Крылья (роман)
«Крылья» — роман Юрия Нестеренко в жанре твёрдой научной фантастики (который, тем не менее, был издан в фэнтезийной серии издательства «Эксмо»). Желающие могут прочитать его здесь.
Сюжет[править]
Главная героиня — Эйольта Лаарен-Штрайе, родившаяся с крыльями в мире бескрылых аньйо (инопланетян), в котором крылатые считаются посланниками дьявола.
Отец главной героини пропал в море ещё до её рождения. В деревне, в которой она родилась и жила первые годы, случилась эпидемия, и её сочли причиной. От расправы её с матерью спас проезжающий чиновник и взял их к себе. Он оказался королевским палачом. В его доме по книгам Эйольта научилась чтению и нескольким языкам, а также благодаря его урокам овладела оружием.
В подростковом возрасте она узнаёт о прилёте корабля из другого мира и решает, что предки крылатых прибыли со звёзд, и люди на корабле — предки крылатых. Бо́льшая часть книги посвящена её пути к кораблю.
В конце концов ей удаётся улететь с ними, хотя они оказываются не предками аньйо, а землянами, но крылья всё-таки пришлось отрезать.
Что здесь есть[править]
- Ай-всё — нано-технологии позволяют клепать целые приборы из единой молекулы, на-гора выдавая цельные объекты с гладкими поверхностями без острых углов. С прикрученным фитильком определённую тенденцию к сабжу можно проследить у жителей Гант-Ру, не делающих ничего угОльного из принципа.
- Атака голым фронтом — Эйольте, приговорённой к казни через утопление, удаётся вырваться от палачей и вступить в бой за свою жизнь и свободу. При этом на ней была надета лишь узкая юбка, по сути игравшая роль стеснявших движения кандалов, которую она, естественно, сбрасывает. Дополнительно она получает бонус в виде возможности бить противника крыльями, которые обычно вынуждена прятать под одеждой.
- Биологическое бессмертие — у людей благодаря нанороботам.
- Благородный дикарь — сочувственное описание аборигенов-нгарэйху. Обыграно, впрочем, своеобразно: мы не видим романтического образа воина с особым кодексом чести, вместо них — простодушные охотники, не желающие никому зла, но и не дающие себя в обиду, даже если ради этого придётся идти на определённую жестокость.
- Благонамеренный экстремист — «Дарвиновский комитет», тайная международная организация учёных, однажды решила, что большая часть человечества с его хаотическим мышлением, потаканием своим низменным страстям и безудержным культом потребления и размножения, обречена на самоуничтожение. Поэтому «дарвинисты» решили, что «если не может предотвратить, то возглавь» — проще говоря, они передали правительствам всех стран технологию нано-оружия массового поражения (обеспечив себя и своих сторонников мерами противодействия против него), а после войны предложили выжившим вечное блаженство в специальным камерах-автоклавах, где «гедонисты» тихо и вымерли, не оставив потомство. Таким образом, Землю унаследовали дарвинисты.
- Бронебойная стрела — обыграно пугающе реалистично во время обстрела флаэра из мушкетов и пистолетов.
- Гулаги и рабы — СССР и Сталин упоминаются дважды, и, закономерно для автора, ничего хорошего о них вы не услышите.
- Герой-прагматик пополам с Рыцарь в ржавых доспехах — главная героиня. В общем-то, изначально никому не хочет зла и стремится лишь реализовать свою мечту, но, раз за разом сталкиваясь с жестокостью и несправедливостью, вынуждена идти по трупам не только врагов, но и друзей. Разумеется, она пытается спасти, кого может, но, если уж так вышло, что враги — на хвосте, а подбирать своего — поздно, выбор становится пугающе очевидным…
- Ироническое эхо - не очень понятно, намеренно ли, но всё же. Купчиха, выручившая и отогревшая Эйольту после зверской метели, поинтересовалась у неё, не думала ли она как-нибудь себе крылья срезать, на что Эйольта гневно спросила, не думала ли та удалить себе ухо. Уже в конце пути крылатая задаёт вопрос Валерии, не думала ли она избавиться от своих грудей хирургическим путём. На что та совершенно спокойно спросила, почему бы Эйольте не отрезать себе крылья.
