Асса
Асса | |
---|---|
Общая информация | |
Жанр |
|
Страна производства | СССР |
Киностудия |
|
Режиссёр | Сергей Соловьёв |
Автор сценария |
|
Когда вышел | 1988 |
Продолжительность | 144 минуты |
«Асса» — фильм режиссёра Сергея Соловьёва (1944—2021), снятый в 1987 г., чья премьера весной 1988 г. в Москве была одним из самых громких и переломных культурных событий конца восьмидесятых. И хотя сам фильм самим музыкантам пришёлся не особенно по душе, а художественный стиль его так и завис между артхаусом, мелодрамой и криминальной драмой — массовый советский зритель его очень полюбил, а параллельно оттаял к прежде воспринимавшимся экзотикой неподцензурному искусству и русскому року, который с премьеры «Ассы» окончательно стал всенародно любимым музыкальным жанром. Так что фильм стал одним из главных манифестов перестроечного кино — наряду с «Иглой», в которой также, как и в «Ассе», снялся Виктор Цой.
Сюжет[править]
Действие происходит в зимней, «несезонной» и потому непривычной зрителю Ялте условного 1980 г. Молодая медсестра Алика за несколько лет до событий завязала отношения с подпольным предпринимателем и крупным криминальным авторитетом Крымовым, а теперь каждый из них приезжает в Ялту своим путём. Пока Алика ожидает Крымова, она снимает комнату и знакомится с сыном квартирной хозяйки — художником и певцом в ресторане Банананом. Когда приезжает Крымов, он не может этого не заметить — и это его закономерно раздражает.
Крымов пытается наладить в Ялте старые криминальные схемы, к чему склоняет своего знакомого — артиста театра лилипутов Альберта. Крымов хочет выкрасть из Ялты скрипку работы Гварнери, требуя от Альберта соучастия в уплату старого долга. Однако тот предпочитает самоубийство возвращению в криминал. Одновременно за Крымовым активно следят милиция и КГБ, схватив одного из его подельников, Бабакина.
Сближение и даже роман Алики и Бананана становится для Крымова ясен, когда ему показывают их совместное фото из фотоавтомата. Крымов пытается сначала припугнуть Бананана, окунув в ледяную морскую воду, затем подкупить, подстроив выигрыш на скачках — всё затем, чтобы тот отступился от Алики. Бананан отказывается, и подельники Крымова его убивают, сбросив труп в море. Крымов рассказывает об этом Алике, надеясь морально её сломать и увезти с собой, но та в состоянии аффекта убивает его из пистолета. После этого её арестовывает милиция.
Финал картины. Коллега Бананана, негр Витя, приводит на место певца нового кандидата. Эти кандидатом оказывается Виктор Цой, который поёт в финале свою песню «Хочу перемен!».
Параллельно в фильме есть и ещё одна сюжетная линия — Крымов читает книгу историка Натана Эйдельмана «Грань веков» о правлении императора Павла I, сцены из которой и воспроизводятся на экране.
Персонажи[править]
- Алика (Татьяна Друбич) — молодая медсестра, любовница мафиози Крымова
- Бананан (Сергей «Африка» Бугаев, поёт в кадре Сергей Рыженко) — художник, певец в ялтинском ресторане.
- Андрей Валентинович Крымов (Станислав Говорухин) — подпольный предприниматель и финансовый махинатор, человек весьма обширных криминальных связей.
- «Борода» (Андрей Халявин) — сотрудник КГБ, следящий за Крымовым.
- Альберт (Виктор Бешляга) — артист театра лилипутов.
- Шурик Бабакин (Александр Баширов) — сообщник Крымова, лже-майор ВВС и комик-релиф.
- Негр Витя (Дмитрий Шумилов) — друг Бананана, участник ресторанного ансамбля.
- Виктор Цой — новый участник ресторанного ансамбля, приведённый на смену Бананану.
Тропы и штампы[править]
- Любовный треугольник в центре сюжета. Бетти и Вероника, гендерная инверсия — Бананан как Бетти и Крымов как Вероника. Тот редкий случай, когда «Бетти» выигрывает, но ничем хорошим это не заканчивается.
- Алибабаевич, Не хочу быть плохим, Смерть равносильна искуплению — Альберт.
- Горизонт отчаяния — Альберт пересекает его, когда Крымов повторно отказывается прощать долг и требует украсть скрипку.
- Береставляет пуквы — Алика: «Вот, познакомьтесь. Это — Бананан». — Бананан: «Очень приятно. Я — Нанабан».
- Великолепный и культурный мерзавец — Крымов за счёт фантастической харизмы Станислава Говорухина, для которого это была дебютная главная роль (так-то он, если кто забыл, режиссёр, а не актёр). Он ещё и купался в зимнем Чёрном море! А вот крутой дедуля таки с прикрученным фитильком, потому на момент съёмок Говорухину был всего 51 год, не такой уж и старый ещё.
- Вывих мозга — цветные пятна, мелькающие на экране в перерывах между сюжетными кусками. Что автор хотел этим сказать?
