Реконструкция
Вкратце
А давайте мы просто возьмём надоевший всем троп и улучшим его, сохраняя его смысл
Итак, у нас есть поднадоевший всем жанр, от которого мы уже зеваем со скуки. Мы не любим этот жанр не из-за того, что он «устарел», сколько из-за его нелепости и нелогичности. Рыцарша ходит в бронелифчике вместо нормальной брони? Деконструируем! Теперь рыцарша получает стрелы в колено оголённый живот и начинает понимать, зачем броня должна прикрывать всё тело. Стоп, мы этот троп деконструировали много раз. Значит, пора обратиться к методу реконструкции! Теперь стрелы отскакивают от красивого сексуального тела нашей героини, ведь её бронелифчик зачарованный! А почему бронелифчик — ну, допустим, эти чары создавались местным безумным магом для стальных поясов верности в своём гареме, поэтому работают только на трусах и лифчиках.
Реконструкция — это вариант обоснования, противоположный деконструкции. Неестественные и нелогичные элементы штампа убираются, под естественные и логичные подводятся обоснования, и в результате в описываемый объект хочется верить даже самому прожжённому скептику. Иначе говоря, мы корректируем штамп, убираем всё лишнее, добавляем больше логичности и вуаля! В целом, этот приём более сложен в исполнении, чем деконструкция, но и плодов даёт больше.
Примеры[править]
Фэнтези
- Профессор Толкин порой заявлял о своём намерении — как мы сказали бы в наши дни — реконструировать принципы Романтического Средневековья, то есть прикинуть, как и за счёт чего подобное могло бы существовать на практике. Насколько ему это удалось — судить читателю.
- Межевой рыцарь — Джордж Мартин реконструирует образ рыцаря и паладина, который сам же деконструировал в Песне Льда и Пламени. Жизнь сира Дункана Высокого нелегка - он молод, едва-едва умеет сражаться. Он неблагородного происхождения, не умеет читать, и так беден, что в первом рассказе его меч не закреплен на поясе, а держится на веревке. И, в конце концов, он живет в Вестеросе! Но, несмотря на все это, сир Дункан истинный рыцарь. Он защищает невиновных, хранит верность своему сюзерену и даже спасает девушку от дракона!
- Какая-то женщина пожелала ему удачи. Старик вышел вперед, чтобы пожать ему руку, и сказал: «Пусть боги придадут вам сил, сьер». Нищенствующий монах в потрепанной бурой рясе благословил его меч, девушка поцеловала в щеку. Они все за меня.
- — Почему? — спросил Дунк Пейта. — Что я для них?
- — Рыцарь, который помнит свои обеты, — ответил кузнец.
- Юрий Нестеренко любит этот троп. Например, рассказы «Ночной охотник», «Паразит» и «Грибной сезон» — различные варианты реконструкции вампиров, «Монолог» — драконов. Никакой мистики — чистая биология.
- Питер Уоттс в «Ложной слепоте» реконструирует вампиров с точки зрения биологии и антропологии, обосновывая, в том числе, такие особенности вампиров, как боязнь креста.
- Рудазовский «Властелин» — последовательная реконструкция штампов, относящихся к тому, что написано на упаковке. Синдром штурмовика, «я твой отец!»[1] и тому подобные вещи обретают безукоризненно логичное обоснование, чем книжка и доставляет.
Супергерои
- Kick-Ass в киноверсии (в отличие от комикса). Немного изменив сюжет и сдвинув акценты, авторы экранизации превратили деконструкцию в реконструкцию.
- Дж. МкКрей, «Червь» — шарды. Шарды — гигантские организмы, сочетающие функции завода, компьютера и телепортера с доступом к многомерной Вселенной, и способные объединяться в коллективные сверхорганизмы — Сущности. Сущности путешествуют по космосу в поисках разумной жизни. При обнаружении населённой планеты (или как правило нескольких её копий) Сущность выделяет часть образующих её шардов, распределяя их по многочисленным незаселённым «отражениям» планеты, т.е. по связанным измерениям. С разумными же Сущности и их шарды вступают в условно симбиотическую связь: отдельные шарды подключаются к отдельным представителям разумного вида и дают им частичный доступ к собственным возможностям, взамен получая новую информацию о собственных взаимодействиях друг с другом и со вселенной. С точки зрения разумного вида подключение индивидуума к шарду выглядит получением суперспособностей. По прибытию шардов на планете внезапно появляются суперы и как правило разделяются на героев и злодеев. Шарды активно способствуют этому разделению, подталкивая носителей к конфликтным ситуациям. Самим шардам нужна информация о новых способах использования их возможностей, т.к. шарды / Сущности ищут способ остановить энтропию. Когда приток новой информации от разумных иссякает, шарды / Сущности уничтожают планету и все её «отражения», используя выхлоп энергии от этого процесса для следующего перелёта.
