Чиж
В данной статье речь пойдёт о творчестве Сергея Чигракóва по прозвищу «Чиж» — поэта, композитора, музыканта-мультиинструменталиста, хиппаря и легенды русского рока. Больше всего он известен в качестве фронтмена группы «Чиж & Co» (aka «Чиж и компания») хотя стал знаменит ещё до неё, и многие его песни, вошедшие в репертуар группы, были хитами ещё во времена сольного творчества. Собственно, поэтому статья и называется просто «Чиж», а не «Чиж & Co» (хотя, конечно, на неё поставлены перенаправления со многих вариантов написания названия группы). Так или иначе, Чиграков стал автором и/или исполнителем немалого количества всенародных хитов, которые по сей день остаются весьма популярными.
Немного истории[править]
Сергей Чиграков, уроженец города Дзержинск Нижегородской области, начал выступать на сцене ещё в четырнадцать лет, вместе с братом[1]. Музыкант он профессиональный, закончил музыкальную школу по классу аккордеона, отучился в ленинградском институте культуры на дирижёра и в консерватории на барабанщика, да и вообще много на чём умеет играть. По завершении учёбы работал в школе учителем музыки и тогда же играл в дзержинской группе «ГПД». В 1986 году на фестивале познакомился с другой группой с точно таким же названием, харьковской «ГПД» (чуть позже переименованной в «Разные люди» и ставшей известной под этим именем), перешёл в её состав и уехал в Харьков. Как раз тогда фронтмен «Разных людей» Александр Чернецкий тяжело заболел, и группа временно стала выступать с песнями Чижа (альбом 1991 года «Буги-Харьков» полностью состоит из них).
В 1993 году Чиж решил заняться сольным творчеством, перебрался в Санкт-Петербург и выпустил альбом «Чиж», обречённый на успех — ведь в его записи вызвались помочь музыканты «ДДТ» и даже сам БГ (именно он подпевает в песне «Хочу чаю»). После этого Чиграков собрал уже постоянный состав, который как раз и был назван «Чиж & Co». Публика сразу же хорошо приняла его творчество, и Чиж занял заслуженное место в созвездии легенд русского рока, а его песни разошлись по хит-парадам на радио и тетрадкам дворовых гитаристов. Под этим названием группа выпустила не так много студийных альбомов, последний из которых вышел аж в 1999 году (хотя не так давно было объявлено о подготовке к записи нового альбома спустя 20 лет молчания). Впрочем, то, что «Чиж и Компания» не выпускали своих альбомов, не значит, что проект бездействовал: концертная деятельность не прекращалась, и параллельно Чиграков записывал всевозможные совместные проекты со многими другими музыкантами, как один, так и вместе с «Компанией», а также сольные альбомы.
Также стоит заметить, что Чиж исполнял довольно много песен своих друзей (альбом «…О любви» почти полностью из каверов и состоит, включая суперхитовую заглавную песню, которую написал приятель Чижа, питерский хиппан Олег Тарасов). Поскольку группа Чигракова стала более известной, многие и не знают, что настоящие авторы и первые исполнители песни «Солдат на привале» — группа «Полковник и однополчане», «Russo matroso» — Захар Май, а «Дверь в лето» — Сергей «Коча» Кочерга. Ниже эти песни будут упоминаться, но с оглядкой, иначе так можно и вовсе начать разбирать в статье о Чиже советские шлягеры из альбома «Бомбардировщики» или, скажем, «Пригородный блюз», «Бездельника» или «Дурачка», каверы на которые он тоже исполнял. К тому же нередко приходится поправлять любителей цитат, подписывающих строки из любой песни, исполненной Чиграковым, его именем, не зная, что он не всегда автор текста.
Дискография[править]
Чиж с Компанией и сам по себе[править]
- 1993 — Чиж (сольный)
- 1994 — Перекрёсток
- 1995 — …О любви
- 1996 — Эрогенная зона
- 1996 — Полонез
- 1997 — Бомбардировщики
- 1999 — Нечего терять
- 2001 — Гайдном буду! (сольный)
Совместные работы[править]
- 1991 — Буги-Харьков (Чиж и «Разные люди»)
- 1998 — Иллюзия («Чиж & Со» и Юрий Морозов)
- 2000 — Comeback (Чиж и Александр Чернецкий)
- 2004 — Капель (Чиж и «Avenue»)
- 2005 — Про слонов (Чиж и Павел Михайленко)
- 2005 — 44 («Чиж & Со» и «Разные люди» исполняют песни друг друга)
- 2007 — На грани изумруда («Чиж & Co» и Михаил Владимиров)
- 2010 — Имена («Ромарио», Чиж и Евгений Маргулис)
- 2016 — Волопас (Чиж и «Свободный полёт»)
- 2017 — Рок, блюз и драйв (Чиж и Фёдор Чистяков)
Что встречается в песнях[править]
- Аллюзии.
