Мыслепреступление
Если не хватает поводов обвинить человека, надо их придумать. Если внушить человеку, что смотреть на весенние цветы — преступление, и он нам поверит, а потом взглянет на них, мы сможем делать с ним что хотим. Он не будет защищаться.
…это был известный рыботорговец, ему назначили пять розог без целования за невосторженный образ мыслей…
Мыслепреступление — объявление преступным не образа действий, но образа мыслей, один из инструментов тотального контроля. Таким образом, можно наказывать не за попытку свержения власти, а лишь за слова и даже за мысли, что власть заслуживает свержения. Да и вообще за любые мысли, неугодные власти.
Благодаря растиражированным анитутопическим романам считается неотъемлемой частью любого уважающего себя тоталитарного режима. Тот факт, что в настоящее время, наказание на выражение неподобающих мыслей характерно не только для авторитарных государств, но и вполне себе «демократических» — пока стараются игнорировать.
Примеры[править]
Фольклор[править]
- Огромное число политических анекдотов времен СССР. Особенно в эпоху застоя.
Встречаются два КГБ-шника
- Ты думаешь о том, о чем и я?
- Наверное да.
- Тогда мой долг арестовать тебя.
Сексот притаскивает в управление КГБ очередного диссидента со словам: "У него очень опасный образ мыслей"
Религия[править]
- В христианских молитвах перед исповедью есть чудная строчка, знаменующая сабж[1]: «Согрешил: мыслью, словом, делом и неисполнением долга».
- Как минимум, с прикрученным фитильком. Смысл данной молитвы — именно в о том, что верующий отдаёт себе отчёт, что он далеко не сверхчеловек, и до Иисуса (который тоже был искушаем Сатаной, но всякий раз находил бронебойный ответ на очередное «выгодное предложение») ему… мягко говоря, ещё расти и расти. Ради чего он, собственно, в церковь и пошёл. Как говорится, «предупрежден — а значит, вооружен»: слаб человек, но когда он прекрасно сознаёт свою слабость и именно поэтому просит Бога укрепить его в борьбе — тогда какие-то шансы на победу у него есть. А самое главное — это чин т. н. всеобщей исповеди, в которой тут же и дают отпущение грехов.
Театр[править]
Царевич Фёдор Годунов выказывает мнение об отцовской политике
Литература[править]
- «1984» Оруэлла — кодификатор тропа. Телепатов нет, но, тем не менее, преступным объявлен именно образ мышления, а не только слова и прочие действия. Граждане обучаются автоматически подавлять «плохие» мысли (это называется crimestop). Плюс к тому, Партия помаленьку переводит страну с обычного английского на новояз, на котором просто нельзя будет выразить мало-мальски осмысленную неблагонадёжную идею; максимум, что позволяет новояз, — это примитивное обзывательство, наподобие «Big Brother is doubleplusungood» («Большой Брат всепренехороший»).
- Братья Стругацкие, «Трудно быть богом» — см. эпиграф.
- К. Льюис, «Племянник чародея»: Императрица Джедис (будущая Белая Колдунья) упоминает, что в одном из пиршественных залов её прадед перебил 700 дворян, повинных в мятежных мыслях.
- «Цивилизация статуса» Роберта Шекли. Согласно земной правовой системе, весьма суровое наказание следует просто за знание о некоторых деталях этой системы. В виде постгипнотического приказа немедленно совершить самоубийство.
- «Любовь к трём цукербринам» Виктора Пелевина.
- «Лунная соната для бластера» и особенно «Звёздный огонь» Владимира Серебрякова.
- «Меганезия» — деконструкция штампа. Абсолютно запрещена любая насильственная морализация человека человеком.
- Кроме приобщения к Великой Хартии, разумеется. Кто не согласен — либо депортация, либо расстрел. Но это другое.
- Хартия требует прямых действий гражданина в трех случаях: если человек в опасности, если попирается правосудие и если узурпируется власть. При этом запреты сверх предписанных недопустимы.
- Кроме приобщения к Великой Хартии, разумеется. Кто не согласен — либо депортация, либо расстрел. Но это другое.
- Вселенная Кордвайнера Смита (в частности «На планете ураганов») — запрещён (межпланетный) экспорт религий. Если сканирование мыслей перед межпланетным путешествием находит некие религиозные знания — личность автоматически становится «невыездной».
- С. Лем, «Путешествия Ийона Тихого», путешествие двадцать первое. Разумным древним роботам с Дихтонии запрещено верить — не совершать религиозные обряды, а именно испытывать чувство веры. За этим следят не особо строго, но если попасться — веру уберут перепрограммированием. (Любопытно, что само перепрограммирование эти роботы не считают чем-то чудовищным и не отделяют его от привычного нам переубеждения при помощи аргументов.) В прочем Дихтония от Земли находится порядка 1000 световых лет, а развитие ее примерно на столько же опережает уровень человечество. Причем не только наука и техника, но и мораль.
