАСНОЙ КРОВЬЮ ЦВЕТА ОДНОГО!
«Пищеблок» — роман Алексея Иванова в жанре «пионерский хоррор». Впервые был издан в 2018 г. в «Редакции Елены Шубиной». Роман получил в целом положительные отзывы критиков, а сам писатель ещё и ярлык «русского Стивена Кинга». Экранизирован для сервиса Кинопоиск HD режиссёром Святославом Подгаевским в 2021 году.
Сюжет[править]
Олимпийское лето 1980 года, пионерлагерь «Буревестник» под городом Куйбышевым. Прибывает очередная партия пионеров и вожатых, которых ждёт традиционная смена с физической активностью, гражданской сознательностью — и немного кинохроникой Олимпиады в столице. Поначалу всё идёт своим чередом, пока один из пионеров — Валерка Лагунов, мечтающий о том чтобы в жизни всё было хорошо и правильно — не обнаруживает, как его товарищ по смене пьёт кровь другого пионера. Вторым распознающим тёмную подоплёку лагеря становится вожатый Игорь Корзухин — романтик и нонконформист. Валерка и Игорь объединяются с целью выяснить страшную тайну лагеря и того, как с этим связаны примерное поведение, водобоязнь и Гражданская война.
Особенности сеттинга[править]
Вампиры в данном романе отличаются не только жаждой крови, но и ещё несколькими признаками: боязнь освящённой воды, возможность управлять теми, чью кровь пьют, нечеловеческие сила, ловкость и гибкость, но самое главное и жуткое — они подозрительно правильные и постоянно носят пионерские галстуки. Организованы в иерархию:
- Тушки — те, у кого вампиры пьют кровь. Беспрекословно подчиняются вампирам.
- Пиявцы — рядовые вампиры, пьющие кровь у людей. Могут перестать быть вампирами, если убить их стратилата до того, как он соберёт с них дань кровью.
- Тёмный стратилат — повелитель вампиров, которому они платят дань кровью до самой своей (часто очень скорой) смерти. Победить стратилата как минимум двумя способами — либо не дать ему в нужную фазу луны выпить крови, либо потребовать его крови — и тем самым стать вампиром самому по доброй воле. По крайней мере, именно такие способы находят герои непосредственно в романе.
Герои[править]
В скобках даны исполнители ролей в сериале.
- Валерка Логунов (Пётр Натаров) — двенадцатилетний школьник, пионер, сын ракетного конструктора, хороший парень. Воспитан примерным советским школьником и искренне хочет стать частью коллектива и большого дела.
- Игорь Корзухин (Даниил Вершинин) — студент-филолог, перешёл на третий курс института, вожатый отряда Валерки. Романтик, мечтающий путешествовать по дальним странам вместо правильной и на годы вперёд расписанной советской жизни.
- Анастасийка Сергушина (Мария Абрамова) — пионерка из четвёртого отряда, первая любовь Валерки.
- Вероника Несветова (Ангелина Стречина) — возлюбленная Игоря, вожатая третьего отряда.
- Саша Плоткин (Денис Парамонов) — невыносимо правильный сосед по комнате Игоря из хорошей семьи, у которого вся жизнь наперёд схвачена и распланирована, вожатый третьего отряда. Включая невесту — Веронику
- Ирина Копылова (Яна Гладких) — вожатая четвёртого отряда на пару с Игорем.
- Димон Малосолов (Никита Кологривый) — матрос на лагерном речном трамвайчике, жизнелюбивый и простоватый приятель Игоря.
- Серп Иваныч Иеронов (Сергей Шакуров) — живущий при лагере пенсионер союзного значения, ветеран гражданской войны и местный тёмный стратилат, когда-то напоровшийся на вампира в лице белого офицера в Гражданскую войну.
- Веня Гельбич (Никита Манец), Андрюха Титяпкин (Сергей Грузинов), Женя Гурьянов (Гурька) (Владислав Семилетников), Лёва Хлопов (Фёдор Федосеев), Серёжа Домрачев (Арсений Мурзин), Славик Мухин (Антон Дягилев) — пионеры четвёртого отряда.
- Жанка (Маша Лобанова) и Лёлик (Илария Гребенникова) — популярные (особенно среди шпаны) девицы, соперничающие с Анастасийкой за право солировать в лагерном хоре.
- Бекля (Александр Новиков) — гопник из старшего отряда. Вместе с корешами-шестёрками регулярно третирует Валерку.
- Наталья Борисовна Свистунова (Ирина Пегова) — старшая вожатая лагеря, дружная с семьёй Плоткина, а потому приставленная следить за моралью вожатых.
- Валентин Сергеевич Носатов (Тимофей Трибунцев) — штатный врач лагеря. Догадывается о нехорошей подоплёке происходящего, но ничего не может поделать и потому пьёт.