- Песня «Такие дела», посвящённая жизни русских рокеров в позднесоветские времена, содержит ряд отсылок к известным хитам той эпохи: «Разбираю последний мост» — «Да, я сам взорвал свой мост» («Компромисс» «Алисы»); «Мы уходили в подвалы, мы играли глубоко под землей» — «Мы спускаемся в подвалы, мы уходим на подпольные флэты» («Инструкция по выживанию», песня «Рок-н-ролльный фронт»); «В его уютной квартире есть газ, телефон и вода» — «В старых квартирах, где есть свет, газ, телефон, горячая вода» («Кино» «Бошетунмай»); «Каждый ловит свой собственный кайф» — «А мальчики в коже ловят свой кайф» («Трачу свое время» «Аквариума»).
- Песня «Дверь в лето» за авторством Сергея Кочерги основана на одноимённом романе Роберта Хайнлайна (который упомянут и в самом её тексте), а то, как её разместил Чиж в альбоме, отсылает к песне «Pigs on the Wing» знаменитых «Pink Floyd». Она точно так же обрамляет альбом, будучи разделена на пессимистическую и оптимистическую часть. Видимо, такая мысль пришла Чигракову из-за наличия в «Двери» прямой цитаты из «Pigs» — фраза о том, что кошке нужен дом, представляет собой переведённые строчки из оригинала, в которых собаку Кочерга заменил на кошку, а крылатых свиней — на злых детей и собак.
- Строчка в песне «Сен Симилья» «Я на крыше сто лет не сидел, я сто лет не ругался с женой») — отсылка к песне того же БГ «Аристократ» (где, кстати, тоже фигурирует сенсимилья).
- Антилопа-гну, в мото-варианте. Колясыч героини «Урал-Байкер блюза» не особо качественный и может запросто заглохнуть посреди дороги. «Извини, браток, но это не „Харлей“, а „Урал“». Хотя Валентина и на такой колымаге выглядит круто, к тому же в состоянии его самостоятельно починить, что достойно уважения.
- Антиреклама наркотиков. Хиппарь из песни «Ты был в этом городе первым» стал в этом самом городе не только первым хиппи и рокером, но ещё и первым наркоманом. А заодно и первым умершим от наркотиков. Написано под впечатлением от гибели знакомого музыканта из Дзержинска от передоза, отягощённого сахарным диабетом. В песнях «Любитель жидкости» и «Эрогенная зона» также идёт речь о героиновой зависимости, и она показана весьма печально.
- Антропоморфная персонификация. «Не ко мне» — пьяный лиргерой, слушая шаги в подъезде, думает: а вдруг к это к нему идёт Смерть (ну, или Жизнь, причём с этой он бы и выпить не прочь). А ещё песня «Я позвонил вам с телефона-автомата» полна подобного: «От одиночества сегодня получил я приглашение. Свечу зажгла Её Величество Луна […] И Летний сад нас больше не обнимет […] Ушла домой Её Величество Любовь».
- Бессонница. Герой песни «18 берёз» жалуется на то, что ему не спится. А потом ещё и добавляет «Мне б не спиться» (да, на примере этой песни можно объяснять правописание злополучных «-тся» и «-ться»).
- Бонус для современников. Некоторые нюансы в старых песнях сейчас мало кому понятны: например, почему персонажам «Такие дела» снится траверза, и что это вообще такое, для начала. А это столб линии электропередач, и покраской траверз тогда зарабатывали многие музыканты: дело это опасное, потому высокооплачиваемое.
- Босоногий поневоле. Герой песни «Дополнительный 38-й» «промок до нитки, но сбросил ботинки и остаток пути — босиком».
- В ожидании любви. «Глупенькая песня (Ассоль)» — рассказчик скрывает за маской беззаботного пьяницы-музыканта тоску по некой прекрасной Ассоли. Девушка Настя и её безымянный возлюбленный из песни «Нечего терять» взаимно мечтают друг о друге, и в итоге им всё-таки удаётся встретиться.
