Чайф
«Чайф» — одна из наиболее популярных групп русского рока, заслуженно занимающая место в созвездии его «легенд». Возникла ещё в 1985 году и успешно продолжает деятельность по сей день. Многие песни группы стали народными хитами и, конечно, заняли почётное место в репертуаре дворовых музыкантов. «Чайф» относится к уральскому рок-клубу, где соседствует с такими легендами РуРо, как «Наутилус Помпилиус» и «Агата Кристи».
Большую часть текстов группы пишет её фронтмен, Владимир Шахрин, хотя и песни друзей «Чайфы» исполняют нередко. Тематика песен — обычно позитивная или лиричная, часто с юмором описываются всякие бытовые ситуации и весёлое рок-н-ролльное времяпровождение. Хотя грустные песни тоже встречаются, благо тембр голоса и манера пения Шахрина хорошо подходят для того, чтобы о чём-то петь с надрывом. В плане музыкальной составляющей песни нередко представляют собой типичный рок-н-ролл, блюз или рэгги, хотя бывает и иначе[1].
Что касается названия, то загадочное слово «Чайф» придумал самый первый гитарист группы Вадим Кукушкин, составив его из слов «чай» и «кайф», и означает оно чай, сваренный в кофеварке (то есть, фактически, чифир), который музыканты употребляли на репетициях. Изначально название группы писали как «Чай-Ф», однако, поскольку из-за такого написания его нередко читали, как «Чай-Эф», музыканты переименовались сначала в «ЧайФ», а потом — просто в «Чайф».
Состав[править]
Нынешний состав, он же самый «долгоиграющий»:
- Владимир Шахрин — вокал, гитары, губная гармошка
- Владимир Бегунов — гитары, вокал
- Вячеслав Двинин — бас-гитара (с 1996)
- Валерий Северин — ударные (с 1989)
Кстати, к «Чайфам» на огонёк частенько заглядывали другие легенды русского рока. В частности, в первой записи «Белой вороны» в припеве помогает голосить сам Вячеслав Бутусов, друг и соратник по Свердловскому рок-клубу. А в «Псах с городских окраин» подпевают Александр Ф. Скляр («Ва-БанкЪ»), Гарик Сукачёв и Костя Кинчев (если точнее, последний просто подвывает — петь внятно к моменту записи ему было затруднительно).
Четыре героя — четыре темперамента: Шахрин — сангвиник, Бегунов — холерик, Северин — меланхолик, Двинин — флегматик.
Дискография[править]
- 1985 — «Жизнь в розовом дыму». Двойной магнитоальбом, сделанный из демо-альбомов «Волна простоты» и «Дурные сны», на CD не переиздавался, хотя песни из него впоследствии были перепеты в «Оранжевом настроении».
- 1986 — «Субботним вечером в Свердловске». Именно после этого магнитоальбома о группе узнали за пределами Свердловска. Впоследствии он долгое время считался утраченным, в итоге был мало-мальски восстановлен из наиболее сохранившихся записей.
- 1987 — «Дерьмонтин» и «Дуля с маком». С этими двумя альбомами история противоположная «Жизни в розовом дыму» — всё было записано скопом, а потом разделено на два альбома.
- 1990 — «Не беда». Первый альбом на виниле и первая профессиональная запись.
- 1991 — «Четвёртый стул»
- 1992 — «Давай вернёмся»
- 1993 — «Дети гор»
- 1995 — «Пусть всё будет так, как ты захочешь»
- 1996 — «Реальный мир»
- 1999 — «Шекогали»
- 2001 — «Время не ждёт»
- 2003 — «48»
- 2006 — «От себя»
- 2013 — «Кино, вино и домино»
- 2019 — «Слова на бумаге»
Автор данной статьи взял на себя наглость отдельно вынести альбомы «Симпатии» (2000) и «Свой/Чужой» (2009) — они считаются номерными, но представляют собой сборники кавер-версий на песни других музыкантов, известных и не очень.