- Николай Петрович Колыбалов (Николай Фоменко) — директор лагеря.
- Иван Капустин (Дмитрий Блохин) — капитан речного трамвайчика, который регулярно доставляет в лагерь продовольствие, а в начале и конце смены перевозит пионеров.
- Баба Нюра (Наталия Потапова) — посудомойка в пищеблоке лагеря. Бывшая пиявица.
Тропы и штампы в книге[править]
- А что, так можно было? — вампиры подчиняются классическому правилу и не могут войти в дом без приглашения. Но оказывается, что если приглашение уже получено, то можно просто взять свои слова обратно и отменить его. И это сработает, даже если вампир уже вошёл и тянется к твоей шее. Просто скажи, что отменяешь приглашение, и кровосос вынужден будет убраться. Таким вот простым до гениальности способом Игорь сумел спастись от превратившейся в вампира Вероники, и ей не помогло даже то, что в той же комнате находился подчинённый её Плоткин, который явно не собирался отзывать своё приглашение. Игорь просто сказал Веронике, что мол раз он твой слуга, то его приглашение не считается.
- Адаптированное имя — братья Сергей и Матвей Иероновы сменили имена на «революционные» Серп и Молот.
- Альфа-сука — Жанка.
- Бой-девка — Жанка и Лелик.
- Героическое самопожертвование — чтобы не дать стратилату повредить Анастасийке, Валерка мистическим образом требует у Иеронова его крови.
- Гулаги и рабы — внезапно выступают тут в виде некоторого зла воздающего — брат Серпа Ивановича, Молот Иеронов, погиб в чекистских застенках, не сумев в нужную фазу луны выпить крови.
- Да ночь продержаться — так планировали победить стратилата, но не вышло. Срочно пришлось по-другому.
- Дева в беде — Вероника, ставшая вампиршей.
- А также Анастасийка, которую Валерке то и дело приходится защищать от нападок Жанки и её дружков, а в конце ещё и от тёмного стратилата.
- Девочек бьют девочки — аверсия: Валерка бил Жанку чтобы защитить свою подругу.
- Жанровая смекалка — Валерка ею обладает весьма прокачанной.
- Зловещая долина — поведение вампиров поневоле выкидывает их сюда. А ещё больше сюда выкидывает пиявцев, с которых стратилат собрал дань кровью — у них уже полноценный облик Чезаре!
- Каннибальское бессмертие — за счёт него существует стратилат.
- Красный — для героя опасный и Пентаграмма — символ зла — красный цвет и советская символика вампирами уютно обжиты и апроприированы.
- Концентратор ненависти — правильный до тошноты Саша Плоткин и до превращения в безвольную тушку вампирши-Вероники выглядит совершенно отвратительным персонажем сам по себе.
- Свистунова, наиболее ощутимая представительница какой-никакой власти в лагере — сюда же. В сериале ей к тому же добавили откровенно харассерского поведения в отношении Игоря.
- Метапророчество: И там, в невообразимом две тысячи двадцатом, всё, что происходит сейчас, уже покажется старой доброй сказкой.
- Народная этимология — Анастасийка выводит своё имя из слова «анестезия».
- Не команда — первая попытка Лёвы Хлопова организовать футбольную команду заканчивается грандиозной сварой. Зато после его превращения в вампира пацаны заиграли как часы с музыкой.
- Непреднамеренное совпадение — никто в интервью до сих пор не спросил Иванова, знаком ли он с «Бесконечным летом», но обстоятельства того, как Игорь влюбился в Веронику, очень уж похожи на аналогичные у Семёна и Слави.
- Открытый финал — Иеронов побеждён, но Валерка с тревогой ждёт в себе пробуждение жажды крови. Игорь обещает быть с ним и найти способ перестать быть стратилатом.
- Оттолкнуть, чтобы спасти — Валерка вынужден так поступить с Анастасийкой после победы над стратилатом
- Вероника, только став вампиром, сразу рвёт отношения с Игорем для его же блага. Но, окончательно освоившись в новой роли, меняет своё решение.
- Пионерский фольклор и Городские легенды — несомненный источник вдохновения Иванова, щедро рассыпанный по книге в качестве страшных пионерских баек.
- Победитель дракона становится драконом — именно так становятся стратилатами, и именно так им в финале стал Валерка
- Подозрительно конкретное отрицание — этим грешит Носатов.
- Постсоветская хтонь — в данном случае, скорее, «позднесоветская».
- Псевдомилый злодей — Серп Иваныч Иеронов
- Страшный летний лагерь — и ещё какой!
- У нас на Бодуне засуха — превращение из пиявцев обратно в людей сопровождается тяжелейшим бодуном.