- Каннибализм — когда Эйольта оказывается на похоронном корабле хардаргского вождя, ей приходится питаться его мясом, чтобы не умереть с голоду.
- К этому привыкаешь — Эйольта не то, чтобы совсем никак не переживает за всех убитых ею по пути, но про себя, всё же, отмечает, что со временем убивать становится легче.
- Люди имеют свою цену — за Эйольту, которая, защищая свою честь, убила сына местного губернатора, назначают награду в 1000 ранайских йонков серебром. Её бывший друг детства Ллуйор, ставший бандитом, был оценен вдвое ниже. Саму Эйольту позже морской торговец продал принцессе Анкахе вместе с другим товаром за 9500 ктитойских монет (учитывая, что про всё остальное Анкаха сказала «Восемь тысяч, и ни тфархой больше», цена Эйольты, очевидно, составила 1500).
- Микротрещины в канве — полно таковых. Не очень понятно, например, как так выходит, что тйорлы удивительным образом «не приспособлены» к глубокому снегу и сугробам, но, при этом, Йарре не имел никаких проблем тащить Эйольту на себе в метель.
- Круто, но непрактично/Круто, но не так, как рассчитывалось — увы, полноразмерные крылья вовсе не дают шанса летать, максимум, планировать, аки Бэтмен. Зато выглядят стильно, да и в качестве оружия тоже подходят.
- Полетать по-настоящему Эйольта смогла только под куполом базы на одной из лун родной планеты (там гравитация меньше).
- Люди-плюс — земляне с нанороботами. Бессмертны (хотя и убиваемы). Для построения своего рая им пришлось уничтожить тех, кто не был согласен с их выбором.
- Нечеловеческая психология — главным образом, у айньо: любви, как таковой, — нет, есть только «временные помутнения рассудка» на время брачного сезона. Бытовая жестокость им — вполне себе свойственна, но за всю свою историю по-настоящему крупных войн у них ни разу не было. Что логично, потому как предками аньйо были вовсе не местные аналоги обезьян, а мелкие крылатые хищники. В куда меньшей степени проявляется у людей-землян.
- Не лошадь — тйорлы. Шестилапые парнокопытные циклопы с мощными рогами. А заодно сторожевые не псы и другая фауна, отличающаяся от земной.
- Не любит обувь — главная героиня. В детстве стала носить обувь только потому, что «ходить босиком неприлично». Но в нескольких сценах оказывается босиком поневоле.
- Не люди — аньйо. Играют в сюжете ту же роль, что и обычные люди, хотя и отличаются от них существенно, что постепенно раскрывается на протяжении всего романа (в начале которого воспринимаются скорее как люди с другой планеты с незначительными отличиями вроде наличия брачного сезона).
- Неудобных точек зрения нет — а что стало с теми, кто не жаждал вечного блаженства, но и примыкать к дарвинистам не хотел?
- Обрамление — книга написана в жанре найденной рукописи — электронной тетради, написанной Эйольтой перед тем, как она покинет родную планету.
- Операция под фальшивым флагом — бандиты, напавшие на пришельца с целью завладеть его кораблём, действовали по приказу местного правителя.
- Оттолкнуть, чтобы спасти — не получилось: пытаясь отпугнуть выстрелами верного тйорла Йарре, увязавшегося вплавь за кораблём, Эйольта из-за качки нечаянно подстрелила скотинку. Насмерть. Что за идиот!ка…
- Также аллюзия-перевёртыш на знаменитую сцену из фильма «Служили два товарища».
- Планетарный романс — собственно сама книга.
- Плохие люди — невзирая на то, что жестокость аньйо — весьма избирательна, и по-настоящему крупных жертв во время войн им удаётся избежать, как выясняется, эволюционировали они, главным образом, потому, что искали новые методы умерщвления себе подобных. О самих людях очень подробно высказывается начальник экспедиции землян, описывая историю человечества до создания «Дарвиновского комитета». Весёлого там — мало.