- ГЭС — то самое «окончательно гнусно», в которое впадает Алика после смерти Бананана и убийства ею Крымова. И ровно в этот момент она, по совету покойного друга, и ставит кассету. Там записана песня «Чудесная страна» в исполнении Жанны Агузаровой.
- Джентльменское предупреждение - Крымов предупредил Бананана минимум раза 3, прежде чем решил его вопрос радикально.
- Знают именно за это — «этот тот фильм, где Цой спел „Перемен“ в самом конце?».
- Изъясняться песнями — Бананан поёт «Старика Козлодоева», намекая, что делает это в насмешку над пожилым бандитским авторитетом Крымовым. Да еще имеет наглость на этот счёт острить. Диалог после достоин того, чтобы привести его полностью: «Песня посвящается мне? — Да. Вам понравилось? — Нет», — сухо отрезает Крымов.
- Идиотский мяч - нахрена было валить Бананана, если обстановка и связи вполне позволяли упрятать его минимум на полгода.
- Моральный горизонт событий — отказ Крымова простить Альберту долг, не вовлекая его в криминал, стоивший другу жизни.
- Момент губастого аллигатора — субверсия со сценами убийства Павла I. Они никак не влияют на сам мелодраматический сюжет, но довольно неплохо работают на атмосферу и раскрытие образа мыслей самого Крымова, которого обкладывает КГБ и у которого разладились отношения с молодой любовницей.
- Несовместимая с жизнью жестокость — Крымов, почувствовав опасность потерять Алику, не придумал ничего лучше, чем убить Бананана, а Алике об этом ещё и рассказать, дабы ушла за горизонт отчаяния. Именно это с ней и произошло, вот только Крымов схлопотал пулю. Между тем банально упрятать молодого соперника куда подальше, а девушке наврать о его предательстве — влияния вполне хватило бы. Вывод? Несовместимая с жизнью жестокость, ревность и глупость.
- Несовместимое с жизнью хамство — КАКИМ местом думал юный неформал Бананан, уводя девушку у влиятельного мафиозо, ещё и при этом и распевая ему похабные песенки? Мафиозо поначалу посмеивался над ним, потом попытался по-хорошему заставить его убраться — но Бананан ничему не внял…
- Очень в духе той эпохи. Во-первых, ещё не было низкопоклонства перед бандитами, впоследствии воспитанного «Бригадами». Крымов — преступник, моральный банкрот, прореха на теле человечества, пресмыкаться перед ним — себя не уважать. Во-вторых, тогда всем надоело молчать, боясь непреодолимой силы в том же духе «Князь тишины» Наутилуса, «Я ждал это время, и вот это время пришло, Те, кто молчал, перестали молчать» у Цоя). «Лучше умру, но буду говорить и делать то, что считаю правильным».
- Вот только тропа это не отменяет. И причём тут «низкопоклонство»? Обычное чувство самосохранения. Вы ещё назовите желание откупиться от грабителя «низкопоклонством перед шпаной», лол.
- С учетом сцены в кутузке, чувство самосохранения Бананану явно чуждо
- Вот только тропа это не отменяет. И причём тут «низкопоклонство»? Обычное чувство самосохранения. Вы ещё назовите желание откупиться от грабителя «низкопоклонством перед шпаной», лол.
- Очень в духе той эпохи. Во-первых, ещё не было низкопоклонства перед бандитами, впоследствии воспитанного «Бригадами». Крымов — преступник, моральный банкрот, прореха на теле человечества, пресмыкаться перед ним — себя не уважать. Во-вторых, тогда всем надоело молчать, боясь непреодолимой силы в том же духе «Князь тишины» Наутилуса, «Я ждал это время, и вот это время пришло, Те, кто молчал, перестали молчать» у Цоя). «Лучше умру, но буду говорить и делать то, что считаю правильным».
- Преступность — это кошмар — и не поспоришь…
- Ружьё Чехова — буквальное: пистолет, переданный Альберту Крымовым, находит Алика, и именно из него и убивает в финале Крымова.
- Он и в жизни так может! — участников ансамбля Бананана сыграли артисты московского и питерского андеграундного рока. Субверсия — подпольные рокеры играть в ресторанах считали за западло и больше деньги зарабатывали тут, чем всерьёз угорали по тому, что киноисторию СССР пишут. Поэтому в воспоминаниях и интервью отзываются о фильме без восторга.
- Цой реально подрабатывал истопником в кочегарке.
- Последнее место в титрах. Первыми в финальных титрах идут Виктор Цой и его коллеги, появившиеся вот только что, в самом конце. В самом конце титров перечислены Шумилов, Говорухин, Друбич и, самым последним, Африка-Бугаев. После чего, хохмы ради, показывают характерный для начала титр «в фильме Сергея Соловьёва». И сразу за ним «Конец фильма».