- Унылый Совок — окружает героев, так что Игорь хочет отправиться путешествовать по миру с научными экспедициями, а Валерка тоскует по правильному коллективу. Лагерь поначалу кажется последним местом, где что-то значат старые идеалы или романтика, но впоследствии оказывается, что упс… именно истовое следование советским ритуалам и показная верность обессмыслившимся идеалам и маркируют вампиров
- Я хороший, мне всё можно — прикрываясь идеологией коммунизма, юные братья Иероновы вместе с односельчанами отправились грабить зажиточных обитателей Шихобаловских дач (в сериале — и не только грабить). А позже выставили себя героями Революции, сочинив красивую героическую сказку об ожесточённой битве с целым гарнизоном белых.
Тропы и штампы в сериале[править]
- Вешалка для собак — мрачная и пугающе выглядящая Баба Нюра.
- Добрый секс, злой секс — красивая эротическая сцена Игоря и Вероники на берегу Волги в противовес напористым и дискомфортным поползновениям вампирши-Вероники к Плоткину и Игорю.
- Героизм в адаптации — роль Вероники в сюжете значительно расширена — в частности, она открыто берёт под опеку Валерку, защищая его по мере сил. Разумеется, до превращения в вампиршу.
- И, в то же время, сериальная Вероника заметно слабее духом в отношениях с Плоткиным: в книге её мало пугали его матримониальные планы. Она намеренно действовала ему на нервы своим идеологически неправильным поведением, ожидая, пока он разочаруется и отвалит от неё.
- Героическое самопожертвование — доктор, просто доктор. А если вдуматься, он мог просто прыгнуть в освященную воду.
- Даже у зла есть стандарты — у Серпа Ивановича они явно до поры были. Неизвестно, как и кем он питался раньше, но он очевидно не одобрял беспринципность своего брата, который не гнушался пить кровь даже у маленьких детей. Но на старости лет, как и предрекал Молот, он устал бороться со своей тёмной сущностью, превратился в то, что осуждал и сел на «диету» из пионеров.
- Диссонирующий саундтрек — лейтмотив «Куда уходит детство» в финале.
- Затмить адаптацией — сериал, по мнению многих, острее и в тоже время, душевнее, чем книга, менее плоские герои, игра актеров на высоте, даже детей, не говоря уж о Серпе Ивановиче, в исполнение недоценного гения Шакурова.
- Живых надо бояться — сцена, в которой вожатые и дети из отряда устраивают Валерке коллективный разбор полётов, выглядит страшнее и неприятнее, чем все сцены с вампирами.
- А ещё страшнее выглядит момент, когда Валерка в родительский день пробирается на корабль, чтобы сбежать домой, но старшая вожатая Свистунова с парой мужиков из персонала ловят его, скручивают, зажимают рот и против силы тащат к доктору, чтобы обколоть успокоительным. И такая жестокость с ребенком — исключительно ради того, чтобы сохранить лицо перед родителями.
- Кадр из... — самый финал 6ой серии. Кадр из ёмкости с водой, в которую баба Нюра бросает очищенную картофелину. Выглядит довольно зловеще в свете открывшейся информации о том, что баба Нюра — главный вампир. Информация, конечно же, оказалась ложной, но зрители (во всяком случае, не знакомые с книгой-первоисточником) на тот момент об этом не знают.
- Красная сельдь — в ночь розысков пропавшего Юры Тонких Игорь и Валерка услышали, что капитан Капустин собирается что-то вывезти из морозильника пищеблока, потому что очень боится приезда милиции. Заподозрив его в убийстве мальчика, они проследили за ним до корабля, и поймали с поличным. Вот только не на попытке избавиться от трупа, а на краже мяса из столовки.
- Ложная тревога — из-за пластыря на шее, Игорь заподозрил Колыбалова в том, что он тоже вампир. А это оказался засос от любовницы! Впрочем, он знает о вампирах, но пытается обратить это себе на пользу.
- Музыкальный символ чувств Игоря и Вероники — «Space Oddity». Довольно-таки сильный эмоциональный якорь.
- На звание символа Серпа Ивановича явно претендует звучащая в финале седьмой серии «Всё идёт по плану».
- Никто не верит ребенку — разумеется, Игорь не верит Валерке, когда тот рассказывает об «упырях в своем звене». Кстати, упыри упырями, но догадаться, что что-то не так, и заподозрить как минимум банальный буллинг вожатый был обязан, но не заподозрил — все мысли Игоря были заняты исключительно Вероникой.
- Окрутеть в адаптации — Баба Нюра. В книге — зашуганная заика, до смерти боящаяся стратилата. В сериале — без пяти минут крутая бабуля: острая на язык и лихо управляющаяся с топором. Здесь, напротив, её опасается сам стратилат.