Также Чайфы очень любят время от времени выпускать акустические альбомы, включающие их известные песни в акустических аранжировках и раритеты с первых магнитоальбомов. Серия получила название «Оранжевое настроение» и состоит из таких альбомов: «Оранжевое настроение» (1994), «Оранжевое настроение II» (1996), «Оранжевое настроение III» нет, просто «Акустические версии» (1999), «Оранжевое настроение IV» (2002) и «Оранжевое настроение V» (2008). На момент написания данной статьи обещают выпустить ещё одно «Оранжевое настроение» под номером… III.
Кроме того, примечательны сборники «Теория струн» 2017 года (у каждого успешного рокера наступает момент, когда он записывает альбом с симфоническим оркестром…) и «Изумрудные хиты» с ансамблем «Изумруд» (фолковая обработка с домбрами и балалайками).
А ещё они не только пишут песни для кино, но и время от времени сами появляются на экране: например, запомнился «дуэт „Поволжские перевзоны“» в исполнении Шахрина с Бегуновым из фильма «День выборов» или концерт в застрявшем лифте из фильма «День радио». Впрочем, в этих фильмах кто только не появлялся из русских рокеров.
Что здесь есть[править]
- Аллюзии, оммажи и пасхалки.
- Песня «Родная не плачь» представляет собой оммаж Бобу Марли. Собственно, он и в песне упомянут, а сама песня написана на музыку из «No Woman, No Cry», (которую скорее всего, Боб Марли не только исполнял, но и написал[2]).
- «Пригородный блюз № 3» — один сплошной оммаж Майку Науменко, да и вообще песня явно представляет собой подражание «Зоопарку». Кроме того присутствует фраза «Я обнаружил: авоська пуста. Значит всё, что я нёс, я не донес. И фараон был прав, как всегда». Ну и ещё упомянуты Артемий Троицкий и Шнур.
- Героиня песни «Не со мной» «Вчера ходила на „Агату Кристи“». В песнях «Твои сны» и «Про бобра и барабан» упомянут БГ. В песне «Уезжаю» — попутчица рассказчика слушает Чижа. В «Мимо» имеется отсылка на «Tequilajazzz». А в «Не мечтали» упоминается малоизвестная, но легендарная в узких кругах группа «Не ждали».
- «Он судьбу себе гадал по трамвайным номерам» в песне «Не зови» — отсылка к стихотворению «В ночь по новым адресам» Сергея Шкаликова, памяти которого и посвящена песня. Саму «В ночь по новым адресам» Чайфы тоже впоследствии спели.
- Припев песни «В её глазах» представляет собой перевод строчки «Is there anybody out there?» из знаменитых «Pink Floyd». Там же упомянуты Курт Кобейн и «Битлы».
- Буба из песни «Снился мне Аль Пачино» — это не тот Буба, который Касторский, а
актёр Вахтанг Кикабидзе (такое у него прозвище)Сергей Бобунец из "Смысловых галлюцинаций".
- Абсурдный рефрен. Самый абсурдный — в песне «Шекогали». «А трипапец, пец, пец, пец, пец, А трипапульки, пульки, пульки, пульки, пульки…» Тут ещё и вуглускры хороводы водят — то какой-то попец, то какие-то папульки.
- Неудивительно: песня-то - городской фольклор. Автор правки слышал её ещё до выпуска альбома, в исполнении каких-то бардов на передаче «В нашу гавань заходили корабли».
- А вот междометия в песне «Вольный ветер» складываются в слова «Дали дури, дали ум», что весьма гармонирует с текстом куплетов.
- Автор пишет про свой возраст. Шахрин часто воспевает своё взросление, понемногу переходящее в старение — «Ковбои», «Давай вернёмся», «Я тебя не нашёл (Уже)», «Спой мне песню про любовь», «Кончается век», «Время не ждёт», «Поменялся» и ещё много.
- Бонус для современников. Каким боком относится полиэтиленовый пакет к пиву в песне «Пиво», вряд ли кто-то сейчас поймёт. Перестройка, пиво разливное, стеклотара не всегда доступна (помните «Сектор Газа» с песней про банку?), но можно было просто налить пиво в достаточно прочный пакет, из которого потом пили через дырочку. Шахрин даже с какой-то теплотой вспоминал об этих временах в интервью.