- Вербальный тик. Именинник, блин, из песни «День рожденья», блин, явно очень любит блины, блин.
- Война в Афганистане. Двойная песня «Невеста» / «Домой (жених)»: в первой части об ожидании возлюбленного с некой войны, во второй — о его радости от возвращения. Скорее всего, речь идёт именно о выводе войск из Афганистана. Сюда же и «Солдат на привале» Алексея «Полковника» Хрынова, более известный в виде чижовского кавера.
- Война во Вьетнаме. Народный дворовой хит «Фантом» стал общеизвестен благодаря Чижу, и с тех пор именно этот вариант текста стал «каноничным». Желающие оценить, насколько значительными бывали различия между версиями «Фантома», могут послушать вариант в исполнении Егора Летова, записанный ещё в 1989 году. Но исполнение Чижа куда больше подходило для того, чтобы крутить это по радио, в отличие от Летова, грозно рычащего на фоне жуткого дребезжания, так что чижовский вариант стал куда известнее.
- Говорящее имя. В песне «В старинном городе О.» фигурирует город Обломов. И действительно, в итоге тамошних «торчков» постиг грандиозный облом, что и в самом тексте подсвечено — «В который раз свое название старинный город оправдал».
- Голос как из рации. В «Фантоме» так передано радиообщение чистокровного вьетнамца лётчика Ли Си Цина с коллегой и земляком (видимо, Ван Ю Шином), причём голоса подаются со стереоэффектом — из разных наушников. Также в виде радиоголоса звучит первый припев в песне «Бомбардировщики».
- Грустный клоун. Не клоун, но близко. Героя песни «Мне не хватает свободы» гнетёт творящееся в стране безобразие, вплоть до того, что он уже подумывает о самоубийстве. Но на хлеб он зарабатывает, развлекая пьяную публику, которая вникать в его песни и не пытается — «Я, надрываясь, на сцене пляшу как паяц. Люди бухают, и им на меня наплевать…». У героя песни «Ассоль (Глупенькая песня)» настроение полегче, но и он, известный как беззаботный весельчак, скрывает тоску по неведомой возлюбленной.
- Гулаги и рабы — «Хочу чаю». «Ой, мама, долгая дорога / Да советская тюрьма — / Это то, что не от бога, / Это то, что от дерьма».
- Жемчужина у моря. В исполнении Чижа стала знаменита любимая одесситами «Прогулка по Одессе», написанная его другом, основателем Одесского рок-клуба Игорем Ганкевичем, на тот момент уже покойным.
- Заливать горе. В песне «Мне не хватает свободы» у рассказчика возникает желание из-за того, что он видит вокруг, не только залить горе водкой, но ещё и закурить косяком, а то и заколоть чем-то внутривенным.
- Колыбельная песня. Второе название песни «Мышка» — «Колыбельная хиппи», и звучит она соответствующим образом.
- Красота — это проклятие. Героиню песни «Не говорите мне о ней» достало то, что её все вокруг хотят. Даже в самолёте, на котором она решила улететь ко всем чертям, к ней приклеился пилот.
- Любовный многоугольник. В ансамбле «Вечная молодость» всё сложно: вокалистка влюблена в ударника, ударнику нравится клавишница, той снятся соло-гитарист и учитель пения, а учитель пения женат, имеет роман с географичкой, ещё и на переменах целуется с директором школы. «Вот такая вот музыка, такая, блин, вечная молодость» ©
- На тебе!. «О любви» — выпад в сторону попсы[2]. Ну а в ранних песнях от души доставалось советской действительности.
- Название-розыгрыш. «Динамовский вальс» вовсе не про футбол, а «Эрогенная зона» — совершенно не о сексе.
- Неприязнь создателя к своему творению. Внутрипесенное: «Глупенькая песня» и «О любви» повествуют о написании песен, причём таких, которые сами авторы воспринимают, как бестолковую попсу.
- Незапланированная беременность. Героиня песни «Она не вышла замуж» осталась матерью-одиночкой: для её возлюбленного возможность наконец-то удрать «за бугор» оказалась куда важнее, чем ожидаемый ребёнок. Также в воспоминаниях рассказчика в песне «Гайдном буду», в юности его подруга «залетела, но слава богу, всё обошлось тем же летом».
