Одна сатана
Плохо будет всем, если в рассматриваемом сюжете есть злодей. И ничуть не лучше — если злодейка. А что будет, если они будут оба?! Да не в одиночку, а вместе, составляя пару? Нетрудно догадаться, что в этом случае героям придется гораздо труднее, чтобы все-таки победить их!
Если у отрицательного героя есть жена или подруга, деятельно участвующая в его начинаниях, это, с одной стороны, делает злодея более человечным: ведь редко кто уж совсем лишен всех человеческих слабостей и дорожит одной лишь властью, а злодейская пара вполне может быть искренне привязана друг к другу. Во всяком случае, порядочным людям с каждым из них точно было бы гораздо хуже, чем им вместе. Впрочем, нередко отношения в злодейской паре бывают далеки от идиллических — характеры-то у обоих не сахар, и им трудно делиться властью даже с женой/мужем. Но всё же им приходится друг друга терпеть, пока они остаются друг другу полезны.
Скорее всего, будут злодейским вариантом боевой пары. Впрочем, между ними может быть и разделение обязанностей: кто-то (чаще мужчина) сражается и командует, кто-то (обычно женщина) — колдует/стреляет/занимается политикой, словом, выполняет более тонкую работу. Во всяком случае, они сто́ят друг друга. Относительно них, как никогда, справедлива старинная пословица: «Муж и жена — одна сатана».
Если один из них погибает в конце первого/очередного тома (серии), то с вероятностью 99 % можно ждать продолжения, где выживший супруг будет стремиться отомстить. Ну а пока они вместе — берегись, герой!
Близкий троп — Бонни и Клайд: парочка стоит в центре произведения, а потому вызывает если не сочувствие, то хотя бы понимание. Наши же донна Хлоря и принц Фториан истекают таким ядом, что на понимание аудитории им рассчитывать не приходится.
Примеры[править]
Театр[править]
Уильям Шекспир любил такие пары в качестве злодеев:
- «Макбет» — сам Макбет со своей леди. Вполне возможный кодификатор для последующих злодейских пар.
- «Гамлет» — с прикрученным фитильком Клавдий и Гертруда: она во всех его преступлениях все-таки не участвовала.
- «Король Лир» — не одна, а две сатаны: что Гонерилья, что Регана, сумей они заполучить Эдмунда в мужья, составили бы с ним именно сабж. Да Регана и с первым мужем, герцогом Корнуолльским, были именно такой парой. А вот у Гонерильи муж порядочный.
Литература[править]
- «Отверженные» Гюго — супруги Тенардье.
- Р. Киплинг, «Книга джунглей» — кобры Наг и Нагайна в «Рикки-Тикки-Тави». Попытка мести за злодея со стороны овдовевшей Нагайны прилагается.
- «Сивилла — волшебница Кумского грота» — Люций Тарквиний и Туллия-злая. Начали вроде бы по любви — по крайней мере, она его соблазнила, а он убил свою первую жену, чтобы жениться на Туллии, — закончили, ненавидя друг друга и самих себя.
- «Гиперболоид инженера Гарина» — Пётр Петрович Гарин и Зоя Монроз.
- Кэтрин Ласки, «Ночные стражи» — Клудд и Нира, предводители Чистых, в первом цикле из шести книг. Безусловно, злодейская чета, но друг друга при этом вроде бы любили. А вот дальше, когда Клудд погибает и Нира становится главной злодейкой, оказалось, что она-то была намного хуже погибшего мужа.
- Брайн Джейкс, «Рэдволл» — в книге «Колокол Джозефа» чета лис, Урган Нагру и Сильваморта. Вместе скорее ради общих интересов, особыми чувствами там явно не пахнет.
- Роберт Штильмарк, «Наследник из Калькутты» — ничего не скажешь, холодная, бессердечная аристократка Эллен Стенфорд подходит «Леопарду» Грелли как нельзя лучше, по-своему очень гармоничная пара. Даже удивительно, как у них смогла вырасти добрая и чуткая Изабелла! Наверное, это потому, что родители ей особенно не занимались.