- Босоногий ангел. В песне «Кто-то хитрый» говорится о том, что главная героиня, маленькая девочка, ожидает наступления тёплой погоды, чтобы босиком пройтись по луже. Песня, кстати, посвящена младшей дочери Шахрина (на момент издания песни — одиннадцатилетней).
- Голос как из рации. В финале песен «В её глазах» или «Точка», например. А беседа Полевой и Шахрина в конце «Всему своё время» звучит, как телефонный разговор.
- Добро — это приятно. Лирический герой песни «Кончается век», на первый взгляд — простой обыватель, в действительности представлен как по-настоящему счастливый, гармоничный человек. Он доволен тем, что имеет, любит свой дом и семью, и как результат — «раньше всех в его доме проснётся любовь». Подразумевается, что у него-то как раз есть всё, чтобы встретить новый век. А если инопланетяне прилетят, он и с ними разве что хотел бы познакомиться и попросить их показать мир, а не изводит себя теориями заговоров.
- За себя и за того парня. Концертные версии «Всему своё время» Шахрин исполняет без Насти Полевой, поэтому получается, что переживания обоих героев оригинала переданы ему одному. Впрочем, ещё вопрос, была ли эта песня изначально написана на две роли.
- Зелёная басня. «Песня про гадость». Довольно милая песня, герой которой рассказывает, как он не хочет, чтобы рядом с ним находилась АЭС. А песню «Гады» обрамляет повторяющийся куплет с жалобами на плохую экологическую обстановку, которую скрывают власти, но центральная часть песни вообще о другом.
- Инопланетяне — герой песни «Кончается век» готов их встретить дружески, но без всякого раболепия. Настолько счастливому, гармоничному человеку не приходят в голову страшные фантазии по поводу них. «Он бы их попросил, чтобы за ночь успеть белый свет посмотреть, да к утру назад домой прилететь».
- Красавица Икуку. В песне «Шаляй-Валяй» слышится «До свиданья, милый друг, ты уходишь под каблук» (в оригинале друг уходит «как-то вдруг»). В «17 лет» слышатся «майского Будды тюльпаны» («май, снова будут тюльпаны»). А в совместной с Ютой песне «Ждали» имеется отличная фраза «Мы с тобой курили труп кумира», вызывающая ассоциации с одной немецкой художницей, которая якобы заполучила похищенные остатки праха Курта Кобейна и собиралась их забить в косяк, чтобы публично скурить. Но на самом деле в песне курят всего лишь трубку мира.
- Крик в небеса. Герой песни «Никто не услышит» воет с тоски на луну, а героиня «В её глазах» кричит в темноту припев.
- Крутая тачка. «Джип-бип-папа» — тот самый джип, который купил этот самый папа и теперь уделяет машине больше внимания, чем жене.
- Ксеномания. В песне «Вольный ветер» обстёбано тогдашнее повальное увлечение Востоком в целом и боевыми искусствами в частности.
- На тебе! — в песнях «Чей чай горячей?» и «Что мы делали в прошедшем году?» довольно едко высмеивается современная культура, Интернет и даже политика. А также и общество, интересующееся ими. «Мир волнуют секс, еда и коты».
- Непокорные, несгибаемые, несломленные — «Не спеши» вся об этом. «Не спеши ты нас не любить, не считай победы по дням, если нам сегодня с тобой не прожить, то кто же завтра полюбит тебя?»
- Не дождалась. Героя песни «С войны» долго ждали, но в итоге его встретил врезанный в дверь новый замок.
- Орато. В оригинале песни «С войны» Шахрин не особо громко выкрикивает фразу «Врёшь, музыкант!», но на концертах это принято орать всем залом, как и при исполнении дворовыми гитаристами (особенно аутентично получается, если слушатели примерно в том же состоянии, что пьяный мужик из песни). Похоже и со словом «Достали!» в отношении рядящихся по телику политиков в песне «Никто не услышит».