- Читать как пономарь — именно так играют в фильме Африка и Друбич, и не очень понятно — это намеренно так сделано, чтобы затушевать средние актёрские данные (что спорно хотя бы насчёт Друбич, она хорошая актриса) или это так подчёркивается, что они не от мира сего и поэтому так отрешённо себя ведут.
- Чудо одной сцены — «собеседование» Виктора Цоя перетекающее в концерт.
- Эффект альфы:
- Сергей Соловьёв — «Асса» и последовавшие за ней ленты на схожую тематику. А вот весьма достойно снятые им экранизации Пушкина, Чехова, Горького мало кто видел.
- «Аквариум»: для людей, чья молодость выпала на перестроечные годы, — в первую очередь, конечно, песни из «Ассы».
- Эффект "Реквиема по мечте" — многие (в том числе автор правки) долго считали режиссером этого фильма Говорухина. Даже на некоторые киносайты это просочилось.
- Ну а написанная Владимиром Вавиловым и Анри Волохонским песня «Город золотой» именно после фильма намертво прилипла к образу БГ, хотя он сам неоднократно говорит, что эта песня гораздо лучше всех его.
Саундтрек[править]
- Банановые острова — «Здравствуй, мальчик Бананан!»
- «Аквариум» — «Иду на ты»
- Союз Композиторов — «ВВС»
- «Аквариум» — «Мочалкин блюз»
- «Аквариум» — «Плоскость»
- «Аквариум» — «Старик Козлодоев»
- «Аквариум» — «Город золотой»
- «Браво» — «Чудесная страна»
- «Кино» — «Хочу перемен!»
Цитаты[править]
«Асса», пожалуй, стала последним советским фильмом, сразу по выходу растасканным на цитаты. При всём уважении к «Беспределу», его нынешняя цитируемость — заслуга уже интернета.
Бананан: Если каждый из нас зажжёт по спичке — свет будет на полнеба.
Крымов: Ты что, майор?
Майор: Майор.
Крымов: Почему?
Майор: Нипочему. Обыкновенное воинское звание.
Крымов: Почему не лейтенант?
Майор: Товарищ! Мне трудно отвечать на вопросы. Меня мутит. Я уже полпарохода заблевал.
Крымов: Идём. Ты бы ещё генералиссимусом вырядился, урод. Иди ищи свою камеру.
Майор: Типун вам на язык! Какая камера? Мы должны быть добрее друг к другу, товарищ.
А я вообще не живу жизнью. Жить жизнью грустно: работа — дом — работа — могила. Я живу в заповедном мире моих снов. А жизнь — что жизнь? Практически, жизнь — это только окошко, в которое я время от времени выглядываю.
Алика: Что же на душе так исключительно гнусно?
Бананан: Этот факт твоей судьбы у меня тоже предусмотрен. Когда тебе станет окончательно гнусно, поставь эту кассету.
Алика: А с чего ты решил, что мне должно стать окончательно гнусно?
Бананан: Мне так кажется.
Ну хорошо! Пусть я наврал, пусть я не майор! Но я хотел!!! Сколько раз я летал!!! Во сне!!! Я осуществлял стыковки и расстыковки!!!… Я выходил в открытый космос. И там… парил… Тогда, в тот день, я спал и там, во сне, я услышал по радиоточке, что… он погиб. Когда я проснулся, на кухне, я вдруг понял, что это правда. Первый космонавт погиб. Гагарина нет. Я плакал. Я плакал. Но я знал, что первым космонавтом я не хотел быть. Я не и-д-и-о-т. Юра — один!!! Но Титов… красив, интеллигентен, тонок, подтянут, умен. Когда я смотрел на себя в зеркало, я видел. Даже физические параметры. Идентичны. Все одинаково. Даже рост. Вес. Кроме одного: Анкетных данных. Маленьких буковок. Маленьких, синеньких… Что? Разве дело в буковках. Скажите. Тогда я отказываюсь отвечать. Тогда я заявляю самый решительный протест. Я требую, чтобы было записано: заключенный выражает свой протест. Самый решительный. Больше ни слова.
Бананан: Кончен бал. Тушим свет и курим солому.
Бананан: Только такой необразованный мурзик, как вы, может не знать Гребенщикова.
Крымов: Гребенщикова? А кто это?
Бананан: Это бог, от него сияние исходит.
Ну,тогда я тебе скажу вот что. Его больше нет,он мертв, два часа, как мертв. Я говорю тебе, он — фук, фук! И ты не увидишь его больше никогда, даже в гробу, потому что он валяется на дне моря, и никто его на будет там искать!
Сиквел[править]
В 2008 тот Соловьёв снял к Ассе не то сиквел, не то ремейк «2-Асса-2». Зрительского успеха не вышло — получилось, увы, не слишком уверенно и нудновато.
- Участь хуже смерти — со стороны такой выглядит судьба того, что осталось от Бананана. Скорее всего, так и есть.
Кинодрамы |
---|
Перестроечное кино | |
---|---|
Фильмы | Авария — дочь мента • Асса • Беспредел • Дорогая Елена Сергеевна • Здравия желаю! • Игла • Покаяние |