- Она читала письмо настоящего Фредерика Райленда своей невесте, вынужденной изображать «леди Райленд». Она присутствовала на исповеди тяжело раненного Джакомо Грели, и оставалась заботливой сиделкой на всём протяжении рассказа. Выйдя замуж за «лорда Райленда», помогала ему избавляться от врагов и соперников, в том числе вскружила голову двум самым перспективным кандидатам, которые обходили её мужа на ближайших выборах в палату лордов, и подстроила всё так, что их дуэль закончилась смертью обоих.
- Э. Р. Эддисон, «Стирбьёрн Сильный» — король Эрик и его молодая жена, королева Сигрид. До такой степени «одна сатана», что Эрик даже не побоялся поручить жене соблазнить своего племянника Стирбьёрна и тем самым добиться его изгнания. И не прогадал: Сигрид нужен могущественный король здесь и сейчас, а на претендентов с неясными перспективами она не разменивается.
- Dresden Files — Никодимус Архлеоне, Полониус Лартесса и их дочь Дейрдре. Именно так — с Тессой Ник в итоге разошёлся (их последней совместной работой стала Чёрная смерть в Европе), зато сошёлся с доченькой.
- Часто встречаются у вампиров Алого двора — взять хотя бы Паоло и Ариану Ортегу, или Эстебана с Эсмеральдой.
- «Гарри Поттер» — Петунья и Вернон Дурсли. Конечно, до главных злодеев этим двоим далеко, но личности они всё же крайне неприятные.
- Волдеморт и Беллатриса. Они идеально соответствуют образу.
- Но они ни разу не пара(оставим пьесу в покое и ограничимся изначальными семью томами). Она обожает Волдеморта и — помани он пальцем — несомненно бросила бы ради него мужа, ещё вполне живого на момент 5-й книги. А вот он любить неспособен в принципе. Она для него орудие. Хорошее, верное и способное орудие, но никак не более того. Его готовность садистически поиздеваться над ней в первой главе 7-й книги это подтверждает. Люций и Нарцисса чуть ближе к теме.
- Зато та же Беллатриса и её муж Родольфус подходят однозначно. Автор правки удивился ещё, почему его никто не вспомнил.
- Но они ни разу не пара(оставим пьесу в покое и ограничимся изначальными семью томами). Она обожает Волдеморта и — помани он пальцем — несомненно бросила бы ради него мужа, ещё вполне живого на момент 5-й книги. А вот он любить неспособен в принципе. Она для него орудие. Хорошее, верное и способное орудие, но никак не более того. Его готовность садистически поиздеваться над ней в первой главе 7-й книги это подтверждает. Люций и Нарцисса чуть ближе к теме.
- Волдеморт и Беллатриса. Они идеально соответствуют образу.
- Агата Кристи любит этот троп: Патрик и Кристина Редферн («Зло под солнцем»), скрывающие свой брак Марк Гаскелл и Джози Тёрнер («Труп в библиотеке»), Деннис Дейкр и Кэролайн (рассказ «Кровь на панели»), двоеженец Алистер Блант и его первая жена Герда («Раз, два, пряжка держится едва…») — и это ещё не полный список.
- Зигзаг в «Смерти на Ниле»: любовники и подельники Саймон Дойл и Жаклин де Бельфор отыгрывают на публику троп Отвергнутая женщина — это страшно.
- Ольга Кобылянская, «Земля», Сава и Рахира. Сама Рахира, строго говоря, никаких конкретных действий не совершает, но одной из причин поступка Савы становится ее на него влияние. В целом, пара выглядит крайне неприятно даже по нынешним меркам, а уж учитывая изменившуюся мораль и социокультурные реалии (во времени-месте действия роман шербета с молоком считался не менее отвратительным, чем кузинат) — так и вообще педаль в пол.