- Открытый финал. Чем закончилась песня «С войны», неизвестно. Как знать, возможно, его покалечили или вовсе случайно убили? Или повторяющийся в финале первый куплет изображает, что он поднимается и, пошатываясь, идёт дальше, подобно раненому Моро?
- Ошибка нарочно. Придуманное Бегуновым название альбома «Дерьмонтин». Дермантин и так-то не особо качественный материал, но в этом случае, видимо, совсем плохой. А в названии песни «Камарека» не хватает дефиса, и в результате название реки превращается в забавное и непонятное словечко.
- Пацаны с раёна. «Псы с городских окраин», где проводятся параллели между жизнью тусовки гопников и злобной собачьей своры.
- Песня о времени года. Очень часто у «Чайфов» упоминается то или иное время года — «Сентябрь», например, или «Что такое зима». А песня «А у нас, как всегда» представляет собой сравнение апреля в Париже, Гаване и на Майорке с родным уральским апрелем.
- Песня о железной дороге. «Антипаровозная», о мелькающих за окнами интересных сценах. Несмотря на название и заявление рассказчика, не похоже, что он не любит железную дорогу (впрочем, он же явно не на паровозе едет). «Уезжаю» — взгляд на пассажиров глазами добродушного Шахрина. А ещё есть песня «Мимо», герой которой не особо доволен тем, что его дом расположен напротив шумного вокзала.
- Песня о песне. «Мой блюз», об особо личных песнях, которые пишут и поют только для себя. «Спой мне песню про любовь», о старой-доброй песне, которую её герои написали ещё в юности. А в «У зимнего моря» автор развлекает песней море, и абсурдный рефрен — это как раз эта песня и есть (по сюжету он просто не знает её слов).
- Песня про море. «У зимнего моря» о том, как морю грустно зимой, когда в нём никто не купается. «Матрос» — про лето и пляж. И «Нет горизонта», герой которой мечтает побывать на море, но не никак не может туда выбраться.
- Песня про хотение. В песне «Ветер-шалун» автор хочет стать ветром, рыбой, вороной и даже японским бульдозером. А ещё есть песни про нехотение — в песне «Неохота» (персонажам неохота идти в армию, вступать в партию или «гнусно заболеть»), а в «Песня про гадость» — жить рядом с потенциально опасной АЭС.
- Подъезды и подворотни. Песня «Шаляй-валяй» о мирных посиделках в подъезде. «С войны» тоже начинается с того, что в парадном бьёт в нос резкий запах (а возле парадного можно и не только в нос получить).
- Полемизирующее произведение. «Белая ворона» — ответ на «Взгляд с экрана», что подсвечено в конце знакомым риффом. Сами «Наусы» в песне тоже упомянуты («Слава слушает Севу, Дима с Витей — Би-би-си») и вообще в записи первой версии поучаствовали лично — Вячеслав Бутусов издавал эти кошачьи вопли в припеве, а Дмитрий Умецкий сыграл басовую партию.
- Поэт и воин. Герой песни «С войны» не только песни сочиняет и исполняет, но и подраться умеет. Да и на войне явно не «писарем при штабе отсиделся».
- ПТСР. Песня «Точка» вся об этом: «Просыпаясь от того, что снова снится бой. В сотый раз он его опять закрыл собой…» Но пополам с Война — это круто: «Не считал он, будто годы отданы зазря. Как узнал он, кто он сам и кто его друзья?» И вообще, герой песни всё-таки больше получил, так потерял. «Не прожить нам против совести с тобой, браток» — это не о сломленном человеке.
- Реклама спиртного. Очень часто персонажи песен пьют пиво — собственно «Пиво», «Шаляй-валяй», «Сентябрь», «Вперёд» «Антипаровозная» и прочие. Героя песни «Способ» по утрам вчерашним пивом тошнит, а по вечерам он опять самоуспокаивается пивом. Также часто употребляют вино — «С войны», «Не со мной», «Давай вернёмся (Песня про бухло)», «Париж», «Всё это похоже на блюз»… Водку пьёт пассажир в песне «Уезжаю», попеременно с чаем, а в «Зелёном пиджаке» употребляют самогон. В общем, выпить тут любят, это далеко не все примеры.
