Плач одинокой женщины
Плач одинокой женщины — вокальная музыкальная тема, близкий аналог печальной фортепианной мелодии, только исполняется голосом. Медленная, негромкая, призрачная, горестная мелодия, выпевающаяся, как правило, без слов сопрано; иногда вместо женского голоса используется детский. В некоторых случаях со словами — как правило, на каком-нибудь незнакомом широкой аудитории языке. Используется во всех тех же случаях, что и печальная фортепианная мелодия — с той разницей, что по каким-то причинам в данном сеттинге нельзя использовать фортепиано. Ну, например, нужно музыкой подчеркнуть архаичность и первобытность проживаемых чувств. Иногда, впрочем, встречается вместе с печальной фортепианной мелодией в одном флаконе.
Плюс двести очков к слезогонке, если это голос совсем юной женщины или девочки.
Примеры[править]
Литература[править]
- «Властелин Колец» — знаменитый «Плач Галадриэль» на квэнья: «Ai! laurië lantar lassi súrinen…» (Ах! падают листья златые под ветром…). Многие пытались класть его на музыку. Что интересно, в фильме этой песни как отдельного номера нет, только несколько фраз в саундтреке.
- И это притом, что формально Галадриэль ничуть не одинока: у неё есть муж и куча верных подданных. Только тошно ей, бедной, жить не в Амане, а в Смертных Землях. В своё время примкнула к богоборческому мятежу и покинула Аман — теперь страдает и хочет обратно.
Кино[править]
- Первопример в кинематографе — «Мёртвое поле» («Песня девушки») из фильма «Александр Невский». Интересно, что Прокофьев написал этот номер для контральто или меццо-сопрано, но в массовой культуре Плач одинокой женщины чаще встречается в исполнении сопрано.
- «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» — момент, когда Шурик ранит Балбеса шпагой прямо в бутылку с краденым вином.
- «Страсти Христовы» — сцена в Гефсиманском саду.
- «Гладиатор» — постоянно. В исполнении Лизы Джеррард.
- В расширенной версии «Властелина колец» Эовин оплакивает двоюродного брата песней на староанглийском языке.
- В саундтреке «Властелина колец» вообще часто звучат соло сопрано в исполнении американской оперной певицы Рене Флеминг и мальчика-сопрано Бена Дель Маэстро.
- И, разумеется, песни из «Братства Кольца» в исполнении Энии — Aníron и May It Be и Элизабет Фрейзер — Isengard Unleashed.
- Пример с мужским вокалом (женский, впрочем, тоже присутствует, и это опять Лиза Джеррард) — Gortoz A Ran, титульная песня из «Падения Чёрного ястреба».
- Про мужской вокал — квиновское Who wants to live forever же! И в «Горце», для которого писалось, и в «Богемской рапсодии». А вот в сериале «Горец» вместо этого обычно использовали (тоже с мужским вокалом) Dust in the wind
- «Роб Рой» — Aleinn duinn.
- Гарри Поттер: Дары смерти, часть 2 — в двух комплементарных треках, «Тема Лили» и «Гибель Снейпа». Вокальное соло исполняет Маи Фудзисава, дочь известного японского композитора Джо Хисаиси.
- Гибель Волдеморта тоже сопровождается характерным соло: ещё бы — практически Пиррова победа.
- «Фантагиро» («Пещера золотой розы») — главная тема, Mio Nemico («Мой враг»).
- «Слёзы солнца» — главная тема (и женские, и мужские завывания пополам с Оркестровой бомбёжкой).
- «Титаник» — An Ocean of Memories. Джеймс Хорнер вообще любил этот троп в саундтреке к фильму.
- «Аватар», трек Shutting Down Grace’s Lab его же авторства.
- «Револьвер» — Эннио Морриконе, Un ami/Un amico (редкий мужской вариант). В инструментальном варианте эту песню использовал также Квентин Тарантино в фильме «Бесславные ублюдки».
- «Спаситель» — сербская народная песня «Uspavanka» («Колыбельная»). Слезогонка высшего разряда — женщину сейчас должны убить ударом тяжёлого деревянного молота по голове, а где-то недалеко — её дочь, рождённая пару дней назад от насильника и ненавидимая матерью с самого начала. И женщина в последние минуты перед гибелью поёт колыбельную, чтобы девочка не заплакала и не выдала себя.