- Анатолий Иванов, «Тени исчезают в полдень» — Пистимея и Устин Морозовы, они же — Серафима Клычкова и Константин Жуков. Пара таившихся много лет антисоветчиков и то ли полных чудовищ, то ли еще не полных, особенно Устин. А ещё сектанты и ужасные родители, вплоть до убийства родного сына со стороны Устина. Но из этой пары Пистимея всё-таки хуже, она и мужа подталкивала к преступлениям. И ведь сбежала в конце книги живой и здоровой…
- Метавселенная Рудазова — Искашмир Молния и Руаха Карга. Были сведены в порядке евгенической программы, в процессе внезапно влюбились на самом деле и прикончили своего старого учителя, который это затеял.
- Иногда подобным балуется Бельзедор. Одна из его бывших жён считалась величайшей злой волшебницей своего времени.
- Олимпиада Шишкина, «Князь Скопин-Шуйский, или Россия в начале XVII столетия» — Марина Мнишек дважды этот троп отыграла, сперва с одним Лжедмитрием, затем со вторым. Ни одного из них не любила, а второго и вовсе откровенно презирала, но очень уж хотелось стать русской царицей.
- А также князь Дмитрий Шуйский и его жена Екатерина, дочь знаменитого опричника Малюты Скуратова. Эта пара, считая себя наследниками бездетного царя Василия Шуйского, отравили своего племянника, заглавного героя — полководца Михаила Скопина-Шуйского, единственного, кто в то время мог выиграть войну. Собственно, совершила это преступление Екатерина, но муж об её замыслах, как минимум, догадывался, а вернее — сам своими жалобами её спровоцировал. В результате, очень скоро семейство Шуйских вообще лишилось власти, а страну ждали ещё более тяжкие испытания.
- Валентин Иванов:
- «Повести древних лет» — ярл викингов Оттар и его жена Гильдис — оба холодные, жестокие, бесчеловечные, и составляют по-своему весьма гармоничную пару. Рядом с каждым из них кто-то более порядочный не выжил бы наверняка
- «Русь изначальная» — византийский император Юстиниан и его жена Феодора, сын неграмотного наёмника и бывшая куртизанка, правящие огромной империей с помощью подлости и жестокости.
Кино[править]
- «Не покидай...» — злой канцлер граф Давиль и его супруга Оттилия.
- «Весёлое сновидение, или Смех сквозь слёзы» — Пиковый валет Кривелло и Трефовая дама Двуличе. Столь великолепны, что едва не украли шоу у главных героев.
- «Мумия возвращается» — Имхотеп и Анксунамун (более традиционным прочтением имени является Анхесенамон (она же в разные периоды жизни Анхесенпаатон и Анхесенпаамон), но это же Голливуд…).
- Они же — в мультсериале по мотивам фильмов.
- «Вспомнить всё» — Рихтер и Лори.
- «Люди под лестницей» — Папочка и Мамочка. Вдобавок они родные брат и сестра.
- «Хроники Риддика» — Ваако и его безымянная жена.
- «Все умрут, а я останусь» — аж две таких пары. Первая — родители Кати, вторая — Алекс и Настя.
- «Охота на Пиранью» — Прохор и Синильга.
- «Беги без оглядки» — супруги-извращенцы по фамилии Гензель (отсылка к известной сказке), которые заманивают к себе детей. Что именно они делают с детьми — неизвестно, но в этом участвуют хирургические инструменты и мешки для трупов.
- «Я видел дьявола» — соратники Чан Гён Чхоля по маньячьему делу, супруги-каннибалы.
- «Кэндимен» — заглавный герой и Хелен, если судить по концовке.
- «Джентльмены» — Микки и Розалинда Пирсоны.
- «Прирождённые убийцы» — Микки и Мэллори (собственно, весь фильм об этом). Что еще можно сказать про парочку, чьи отношения начались с убийства родителей Мэллори, поджога, а пришли к массовой бойне и бунту в тюрьме?!
- "Гудзонский ястреб" - Минерва и Дарвин Мэйфлауэр.
