День опричника
Супротивных много, это верно. Как только восстала Россия из пепла Серого, как только осознала себя, как только шестнадцать лет назад заложил Государев батюшка Николай Платонович первый камень в фундамент Западной стены, как только стали мы отгораживаться от чуждого извне, от бесовского изнутри – так и полезли супротивные из всех щелей, аки сколопендрие зловредное. Истинно – великая идея порождает и великое сопротивление ей. Всегда были враги у государства нашего, внешние и внутренние, но никогда так яростно не обострялась борьба с ними, как в период Возрождения Святой Руси. Не одна голова скатывалась на Лобном месте за эти шестнадцать лет, не один поезд увозил за Урал супостатов и семьи их, не один кукарекал на заре в столбовых усадьбах, не один воевода пердел на дыбе в Тайном приказе, не одно подметное письмо упало в ящик Слова и Дела на Лубянке, не одному меняле набивали рот преступно нажитыми ассигнациями, не один дьяк искупался в крутом кипятке, не одного посланника иноземного выпроваживали на трех желтых позорных “меринах” из Москвы, не одного вестника спустили с башни Останкинской с крыльями утиными в жопе, не одного смутьяна-борзописца утопили в Москва-реке, не одна вдовица столбовая была подброшена родителям в тулупе овчинном нагою-бесчувственной…
«День опричника» — сатирическая антиутопическая повесть Владимира Сорокина, впервые изданная в 2006 г. С тех пор выдержала немало переизданий, а в 2016 московский театр «Ленком» поставил по повести спектакль. В 2008 вышел сиквел — сборник рассказов «Сахарный Кремль».
Сюжет[править]
Недалёкое будущее, примерно 2028 год (по подсчётам фанатов; хотя злые языки говорят, что с 2006 это будущее уже переселилось в настоящее). Россия окончательно отгородилась от всего мира (кроме Китая) Великой Западной Стеной, в ней окончательно утвердился агрессивный великодержавный шовинизм, ксенофобия, лубочно-посконный патриотизм, монархическая власть и карикатурная патриархальная духовность. В России возвращены сословия, тоталитарно-жёстко регламентированы множество аспектов жизни, но продолжают процветать коррупция и репрессии. Страна живёт за счёт поставок газа (за рубеж идёт весь газ, и даже в центре Москвы топят печи) и пошлин с транзита товаров в Европу из Китая и находится в тесной связи с ним, если не в зависимости.
Об одном обычном дне из своей жизни рассказывает высокопоставленный московский опричник Андрей Комяга. С утра он едет на расправу с попавшим в опалу столбовым дворянином — его убивают, дом сжигают, жену насилуют (только чтоб не до смерти!), деток отвозят в приют, чтобы воспитать там преданных государю людей. После этого — молебен в Успенском соборе Кремля об отпущении грехов. Затем — поездки по делам (и по вымогательству взяток), встречи с государем и государыней, визиты к гадалке и на концерт, и ближе к финалу, разумеется, гомосексуальная оргия всего опричного воинства разом — для укрепления корпоративного духа.
Что тут есть[править]
- Все оттенки чёрного — в повести ни единого положительного персонажа. В лучшем случае на третьем плане появляются не мерзавцы, вынужденные жить в этом мире.
- Глазами сумасшедшего — «Письмо» в «Сахарном Кремле» в итоге превращается в троп.
- Коронная фраза, на грани вербального тика и даже безумной мантры — «И слава Богу!» у Комяги.
- Клюква — особенно хорошо видно на примере жилища главного героя.
- Костры из книг — самым счастливым днём в жизни Комяга считает тот, когда россияне жгли на Красной площади свои загранпаспорта.
- Гадалка, к которой ездит Комяга, любит жечь в камине худлит (Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского) — так как считает, что книги должны быть только обучающими конкретному практическому делу.
- Лицемерие — это смешно — опричники много и старательно изображают из себя борцов за нравственность и духовность, верность государству, но при этом — насильники, развратники, коррупционеры, наркоманы и суеверные фанаты всякого обрядоверия. Но матом ругаться ни-ни, Батя подзатыльник даст!
