Осенние визиты
Роман Сергея Лукьяненко в жанре городского фэнтези с элементами триллера.
Мир[править]
Иногда в наш мир приходят некие сущности — Визитёры или Посланники. Они олицетворяют собой разные варианты развития человечества.
Кто они или что, не знают даже они сами. Точнее, у них есть разные «легенды» о своём происхождении, но вот какая из них станет реальностью — зависит от того, кто победит.
Приходят они не по своей воле, они приходят, когда их ждут и чают в душе массы людей. Неудивительно, что последний (или всё таки крайний?) приход их состоялся в бывшем СССР на рубеже эпох.
Внешне Визитёры точные физические и психологические копии своих прототипов — простых людей, чьи психотипы наиболее соответствуют их целям, за небольшими исключениями: некоторые парапсихологические способности и (опционально) память о предыдущих воплощениях.
Визитёры и прототипы[править]
- Сила — полковник армии Украины Николай Шедченко. Наотрез отказывается помогать своему Визитёру, о чём потом горько сожалеет.
- Власть — депутат Рашид Хайретдинов. Визитёр, используя его связи, собирается стать крутым президентом (на первых порах, а далее ему и целого мира мало). Убивает прототипа — «власть не делится на двоих». Был Чингисханом, Наполеоном, Сталиным. По-своему очень любит Россию. Весьма сильно прописан. Вызывает симпатию не только у сторонников «сильной руки». Погиб глупейшим образом, лично приняв участие в решающей разборке.
- Добро — врач Анна Корнилова, считающая себя истинно верующей, добрая и мягкая девушка. А вот её Визитёр Мария — типичный храмовник. В итоге определяет себя не столько как «добро» или «свет», сколько как Рубеж, возможность для жаждущих чёткости людей бескомпромиссно и навсегда отделить хорошее от плохого. Есть и аллюзия к Змию-искусителю, но скорее мимолётная; в конце концов, Тьма здесь представлена другим Посланником. После того, как прототип убила Визитёра Силы, Мария стала убивать всех подряд без малейших колебаний.
- Развитие — потерявший веру в свой талант мальчик-поэт Кирилл Корсаков. Обладает такой силой воображения, что его двойник может изменить даже реальность. После гибели матери в самом начале Игры ребята были вынуждены скитаться по Москве, но вопреки всему выжили и дожили до самого конца.
- Знание — неизлечимо больной раком философ Аркадий Зальцман. Его Визитёр (Визард) самый приличный в книге, Зальцман отвлекает на себя посланных за ними наёмных убийц, а Визард объединяется в коалицию с Развитием и Творчеством.
- Тьма — её никто не звал, но с ней крепко дружил один киллер, педофил-теоретик Илья Карамазов. По сути просто свобода без моральных ограничений.
- Свет — последний раз приходил 2000 лет назад, сумел обернуть своё поражение чистой победой. Больше прийти не может, нет прототипа.
- Творчество — главный герой, фантаст Ярослав Заров, живущий в Казахстане, альтер-эго автора. Визитёр в прошлом был Джотто и даже Гитлером.
Сюжет[править]
Совершенно разные люди при разных обстоятельствах встречают своих двойников, объяснения получают тоже разные, но суть одна — мы должны исправить этот мир силой, любовью, et cetera. Только несчастному депутату уже всё равно — его ликвидировал сразу его же Посланник. Визитёр Силы, даже получив отказ прототипа, начинает игру и идёт на встречу с «Добром», где гибнет. Тем временем Карамазов, устранив некоего Семенецкого, получает заказ от того, что он зовёт «тьмой», на шестерых клиентов.
Он идёт на охоту, выдав себя за тупого мента, пытается поговорить с мамой Кирилла и прокалывается на знании Данте (да, он культурный мерзавец). Решив обезопасить себя, Илья убивает женщину. Кириллу удаётся сбежать. Следующий по списку — учёный. Убийство вроде бы удаётся. Но неожиданно Илья получает нагоняй от Тьмы, прототип сумел обманом спасти своего Визитёра. Карамазов выставляет претензии Тьме за нечёткий заказ, требует повышения боеспособностей, Тьма сдаётся — теперь он управляет ею...
В Алма-Ате Заров ночью в квартире встречает своего двойника. После долгих объяснений, сводящихся к «ты же фантаст», Заров верит дубликату и соглашается ехать в Москву в гущу событий.
Постепенно образуются альянсы. Винящий себя в смерти двойника полковник нанимается на службу к депутату. Виз (двойник Кирилла) объединяется с Визардом (двойником учёного). Кирилл примыкает к «Заровым». Доверия, конечно, нет, но «Добро» и Тьма страшат всех.
