Жена декабриста
Она приехала за ним на Колыму,
Испортив тем всю каторгу ему!
Многие родственницы участников восстания 1825 г. отправились за осуждёнными в Сибирь. Их-то и называли декабристками. Поскольку среди них большинство были жёнами (или невестами), позже появилось словосочетание «жена декабриста». Это означает безмерную верность возлюбленному и готовность последовать за ним в любую неблагоприятную для жизни точку планеты — в места заключения, на войну, в страну Третьего мира, на освоение новых земель, да просто в изгнание. Троп чаще отыгрывают персонажи женского пола, но возможен и мужской вариант.
Хотя жён декабристов часто считают символом настоящей любви, у тропа есть печальные варианты с прикрученным фитильком:
- Героиня едет за героем просто потому, что боится осуждения или ей некуда больше податься.
- Героиня едет за героем, потому что безответно в него влюблена и надеется, что уж теперь-то он её разглядит и оценит.
Отчасти надтроп — С чем не справишься ради любви. Смежный троп — Лютиэн.
Одноминутка суровой реальности[править]
До травоядных времён Екатерины конфискация всего имущества и ссылка жены с детьми вместе с опальным была стандартом и никого не удивляла. Все же помним, что жена и дети Меншикова поехали с ним в Берёзов? Во времена дворцовых переворотов с каждым временщиком восходил и падал целый выводок приверженцев, и в Сибирь они все после падения временщика отправлялись вместе с семьями. Далеко не все оттуда вернулись.
Мало кто вспоминает, что помимо офицеров-заговорщиков под суд попали и полки, которые они на Сенатскую площадь вывели. Полки, между прочим, в политике не разбираются, их учили — делай, как офицер велит, или будь бит шпицрутенами, третьего не дано. Они пошли за своими офицерами, как им всегда было велено — за это были объявлены штрафными и отправлены на Кавказ.
Примеры[править]
Литература[править]
- Воспоминания Полины Гёбль, в православии Прасковьи Егоровны, жены декабриста Ивана Александровича Анненкова (вызывают уважение к исключительной женщине). Воспоминания княгини Волконской (почитателям культа декабристов не рекомендую, уважение к ним теряется очень быстро и навсегда). Обе книги послужили основанием сценария «Звезды пленительного счастья».
- Николай Некрасов, поэма «Русские женщины» — о декабристках.
- А. Дюма, роман «Учитель фехтования» — аналогично. Прототип главной героини, Луизы — Гёбль.
- Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание» — Соня Мармеладова, поехавшая в Сибирь за Родионом Раскольниковым.
- Л. Н. Толстой, «Воскресение» — гендерная инверсия. Узнав, что Катюшу Маслову ссылают в Сибрь, Дмитрий Нехлюдов женится на ней и тоже едет в Сибирь.
- Ну, во-первых, он не женился, а только собирался жениться, а во-вторых, она несколько раз ему отказала и вообще во время этапа полюбила другого каторжника, так что с фитильком.
- С. Ковалевская, «Нигилистка» — главная героиня, Вера Баранцова, выходит замуж за обвинённого в политическом преступлении еврея Павленкова, чтобы спасти его от заточения в Алексеевский равелин, где узники, сидя поодиночке, сходят с ума не более чем через три года (его приговорили к двадцати). Семейная пара из каторжника и дочери графа отправляется в Сибирь.
- Сомерсет Моэм, «Узорный покров» — героиня поехала за нелюбимым мужем в охваченную холерой китайскую провинцию. А больше было некуда: хотела уйти к любовнику, да он отказался развестись…
- Коринна Хоффман, «Белая масаи» — героиня едет за любимым в африканскую глубинку, строить рай в шалаше в буквальном смысле слова.
- Мария Лащенко, «Всё, что у меня есть» — девушка-врач с первого взгляда влюбилась в бывалого офицера и поехала за ним в Чечню. Офицер сначала был в шоке, но со временем привязался к ней, а после того, как она выходила после тяжёлых ранений его и его ближайшего друга, всё-таки на ней женился.
- Ю. Вознесенская, «Мои посмертные приключения» — мужа героини, диссидентки и правозащитницы, ездившей по всему Союзу, друзья звали «декабристкой».
- «Колесо Времени» — жёны аша`манов, последовавшие за ними в Чёрную Башню. Да, не каторга, но жить в окружении множества мужчин, владеющих магией и имеющих репутацию потенциальных опасных безумцев (причём некоторые из них действительно сходят с ума и гибнут!) — удовольствие ниже среднего.
- Борис Акунин «Турецкий гамбит» — эмансипированная барышня отправляется за женихом на войну. И всё заверте…
- «Вычеркнутые из жизни» Сергея Тармашева — Катя, ушедшая за Владом в ареал, чем обрекла себя на пожизненное нахождение в населённой преимущественно бандитами аномальной зоне.
- "Земля Санникова" и онкилонка Аннуир, последовавшая за возлюбленным в "большой мир". Формально, для неё это та же враждебная и незнакомая "сибирь".
Кино[править]
- «Звезда пленительного счастья» — фильм о тех самых декабристах и их супругах.
- «Разные судьбы» — безответно влюблённая Соня поехала за Стёпой на целину. Несколько лет просидела во френдзоне, но дождалась того дня, когда Стёпа разочаровался в своей первой любви и оценил Сонину преданность.
- «Адмиралъ» — Анна Тимирёва отправилась за Колчаком на гражданскую войну, а потом добровольно попросилась с ним под арест.
- «Горячие головы» — пародийный вариант. Возлюбленная главгероя отправляется за ним «в индейцы».
Музыка[править]
- Сергей Север, «Небо обвенчало нас».
- Оксана Орлова, «Москвичка-сибирячка».
Реальная жизнь[править]
- Во времена, когда тюрьмы не делились на мужские и женские либо находись рядом, «Бонни и Клайд» могли отбывать наказание в одном месте.
- Современный вариант тропа — жёны и мужья военных, а также некоторых госслужащих (главным образом правоохранители, но сотрудники МЧС туда же), которые только начинают свою карьеру. Часто их вторые половинки не боятся ехать на Крайний Север и жить там; помимо этого, они ещё и работают, если есть такая возможность.