Планетарный романс
Планетарный романс — поджанр космооперы, чьё действие разворачивается на одной планете, часто средневековой. Планетарный романс как самостоятельное произведение обычно не рассматривается как космоопера, а рассматривается как самостоятельный, родственный жанр; однако многотомные космооперные саги часто включают в себя произведения, посвященные одной экзотической планете, являющиеся по сути планетарными романсами. Например, «Дюна»; есть подобные опусы и в Расширенной вселенной Star Wars, например «Выбор принцессы Леи», большая часть событий которого происходит на типичной «романтической» планете Датомир[1].
Типичные черты «романтической» планеты[править]
Планета, на которой разворачивается романс, обладает некоторыми характерными чертами, без которых хорошего планетарного романса не получится.
- Во-первых, она землеподобная, на ней можно дышать и жить без скафандров. По крайней мере, протагонисту.
- В «Аватаре» для людей без скафандров воздух не пригоден, но переселенцев в тела полуаборигенов это не касается. А для аборигенов планета весьма гостеприимна.
- Во-вторых, на ней что угодно, только не упорядоченное, законопослушное, технически развитое общество. Чаще всего там средневековье и ниже — всё, что колоритно смотрелось бы в фэнтези.
- Если на планете всё-таки известны высокие технологии, значит она постапокалиптическая, и большинство живёт жалко, нище и неупорядочено в осколках былых государств.
- Как вариант — высокие технологии могут быть известны маленькому, изолированному и скрытному обществу, не делящемуся ими с другими, или изредка появляющимся столь же скрытным и изолированным представителям власти межзвёздного государства, на территории которого находится планета.
- Общество там, скорее всего, резко классовое (если только строй не первобытно-общинный). На постапокалиптических планетах присутствуют диктаторы/варлорды и их чиновники, представляющие собой аристократов во всем, кроме названия, на средневековых — собственно аристократы.
- Там есть мечи! И на них можно фехтовать! Ну, как правило.
Примеры[править]
Литература[править]
- «Аэлита»
- Циклы Эдгара Райса Берроуза «Джон Картер с Марса» и «Венерианский цикл».
- «Dune».
- Братья Стругацкие: «Трудно быть богом» и «Обитаемый остров».
- Кир Булычёв, «Агент КФ» и «Подземелье ведьм». В первом случае планетяне воплощают собой знакомую Булычёву Бирму со всеми прелестями кланового общества, в другом — Землю, которую мы потеряли — с местными Флинстоунами и питекантропами.
- «Гелликония».
- «Планета Роканнона».
- «Маджипур»
- Дарковер Мэррион Зиммер Брэдли.
- Князь Света
- Почти все произведения «Королевы планетарного романса» Ли Брэккет.
- «Вейская Империя».
- «Ангел с мечом» Кэролайн Черри.
- Романы Гарри Гаррисона из серий «Мир Смерти» и «Стальная Крыса».
- «Снежная королева».
- «Крылья» Юрия Нестеренко.
- «Пернский цикл» Энн Маккефри.
- «Одинокий дракон» Шумила.
- Вячеслав Назаров. «Силайское яблоко». Авторитарная в корне своём планета, живущая даже без авторитарного правителя, по указке механического генератора случайных решений.
- Георгий Шах. «Нет повести печальнее на свете». Планетарные «Ромео и Джульетта». Инопланетная Италия и профориентационный фашизм в наличии.
- Огромный чёрный корабль с ядерной войной.
- Ярослав Гжендович, «Владыка ледяного сада».
- Спрэг де Камп «Рука Зеи»
- Сергей Садов, «Цена победы».
- Наталия Осояну «Невеста ветра»
- Царица ветров и тьмы
Сетевая литература[править]
- «Неприкаянный. Красный мессия» Ильи Гутмана.
- «Кементарийская орбита» Дмитрия Леоненко.
Кино[править]
- «Кин-дза-дза»
- «Подземелье ведьм» — поздне-поздне-советская экранизация вышепомянутой вещи Булычева с не самыми плохими для тех лет спецэффектами и эндингом в исполнении Маши Распутиной.
- Трилогия «Приключения Эвоков»: «Караван Смелых», «Битва за Эндор», «Возвращение Джедая».[2] Сюда же и мультсериал «Эвоки».
- «Крулл» (1983)
- «Аватар»
- Некоторые образцы коммерческого трэша 1950-х: «Женщины-кошки с Луны» (Cat-Women of the Moon, 1953), «Королева Венеры» (Queen of Outer Space, 1958).
Мультфильмы[править]
- Мультфильм «Перевал» и роман «Посёлок».[3]
- La prophétie («Пророчество», также известно под названием «Каена» — по имени главной героини).
- «Битва за планету Терра» — про инопланетян, к которым прилетел корабль поколений, влачащий на своём рассыпающемся от дряхлости борту остатки человечества.
Аниме и манга[править]
Видеоигры[править]
- Lethal RPG Universe Empires.
- Некоторые части Phantasy Star
- Heroes of Might and Magic по четвертую часть включительно. И материнская серия. Нет, серьезно, это космоопера.
- Endless Legend.
- Wizardry — восьмая часть совершенно однозначно планетарный романс, да и остальные близко к тому.
- С очень сильно прикрученным фитильком — Pathfinder: Kingmaker. Во вселенной существуют технически развитые цивилизации (в Нумерии есть разбившийся звездолет), но это почти не влияет на основной сюжет, только объясняет существование Технолиги и ее технологии.
- Хотя в настольной версии никто в общем-то не мешает отправить игроков приключаться в космические дали, они прописаны достаточно подробно для этого. У настольного Pathfinder даже есть космооперный вариант Starfinder, действие в котором происходит в далёком будущем той же вселенной (не особо удачная попытка стать вторым Warhammer 40000 — который, как известно, по популярности сильно обгоняет своего фентези-собрата).
Just for lulz[править]
- Знаменитые «Славяно-арийские веды» Хиневича являются, по сути, именно сабжем: есть галактическая Русь, и есть, значицца, наш с вами шарик ака Мидгард-Земля как её колония, и все события происходят на ней. Строго говоря, пополам с постапокалипсисом: по мнению ребе Хиневича, у Земли некогда было ТРИ луны, и две из них — Леля и Фатта — уже были обрушены на Землю.[4] После второй катастрофы около 13000 лет назад «Понятно, что при таких колоссальных разрушениях, цивилизация Мидгард-земли была отброшена с космического уровня развития на первобытный уровень.» (c) фанаты Хиневича и Левашова. Уж лучше бы ребе Хиневич фантастику писал, а не головы людям морочил…
Примечания[править]
- ↑ Кроме названия и существования датомирских ведьм (с полностью переписанным лором) не имеющей ничего общего с Датомиром из лукасовских «Войн клонов».
- ↑ После Эпизода VI было снята два спин-оффа про эвоков, образующих вместе с Эпизодом VI трилогию про эвоков.
- ↑ По рассказу Кира Булычёва «Перевал» был создан мультфильм с иллюстрациями профессора математики Фоменко, а после его успеха рассказ был расширен до романа «Посёлок».
- ↑ Он взял эту гипотезу из устаревших научных работ XIX века. Концепция была популярна у ариософов, а позднее — и у Анненербе. Вообще, строго говоря, у Хиневича нет ни одной собственной идеи: «космооперная» часть позаимстована у Хаббарда, «историческая» — из различных оккультных концепций, «культурологическая» — из работ по славянской мифологии различной степени академичности. Все это он разве что слегка творчески переработал, но хвосты видны