- «Жанна д’Арк» Кристиана Дюге — завывания сопрано Шарлотты Чёрч.
- «Убить Билла». Meiko Kaji — Flowers of Carnage. Что интересно, звучит эта песня тогда, когда героиня Умы Турман убивает главзлодейку путем скальпирования.
- Серия фильмов «Крик» — тема главной героини Сидни Прескотт. Трек с ней так и назван в саундтреке — «Sidney’s Lament», т. е. «Плач Сидни».
- «Малхолланд Драйв» Линча — песня плакальщицы в театре «Силенсио». Педаль в пол.
- «Сакко и Ванцетти» (1971) — «Баллада о Сакко и Ванцетти» в исполнении великолепной Джоан Баэз.
- «Миф» с Джеки Чаном — Reunited.
- «Бегущий по лезвию» — Rachel’s Song
- «Убийство в Восточном экспрессе» (2017) — Never Forget, в сочетании с Печальной фортепианной мелодией.
- «Хроники Нарнии: Принц Каспиан» — финальная песня фильма «No need to say goodbye». Тематична — Каспиан и Сьюзен расстаются навеки.
- «Урга: территория любви» Никиты Михалкова — «Фантом из Монголии».
- Star Wars — Padme’s Ruminations, в конце третьей части.
- «Офелия» — Ophelia
- Явление отстёбано Ностальгирующим критиком в обзоре на «Аватар»
Телесериалы[править]
- «Игра престолов» — мужской вариант во 2-й серии 8-го сезона: Подрик Пейн поёт печальную песню «Jenny of Oldstones». В титрах эпизода звучит она же, но в женском варианте в исполнении Florence + The Machine.
- Caprica — тема тауронских поминок в исполнении Райи Ярбро.
- «На краю Вселенной» — начало каждой серии
- Доктор Кто многократно во времена Рассела Т. Девиса (сезоны Девятого и Десятого Докторов): «Тема Розы», «Тема Десятого», «Песня Удов», «Doomsday» и прочие.
- «30 случаев майора Земана» — начиная с третьей серии, принимается звучать всякий раз, как в кадре должно произойти (или уже произошло) нечто трагичное.
- «Великолепный век» и сиквел — колыбельные Хюррем и Кёсем.
Мультфильмы[править]
- «Жил-был пёс» — главная тема «Ой там на горі», плач не совсем одинокой женщины, так как в определённых местах ещё вступает хор, но от этого не менее пробирающий.
- Сабж действует и внутри мира.
- «Достать до неба» — главная музыкальная тема.
- «Принц Египта» — начальная тема Deliver Us («Избави нас»), частью которой является колыбельная-прощание Иохаведы в исполнении Офры Хазы. Педаль в пески Египта: присутствует и плач женщины (не одинокой, но теряющей младенца — и в сеттинге мультфильма, в отличие от Библии, более не встретившейся с ним), уникальный распев Офры Хазы и пение на незнакомом большинству аудитории языке — в любой локализации мультфильма эта колыбельная начинается начинается с обращения на иврите «Ялди hатов веhарах, аль тир’а веаль тивхад…» (букв. «Малыш мой, хороший и нежный, не бойся и не страшись…»).
- «The Secret of Kells» — субверсия: песня сама по себе не столько грустная, сколько мистическая, но за счёт сочетания завораживающей мелодии, гэльского языка и детского вокала (Christen Mooney, которой на тот момент было лет 8) производит просто крышесносное впечатление. Aisling’s Song
Мультсериалы[править]
- RWBY — песни Вайсс «Mirror Mirror» и «This Life Is Mine».
- «Cold» из титров третьего тома. По сути, является плачем одинокой студии по создателю сериала Монти Оуму.
Аниме[править]
- Berserk — тема Гатса за авторством Сусуму Хирасавы: сначала плач одиноких женщин, а потом — одинокого Гатса.
- «Принцесса Мононокэ» — титульная песня. Уникальна тем, что, несмотря на сопрановую тональность, поёт мужчина — контртенор.
- Mobile Suit Gundam SEED — Akatsuki no Kuruma («Колесница зари»).