- Обрубленный конец. В версии песни «То измена, то засада» из альбома «Эрогенная зона» — с прикрученным фитильком, поскольку концовка всё-таки есть. В самом финале музыка замолкает, и последнюю строчку Чиграков бормочет до того тихо по сравнению с остальным, что её можно просто не услышать, если не слушать эту довольно шумную песню на большой громкости. Во времена кассет эта песня, кстати, шла последней на стороне A, поэтому создавалось впечатление, будто просто закончилась плёнка, и что-то не влезло. В следующем альбоме Чиж снова исполнил эту песню, исправив описанный недочёт.
- Очень длинная песня — концертная «Вечная молодость» из альбома «Эрогенная зона» длится 11 минут. Во-первых, между куплетами добавлен ещё и припев из песни «Мечта сбывается» весьма уважаемого Чижом Юрия Антонова. Во-вторых, музыкантам оставлено место повыпендриваться: после слов «она была влюблена в ударника» группа замолкает, и барабанщик несколько минут демонструет своё мастерство, а по завершению этого тарарама Чиж поёт строчку про соло-гитариста, и начинается содомирование гитары в стиле Джимми Хендрикса, переходящее в исполнение всей группой знаменитого риффа из дип-пёрпловской «Smoke on the Water» в течение ещё пары минут, после чего наконец продолжается «Вечная молодость».
- Очистительный дождь. Лиргерой песни «Менуэт», гуляя по ночному городу, в итоге попал под дождь. Но и это он воспринял с оптимизмом: «И вода смывала с меня пыль и пот и усталость прожитых лет…».
- Перекличка — интро альбома «Перекрёсток» отсылает к «Глупенькой песне» из предыдущего, ещё сольного альбома. В песне «Урал-байкер блюз» в качестве главного героя выступает сам Чиграков, и по сюжету он исполняет для подвозящей его мотоциклистки несколько своих песен. В песне «Зверёк» лирический герой утверждает, что если бы был неведомой зверушкой, то не пел бы «Фантом». А в финале песни «Гав-гав» использована отсылка к песне «Автобус».
- Перестройка показана во всей красе в раннем творчестве — «Моя перестройка», «Предпоследняя политика», «Я не хочу». Сюда же полковничий «Солдат на привале». А особенно хорошо переходный период продемонстрирован в песне «Автобус» на стихи Андрея Шулико, в которой одновременно проступают элементы загнивающего «совка» и того, за что впоследствии будут помнить бесславные девяностые — в частности, начинающая формироваться прослойка «новых русских». Песня «Окей» — пожалуй, уже о девяностых, хотя описанный в ней городок маленький, и разница с восьмидесятыми в нём не особо-то заметна[3].
- Песня про железную дорогу. Любит Чиж эту тему: «Снова поезд», «Еду, еду», «Дорожная № 2», «18 берёз», «Дополнительный 38-й». Причём последняя именно что про саму железную дорогу: означенный поезд догнал героя, когда тот уже и так дошёл в пункт назначения пешком по шпалам.
- Промискуитет. Конечно — хиппи же, фрилав, вот это всё, так что время от времени герои Чижовых песен вступают в случайные связи с разными барышнями, профессиональными и не очень. Учитель из «Вечной молодости», «хоть был и женат, имел роман с географичкой», а также с директором школы. А по поводу песни «Перекрёсток» жена даже устроила Чигракову допрос — мол, кого это ты там отодрал и имени не спросил? Хотя описанная в песне история полностью вымышлена (ну, по крайней мере, Чиж так говорит).
- Реклама наркотиков. «Сен Симилья» — прямо-таки торжественный гимн заглавному зелью (так марихуана называется, ежели кто не знал), которую рассказчик величает своим флагом и светом. Да и вообще нередко в песнях наркотики упоминаются в нейтральном ключе — «В старинном городе О.», например, или «Мышка (Колыбельная хиппи)», а что не является явной антирекламой — то немножко реклама, поскольку вызывает мысль, мол, если крутой рокер Чиграков считает это дело чем-то обычным, значит, ничего страшного нет в том, чтобы это попробовать.
- Реклама алкоголя. Тоже есть несколько — «Hoochie Coochie Man», например. Нет, это не кавер на классический хит Мадди Уотерса, но названа песня таки в честь него, и именно этого знаменитого блюзмена герои чижовской песни и слушают («пока я буду наливать, братишка, Мадди заводи»).
