Религиозный бас
Ещё одно из распространённых амплуа для баса в музыкальном театре, помимо злодея, короля или благородного ментора, — это служитель культа, нередко высокопоставленный. Какой-нибудь верховный жрец, епископ или, на худой конец, священник-ментор. Троп имеет железобетонное обоснование в православной традиции: православная сакральная музыка о-очень любит низкие голоса, плюс почти в любой православной церкви найдётся клирик-бас, читающий во время богослужения Священное Писание (см. раздел «Реальная жизнь»). В католической церкви басам уделено меньше внимания, но и там их уважают.
В театре басам дают роли религиозных служителей по той же причине, что и роли королей: бас — это круто и внушительно. Если уж нести Слово Божие, то делать это самым внушительным голосом из всех возможных!
Разновидность тропа — когда басом поёт какая-нибудь могучая сверхъестественная сущность, но положительная.
Примеры[править]
Литература и театр[править]
- «Айвенго» — гроссмейстер ордена храмовников Лука Бомануар. В экранизации 1997 года его даже играет сэр Кристофер Ли, обладатель глубокого баса.
- А.П. Чехов, «Чайка» — «Помню, в Москве в оперном театре однажды знаменитый Сильва взял нижнее до. А в это время, как нарочно, сидел на галерее бас из наших синодальных певчих, и вдруг, можете себе представить наше крайнее изумление, мы слышим с галереи: «Браво, Сильва!» — целою октавой ниже... Вот этак (низким баском): браво, Сильва...»
- Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо» — мы доподлинно не знаем тембр голоса отца Ипата, который каждое утро за три версты перекликался с «громовым басом» Ново-Архангельским, вывезенным из Конотопа и застрявшим в разоренном поместье. Но по аналогии предположить можем.
- Андрей Белянин, «Тайный сыск царя Гороха» — отец Кондрат, «главный калибр» в борьбе с нечистью.
Музыкальный театр[править]
- И. С. Бах, оратории «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну» — в обеих партия Христа написана для баса.
- М. Мусоргский, «Хованщина» — старец Досифей.
- Его же «Борис Годунов» — Пимен.
- Моцарт, «Волшебная флейта» — Зарастро.
- Верди, «Дон Карлос» — Великий Инквизитор. Он же зловещий бас.
- Верди, «Сила судьбы» — Отец настоятель.
- Верди, «Набукко» — жрец Захария, мегакрутой предводитель иудеев.
- Верди, «Аида» — жрец Рамфис.
- Беллини, «Норма» — Оровезо.
- Доницетти, «Лючия ди Ламмермур» — пастор Раймонд, ментор и воспитатель главгероини.
- Россини, «Моисей и фараон» — Моисей.
- Лео Делиб, «Лакме» — Нилаканта, верховный брамин. До зловещего не дотягивает, но далеко не добр.
- К. Флойд, «Сусанна» — преподобный Олин Блитч. Терминальный случай обречённой влюблённости, ибо басам противопоказаны романтические отношения, а уж религиозным тем более. Особенно если они будут вести себя так же по-идиотски…
- И. Пиццетти, «Убийство в соборе» — архиепископ Томас Бекет.
- Н. Бретан, «Лучафэрул» («Утренняя Звезда») — архангел Михаил.
- Рок-опера «Жанна д’Арк» — тоже архангел Михаил.
- Рок-опера «Элоя» — и тут тоже архангел Михаил.
- Впрочем, там и Люцифер такой же, хотя он все-таки повыше, ближе к баритону.
- Рок-мюзикл «Последнее испытание» — Король-Жрец Истара, по образу действий благонамеренный экстремист, по результатам — апокалиптический маньяк. Причём именно в исполнении Толстокорова, Фёдор Воскресенский скорее баритон.
- Фёдор Воскресенский не «скорее баритон», а очень высокий баритон, на самой грани с тенором. Как его взяли на эту роль — вообще непонятно.
- А это называется «талант превыше
внешноститембра» — потому что сектантскую экзальтацию Воскресенский отыгрывает гениально.
- А это называется «талант превыше
- Глава Конклава магов Пар-Салиан тоже подходит.
- Фёдор Воскресенский не «скорее баритон», а очень высокий баритон, на самой грани с тенором. Как его взяли на эту роль — вообще непонятно.
- Вагнер, «Кольцо нибелунга» — Вотан. Педаль в пол: он вообще бог.
- Э. Уэббер, «Иисус Христос — суперзвезда»: первосвященник Каиафа. По совместительству зловещий бас. А вот священник Анна исторически приходился Каиафе тестем, а значит, был минимум лет на 20 старше его — поёт козлиным тенорком (английская Википедия утверждает, что партия написана для контратенора).
- Не обязательно. В подобной среде, наоборот, было бы более вероятным, что они были ровесниками и что для укрепления политического союза двух саддукейских семейств Каиафа — взрослый мужик за 30, взял в жёны подростка, молоденькую дочку тенора, которой на тот момент, скорее всего, не было и 15. Впрочем, некоторые историки утверждают, что Каиафа был орудием, через которое Анна осуществлял свою власть, но с уверенностью это доказывает лишь больший авторитет Анны (как-никак, первосвященником он стал за много лет до Каиафы).
- Тот же персонаж в мюзикле «Мастер и Маргарита» — чудо одной сцены. За счёт сабжа передавливает даже Пилата.
- Кобзон игравший этого персонажа - драматический баритон из палаты мер и весов
Визуальные романы[править]
- Fate/stay night — крутой священник (и хитрый гад по совместительству) Котомине Кирей. В его случае религиозный бас идет вместе со зловещим.
Настольные игры[править]
- WarHammer 40,000: очень, очень многие космические десантники обладают именно таким голосом, ну или, по крайней мере, баритоном. А в случае с Лоргаром он становится ещё и зловещим.
Реальная жизнь[править]
- Только не говорите, что в реале вы такого ни разу не слыхали. «Гоооосподу помооооолимся»!!
- Максим Дормидонтович Михайлов — педаль в пол. До революции и некоторое время после служил протодьяконом, потом, не снимая сана, уволился и поступил в оперную труппу. Был артистом Большого театра, пел во фронтовой бригаде, снимался в кино, в том числе в «Иване Грозном» Эйзенштейна в роли… протодьякона. Сцену коронации царя пришлось в монтаже сократить — так долго стосковавшийся по церковному пению артист выводил своим мощным голосом одну ноту. Что характерно, его сын и внук — тоже оперные басы.
- Андрей Захарович Шеховцев — педаль в подпольную крипту. От баса этого легендарного протодиакона гасли лампады и лопались стёкла.
- Андрей Лазаревич Мазур — архидиакон патриархов Алексия Второго и Кирилла.