- Отсылка — способ, каким Валерка попал в лазарет — изваляться в крапиве — явно отсылает к аналогичной сцене из фильма Элема Климова «Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещён!»
- Изменившаяся мораль — вот только если в кино 1964 года дети прыгали в крапиву голыми, в кино 2021 года это уже абсолютно неприемлемо, и здесь Валерка прыгает в крапиву в трусах.
- Похорошеть в адаптации — вожатая 4-го отряда Ирина. В книге неоднократно упоминается её крайне заурядная внешность: лишний вес, очки и простоватые черты лица. В сериале же Ирина — миловидная и стройная девушка без очков, по внешним данным практически ничем не уступающая Веронике.
- Прерванное самоубийство — Носатов настолько доведён знанием о подноготной лагеря, что пытается повеситься, но его спасает Валерка.
- Сгустить краски в адаптации — по сравнению с книгой в сериале куда больше жестокости и крови. В книге пиявцы так и не перешли грань от детской бабайки до полноценных монстров, потому что доктор Носатов не жертвовал собой. Также никто не стрелял по сторожу: Игорь не стал убийцей, Валерке не пришлось помогать ему избавляться от трупа, и поэтому к финалу они подошли с чуть более позитивным настроем, нежели в сериале.
- Сексуальное домогательство — сразу два. Первое — принуждение к замужеству Вероники со стороны Саши (как и в романе), второе — попытка изнасилования Игоря Свистуновой, которая, к счастью, не удалась.
- Секс — это плохо, но очень хочется — поборник морали Саша Плоткин слишком уважает девушек, чтобы заниматься с ними сексом до брака. Но когда однажды ночью на пороге его комнаты возникает вампирша-Вероника — сопротивляется её напору вяло и недолго.
- Сотряс — не простатит, за часок пролетит — аж два раза. Сначала Игоря вырубают ударом по затылку, а серию спустя разбивают об голову Капустина бутылку, также с последующей отключкой. Через несколько минут оба героя приходят в себя как ни в чём не бывало.
- Ретрофутуризм — саундтрек сериала выполнен в значительной степени в духе ретровейва 80-х.
- Трагическая импульсивность — Игорь, просто Игорь.
- Тульпа — погибший старший брал Валерки, Денис, появляется в сериале в качестве воображаемого помощника и голоса разума.
- Не хочу быть плохим — Денис незадолго до смерти побывал в этом же лагере и стал вампиром, что переживал и чего стыдился
- В финале в том же положении оказался сам Валерка.
- Не хочу быть плохим — Денис незадолго до смерти побывал в этом же лагере и стал вампиром, что переживал и чего стыдился
- Темнее и острее — финал сериала, в сравнении с книгой, значительно более горький и мрачный: Валерка быстро отчуждается от окружающих людей; Вероника, скорее всего, остаётся с Плоткиным, пока Игорь пишет чистосердечное признание в убийстве сторожа; нелепо гибнут доктор и сторож... И даже пароход с мели так и не смогли снять.
- Фрейд был прав — у многих зрителей возникли вопросы к сцене, где Валерка мажет зубной пастой Анастасийку. Снято очевидно двусмысленно: подчеркнуто-томный проезд камеры по фигуре 12-летней девочки, символичное выдавливание пасты; плюс монтаж, перемежающий эти кадры с параллельно происходящей сценой близости Игоря и Вероники (у них, в отличии от детишек, всё прямолинейно и без иносказаний).
- Цветное настоящее, чёрно-белое прошлое — сцены из времён революции и тридцатых исполнены в технике сепии, сцены же из 70-80-х — в насыщенных, ярких цветах.
Алексей Иванов | |
---|---|
Исторические романы | Сердце пармы (2000) • Золото бунта (2005) • Летоисчисление от Иоанна (2009) • Тобол (2017)… |
Романы о современности | Общага-на-Крови (1992) • Географ глобус пропил (1995) • Блуда и МУДО (2007) • Ненастье (2015)… |
Фантастика и мистика | Земля-сортировочная (1989) • Псоглавцы (2011) • Коммьюнити (2012) • Пищеблок (2018) • Тени тевтонов (2021)… |
Кинопоиск | |
---|---|
Сериалы | Водоворот • Пищеблок • Последний министр • Проект «Анна Николаевна» • Просто представь, что мы знаем • Топи • Этерна • Я не шучу… |
Книги | |
---|---|
Миры и герои | Для миров и популярных героев был создан отдельный шаблон. |
Книги (русскоязычные) | Для книг на русском языке был создан отдельный шаблон. |
Книги (на других языках) | Для книг на других языках был создан отдельный шаблон |
Авторы | Для писателей был создан отдельный шаблон. |
См. также | Литература • Театр • Классика школьной программы • Классические средневековые романы • Литература ужасов |
← | Навигация |