- Самодиссонирующая музыка. «На поле танки грохотали», которая вообще-то предсмертная песня погибающего танкиста, Чиж исполнил крайне задорно. То же самое и с другой композицией на тот же мотив[4] — «Машинистом», записанным для сборника «Митьковские песни»: весёленькая песенка про ужасную железнодорожную катастрофу. А припев опуса про наркоманов из города Обломова звучит так пафосно в плане как текста, так и манеры исполнения, что получается весьма комично.
- Свинья-страшилка — дикий кабан, повстречавшийся персонажам песни «Фонарик». Чем дело кончилось, остаётся неизвестным.
- Семейная лодка разбилась о быт. Отношения главных героев песни «Гайдном буду», начавшиеся ещё в школе, с годами переросли в форменное безобразие.
- Танец любви. «Космический Вальс», «Менуэт», «Полонез». Последняя песня, правда, на самом деле посвящена дочери, но по тексту это не очевидно.
- Тракторная столица. «Буги-Харьков» из альбома «Буги-Харьков». Песня рассказывает про Харьков, каким он тогда был.
- Ты и вы. В песнях «Я позвонил вам с телефона-автомата», «Динамовский вальс» Чиж пафосно обращается к возлюбленным на «вы». Первая косит под романс, а во второй такое обращение оттеняет общую бафосность ситуации.
- У нас на Бодуне засуха. Песня «Still Life» вся про похмелье, а в «Любителе жидкости» под конец характерный сушняк описывается, как «кто-то чёрный разжёг в его горле огонь» (кстати, обе песни написаны Вадимом Демидовым из группы «Хроноп» — видать, он в этой теме знает толк). Песня самого Чижа «Доброе утро», как становится понятно под конец, тоже про это дело («боюсь, когда кончится чай, мне придется пить анальгин»), да и написана в соответствующем состоянии.
- Украшения для волос. У героини песни «Полонез» в волосах колокольчик, который звучит
ля-бемолемсоль-диезом. - Хиппи — ну естественно, куда же без них. «Мышка», например, так и называется по-другому: «Колыбельная хиппи».
- Чай. В песне «Доброе утро» Чиж похмеляется чаем. В «Если» утверждает, что если бы был чаем, то точно не турецким. В «Дорожной № 2» гоняет чаи с проводницей. А уж героиня песни «Хочу чаю» этого самого чая так хочет, что прям вообще.
- Шрамы от цензуры. Вернее, от самоцензуры. В концертном варианте песни «Я подобно собаке» Чиж поёт соответствующую строчку, как «В этом городе странном прикольные всякие лица», хотя в студийной версии город был «сраным». Действительно, ведь жители города, пришедшие на концерт, могут принять подобное оскорбление на свой счёт (тем более, что официальная концертная запись с самоцензурой сделана не абы где, а в великом Иерусалиме).
- Эффект Реквиема по мечте. Популяризированная Чижом «Вот пуля просвистела» про анархиста-вигиланта ошибочно считается народной песней, написанной во времена Гражданской войны, даже в «книжечке» альбома сказано, что она народная. Хотя на самом деле песня написана всего лишь в 1983 году, изначально называлась «Комиссар», её авторы — Михаил Тинкельман и Игорь Шолк, и изначально это исполняли «Автоматические удовлетворители» в своей характерной манере и с незначительными отличиями в тексте.
- Я буду ждать тебя. «Невеста», в которой девушка дожидается жениха с войны (кстати, судя по продолжению, всё-таки не очень добросовестно дожидается). А сам Чиж из «Я подобно собаке» ждёт любимую, сидя в подъезде.
Примечания[править]
- ↑ Кстати, прозвище «Чиж» изначально принадлежало именно Владимиру Чигракову, Сергея же называли «Чиж-младший».
- ↑ Причём Чиж утверждает, что слова «как крутой» по задумке автора, Олега Тарасова, вовсе не намекают на мэтра отечественной поп-музыки Игоря Крутого, и имелся в виду просто кто-то крутой. Хотя и уточняет, что у всех, включая его самого, возникли ассоциации именно с тем самым Крутым.
- ↑ Кстати, это не Дзержинск, как можно подумать, а Вентспилс, где Чиграков служил в армии.
- ↑ Дело в том, что они обе произошли от шахтёрской народной песни «Коногон» с той же мелодией и примерно такой же тематики, но про шахтёров.