Телесериалы[править]
- «Кольца Всевластья» — Кора и Карбес. Между ними, судя по всему, никогда не было других чувств, кроме общего властолюбия — в фильме заметно, как они друг друга раздражают, причем чем дальше, тем сильнее. Просто Коре было нужно, чтобы за нее кто-то воевал, а Карбесу — чтобы за него кто-то думал.
- «Карточный домик» — Андервуды же!
- «Декстер», 1 сезон — Хорхе Кастильо и его жена. Декстер хотел узнать, как маньяку Кастильо удаётся совмещать свою тайную жизнь со счастливой семейной. Очень просто: жена была его подельницей.
- С седьмого сезона сам Декстер находит себе подругу, серийную убийцу Ханну МакКей.
- «Менталист», 1 серия 4 сезона — убитый Патриком Тимоти Картер, выдававший себя за Кровавого Джона, оказался прямо-таки образцовым гражданином: отличный работник, примерный семьянин и волонтёр, организовавший поиски пропавшей семнадцатилетней девушки. Один маленький нюанс: он сам её запер в подвале и регулярно насиловал. При содействии и одобрении супруги.
- «Последователи» — Рик и Мэгги Кэстеры.
- «Империя Кёсем» — Дильруба-султан и Давуд-паша. Эталон же!
- Новый «Секретный агент МакГайвер» (2016) — киллеры Мёрдок и Эмбер. Эдакие мистер и миссис Смит, с той разницей что познакомились они, «отработав» одну цель.
- «Комиссар Рекс» — ярче всего отыгрывают троп супруги Хельвиг из серии «По венским крышам».
Мультфильмы[править]
- «Король Лев» — Шрам и Зира, если она все-таки его вдова.
- Нет никакой информации, как он к ней относился. Если как Волдеморт к Беллатрисе - не подходит.
- «Динозавр» — пара карнотавров.
- Хотя вообще-то пол карнотавров не был подтверждён, не говоря уже о том, были ли они парой. Но многие фанаты привыкли считать именно так.
- «Упс… Ной уплыл!» — супружеская пара грифонов.
- «Кролик кунг-фу» — первая и вторая серия: двое бандитов — крокодил и его подружка-лягушка.
Мультсериалы[править]
- «Семь гномов» — злые волшебники Грим и Хильди Хмуры.
- Avatar: The Legend of Korra — Захир и Пи’Ли.
- Phineas and Ferb — Хайнц Фуфелшмерц и Шарлин из параллельного измерения. Они даже в разводе только формально.
- Simpsons — Боб и Фраческо.
- Scooby-Doo! Mystery Incorporated — Брэд Чайлз и Джуди Ривз.
Аниме и манга[править]
- «Сейлор Мун» — Соичи Томоэ и Каори. С прикрученным фитильком: Каори — лишь сожительница своего начальника, и пусть она в него безнадежно влюблена, но отношения между ними (как их демонстрируют зрителю) недалеко ушли от деловой этики.
- Там же: Эйл и Анна. Правда тут субверсия — они, в конце концов, свернули с пути зла, а значит перестали быть тропом.
- Golden Kamuy — Кейчиро Сакамото и О-Гин. Отморозки полнейшие, вдобавок, ещё и Бонни и Клайд. Но при этом очень нежно и трепетно относятся друг к другу (и только друг к другу), к тому же — хорошие родители.
- Tate no Yuusha no Nariagari — герой копья Мотоясу и сволочная принцесса Малти.
- Но только в первых томах. Позже выясняется что Мотоясу просто идиот… но с какими-никакими понятиями о чести, из за чего впал в ГЭС (и немножко сошёл с ума) и на последний переведённый том из него не выходит.
- Tengen Toppa Gurren Lagann — Тимирульф и Адине, Россиу и Кинон, Антиспиральщик и Ния
Комиксы[править]
- «Планетарий» — Рэндалл Даулинг и Ким Зюскинд. Педаль в пол — несладко пришлось даже двум их ближайшим соратникам!
