Shinsekai Yori
Shinsekai Yori (新世界より Синсэкай Ёри, «Из нового мира») — это ранобэ достаточно известного у себя на родине писателя Юске Киси, дважды переиздававшийся и получивший какую-то никому не интересную премию, а также поставленная студией А-1 аниме-экранизация, в виде которой этим произведением (за отсутствием адекватного перевода оригинала) нам и предстоит наслаждаться. Произведение примечательно деконструкциями и реконструкциями большого числа тропов, а также сильным (столь редким для аниме!) элементом социальной сатиры.
Людей, воздерживающихся от чтения спойлеров, по-человечески прошу покинуть страницу прямо сейчас. От каждого серого прямоугольничка на страницах posmotre.li где-то в мире плачет один Артемий Лебедев, а увидев статью, прикрытую спойлерами на 90 %, он бы просто умер от невыносимой муки. Так как автор не хочет мучить Лебедева, спойлеры прикрываться не будут. Вас предупредили.
Сюжет[править]
Далекое будущее, люди все поголовно владеют колдунством и живут мирной, пасторальной жизнью. А бок о бок с ними живут разумные крысы которые колдунством не владеют и почитают людей за богов. Ну и природа сильно изменилась по сравнению с привычной, но ничего опасного (по крайней мере, если вы владеете колдунством). Короче, тишь, гладь, благодать. Ну а далее начинается срыв покровов с того, как все это достигается.
Персонажи[править]
Тропы[править]
Кодификатор[править]
- Смерть непохожим — у эсперов[1] есть множество механизмов, из-за которых им станет дурно от одной только мысли об убийстве себе подобного. А от убийства через не хочу можно и ласты склеить.
- На самом деле идея белыми нитками шита, учитывая, что весь этот пацифизм никак не мешает эсперам травить друг друга боевыми зверями, заказывать армиям бакэнэзуми или подсовывать друг другу яд под видом лекарства. И это при том, что в прямом столкновении с маньяком им не приходит в голову даже, скажем, выколоть ему глаза, чтобы не видел, куда файербол кидать.
Деконструкции[править]
- Антиутопия и ходящая с ней за ручку постапокалиптика — в первую очередь. Все привыкли к мирам-помойкам, пейзажному гуро, и Большому Брату, сочетающему в себе черты гугла, кровавой гэбни и записного садиста? Получите красивейший мир без государств и иерархий, в котором все живут уравновешенной мирной жизнью, и даже мыслей о каком-либо конфликте не возникает. Стоп, а почему это не возникает? Ой, бл…
- Раса слуг — бакэнэзуми якобы являются мутировавшими голыми землекопами, отсюда их королевы-производительницы и большие разветвлённые подземные норы. В последней серии выясняется, что это ещё одна ложь, которую скармливают людям, дабы не раскачивать лодку, и на деле бакэнэзуми являются изменёнными физически (чтобы не попадать под действие Смерти непохожим) потомками людей, не имевших Силы. А главгад, развязавший кровавую войну, не имевшую аналогов за последнюю тысячу лет, всего лишь сражался за освобождение угнетённой части человечества.
Эрудированный читатель, разумеется, не может не заметить ядовито-издевательскую полемику с романом Герберта Уэллса «Машина времени». Местные рафинированные «элои» при необходимости легко выносят местных «морлоков» тысячами. И ни капли их не боятся. Но именно героический и благородный «морлок» своим отважным самопожертвованием спасает всю расу господ, элоев-людей.
Реконструкции[править]
- Пионерский фольклор в его японском варианте. Разнообразные жуткие истории и разнообразные жуткие существа, в них фигурирующие, здесь существуют на самом деле, а не только в буйной фантазии ОЯШей. Не правда ли, напоминает один небезызвестный фэнтези-сеттинг?
- Изменившаяся мораль — на полную катушку и с детальной проработкой. Герои не могут изменить свой мир, они могут лишь осознать и принять его — чтобы пугать и предупреждать нас. Хотя в конце героиня обещает, что для своего ребёнка сделает мир лучше.
- Отсюда же и неуловимо сквозящий инфантилизм персонажей — вместе с агрессией отторгается немалый кусок свободы воли, а значит, и личной ответственности, что делает даже взрослых персонажей похожими на этаких больших детей.
Прочие тропы[править]
- Конец света, как мы его знаем — случается аж дважды. В первый раз, когда использованные в войне вместо атомных бомб обладатели Силы разбудохивают Древнюю (то есть нашу с вами) Цивилизацию и во второй, когда восставшие не-обладатели Силы сносят нео-феодальные империи Вторых Тёмных Веков.
- Буддисты плохие — почему-то из всех институтов Древнего Мира до времён основного сюжета дошла именно буддийская религия. Именно буддийские ритуалы (хотя, конечно, с видимыми элементами синто) используются для активного контроля над разумом. Естественно, они, как и персонажи крипи-историй, имеют реальную силу не самых приятных свойств.
- Наука — это плохо, едва ли не до степени Умный — это зло, тупой — это добро. Нет, героев в излишней тупости обвинить при всём желании не получится, но вот все ужасы мира Шинсекая были порождены группкой не показанных учёных, пытавшихся максимально рационально, но техническими методами разрешить дилемму сосуществования двух групп человечества. И снова хорошо знакомое использование тропа!
- Великолепный мерзавец — Сквилер, он же Якомару.
- Бедный злодей! и Участь хуже смерти — он же.
- Удар милосердия — в конце концов Саки прерывает его мучения.
- Инфантилизм
- Неагрессивный контроль
- Все бисексуалы — местное общество живёт по принципу карликовых шимпанзе бонобо, надеясь таким образом избавиться от агрессии.
- Всё пошло слишком так - главные герои просят Якомару подтвердить слова о гибели их на самом деле сбежавших из деревни друзей и сфабриковать доказательства в виде костей. Через пару лет тот приносит их настоящие кости.
Примечания[править]
- ↑ Эспер — персонаж, наделенный сверхъестественными способностями, преимущественно психического происхождения.