- Барри Хьюгарт, «Мост птиц» — среди преступлений, караемых согласно установлениям Прародительницы, есть и такие, как «Похотливые мысли» (5 ударов розгами), «Непристойные сны» (2 удара розгами, и 10, если сны сбываются) и «Запоминание фривольных песен» (10 ударов, притом что за пение фривольных песен причитается всего 5 ударов).
- «Машо и медведи» Арона Шемайера. В антиутопической Московской Конфедерации введена «принудительная эвтаназия лиц, не соглашающихся с законом о запрете нетолерантного мышления».
Телесериалы[править]
- «Звёздный путь: Вояджер». На планете телепатов любая жестокая мысль наказуема. Правда, местные не верят в такое варварское (по их мнению) наказание, как тюрьма. Взамен, они попросту «редактируют» сознание обвиняемого, извлекая оттуда все жестокие мысли. В принципе, на то есть причины, что и было показано, когда из-за жестокой мысли Б’Еланны один местный человек убил другого в необоснованном порыве ненависти. По-сути, жестокие мысли могут вызвать ментальную чуму среди населения, вызывая припадки ярости. Позже оказалось, что существует чёрный рынок жестоких мыслей. Когда один из таких торговцев пытается силой забрать жестокие мысли Тувока, Тувок показывает ему, почему вулканцы прячут свои эмоции.
Аниме и манга[править]
- Psycho-Pass. У всех граждан есть свой преступный коэффициент, измеряемый с помощью киматического анализа. Он может расти или падать в зависимости от того, о чём думает человек. Существует даже такое понятие, как «потенциальный» или «латентный» преступник — никаких законов такой человек ещё не нарушил, но система уже считает, что он может нарушить их в любой момент. Педаль в пол: потенциальными преступниками становятся даже детективы, которые ведут расследование и пытаются распутать ход мыслей настоящего преступника. Корявая, короче говоря, системка.
- Педаль в асфальт: система определяет как «преступника» даже жертву преступления, находящуюся (по очевидным причинам) в состоянии шока и стресса (показано в первой же серии).
- Правде можно снизить коэффициент преступности, пойдя лечение, что и сделала в третьем сезоне Яёи Кунидзука.
- И по закону подлости, главзлодей (в первом сезоне, во всяком случае), совершенно поехавшее чудовище, был по меркам этой системы почти святым. Секрет, действительно, в субъективном восприятии — искренне воспринимать самые омерзительные вещи как хорошие и правильные.
- Как показано можно просто не попадаться на сканеры. В некоторых местах, вроде заводов по производству дронов, частных школ пансионов или тюрьмах, их вообще нет.
- Любопытно, что героиня аниме корявости системы в упор не видит, и всеми силами ее защищает. Разница западного и восточного менталитетов, не иначе…
- Ну, также и то, что она — человек с удивительно стабильным коэффициентом (здесь она очень похожа на злодея). В конце 1 сезона она имеет возможность лицезреть систему воочию, но оставляет ее в покое, ибо не готова разрушить ее и заменить на что-то получше.
Видеоигры[править]
- Tropico — в поздних играх появились дроны, при помощи которых можно повышать довольство местного населения, уничтожая недовольных.
Настольные игры[править]
- WarHammer 40,000 — Кающиеся Грешницы, Sisters Repentia, штрафбат, состоящий из провинившихся cестёр Adepta Sororitas. Причём, не их отправляют в штрафбат за проступки, а сами они туда добровольно отправляются, когда чувствуют, что их Вера ослабела.
- Вполне себе существующее преступление в Империуме. Ввиду того, что в таких местах, как Кадия или окрестности Мальстрёма, достаточно неосторожной мысли, чтобы привлечь внимание Хаоса. А если вы активный псайкер — то потенциальные проблемы не ограниченны этими регионами.
- Игроки шутят, что в Коморраге, про гомункулов и Асдрубаэля Векта даже думать рекомендуется шепотом.
Музыка[править]
- Юрий Визбор, «Доклад»: «…Но секретная служба доносит в досье: господин генерал, они думают все!»
Прочее[править]
- Когда Генрих Гейне после путешествия по Европе въезжал в Германию, ему на таможне задали вопрос, не везет ли он запрещённых книг. Он ответил: «Везу вот здесь» — и постучал себя по голове.
- «Комиссар и Недобитки» — «Неуставные сновидения, боец?»
Примечания[править]
- ↑ Не совсем сабж. Грех, по меньшей мере, в православной традиции, — это не преступление, а болезнь, поврежденность природы человеческой. Но возможности согрешить делом или хотя бы словом людям подворачиваются не всегда. Поэтому греховные помыслы — это повседневное напоминание о собственной неидеальности, мобилизующее человека стремиться улучшить себя (аналогично, одышка после подъема на несколько лестничных пролетов стимулирует заниматься спортом). А еще они — духовная «лакмусова бумажка», способ отследить в каком именно направлении повреждена природа конкретного человека, дабы лечить именно то, с чем у него проблемы