- Половой диморфизм — инверсия с зигзагом. У аньйо большинство половых признаков (включая, похоже, первичные) актуализируются лишь на время брачного сезона, женская грудь — на период кормления. Но вот формой носа мужчины и женщины различаются радикально.
- Предательская кавалерия — корабль, подобравший в открытом океане Эйольту и её спутников-нгарэйху, оказался работорговым. А богатый гантрус в Дорготе, накормивший голодную, оставшуюся без гроша Эйольту — сексуальным извращенцем, что для аньйо вообще большая редкость.
- Прекрасная принцесса — инверсия. Эйольта думает, что Анкаха окажется именно такой, а та оказывается безобразной старухой.
- А вот дочь конунга местных викингов-хардаргов Хэйги определённо ею была.
- Проблема крыльев и хвоста — проблемы крылатой протагонистки, вынужденной жить в обществе бескрылых соплеменников, описаны весьма подробно. В том числе и по части одежды.
- Раздеть, чтобы унизить — Анкаха пыталась таким образом заставить Эйольту надеть шутовской наряд, но Эйольта, в чьей культуре нагота постыдной не считается, предпочла остаться голой. А вот когда ей пригрозили тем же в зверинце, предпочла всё же «сотрудничать» со своими поработителями. «Перед Анкахой я стояла гордо, а гордо сидеть в клетке невозможно».
- Секс — это плохо — как и в других произведениях того же автора.
- Скрытный POV-персонаж — аверсия: Эйольта не скрытная, она просто не объясняет то, что воспринимает очевидным. Поэтому особенности мира аньйо и их самих (включая анатомию и физиологию) раскрываются читателю в случайно проскакивающих деталях крошечными дозами на протяжении всего романа.
- Смердяковщина - у Эйольты к концу путешествия не осталось никаких тёплых чувств к своей расе. Учитывая то, что её, крылатую, подавляющее большинство аньйо пыталось убить или всячески унизить, по большей части, просто за крылатость, - неудивительно.
- Сословная мораль — кастовое государство Гант-Ру, в котором каждая каста имеет свою мораль и систему ценностей.
- Срисованная фэнтезийная культура — хардарги явно срисованы с викингов, Ранайа и Илсудрум похожи на Европу в её либеральном и имперском вариантах, Ктито напоминает греческую колонию, а вот гантрусы ни на что не похожи (или, точнее, похожи сразу на несколько очень разных народов).
- Стремящийся в бессмертные — главная героиня в конце концов получает от людей бессмертие.
- Так было надо — по дороге протагонистка становится прямой или косвенной причиной множества смертей. И почти везде — совсем не по собственному желанию.
- Фантастический расизм — бескрылые аньйо веками подвергали крылатых жесточайшей дискриминации. В родной стране Эйольты юридически с этим покончено, но прежние суеверия ещё живы. В других странах всё ещё хуже — крылатых считают потомками дьявола, стоящими ниже низшей касты, на них не распространяется закон об отмене рабства и т. п.
- Хороший плохой конец - даже полноразмерные, крылья оказались почти бесполезным рудиментом. Никаких летающих аньйо Эйольта не нашла, а после всех её приключений дома её не ждёт ничего, кроме виселицы. Ни мамы, ни своих немногих оставшихся в живых друзей она уже никогда не увидит. Но кому это всё интересно, когда перед тобой - безграничные просторы космоса и команда из существ куда более разумных, чем твои средневековые собратья, только что желавшие тебя утопить за крылатость?
- Хрустальный дракон Иисус — Троекнижие.
- Шоу внутри шоу — стихотворение «Даже в самой обыденной жизни хватает тревог…»
Книги | |
---|---|
Миры и герои | Для миров и популярных героев был создан отдельный шаблон. |
Книги (русскоязычные) | Для книг на русском языке был создан отдельный шаблон. |
Книги (на других языках) | Для книг на других языках был создан отдельный шаблон |
Авторы | Для писателей был создан отдельный шаблон. |
См. также | Литература • Театр • Классика школьной программы • Классические средневековые романы • Литература ужасов |
← | Навигация |