- Higurashi no Naku Koro ni — Главная тема. Частично с фортепиано.
- Macross Plus — Voices.
- Fairy Tail — Tsuioku ~Mesameru Tamashii~ («Воспоминание ~Пробуждение Души~»)
- Adieu, Galaxy Express 999! - песня "Саёнара". Возвышенный плач одинокой Мэйтель по улетевшему на гражданскую войну Тэцуро.
Видеоигры[править]
- Игра «Готика 3». Когда герой изучает древние руины, в ближневосточной стране Варант, звучит печальная музыка с женскими завываниями, которые исполняет та же Рене Флеминг, что пела во «Властелине колец».
- Mass Effect 3 — A Future for the Krogan.
- Внутримировой пример в первой игре — после убийства последнего гета на базе в Скоплении Армстронга сообщается, что в их информационной сети включен кварианский вариант сабжа, транслируемый с гетской территории — предзнаменование того, что геты не просто восставшие утюги.
- Metal Gear Solid — The Best Is Yet To Come в исполнении известной ирландской певицы Aoife Ní Fhearraigh.
- Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots — Love Theme в исполнении Jackie Presti, звучит несколько раз — в интро, где Снейк рассуждает об изменениях в войне, и почти в конце — когда опять же Снейк ползёт по микроволновому коридору, а нам попутно показывают, как соратники Снейка ведут неравный бой против превосходящих сил врага. Ах да, песня на иврите.
- Ace Combat: Assault Horizon Mrs. Krista Yoslav, песня, кстати, на русском, и её вокализный перепев — Deja Vu
- Journey — I Was Born For This.
- Dark Souls — Dark Sun Gwyndolin
- Detroit: Become Human — практикуется Люси.
- Dragon Age — «Песнь Лелианы».
- Dragon Age II — чуть менее, чем везде, например, Mage Pride и Destiny of Love.
- Horizon: Zero Dawn — тема Элой.
- World of Warcraft — Lament of the Highborne, так же известная, как «Плач Сильваны», поскольку первый раз её можно услышать после того, как герой отнёс Сильване её медальон.
- «Arhtas, my son» и «Invincible» обе правда переходят в хор, первая в откровенно зловещий.
- Hitman: Blood Money — «Аве Мария». Титульная мелодия, да и начинает играть в конце, когда перестрелка более-менее успокаивается.
- Defcon — в определённый момент играется впрямую. Часы Судного Дня заканчивают отсчёт, в море маневрируют подлодки, подбираясь ближе к побережью врага; бомбардировщики заканчивают заправку, пилоты занимают свои места — точка невозвращения слишком близко к границе, и самолётам не придётся вернуться; а системы ПРО гоняют последние тесты. А на заднем плане звучит dark ambient, в который незаметно вплетаются тихий, неостановимый, отчаянный женский плач. Как бы ни развернулись события — Everybody dies.
- Parasite Eve — Тема Евы
- Battlefield 1 — в ближневосточной кампании «Ничто не предначертано» звучат протяжные женские завывания на непонятном для англоязычной аудитории языке. Протяжно, заунывно и непонятно? Годится, сойдёт для атмосферы Востока. Ирония в том, что для русского и вообще славянского игрока они вполне понятны: это известная македонская народная песня «Зајди, зајди јасно сонце» и к Аравии не имеет ни малейшего отношения. Это всё равно что поставить саундтреком к фильму про высадку десанта в Нормандии песню «Ах ты, степь широкая».
- StarCraft II Legacy of the Void — превращение Сары Керриган в Зел-Нага. Один из самых трогательных видеороликов игры — в этот момент кажется, что Джим и Сара скоро расстанутся окончательно… Вам до сих пор кажется? Финальный ролик посмотрите.
- В Heart of the Swarm показали и реальный плач одинокой женщины (плач Сары после фальшивой казни Джима), но без этого тропа, с одной лишь музыкой.
- Ведьмак 2: Убийцы королей — саундтрек вступительного ролика, украинская народная песня «Ой ты Петре, Петре», пример из палаты мер и весов.
- Бонусные очки за то, что плач действительно одинокой женщины — в песне поется про то, как мать не дает девушке быть с возлюбленным.