- Моя геройская академия — сам концепт фразы «Все хорошо, я здесь]]. Потому что пострадавшим надо верить во что-то хорошее.
Условности компьютерных и настольных игр
- Первая часть SpellForce — изящная реконструкция штампов жанра RTS через механику рун, которые хранят души воинов, и их можно призвать. Так объясняются и ретроактивное бессмертие героев, и призыв огромного количества войск сразу в виде взрослых мужиков, и их абсолютное повиновение.
- Ну и, соответственно, пространственная ограниченность карт для локальных боёв — ибо мир у нас после очередного катаклизма именно такой.
- Ever 17: The Out of Infinity — интересная реконструкция тропа разрушение четвёртой стены. Только осторожно, тяжёлые спойлеры. Читатель этой истории — всемогущее создание, которое может путешествовать во времени и видеть другие пространственно-временные континуумы (то есть загрузки, сохранения, перемотка, перепрохождения тоже являются частью игровой вселенной). При этом даются научно-математические обоснования, как существо из четвёртого измерения (в смысле нашего) может взаимодействовать с существами из третьего (игрового).
- Архимаг Рудазова — реконcтрукция двух классических условностей D&D — получения опыта за подвиги и магия Вэнса. Правда первое оказалось всего лишь лженаучной теорией, в которою Креол почему-то верит.
Гигантские роботы
- Gundam — тотальная реконструкция несерьёзного детского жанра про волшебных роботов. Здесь вам и технически реалистичные (в пределах жанровых допущений) машины, появляющиеся как плод многолетних разработок, ограниченные в мобильности, автономности и боезапасе, а не древние подарки чудо-цивилизаций, бесконечно работающие на силе криков пользователя, и пилоты, нередко с нуля тренирующиеся в управлении роботами, а не избранные герои, с первого захода крошащие орды врагов как лихие ветераны, и противники-люди, просто сражающиеся за свою страну и идею, а не безликие космические монстры, живущие только чтобы прилетать на Землю раз в неделю и неизбежно умирать…
- Ну, самый первый «Гандам» скорее ДЕконструкция, которая задала новые каноны, а вот Mobile Fighter G Gundam, который с турниром и ШАЙНИНГ ФИНГЕРом - это именно по адресу. Почему роботы сражаются по правилам? Потому что это состязание, а не тотальная война (и притом состязание, придуманное именно затем, чтобы избежать большой войны). Почему роботы яркие, аки ёлочные игрушки? Потому что это шоу для населения космических колоний, которые этих роботов, собственно, и выставляют.
- Tengen Toppa Gurren Lagann! Что, гандам, в свою очередь, уже успели деконструировать? Не беда, обратимся к истокам, придумаем качественные обоснования и сделаем реконструкцию по второму кругу, добавим традиционно замечательные для Gainax рисовку и саундтрек. Получим один из шедевров всех времён и народов.
- Персонально Камина - реконструкция героя. Далеко не идеальный человек со своими бзиками, который очень умело прячет страх за бравадой - но самое главное у него на месте: незыблемые принципы, высокая цель и сильная привязанность к близким людям, ради которых он будет отыгрывать идеального героя и выкладываться на всю тысячу процентов. Собственно, в первую очередь его стараниями Симон и стал идеальным героем безо всяких натяжек.
- Собственно, сам Симон — реконструкция образа своего предшественника. Также сидел в глубокой депрессии, и имел все шансы скатиться в сторону своего архетипа. Разница лежит в окружении (особенно вышеописанный Камина), которое помогло Симону вылезти из депрессии (особенно после смерти Камины) и он смог вырасти в крутого защитника человечества. Может и из кодификатора вышел бы толк если его окружение не гнобило его за поражения или за просто так?