- Marvel Comics — Грех и Кроссбоунс — дочь Красного Черепа и его (а какое-то время и её) дракон. Причём Кроссбоунс настолько любил как саму безумную девушку, так и кровавые развлечения в её компании, что даже сорвал её попытку уничтожить мир, без его вмешательства гарантированно увенчавшуюся бы успехом.
Видеоигры[править]
- «Warhammer: Total War» — Влад и Изабелла фон Карштейны (в настолке то же самое, собственно, с неё всё и началось. Не дай вам боги Хаоса убить одного из них, оставшийся на столе очень быстро заставит вас об этом пожалеть).
- Конкретно в этой адаптации больше известны Вечная Королева высших эльфов Алариэль Сияющая и её фаворит Тирион, которых идиотская дипломатия превратила в психов с топорами. Причём Тирион озверел всего лишь окончательно, а вот его подруга по канону друг всему живому, но тут чуть что хватается за терминаторизатор и устраивает всеултуанскую гражданскую войну.
- «The Cat Lady» — один из «паразитов», служащий в санитарном контроле. И его жена. Правда в одном они не совпадают — муж не прочь поразвлечься с каждой новой жертвой, пока она не пришла в негодность, а жена предпочитает сразу лишить жертву привлекательности. А в остальном они любят творить свои маньячные дела вместе.
- Mortal Kombat 11 Aftermath — Шао Кан и Синдел, эталон тропа из палаты мер и весов, хранить вечно.
- Субверсия с небольшим зигзагом в Resident Evil 5 у Альберта Вескера и Экселлы Гионе... Могло бы быть. Но не случилось. Кто бы мог подумать.
Реальная жизнь[править]
- Среди серийных убийц супружеский подряд — не такая уж редкость.
- Те самые Бонни Паркер и Клайд Бэрроу. Не столько маньяки, сколько разбойники. Но бессмысленными убийствами тоже промышляли, да.
- Чарльз Старквезер и Кэрил Фьюгейт.
- Фред и Розмари Уэст.
- Пол Бернардо и Карла Хомолка.
- «Болотные убийцы» Иэн Брэйди и Майра Хиндли.
- Элтон Коулман и Дебра Браун.
- Рэй и Фэй Копленд. При том, что ему, на момент последнего убийства, было 79 лет, а ей 69!
- Дэвид и Кэтрин Бёрни.
- Эдвин и Джудит Нилли.
- Даглас Кларк и Кэрол М. Банди.
- Майкл и Сьюзен Карсон.
- Альфонсо де Хесус Констансо и Сара Алдрет.
- Мишель Фурнире и Моник Оливье.
- Джеральд и Шарлин Гальего.
- Владимр Гурьянов и Эльвира Егорычева.
- Владимир Комаров, первый серийный убийца СССР, и жена его и Софья. С прикрученным: убивал он, она помогала с заметанием следов.
- Алексей Суклетин и Мадина Шакирова.
- Йоханнес и Пилле Ханни.
- Чета Чаушеску. Жили они долго и счастливо и были расстреляны в один день.
- Впрочем, Чаушеску трудно счесть злодеем — особенно самим румынам, которые до сих пор очень уважают и даже любят его.
- Ни разу не отрицательные персонажи, так что мимо
- Рейхсминистр народного просвещения и пропаганды Третьего рейха Йозеф Геббельс и его супруга Магда. Тоже отправились в мир иной в один день, предварительно умертвив своих шестерых детей.
- Скверные родители, оставшиеся парой, в большинстве случаев являются именно этим тропом, разделяясь на «активного», который непосредственно издевается над ребёнком, и «пассивного», который его умасливает и не позволяет ему сбежать из такой радостной семейки (и стремительно мутирует в «актива», если брак по каким-либо причинам разваливается, а ребёнок остаётся у него). В меньшинстве — скверная мамочка или адский папаша с безвольной, опустошённой тряпкой в качестве партнёра, потому что нормальный и психологически стойкий человек из такого брака попросту сбежит, сверкая пятками.