- Самое смешное, что в список врагов затесались и содомиты, хотя среди опричников однополые оргии стали традицией.
- Гомосексуализм — это смешно — сцена оргии опричников «опричная гусеница», точнее, та её часть, что начинается со слов «Сплетаемся в объятиях братских…»! Она превратилась в отдельный мем, в конечном итоге стала основой для разномастных насмешливых копипаст-подражаний, и кто только с тех пор в оргии (необязательно сексуальной!) не участвовал в интернете, от спейсмаринов Вархаммера до большевиков-ленинцев.
- На тебе! — сплошное и тотальное в адрес современной России. Начиная от того, что батюшку действующего государя звали Николай Платонович. Явно имеется в виду тогдашний глава ФСБ и нынешний Совбеза. В главе «Кабак» «Сахарного Кремля» концентрация персональных натебеек в адрес политиков, писателей, певцов максимальна.
- Начало конца — при внимательном чтении можно понять, что времена как минимум коренных опричников проходят. Так, расправу над графом Урусовым учиняет молодёжь, а Комяга и прочие неприятно удивляются, что им никто про это не сказал.
- В «Сахарном Кремле» это подтверждается. В государстве происходит переворот, в ходе которого Комяга и остальные опричники погибают. "А все потому что газ кончился. Все повысосали, гады косоглазые!".
- Если быть точным, на момент финала происходит лишь смена руководства опричнины с арестом всего старого крыла. Но крах экономики тоже на пороге, потому и положение государя тоже шаткое - Комяга считает, что сейчас государь просто заново наведет порядок, а Кубасов, что пора бы худого государя казнить и псам выкинуть.
- В «Сахарном Кремле» это подтверждается. В государстве происходит переворот, в ходе которого Комяга и остальные опричники погибают. "А все потому что газ кончился. Все повысосали, гады косоглазые!".
- Несовместимая с жизнью похоть — граф Урусов, зять государя, обладатель привычки еть девиц на пожарах. И всё бы ничего, пока он сам дома поджигать под это дело не начал! Предсказуемо попал в опалу, а при попытке договориться с Батей был поднят молодыми опричниками на ножи.
- Приглаженная помойка — собственно, вся страна.
- Психологические пытки — пытуемому вводят раствор и внушают, что он хрустальный, после чего заносят молот и останавливают в сантиметре от головы или тела.
- Реклама наркотиков — как минимум, в этой версии России легальны трава и кокаин.
- Цари, стрельцы и терема — сеттинг представляет собой диковинную смесь сабжа с китайским образом жизни: все технологии и техника идут оттуда, так что и язык приспосабливается. Даже Великую Стену по всей границе строить начали всем миром, дабы защититься от врагов (даже школьников на почин толкают месить кирпичи). И как в старину, ходят юродивые с дюжими молодцами (но ещё и с электрическим псом), по навету которых толпа может и убить.
- Полемизирующее произведение — М. Кононенко (aka mrparker из ЖЖ), «День отличника», сознательная памфлет-полемика с Сорокиным и либерально-демократическим движением. Тоже один день из будущего. Россия пришла к тотальной демократии и зажила такой же патриархальной жизнью уже на западный манер. Москву снесли начисто по самый Кремль — вместо домов 6 миллионов трейлеров, которые также топятся печами из-за отправки нефти и газа всему человечеству. ТВ выбросили из домов, взамен организовав сеансы коллективного просмотра концертов мучеников и первозванных апостолов демократии. Высшая мера наказания — нерукоподатость.
Книги | |
---|---|
Миры и герои | Для миров и популярных героев был создан отдельный шаблон. |
Книги (русскоязычные) | Для книг на русском языке был создан отдельный шаблон. |
Книги (на других языках) | Для книг на других языках был создан отдельный шаблон |
Авторы | Для писателей был создан отдельный шаблон. |
См. также | Литература • Театр • Классика школьной программы • Классические средневековые романы • Литература ужасов |
← | Навигация |