Попаданцы
- Twelve Kingdoms — реконструкция попаданцев. Главная героиня, Ёко, попав в параллельный мир, испытывает трудности и раз за разом попадает в беду. Вместе с ней туда попали двое одноклассников, один верит что он избранный и из зависти пытается убить героиню, другой сходит с ума и погибает. Тем не менее, Ёко находит новых друзей, которые помогают ей и таки становится королевой
- Ni no Kuni 2: Revenant Kingdom – неожиданно в японской игре попаданцем оказался не очередной ОЯШ, а президент! Причём он не является протагонистом игры (хоть именно за него и проходим обучающий уровень), а ментором малолетнего короля Эвана, который и является главным героем игры.
- Drifters — опять же, вместо шаблонных ОЯШей в фэнтезийный мир попадают исторические личности после смерти. И они фактически вытворяют то же самое, что делали в предыдущей жизни.
- Александр Прозоров, «Боярская сотня» — в отличие от других произведений этого жанра, здесь в эпоху Ивана Грозного попадает целая толпа профессиональных реконструкторов в полной боевой выкладке, а также необходимым набором знаний и умений в придачу.
- Егор Чекрыгин, «Хроники Дебила» — ГГ, попаданец в бронзовый век, неоднократно демонстрировал знакомство с жанром, преимущественно при очередном обломе своих прогрессивных начинаний.
- «Ублюдок FFF ранга» — местный герой, попавший в фэнтези-мир, с первого раза начинает спрашивать главного злодея про то, почему тот сидит в башне, пока его союзники гибнут, или почему посылает сначала слабых, а потом более сильных... Злодей говорит, что наш попаданец просто не понимает политику демонов - и сотни глав спустя объясняется, почему он прав. Мир - тренировочная площадка; злодей - одна из поддерживающих её сил, существующая в сотнях вариаций одной реальности. Действовать в каждой у него мозгов не хватит, вот и приходится или сидеть смирно, или делать во всех мирах одно и то же. Уровень злодея ограничен уровнем героя, вот только привыкнуть к внезапно ослабевшему телу не так-то просто, а для взлома своего мира и побега вовсе требуется крайне большой уровень. Вот потому злодей и прокачивает героя в надежде или посражаться как следует, или даже расшатать стены своей тюрьмы, пока крайне высокоуровневый герой будет его убивать.
Боевики
- Борис Громов, «Терской фронт» — антагониста третьей книги, человека, организовавшего банды на официально необитаемых землях в серьёзную силу, с которой приходится считаться, зовут Чёрный Полковник. Штамп? Штамп. Главный герой даже это подсвечивает: мол, это же отдающее фиглярством и дешёвой опереткой прозвище стереотипного злодейского главаря! Разве можно такое всерьёз воспринимать? А по ходу книги клишированное прозвище старательно реконструируется: во-первых, у Полковника лицо, обгоревшее до черноты. Во-вторых, он служил в морской пехоте, где носят флотскую форму чёрного цвета, но при этом — «сухопутные» воинские звания (в частности, «полковник», а не «каперанг»).
Космоопера
- Mass Effect — без комментариев. Одна сплошная реконструкция приевшихся космооперных штампов.
Одежда и внешний вид
- Некоторые фэнтези-произведения пытаются деконструировать постоянное ношение магами длинных и не очень удобных мантий. Встречаются реконструкции: мантии зачарованы на защиту от физического и магического урона, чтобы заменять доспехи воинов. Ради безопасности можно и потерпеть не очень удобный покрой и слабую защиту от перепадов температур. А некоторые ещё и дают бонусы к силе заклинаний и запасу маны. А в D&D, например, заклинания требуют сложных жестов, а соответственно — активно двигаться, чему броня мешает.
- RWBY – вот и напрашивается, почему многие персонажи так ярко выглядят? Потому что в мире мультсериала произошла тотальная война, поражение в которой могло привести к исчезновение индивидуальности и формы самовыражения. Вот и ходят как цветастые попугаи в знак того, что этого никогда не повторится. Кроме того, каждое живое существо обладает Аурой, которая поглощает весь урон. Так что любой Охотник может и вовсе отказаться от практичной одежды в пользу бронелифчиков. В общем, дело вкуса.