Визитёр Творчества, решив отдохнуть от смертного прототипа и заодно сам почувствовать себя «простым человеком», идёт к другу своего двойника — кося под него — и под видом фантастического романа рассказывает ему всю эту историю о Посланниках. Друг приходит в ужас и популярно объясняет, как комплексы и обиды одного человека могут разрушить мир. В итоге Ярослав находит своего Визитёра повесившимся, в предсмертной записке тот говорит об усталости и непонимании своего предназначения. Вероятно, Посланник проникся словами друга Ярослава. Зарову звонит Рашид и предлагает сотрудничество. Обдумав варианты, Ярослав переходит на службу к Власти в качестве пиарщика.
Мария зачинает ребёнка от Ильи. Анна, пытаясь замолить грех ревности, идёт в церковь, но высшие силы отвергают её, в отчаянии она уходит из жизни.
Кирилл и Виз снова вместе и прячутся на стройке. Ярослав узнаёт, где прячутся мальчики. Рашид предлагает использовать их в качестве живцов для Марии и Ильи. Мария и Рашид гибнут. Виз (или Кирилл) убивает Илью. Ярослав решает избавить мир от Виза, полагая, что такую силу нельзя доверить ребенку — тем более, пережившему весь этот кошмар и явно нехорошо изменившемуся. Но он не может понять, кто из мальчиков кто. Того ли он убил?
Открытый финал.
Что ещё[править]
- POV — особая способность Визитёра Творчества описывать события, которые он сам не видел, от лица случайных прохожих и других свидетелей.
- Авторский произвол (внутрисюжетно) — Заров доводит до слёз Кирилла, и так потерявшего маму, деконструируя дальнейшие судьбы героев своей книги. Оно конечно в воспитательных целях, но всё равно на грани тропа «получился мерзавец».
- Блевать после первого убийства — аверсия. Визитёры могут делать только то, что делали их прототипы, но если прототип убивал (или убил только что), то Визитёр в дальнейшем делает это с лёгкостью.
- Бонус для фанатов — книги Зарова отсылают к книгам самого Лукьяненко.
- Автор с самого начала полагал, что читатели в любом случае примут персонажа «писатель-фантаст» как альтер-эго его самого, так что решил не экономить на подсветке.
- Воскресла в концовке — Визитёр ребёнка в случае победы мог бы исправить гибель его мамы. По крайней мере, если бы не узнал заранее о её смерти на сто процентов, — тут важно было хранить кажущуюся неопределённость.
- Злой двойник — с фитильком. Визитёры могут делать только то, на что были (и стали) способны их оригиналы. Но в том, что могут, — уже не стесняются.
- Недобрый свет, незлая тьма — вот вы бы догадались, что Визитёр со стороны Добра — это порочная бисексуалка-сектантка?
- Нечаянное пророчество — авторы политических карикатур рисовали депутата Хайретдинова с трубкой Сталина. Так и вышло.
- Прокачка удачи — вероятность победы Визитёра напрямую зависит от того, как сильно верит в него его прототип.
- Слезогонка — описание смерти случайной прохожей, погибшей в бойне, которую устроил Илья Карамазов, изложенное от лица её же самой.
- Спойлерный трейлер — инверсия. Окровавленный нож и безумные глаза — у настоящей девушки, а её Визитёр в испуге стоит на заднем плане
- Твист Шрёдингера — прямо выпячиваемая особенность правил игры. У Визитёров разные взгляды на свою сущность и происхождение — кто-то помнит прошлые воплощения, кто-то считает, что их ни у кого не было, — но взгляд любого из них мог бы стать правдой в случае его победы. Мать Кирилла погибла — но, не узнай он и его Визитёр об этом наверняка, они могли бы сделать это событие «неслучившимся», сделать так, чтобы она оказалась «случайно выжившей» тогда. Прошлое изменчиво. Реальность неопределённа.
- Триллер — единственная книга автора в таком стиле.
- Порочная бисексуальность — Мария спит и с Анной, и с Ильёй.
- Откровение у холодильника — то, что Свет не может больше прийти, огромное счастье для человечества, ибо второе пришествие — конец света.
- Фан-диссервис — все моменты с обнажёнкой в экранизации выглядят очень натянуто и нелепо. Особенно сцена с Анной и Марией.
Книги | |
---|---|
Миры и герои | Для миров и популярных героев был создан отдельный шаблон. |
Книги (русскоязычные) | Для книг на русском языке был создан отдельный шаблон. |
Книги (на других языках) | Для книг на других языках был создан отдельный шаблон |
Авторы | Для писателей был создан отдельный шаблон. |
См. также | Литература • Театр • Классика школьной программы • Классические средневековые романы • Литература ужасов |
← | Навигация |