- Сменить пол в адаптации. Так получилось в кавере на песню «Танец на цыпочках» Насти Полевой. Смысл стал несколько комичнее — танцующий на цыпочках Шахрин выглядел бы куда забавнее Полевой. Кстати, они оба и правда не особо высокие: Настя ростом 167 см, Шахрин — 170.
- Сочиняет слова. Чайфы такое любят, начиная с самого названия «Чайф». Слово «Шекогали» представляет собой иронический эрратив от «шейк» и «хали-гали», «Шабенина» сооружено из начал фамилий тогдашнего состава «Чайфа», а словом «Матаня» Шахрин называет задорные песни).
- Счастливо женаты. Очень многие песни Шахрина — его брак действительно счастлив, что редкость не только для музыкантов. С Еленой Шахриной они знакомы с 1976 года, женаты с 1980, и многие песни такого плана посвящены ей — «17 лет», «Но это так», «Крепость», «Не беда», «Родная, не плачь», «Секрет». В песне «Кончается век», впрочем, имеется в виду ещё чья-то счастливая семья — у Шахриных нет сыновей, зато дочерей две.
- Торгаш — это плохо. Песня «Чей чай горячей» на стихи Вадима Кукушкина: «Перспектива темна, как душа торгаша».
- Третий том «Мёртвых душ». Альбом «Четвёртый стул» должен был представлять собой саундтрек к одноимённому фильму, который так и не был снят.
- У нас на Бодуне засуха. Не удивительно, с учётом написанного выше в разделе про рекламу спиртного. Есть развесёлая песенка «Тайный знак», герой которого читает в полёте птиц этот самый тайный знак, призывающий опохмелиться. И следующая за ней в альбоме жалобная «Для меня (Похмельная)». Также с похмельных ощущений начинается «Пригородный блюз № 3», а потом уже рассказчик вспоминает, что было вчера.
- У страха глаза велики. Герой «Песенки про гадость», услышав раскат грома, думает было, что это взрыв на расположенной неподалёку атомной электростанции. Причём ядерный, в реакторе вряд ли возможный.
- Устаревшее название. Загадочное слово «Шабени́на» из одноимённой песни в альбоме «Дерьмонтин» обозначает группу «Чай-Ф» и склеено из начал фамилий Шахрина, Бегунова, Нифантьева и Назимова. Через пару лет барабанщик Владимир Назимов ушёл из группы, и на его место пришёл Игорь Злобин. Песню продолжали исполнять на концертах, и странную, но по-человечески звучащую шабенину на вырвиглазное шабенизло решили не менять.
- Чай… Ну а чего ждать от группы, которая в честь чая вообще названа? В песне «Никто не услышит» говорится, что если чая осталась одна пачка, то это беда, ой-ё. В «Утро, прощай» постоянно некие они мешают ложечкой чай (отсылочка к куда менее оптимистичному «Тёплому снегу» «Наутилуса»). Герой песни «Неохота» не хочет, не попивши чаю, на войну идти. Персонажам «Сальто назад» хочется чая с японской липой. Пассажир из «Уезжаю» пьёт то водку, то чай. Пьют чай и в «Молодёжной» и во «Всё хорошо», в «Мимо»… Ещё есть песня «Чей чай горячей», хотя она явно не про чай, а про политику.
- Чёрный континент. Собственно, «Африка», в которой поётся об Африке в целом, Египте в частности, а также о том, что Шахрин там не бывал.
- Шрамы от цензуры. В «Белой вороне» из «Дерьмонтина» говорится, что подруги героини — суки. В дальнейшем сами Чайфы решили смягчить риторику, и подруги стали просто заразами.
Примечания[править]
- ↑ «Сальто назад» из альбома «48», например, это вообще трип-хоп.
- ↑ Автором песни числится его друг Винсент Форд, но похоже на то, что добряк Марли передал своему другу авторские права, просто чтобы помочь ему финансово через роялти.