- Oglaf — шутки ради орки используют вместо тяжёлой брони бронелифчик. Он легче, чем броня, так же защищает (потому что латы хреновые), внешний вид орков в сабже устрашает врагов и ободряет солдат.
- Кинематографическая Вселенная Марвел — в целом, все костюмы, которые носят герои. Дань оригинальному дизайну все же отдана(плащ и туника у Стрэнджа, общий дизайн костюма Кэпа, диадема у Алой Ведьмы, вырезы на костюме у Гаморы в первом фильме, и.т.д), но автор не забывает напоминать — костюмы, которые носят герои, заточены под реальный бой и в них, так или иначе есть какая-то защита. Ну или нужное снаряжение.
Отдельные штампы и явления
- «Таня Гроттер» — семья Дурневых, копиркины роулинговских Дурслей. Получилась пародия на пародию, потому что Дурсли сами по себе карикатурны и являются сатирой на обычных обывателей (и на караул-спасателей, но это уже не столь очевидно). Но к счастью, вдавливать педаль в пол и делать родственников Тани садистами и полными чудовищами, как это нередко делают в фанфиках по ГП, Емец не стал. Наоборот, он наделил Дурневых обычными человеческими чертами, и они стали довольно живыми и по-своему интересными персонажами. Получилась этакая реконструкция образа злых опекунов сиротки: безответственных, эгоистичных, отыгрывающихся на беззащитной падчерице — в общем, недобрых личностей, но всё же не маньяков.
- Дальше — больше: в последующих книгах Дурневы предстают как одна сатана, несущая в себе тонны разрядки смехом. А уж когда дядя Герман становится председателем общества В. А. М. П. И. Р, Пипа открывает в себе интуитивную магию, тётя Нинель осваивается в магических бутиках, а в их квартиру попадает оборотень Халявий… Скажем так: Дурслеям ТАКОЕ могло привидеться разве что в кошмарном сне.
- Да, они типичные представители общества потребления и с недоверием относятся ко всему, что не укладывается в границы их понимания. Но особой фобии по отношению к магии нет. У тёти Петунии же погибла сестра, поэтому понятен панический страх. Дурневы находятся в более отдалённом родстве с Поттерами-Эванс, что бы психическая травма была так тяжела
- Дальше — больше: в последующих книгах Дурневы предстают как одна сатана, несущая в себе тонны разрядки смехом. А уж когда дядя Герман становится председателем общества В. А. М. П. И. Р, Пипа открывает в себе интуитивную магию, тётя Нинель осваивается в магических бутиках, а в их квартиру попадает оборотень Халявий… Скажем так: Дурслеям ТАКОЕ могло привидеться разве что в кошмарном сне.
- Horizon: Zero Dawn — прекрасная реконструкция мономифа Кэмпбелла. А всего-то и нужно было, что поменять жанр: мономиф обычно применяется в фэнтези и космоопере, а здесь твёрдая постапокалиптическая фантастика, через которую и даются обоснования штампов.
- «Шин Годзилла» и аниме-трилогия о Годзилле же реконструируют собственно самого Годзиллу, превратив его из всемогущего радиоактивного монстра в тоже всемогущего, но всё же более наукообразного и необычного монстра. Что-то похожее пытался сделать Роланд Эммерих, но не разобрался и испортил всё, что в Годзилле было хорошо
Игры со штампами | |
---|---|
По смыслу | Аверсия • Деконструкция (Деконструкция задала новые каноны) • Зигзаг • Инверсия (Половая) • Обоснование (Аргумент мультиверса • Обоснуй) • Пародия (Самопародия) • Реконструкция • Субверсия |
По стилю | Педаль в пол • Ради драмы • Ради ужаса • С прикрученным фитильком • Шутки ради • Подразумевание штампа |
По реакции персонажа | Опора на штамп • Отрицание штампа • Подсветка (Господа, это символично! • Всегда хотел это сказать) • Эксплуатация штампа |
Распространённые обоснуи | Акула вуду • Онижепришельцы! • Фантастическое допущение • Это был социальный эксперимент • Magic Ex Machina/Это очень сильное колдунство |
← | Основы • Штамп • Явления и идеи |
- ↑ Скорее аллюзия шутки ради. Но шутка удачная, поэтому пусть будет под спойлером.