- Dead Space — Twinkle, Twinkle, Little Star…
- Tyranny — Binder of Fate
- Transistor — не столько плач, сколько попытка девушки, потерявшей речь, петь. Плюс двадцать очков игре за то, что на каждую мелодию Рэд может что-то напеть, притом по желанию игрока.
- Deus Ex: Human Revolution — Icarus
- Bastion — не совсем плач, но очень похоже. И насколько же трогательная сценка, когда Малец слышит тихое пение, идёт на голос и встречает Зию!
- DoDonPachi DaiFukkatsu — Longhena Cantata.
- Sonic Forces — три темы финального босса.
- Серия Persona — The Poem for Everyone’s Souls\Aria of the Soul, тема Бархатного Зала
- Ar Tonelico — авторы явно любят троп! Особенно тема EXEC_REBIRTHIA=PROTOCOL из третьей части.
- World of Tanks — до полной замены саундтрека в обновлении 1.0, такое можно было услышать на экране загрузки боя на картах «Песчаная река» и «Эль-халлуф».
- Сейчас же сабж вполне можно услышать на картах «Карелия» и «Мурованка» уже ближе к концу боя
- AI: The Somnium Files — главная тема: kokkAI -Confession-.
- Yakuza — трек «Baka Mitai». От того, что в играх её поют в караоке брутальные преступники, менее трагичной она не становится.
- The Banner Saga — Onward. Точное попадание в троп — эта песня из трагической концовки первой части, исполняемая на исландском. Есть даже кавер от Малуки, известной до этого песнью Dragonborn из Skyrim’а!
- GRIS — именно так поёт Грис.
- NieR — Постоянно, благодаря прекрасному голосу Эми Эванс.
- Assassin's Creed 2 — Ezio’s Family
- Resident Evil 5 — вот именно с него-то игра и начинается…
- Kingdom Hearts III — Тема Анти-Аквы.
Визуальные романы[править]
- Fata Morgana no Yakata — «This Mutilated Body» и её вариация в лице «Her Dying Voice». Нацелены заставить плакать уже читателя.
Музыка[править]
- My Chemical Romance – Mama. Плач матери в конце, исполненый Лизой Миннелли
- Исландская народная песня «Móðir mín í kví, kví». А текст — просто концентрированная слезогонка.
- Армянская «Дле яман». Способна пробрать до глубины души даже тех, кто не то что не говорит по-армянски, но и вообще понятия не имеет о том, что такое Армения.
- Ирландская песня The Last Rose of Summer на стихи Томаса Мура, часто используется в кинематографе именно в качестве тропа. Например, звучала в фильмах «Газовый свет» (1944), «Великий Карузо» (1951), «Ужасно большое приключение» (1995), «Слёзы Чёрного Тигра» (Таиланд, 2000), «Три билборда на границе Эббинг, Миссури» (2017) и «Эмма» (2020).
- Иногда используется в музыке для трейлеров. Например, «Two Steps From Hell» и «Audiomachine».
- «Оргия Праведников» — «Вперёд и вверх!», финал. Сама песня довольно жёсткая по звучанию, и переход на тихую печальную распевку бьёт навылет.
- Сходный приём Сергей Калугин использовал и в сольном творчестве. В эпическом «Танце Казановы» в самой кульминации в оргиастическую вакханалию неожиданным контрапунктом вплетаётся исполняемая женским голосом католическая молитва «Miserere».
- «Вокализ» Рахманинова. И исполняют его, кстати, в основном сопрано, хотя транспонировать для тенора или баритона не проблема.
- Иранская певица Азам Али — Iman в составе группы Niyaz; The Tryst в сольном формате.
- Болгарская группа Irfan — Monsalvato и Tebe Poem
- Nightwish, Kuolema Tekee Taiteilijan — хотя со словами, но финский язык мало кто знает. А потому с этими «сикси, микси, лапсени» песня звучит круто, печально и непонятно. Хотя на самом деле текст — отнюдь не грустно-лиричный. Он мрачно-готичный, и лирическая героиня молится богу, дабы «уйти из этого мира, смерть которого сделала из меня художника».
- Вокруг этого тропа выстроены альбомы «The Word as Power» и «Alter» композитора Брайана Уильямса